IX школьная научно-практическая конференция
для учащихся 1 – 4 классов МБОУ СОШ № 1
«Планета открытий»
Зачем нам нужен сон?
Автор: Шахабидинов Абдуллох,
учащийся 2 класса
МБОУ СОШ №1 г. Кандалакша
Научный руководитель: Лукина
Маргарита Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1
г. Кандалакша, 2022 г.
2022 г
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………...…..2
Глава 1: Теоретическая часть
1.1.Что такое сон………………………………………..................................................................3
1.2.Суточная норма сна …………………………………………………......................................4
1.3.Причины нарушения сна....................…………………………….……………………….….4
1.4.Факторы, влияющие на сон человека ……………………………………………………….4
Глава II: Практическая часть
Практическая работа № 1. Анкетирование………………………………………….......…...4
Практическая работа № 2. Беседа со специалистами …….. ………….………………...….6
Практическая работа № 3. Наблюдение ………………………… ……………………..…..6
Практическая работа № 4. Эксперимент ………………………….….…………………......7
Результаты исследования……………………………………...……………..……………... 8
Заключение………………………………………………………………………............….....8
Список литературы…………………………………………………………....……………....8
Приложение 1………………………………………………………………….…………..…..8
Приложение 2…………………………………………………………………………......….10
Приложение 3………………………………………………………………………….....…..11
Введение
Актуальность.
Самым ценным в жизни каждого человека является здоровье. «Здравствуйте!» - говорим мы при встрече, желая здоровья собеседнику. «Как здоровье?» - один из первых вопросов в разговоре.
Важной составляющей здоровья является полноценный сон. В школе нам постоянно напоминают о соблюдении режима дня, что надо вовремя ложиться спать. А действительно ли сон так необходим человеку? Возможно, это бесполезная трата времени. Ведь в жизни так много всего интересного. Хочется многому научиться, больше времени посвятить общению с друзьями, различным играм.
Что мы знаем о сне? Существуют ли определённые правила сна? Зависит ли от полноценного сна самочувствие человека? Мне захотелось ответить на эти вопросы.
Объект исследования: сон.
Предмет исследования: влияние сна на самочувствие человека.
Гипотеза: сон - это не бесполезная трата времени, а очень важная часть жизни человека.
Цель исследования: изучить роль сна в жизни людей.
В связи с поставленной целью, возникшей проблемой, объектом исследования были поставлены следующие задачи:
Ø изучить теоретические вопросы по данной теме;
Ø провести исследование с целью выяснения, как полноценный сон влияет на работоспособность;
Ø провести анкетирование и произвести обработку результатов;
Ø создать памятку «Чтобы сон был здоровым».
В процессе работы использовать следующие методы исследования:
Ø теоретические (изучение и анализ литературы, обобщение данных);
Ø практические (наблюдение, сравнение, анкетный опрос);
Ø математические (построение диаграмм, таблиц).
Глава 1: Теоретическая часть.
1. Что такое сон.
Сон – это физиологическая потребность человека, точно такая же, как голод или жажда. Если лишить человека сна, он погибнет.
В экспериментах учёных в конце 19 века было показано, что лишённые сна взрослые собаки погибали за 12 – 21 день, а щенки через 4 – 6 дней. Недаром в Китае лишение сна считалось одним из самых страшных наказаний.
Долгое время люди думали, что основная функция сна – отдых. Но в середине 20 века ученые выяснили, что сон – это активный процесс с множеством функций.
Во время сна вырабатываются специальные вещества, которые наподобие дирижера заставляют наш организм работать слаженно, как часы.
Вредные вещества, которые накапливаются в мозге в течение дня, удаляются во время сна. Если вы спите недостаточно долго, ваше состояние "напоминает легкое сотрясение мозга".
Во сне в нашем организме вырабатывается гормон роста, который регулирует обмен веществ. Недаром, когда человек болеет, ему постоянно хочется спать – так организм «обновляет» себя.
Сон способствует запоминанию информации. Если какая-то информация заучивается перед засыпанием, то через 8 часов она вспоминается лучше.
Всех функций сна мы не знаем до сих пор. Но ограничение сна серьезно влияет на психическое и физическое здоровье человека.
Даже после одной бессонной ночи, которая случалась в жизни практически у каждого человека, появляется усталость, снижается концентрация внимания, возникают трудности со сложной деятельностью. Если не спать 2-3 ночи, то нарушается координация движений и фокусировка зрения. В дальнейшем появляется раздражительность, замедление движений, нечеткость речи, галлюцинации, странности в поведении. Человек не может поддерживать беседу, становится безразличен к окружающему миру, возникают трудности в совершении простейших бытовых навыков. Все это лишь подтверждает, что качественный сон крайне необходим нашему организму.
2. Суточная норма сна.
Продолжительность сна у всех разная. Так, ребенку до одного года необходимо спать 16 часов в сутки, детям 2-3 лет – 13 часов, в 5 лет – 12 часов, в 7 лет – 11 часов, в возрасте 10-12 лет суточная норма сна – 10 часов, в 16 лет – 8-9 часов, в 17 лет и старше – 7 - 9 часов.
В нашем возрасте необходимо спать не менее 10 часов в сутки. Чтобы нервная система привыкла к определенному ритму труда и отдыха, лучше ложиться спать в одно и то же время. Учащиеся должны засыпать в 21.00 - 22.00, а вставать в 7.00 - 8.00 часов.
3. Причины нарушения сна.
Самым распространенным нарушением сна является бессонница. Причины ее появления следующие:
• нарушение режима дня;
• возбужденное состояние перед сном;
• мысли, накопившиеся за день и мешающие заснуть.
4. Факторы, которые влияют на сон человека.
· Искусственный свет. Недостаточная темнота, члены семьи, сидящие перед компьютером или телевизором, гаджеты в постели – все это затрудняет засыпание.
· Нагрузка в вечернее время. В организме нет переключателя, поэтому ко сну он отходит постепенно, а не в один момент.
· Работа в ночную смену. В норме люди спят, когда темно, и бодрствуют, когда светло. У ночных работников все наоборот.
· Нервные потрясения. Стресс возбуждает нервную систему.
· Различные заболевания, сопровождающиеся болями.
Еще одной причиной нарушение сна является недостаток гормона мелатонина. Он вырабатывается в определенные часы: у взрослых с 00.00 до 3.00 часов ночи, а у детей с 23.00 до 3.00 ночи. Получается, что в эти часы человек должен уже спать.
Глава II. Практическая часть
Практическая работа № 1. Анкетирование.
Цель: выяснить, полноценный ли сон у учащихся начальной школы и у учителей.
Метод исследования: анкетный опрос с обработкой и анализом полученных данных (см. прил. 1).
В анкетировании приняли участие 8 педагогов МБОУ СОШ №1.
Большинство учителей (5 человек, 63%) ложатся спать в 24 ч.
2 учителя (25%) ложатся спать в 23 ч.
1 учитель (12%) ложится спать в 22 ч.
В 6 часов утра просыпаются 3 педагога (37%), в 7 часов – 5 педагогов (63%).
Хотя продолжительность сна у большинства педагогов в пределах нормы, 8 человек (100%) отметили, что бывает бессонница, 4 человека (50%) хотят спать днём. Вероятно, это связано с тем, что 4 человека (50%) перед сном читают, а 4 человека (50%) готовятся к урокам, проверяют тетради, смотрят телевизор. Ноутбуки, мобильные телефоны - являются соблазном бодрствовать дольше. Даже свет, излучаемый электронными устройствам, заставляет нас меньше хотеть спать. А разговоры с друзьями или просмотр видеороликов не позволяют мозгу расслабиться.
5 педагогов (63%) отметили, что просыпаться утром трудно.
В анкетировании принял участие 61 ученик начальной школы МБОУ СОШ №1.
Мы выяснили, что большинство учеников соблюдают режим дня и ложатся спать в 21 ч. (25 человека, 41%) и в 22 ч. (30 человек, 49%). 5 учеников (8%) ложатся спать в 23 часа, а 1 ученик (2%) ложится в 24 ч.
37 (61%) учеников просыпаются в 7 часов, 19(31%) учеников в 8 часов, 5(8%) учеников в 6 часов.
В пределах нормы (9 – 11 часов) спят 58 учеников (95%) начальной школы.
27 (44%) учащихся отметили, что днём хотят спать, у 54 (89%) учеников бывает бессонница, 45 (74%) человек просыпаются ночью. Легко засыпают 25 (41%) учеников, а легко просыпаются 31(51%) человек.
Перед сном 12 (20%) учеников смотрят телепередачи, 14 (23%) детей играют в компьютерные игры, 12 человек ответили «играю», 9 человек рисуют, 4 читают, 3 повторяют домашнее задание.
Вывод: большинство педагогов и школьников соблюдают режим сна и бодрствования. Но электронные устройства и нагрузка в вечернее время не позволяют мозгу расслабиться.
Практическая работа № 2. Беседа со специалистами.
Цель: выяснить секрет здорового сна.
Метод исследования: беседа (см. прил. 2).
Психолог школы Смирнова Галина Евгеньевна познакомила с приёмами самопомощи для улучшения сна:
· Старайтесь ложиться и просыпаться в определённые часы.
· Оставляйте для сна достаточное количество часов.
· Ограничьте время дневного отдыха.
· Перед сном необходимо исключить возбуждающие игры, умственную работу.
· Физические упражнения улучшают сон, но упражнения перед сном не способствуют засыпанию.
· Шоколад, кофе, крепкий чай на ночь не рекомендуются.
· Проветрите комнату.
· Не ложитесь спать голодным. Лёгкий ужин позволит крепко уснуть.
· Примите горячий душ.
Галина Евгеньевна рассказала легенду о появлении оберега «Ловец снов», который способствует хорошему сну, изгоняет дурные мысли, защищает от кошмаров.
Аскаров Шухратжан Расулжанович (анестезиолог и реаниматолог - специалист с высшим медицинским образованием) сказал, что в норме человек должен спать 7-8 часов. Ночной сон, длительностью менее рекомендуемых 7-8 часов, делает человека не просто рассеянным и нервным. Последствия куда серьёзнее и могут стать причиной разных проблем со здоровьем: от увеличения веса до ослабленной иммунной системы. Человеческий организм нуждается во сне точно так же, как и в воздухе или еде. Во время сна наш организм отдыхает, и происходит множество процессов. Если спать меньше 6 часов в сутки, риск ранней смерти повышается на 12 %.
Вывод: здоровый сон является залогом здоровья и хорошего самочувствия.
Практическая работа № 3. Наблюдение.
Цель: выяснить, действительно ли продолжительность сна зависит от возраста человека.
Я наблюдал за продолжительностью сна членов моей семьи.
Члены семьи |
Отбой |
Подъём |
Продолжительность сна |
Засыпает |
Просыпается |
Дневной сон |
Мухаммед, 3 года |
22.00 |
07.30 |
14 ч. |
быстро |
трудно |
3 – 4 часа |
Салиха, 7 лет |
22.00 |
07.30 |
9 ч. 30 мин. |
быстро |
трудно |
- |
Абдуллох, 8 лет |
22.30 |
07.30 |
9 ч. |
трудно |
быстро |
- |
Камалдин, 12 лет |
24.00 |
06.30 |
7 ч.30 мин. |
быстро |
трудно |
около 1 ч. |
Мама |
23.30 |
06.30 |
7 ч |
быстро |
быстро |
Иногда, около 1 ч. в период полярной ночи |
Папа |
23.30 |
06.30 |
7 ч |
быстро |
трудно |
- |
Бабушка |
23.30 |
05.00 |
5 ч.30 мин. |
быстро |
легко |
редко |
Мама отметила, что при недостаточном количестве сна у неё сильно болит голова. И, если в выходной день спать больше нормы, то тоже появляется головная боль.
У бабушки сон непродолжительный, т.к. ночью обостряются боли в ноге. Днём она старается не спать, но организм иногда «выключается» сам. И бабушка может уснуть во время разговора.
Мой старший брат много времени проводит на кружках и секциях. Много времени требует подготовка домашнего задания. Камалдин поздно ложится ночью. Ему требуется дневной отдых.
Вывод: у членов моей семьи продолжительность сна разная. Она зависит от возраста и индивидуальных особенностей человека.
Практическая работа № 4. Эксперимент.
Цель: выяснить, влияют ли сонные ритуалы на качество моего сна.
За время моего исследования я наблюдал за своим сном и сном всех членов семьи. Обычно я ложусь спать около 22.00 или 23.00 часа, а просыпаюсь в 7.30. Получается, что я сплю около 9 часов. Засыпаю я не очень быстро, иногда просыпаюсь ночью. Я записывал свои наблюдения с 9.02.22 по 15.02.22. Оказалось, что 3 раза за неделю я не высыпался, просыпался раздражительным. Возможно, это стало причиной того, что на уроках я не смог сосредоточиться и качественно выполнить работу. Перед сном я играл в компьютерные игры.
Я решил провести небольшой эксперимент.
ü Перед сном выпивал стакан кефира.
ü Перед сном читал книгу.
ü Спал на полу в прохладе на жёсткой постели.
ü Ложился спать на час раньше.
ü Засыпал в тишине.
Вывод: сонные ритуалы помогают улучшить качество сна.
Результаты исследования.
Сон очень важен и жизненно необходим для здоровья и развития. При выполнении всех требований наступает полноценный сон. Это является условием нормального развития организма, залогом хорошей успеваемости в школе, прекрасного настроения и высокой работоспособности в течение всего дня.
Заключение.
Вывод.
Гипотеза подтвердилась. Я выяснил, что сон - это не бесполезная трата времени, а очень важная часть жизни человека, которая влияет на здоровье, работоспособность и успеваемость.
Практическая значимость работы. По итогам проведённого исследования были составлены рекомендации для учащихся «Секреты здорового сна». (Приложение 3)
Используемая литература:
1. Полная медицинская энциклопедия. Том 3. Здоровый образ жизни. – М.: ООО «Мир книги», 2002
2. Смирнов В.М. «Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность» - М.: Издательский центр «Академия», 2004
3. https://familydoctor.ru/about/publications/nevrologiya/vliyanie_kachestvennogo_sna_na_zdorove_cheloveka.html
Приложение 1.
Вопрос 1. В котором часу Вы ложитесь спать?
Вопрос 2. В котором часу просыпаетесь?
Вопрос 3.Сколько часов вы спите?
Приложение 2.
Приложение 3.
«Секреты здорового сна»
1. Старайтесь ложиться спать и просыпаться в определённые часы.
2. Перед сном полезно принять тёплую ванну или контрастный душ.
3. Запрограммируйте себя на сон: лёгкая гимнастика, чтение книги.
4. Не пейте чай, кофе перед сном. Лучше выпить стакан кефира.
5. Не переедайте на ночь и не ложитесь голодным.
6. Проветрите спальню.
7. Подберите удобный матрац, подушку и одеяло. Постельное белье должно быть приятным (не раздражать кожу и не вызывать чувство дискомфорта).
8. Не сидите долго за компьютером. Не смотрите страшные фильмы.
9. Спите в тишине. Чем тише в помещении, тем легче вашему организму будет отдохнуть.
10. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.