Конспект урока по литературному чтению на тему "Какие вопросы задают сказки?" (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена?»).
Оценка 4.6
Презентации учебные +1
docx
русская литература
2 кл
02.04.2017
Урок литературного чтения по УМК «Школа 2100», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Литературное чтение» 2 класс. Урок построен в технологии деятельностного метода на базовом уровне (7 этапов). На уроке дети сами определяют тему, цель, пробуют предположить почему у зайца рассечена губа. Работа над поставленной целью диагностируется в самостоятельной работе. В конце урока дети с помощью карточек для самооценивания подводят итоги своей работы.
Мой урок.docx
Литературное чтение 2 класс
Составила учитель начальных классов Платон Наталья Юрьевна
Тема: Какие вопросы задают сказки? (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена?»).
Цели:
познакомить с эстонской сказкой «Почему у зайца губа рассечена?»;
формировать навыки осознанного правильного чтения, умение работать с текстом, прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям,
ключевым словам.
Тип урока: ОНЗ
Учебнометодическое обеспечение: учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Литературное чтение» 2 класс, Рабочая тетрадь по литературному чтению
2 класс, таблицы для самооценки и для самостоятельной работы, презентация к уроку.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
1.Организационный
момент
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
2.Актуализация знаний и
фиксация затруднений в
деятельности
Над каким разделом мы работали на последних уроках лит. чтения? («Сказка – ложь, да в ней намёк»).
Вам понравились прочитанные сказки?
Сказки любят и читают дети и взрослые. Человек любой национальности любит сказки. У всех народов нашей
земли есть свои сказки.
Вы хотите продолжить наше путешествие в мир народных сказок?
1) С чего мы обычно начинаем урок? (С повторения).
Предлагаю вспомнить, сказки, каких народов мы уже с вами прочитали в данном разделе? (русские,
африканская, афроамериканская).
О ком были эти сказки? (О животных)
А для чего мы знакомимся со сказками разных народов?
2) Чтобы определить главных героев новой сказки, предлагаю обратиться к отрывкам из стихотворений:
Слайд 1 Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шёл домой
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!
Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой весёлый крик. Н.Рубцов
Заяц мчится что есть мочи,
Заяц схорониться хочет.
То бежит он и кружит.
Бедный он, всего боится...
Где укрыться ото зла
От лисицы и куницы,
От орлицы и орла?
Он боится даже белки,
Певчей птицы даже мелкой.
...Уши стрелы, хвост сучок,
Прыгнул белкой и молчок.
Как вы думаете, о каком животном пойдёт речь сегодня на уроке? О зайцах.
Назовите названия русских народных сказок, в которых главный герой – заяц.
Какими словами можно охарактеризовать зайцев, их поведение?
Найдите в стихотворениях строки, описывающие повадки зайцев. (Бедный, он всего боится..)
Что мы повторили? (Отличительные особенности поведения зайцев, вспомнили сказки)
Вам хотелось бы попытаться открыть и другие заячьи особенности?
А что нам поможет? (Новая сказка)
Оказывается, заяц герой не только русских народных сказок и сказок русских писателей, но и сказок других
народов. Сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного народа.
Откройте учебники на стр. 76, давайте прочитаем название сказки и народа, написавшего его. (Дети
читают название)
3) Пробное действие
Работа со слайдом 2 3. Совместное открытие
нового знания.
Внимательно рассмотрите фотографии зайцев. Обратите внимание на его верхнюю губу. Что вы замечаете?
(Губа состоит из двух половинок)
Посмотрите на иллюстрацию в учебнике, можем мы по картинке ответить на вопрос – почему у зайцев губа
рассечена? (Нет, надо прочитать сказку)
Я предлагаю вам предположить, отчего у зайцев губа рассечена. В новой сказке кроме зайцев будут
следующие герои. Попробуйте выбрать варианты ответов.
Слайд 3
Поднимите руку, кто считает, что правильный ответ первая картинка. (Количество обозначить)
Кто вторая? Третья? Четвёртая?
Кто выбрал две? Кто – три?
Что получается? (Разное количество выбранных ответов)
Что это значит? (Мы столкнулись с затруднением)
В чём затруднение? (Мы не можем…)
Что надо делать после того, как вы столкнулись с затруднением? (Надо попытаться найти выход из
затруднения)
А что нам поможет? (Сказка)
Какое действие необходимо выполнить, чтобы мы смогли найти ответ? (Прочитать сказку)
Какой народ сочинил эту сказку? (Эстонский)
Слайд 4
Эстония это маленькая страна, которая находится на берегу Балтийского моря.
Слайд
Попробуйте определить тему урока. Какое произведение мы будем читать?
Что особенного в названии? (Содержит вопрос)
А кто задает вопрос? (Дети) Вывесить тему урока.
В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. (Познакомиться с эстонской сказкой.
Ответить на вопрос в названии)
Работу предлагаю построить по плану. План вывешивается на доску.
План:
1)Познакомиться с произведением.
2) Ответить на вопрос сказки.
3) Определить главную мысль сказки.
Работа с текстом до чтения.
Я предлагаю познакомиться с новой сказкой и получить от неё новый урок. Давайте по ключевым словам предположим, о чём же будет эта сказка. Раб. тетр. стр.43 (левый столбик
слов).Слайд 5
Зайцы
Горькая судьба
Всех боимся
Утопимся
Овцы
Испугались
Хохотали
Губа лопнула
Как вы думаете, где происходит действие рассказа? (В лесу).
Чтобы понять главную мысль автора, читать и слушать надо вдумчиво.
2. Работа с текстом во время чтения.
1– 2 абзацы
Что горького в судьбе зайцев?
Что предложил старший заяц?
35 абзацы
Почему овцы побежали неизвестно куда?
Как описывается овечий испуг? (Хвостики у них дрожат, копытца стучат)
Почему было много крика и шума вокруг?
Читаем до конца.
Над чем смеялись зайцы? О чем они подумали? (Что их боятся овцы, собаки, пастухи)
Почему они передумали топиться?
Подтвердились ли наши предположения о причинах рассечённой губы у зайцев?
3. Словарная работа
В тексте нам встретились словосочетания, значение которых следует уточнить.
душа в пятки уходит
собаки лают, надрываются
4. Работа с текстом после чтения.
1) Вопросы после чтения.
Какой ответ на вопрос мы узнали? Почему губа рассечена?
Чему учит нас эта сказка? Найти в тексте предложение, где заключена главная мысль сказки.
Какие показаны зайцы в эстонской сказке? (Несчастные, горемычные, трусливые, затем решительные, веселые, беззаботные, смелые)
А похожи ли эти зайцы на зайцев из русских сказок? Какие они?
– С каким настроением написана эта сказка? Она грустная или смешная?
Значит, с каким настроением ее надо читать?
Понравилась сказка? Покажите, с помощью мимики и жестов, какие были зайцы вначале сказки? А какие в
конце?
2)Работа в парах
Обратимся к пословицам. Слайд 6.
Выберите из данных пословиц ту, которая выражает главную мысль сказки. Попытайтесь обосновать свой
выбор.
1)В глазах у трусливого всё увеличивается — и опасности, и трудности. (Кит.)
2)Не думай о страхе, так его и не будет.
3) Много знать, мало говорить — правило храбреца.
4)Доброе братство лучше богатства.
5)На трусливого все собаки лают.
Физминутка
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд, Зашагали как отряд.
3)Работа в группах
А теперь настало время поработать в группах. Посмотрите на слайд. Слайд 7.
Как вы считаете, что чувствует каждый из этих зайцев? (Страх, веселье, смелость)
Каждая группа получит одну иллюстрацию с одним из данных зайцев. Выберете и запишите под картинкой
подходящие слова или предложения из сказки.
Вы запомнили содержание сказки?
А хотите проверить себя?
Я предлагаю вам восстановить последовательность событий в сказке.
Работа по карточкам. Слайд 8
* А за овцами собаки несутся, лают, надрываются. Пастухи кричат, палками машут. Шуму – то, крику!
* И мы сильны, когда мы вместе. И не стали топиться.
* Както собрались зайцы под высокой сосной и стали на свою горькую судьбу жаловаться.
* Пойдём лучше к морю и утопимся с горя. Всё равно рано или поздно помирать надо.
Проверка по образцу. Слайд 9
Сделайте вывод по результатам самостоятельной работы.
А теперь я предлагаю познакомиться с названиями других сказок, которые сочинил народ, живущий в
Эстонии. Слайд 10
Прочитайте названия эстонских сказок. Назовите сказки о животных.
В начале урока мы вспомнили названия русских народных сказок с участием зайца, но заяц герой не только
русских народных сказок, но и авторских. Слайд 11
Посмотрите на выставку книг авторских произведений. Я рекомендую их прочитать и открыть другие
особенности этих животных.
Настала пора подвести итоги урока. Обратимся к плану. Все ли этапы мы проработали?
Какое новое знание вы открыли на уроке?
А какую цель мы с вами ставили? Для чего читали сказку? (Чтобы познакомиться с эстонской сказкой, ее
героями)
Попробуйте оценить свою работу на уроке. Слайд 12
Какой заяц ближе вам по настроению? Кто выбрал 1встаньте, 2, 3.
Каких зайчиков больше?
5.Самостоятельная работа
с самопроверкой по
эталону
6.Включение нового знания
в систему знаний
7.Рефлексия деятельности
(итог урока) Так какой же урок дает эта сказка? Чему учит? Вспомните слова, в которых заключена главная мысль этой
сказки (И мы сильны, когда в месте; учит взаимоподдержке, коллективизму)
Как вы думаете, ответ в сказке дается научный или сказочный?
Молодцы, вы очень хорошо работали на уроке.
Оценивание учителем работы учащихся.
Д/з– на выбор: 1)выр. читать сказку, подобрать вопросы к автору;
2) выр. читать сказку, нарисовать иллюстрацию;
3) выр. читать сказку, придумать свой вариант ответа, почему у зайца губа рассечена
Самостоятельная работа Самостоятельная работа
А за овцами собаки несутся, лают, надрываются.
Пастухи кричат, палками машут. Шуму – то,
крику!
И мы сильны, когда мы вместе. И не стали
топиться.
А за овцами собаки несутся, лают, надрываются.
Пастухи кричат, палками машут. Шуму – то,
крику!
И мы сильны, когда мы вместе. И не стали
топиться.
Както собрались зайцы под высокой сосной и
стали на свою горькую судьбу жаловаться.
Както собрались зайцы под высокой сосной и
стали на свою горькую судьбу жаловаться.
Пойдём лучше к морю и утопимся с горя. Всё
равно рано или поздно помирать надо.
Пойдём лучше к морю и утопимся с горя. Всё
равно рано или поздно помирать надо.
Самостоятельная работа Самостоятельная работа А за овцами собаки несутся, лают, надрываются.
Пастухи кричат, палками машут. Шуму – то,
крику!
И мы сильны, когда мы вместе. И не стали
топиться.
А за овцами собаки несутся, лают, надрываются.
Пастухи кричат, палками машут. Шуму – то,
крику!
И мы сильны, когда мы вместе. И не стали
топиться.
Както собрались зайцы под высокой сосной и
стали на свою горькую судьбу жаловаться.
Както собрались зайцы под высокой сосной и
стали на свою горькую судьбу жаловаться.
Пойдём лучше к морю и утопимся с горя. Всё
равно рано или поздно помирать надо.
Пойдём лучше к морю и утопимся с горя. Всё
равно рано или поздно помирать надо.
Карточки для самооценки
№
Этапы урока
Самооценка №
Этапы урока
Самооценка
1
2
3
4
Повторение
Работа со сказкой
Работа в парах
Самостоятельная работа
1
2
3
4
Конспект урока по литературному чтению на тему "Какие вопросы задают сказки?" (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена?»).
Конспект урока по литературному чтению на тему "Какие вопросы задают сказки?" (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена?»).
Конспект урока по литературному чтению на тему "Какие вопросы задают сказки?" (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена?»).
Конспект урока по литературному чтению на тему "Какие вопросы задают сказки?" (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена?»).
Конспект урока по литературному чтению на тему "Какие вопросы задают сказки?" (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена?»).
Конспект урока по литературному чтению на тему "Какие вопросы задают сказки?" (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена?»).
Конспект урока по литературному чтению на тему "Какие вопросы задают сказки?" (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена?»).
Конспект урока по литературному чтению на тему "Какие вопросы задают сказки?" (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена?»).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.