Урок по литературному чтению по теме "Саша Черный"Рождественское"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок разработан по программе литературного чтения УМК "Перспектива". Цель: ознакомление учащихся со стихотворением Саши Черного «Рождественское». При проведении урока использовано электронное приложение к учебнику"Литературное чтение" Л. Ф. Климановой, игровой материал. Контроль - в форме тестирования. Урок соответствует требованиям ФГОС НОО.
Иконка файла материала Саша Черный.docx
У р о к  6 0. Саша Черный «Рождественское». Цель:  ознакомление   учащихся   со   стихотворением   Саши   Черного «Рождественское». Планируемые результаты: предметные:   совершенствовать   технику   чтения,   учить   приемам выразительного чтения; метапредметные:   извлекать   информацию   из   учебника,   регулятивные   УУД:  определять   цель   учебной   деятельности   с   помощью учителя; познавательные УУД:  создавать условия для развития памяти; обогащать словарный   запас;   выполнять   универсальные   логические   действия:   анализ, устанавливать   причинно­следственные   связи;   прогнозировать   содержание произведения,  работать   с иллюстрациями;  коммуникативные   УУД:  создавать   условия   для   развития   монологической речи;  владеть   диалогической   формой   коммуникации,   формировать собственное мнение, позицию. личностные   УУД:  вовлекать   учащихся   в   деятельность   на   личностно значимом уровне; воспитывать любовь к традициям русского народа; слушать и слышать учителя и товарищей.  Оборудование:  презентация   по   теме   урока,  выставка   сборников   со стихами о зиме и Рождестве; портрет Саши Черного; карточки (текст речевой разминки, задания), мультфильм «Рождественское» Х о д   у р о к а 1. Организационный момент Проверка готовности учащихся к уроку.       Долгожанный дан звонок –       начинается урок.       Очень рада видеть Вас      – за работу, в добрый час!  – Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы опять вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, почувствуйте тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и, конечно же, новых открытий. 2. Проверка домашнего задания Чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Береза» 3. Актуализация опорных знаний 1)  Речевая разминка — Прочитайте   стихотворение   Елены   Благининой   «Елка»,   вставив пропущенные слова. На дворе снежок идет, Скоро праздник... (Новый год).Мягко светятся иголки, Хвойный дух идет от... {елки). Ветви слабо шелестят, Бусы яркие... (блестят). И качаются игрушки — Флаги, звездочки,... (хлопушки). И верхушку украшая, Там сияет, как всегда, Очень яркая, большая  Пятикрылая... (звезда). — Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп. — Прочитайте шопотом. — Прочитайте громко. — Прочитайте стихотворение с разной интонацией (1 строфу – грустно, 2 строфу – радостно, 3 строфу – с удивлением) 2) Подготовка к восприятию новой темы — Скоро наступит Новый год.  А  почему вы так любите этот праздник? (Это волшебный праздник, все загадывают желания, отправляют письма Деду Морозу, наряжают елку, водят хороводы. Кругом сказочно красиво.) — Знаете   ли   вы,   какой   праздник   наступает   после   Нового   года? (Рождество) — Что вы знаете о празднике Рождества? — Прочитайте стихи на карточках. Работа в парах. Под покровом ночи звездной  Дремлет русское село; Всю дорогу, все тропинки  Белым снегом замело... Кое­где огни по окнам, Словно звездочки, горят; На огонь бежит сугробом  Со звездой толпа ребят. Под оконцами стучатся, «Рождество Твое» поют. «Христославы! Христославы!» — Раздается там и тут. И в нестройном детском хоре  Так таинственно чиста, Так отрадна весть святая  О рождении Христа...А. Коринфский  ­ Ребята, кто же родился в  Рождество? (Иисус Христос)  ­ Праздник Рождества (7 января) – это праздник рождения Иисуса Христа.  Творец сделал так, что о Младенце Иисусе, первыми узнали не богачи, а бедные   пастухи,  хозяева   пещеры­хлева.  В  ночь,  когда   родился   Иисус,  они пасли стада недалеко в поле. Вдруг над ними вспыхнула прекрасная яркая звезда, и с неба сошли ангелы. Пастухи испугались! Но ангелы сказали: “Не бойтесь! Мы пришли сообщить вам великую радость: «Сейчас в Вифлееме родился всем людям Спаситель! И вот вам знак: вы найдете Дитя, лежащего в яслях».   Пораженные   пастухи   поспешили   к   своему   хлеву,   чтобы   первыми поклониться Великому Младенцу. 4. Постановка темы и целей урока  ­ Ребята, откройте учебник на с. 144.   ­ С каким произведением  мы познакомимся сегодня на уроке?   ­ Назовите автора этого произведения. 5. Работа по теме урока 1) Сообщение об авторе  ­ Саша Черный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг)  родился 1 октября 1880 года. Детские годы провел в   городе Одесса. Саша  Черный писал стихи, прозу, был хорошим переводчиком. У него много стихов  для детей (Обзор книжной выставки)  2) Работа с иллюстрацией —  Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Как вы думаете, о чем это произведение? (Предположения детей.) 3)   Просмотр   мультфильма   или   чтение   стихотворения учителем — ­ Что вам понравилось в этой истории? (Ответы детей.) — Рождество   связано   с   чудом.  И   это   чудо   происходит.  О   каком   чуде рассказывается в стихотворении? 4) Словарная работа Объяснение непонятных слов:   Ясли Христовы – ясли (кормушка   для   домашних   животных),   в которые,   согласно   евангельскому   рассказу,   Богородица   как   в   колыбель положила новорожденного младенца.  Лен – род растений семейства Льновые.  Жерди – тонкий длинный ствол дерева, очищенный от сучьев и ветвей, используется при строительстве изгородей, навесов и крыш.  Гурьба – шумливая группа людей.    Ниша – архитектурный элемент,   декоративное   углубление   в   стене, используемое для установки статуй, ваз, купелей или других предметов.   Чело – лоб6. Физкультминутка 7. Закрепление изученного 1) Чтение трудных слов. Игра «Мямлики и шустрики» За­смот­рел­ся ­  засмотрелся О­де­яль­це – одеяльце Про­крав­шись – прокравшись При­сми­рев­ший – присмиревший Пред­рас­свет­ной – предрассветной 2) Самостоятельное чтение ­   Прочитайте   стихотворение   самостоятельно,   приготовьтесь   к   анализу произведения. 3) Анализ произведения Найдите слова, которыми поэт описывает новорожденного Христа.  В яслях спал на свежем сене Тихий крошечный Христос. – Какие чувства поэта они выражают? (Любовь, нежность, радость) – Где родился Христос? (Хлев – это специальное помещение для домашнего скота) – Какие животные  окружают  младенца?  (Бык, воробьи, пес кошка, белый козлик, серый ослик.) – Как окружающие относятся к младенцу? Найдите в тексте. – Какое отношение к младенцу объединяет животных, месяц, весь мир?  (С любовью, нежностью и радостью) –   Почему   Христос   обратил   внимание   на   ослика   и   прошептал   «Смотри скорей…»?  – Эти слова обращены только к ослику?       4) Выразительное чтение стихотворения  Прочитайте так, чтобы передать чувства автора. 8. Рефлексия – Объясните, в чем важность описанного события для всего человечества? (Христос   спас   человечество   от   зла,   учит   человечество  дарить   добро, быть милосердными и помогать близким людям) Казалось бы, рождение Христа свершилось давно, более 2000 лет назад, а церковь снова и снова воспевает: «Христос рождается!» И душа каждого из нас может стать пещерой таинства, а сердце — яслями, в которых родится младенец Христос! Для этого выберите те качества, которые будут помогать вам в жизни.  верность доброта милосердие                         любовь жадность                             злость зависть радость послушание лживость9.Подведение итогов урока — За что вы похвалили бы себя? — Что у вас особенно хорошо получилось? — Какое задание было для вас трудным? Домашнее задание Подготовить   выразительное   чтение   стихотворения   Саши   Черного, творческое задание ­ нарисовать рождественскую открытку.  ­ Пусть в сердце каждого останется рождественское настроение, надежда на то, что сбудутся наши мечты и пожелания, что все мы будем здоровы и счастливы. — Прочитайте стихи на карточках. Работа в парах. Под покровом ночи звездной  Дремлет русское село; Всю дорогу, все тропинки  Белым снегом замело... Кое­где огни по окнам, Словно звездочки, горят; На огонь бежит сугробом  Со звездой толпа ребят. Под оконцами стучатся, «Рождество Твое» поют. «Христославы! Христославы!» — Раздается там и тут. И в нестройном детском хоре  Так таинственно чиста, Так отрадна весть святая  О рождении Христа... — Прочитайте стихи на карточках. Работа в парах. Под покровом ночи звездной  Дремлет русское село; Всю дорогу, все тропинки  Белым снегом замело...Кое­где огни по окнам, Словно звездочки, горят; На огонь бежит сугробом  Со звездой толпа ребят. Под оконцами стучатся, «Рождество Твое» поют. «Христославы! Христославы!» — Раздается там и тут. И в нестройном детском хоре  Так таинственно чиста, Так отрадна весть святая  О рождении Христа...