Д.Н Сибиряк Приемыш
Оценка 5

Д.Н Сибиряк Приемыш

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
русская литература
2 кл
31.03.2017
Д.Н Сибиряк Приемыш
Цели урока: • Обучающие: o совершенствовать технику чтения; o формировать умение работать с текстом: учить выделять главную мысль, находить ответы на вопросы. • Развивающие: o развивать познавательные способности детей: учить обобщать, пересказывать, анализировать, быть внимательными; o развивать умения пользоваться толковым словарём, энциклопедиями, интернетом. • Воспитывающие: o воспитывать любовь к природе, учить видеть её красоту; o добиваться искреннего заинтересованного отношения к изучаемому произведению, к теме заботы о «братьях наших меньших»; o учить сопереживать.
Д.Н Сибиряк Приемыш.docx

 

Тема; Урок литературного чтения Д.Н.Мамин- Сибиряк Приемыш.4 класс.

Цели урока:

·         Обучающие:

o    совершенствовать технику чтения;

o    формировать умение работать с текстом: учить выделять главную мысль, находить ответы на вопросы.

·         Развивающие:

o    развивать познавательные способности детей: учить обобщать, пересказывать, анализировать, быть внимательными;

o    развивать умения пользоваться толковым словарём, энциклопедиями, интернетом.

·         Воспитывающие:

o    воспитывать любовь к природе, учить видеть её красоту;

o    добиваться искреннего заинтересованного отношения к изучаемому произведению, к теме заботы о «братьях наших меньших»;

o    учить сопереживать.

Оборудование.

·         Плакат – тема «Природа и человек».

·         Плакат – кроссворд «Лебёдушка».

·         Портрет писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка.

·         Таблица Шульте (для развития поля чтения).

·         Выставка книг, рисунков.

·         Доклады о жизни и творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка.

·         Физическая карта России.

·         Схема предложения.

·         План рассказа.

·         Распечатанный текст 1 части рассказа со «смазанными» окончаниями.

·         «Кластер».

·         Магнитофон.

·         Запись музыки П.И. Чайковского.

·         Родная речь. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 2 (сост. Л.Ф. Климанова и др.)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Приветствие

2. Сообщение целей урока

– Ребята, мы продолжаем работу по теме: «Природа и человек».
На уроке мы будем говорить о проблеме ответственности человека за природу, за «братьев наших меньших». А поможет нам в этом рассказ известного русского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Приёмыш». Этот писатель в своих многочисленных произведениях рассказывает о природе, о взаимоотношениях человека с природой, учит любить свою Родину, учит уважать друг друга, учит охранять родную природу. А охранять природу – значит охранять Родину.
– Предлагаю работать активно, отвечать чётко, громко; думать, рассуждать; читать внимательно и выразительно. А поможет нам в этом разминка.

II. Подготовительная работа

1. Работа по таблице Шульте (для развития поля чтения).
2. «Птичий базар» – жужжащее чтение по книгам для дополнительного чтения.

– Что читали и кратко о чём?

III. Проверка домашнего задания

1. Кроссворд «Лебёдушка» (по биографии Д.Н.Мамина-Сибиряка).

– На прошлом уроке вы познакомились с биографией писателя. С помощью кроссворда «Лебёдушка» проверим, что из услышанного вы запомнили.

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

А) Висимо-Шайтанск – это название рабочего посёлка, в котором родился писатель.
Б) Зелёные – так называл Мамин-Сибиряк горы, около которых жил и каждый день видел их красоту в окно своего дома.
В) Серая – это первое слово из названия знаменитой сказки «Серая Шейка».
Г) Алёнушка – имя дочери писателя, которая очень часто болела в детстве и Мамин-Сибиряк сочинил для неё «Алёнушкины сказки. Это была любимая книжка автора, так как «её писала сама любовь».
Д) УРАЛ – ключевое слово.

– Это горы, где и находился рабочий посёлок Висимо-Шайтанск, где родился писатель, где и видел из окна красивые Уральские горы, которые называл зелёными, это горы, про которые он рассказал всему миру в своих произведениях. Не зря Мамина-Сибиряка называют п е в ц о м У р а л а.
– Вот туда мы и отправляемся в путешествие, к Уральским горам, к Светлому озеру, в гости к старому рыбаку и охотнику Тарасу.
– Поможет нам в этом текс в учебнике, текст из подлинника, тексты со смазанными окончаниями по выбору детей и план к рассказу.
План в тетрадях и на доске.

·         Старый знакомый.

·         История появления Приёмыша.

·         Жизнь на Светлом озере.

·         «Спасибо за хлеб, за соль!»

2. Поэтическая минутка под музыку П.И. Чайковского.

И. Никитин «Утро на берегу озера».

Ясно утро. Тихо веет Тишине и солнцу радо,
Тёплый ветерок; По равнине вод
Луг, как бархат, зеленеет, Лебедей ручное стадо
В зареве восток. Медленно плывёт.
Окаймлённое кустами Вот один взмахнул лениво
Молодых ракит, Крыльями, – и вдруг
Разноцветными огнями Влага брызнула игриво
Озеро блестит. Жемчугом вокруг.

3.

А) Вступление из подлинника (чтение учителя).
Б) Выразительное чтение учащихся по «цепочке» 1 части.

– Кто такой Приёмыш? (Лебедь)
– А как вы понимаете значение этого слова? (Это тот, кто воспитан и обласкан кем-нибудь)

4. Инсценировка 2 части. История появления Приёмыша.

– Какое впечатление произвели на вас речи Тараса?
– Почему старик взял лебедя к себе?
– Что можете сказать об охотниках?

IV. Работа над рассказом

1. Словарная работа.

Жил бобылём – был одинокий, жил один.
Князь князем живу – сам себе хозяин.
Божья тварь – всякое живое существо, которое сотворил Бог.

2. Выборочное чтение по 3 части «Жизнь на Светлом озере»

– Что узнали о прошлой жизни Тараса? Зачитайте.
– Как Тарасу одному жилось на Светлом озере?
– Что забавляло старика?
– Как относиться к Тарасу сам писатель?
– Прав ли автор в том, что старик хорошо рассказывал?
– Что понравилось в речах Тараса?
– Найди в речах старого охотника самую удачную похвалу лебедю. Это предложение должно подойти к данной на доске схеме. (Гордая, настоящая царская птица.)
– Подведём итог.
– О каких достоинствах царской птицы мы узнали из речей Тараса?

Составим модель-описание.

А) Необычайная красота.
Б) Ум.
В) Гордый нрав.
Г) Способность к привязанности.
Д) Стремление к свободе.

– А об этом мы подробнее узнаем из 4 части «Спасибо за хлеб, за соль!»

3. Чтение с учителем «Доскажи словечко».

4. Чтение за лидером.

5. Чтение глазами.

6. Беседа по содержанию.

– Почему сразу постарел, стал грустным старый охотник?
– Чем он заболел?
– Как вы думаете, может быть Тарас зря не подрезал лебедю крылья и навсегда не сделал её ручной?
– А легко ли было Приёмышу улететь от старика и от собаки? Почему?
– Почему же всё-таки улетел лебедь?
– Почему в конце рассказа стоит многоточие?

V. Итог урока

1. Домашнее задание.

– Придумайте продолжение рассказа, о том, как сложится дальнейшая судьба лебедя.

2. Подведение итогов урока с помощью кластера.

Д.Н. Мамин-Сибиряк – писатель — рассказы — повести — очерки — сказки — для детей — для взрослых — для дочки Алёнушки — о природе — о Родине — вызывают чувства – заставляют задуматься – учат любить.

– Все книги, все произведения Мамина – Сибиряка очень добрые и правдивые, словно говорят нам:

«Давайте обитать вместе!
Давайте беречь зелёный мир природы!»
– Природа и человек – это единое целое!


 

Тема; Урок литературного чтения

Тема; Урок литературного чтения

Сообщение целей урока – Ребята, мы продолжаем работу по теме: «Природа и человек»

Сообщение целей урока – Ребята, мы продолжаем работу по теме: «Природа и человек»

Жизнь на Светлом озере. · «Спасибо за хлеб, за соль!» 2

Жизнь на Светлом озере. · «Спасибо за хлеб, за соль!» 2

Составим модель-описание. А)

Составим модель-описание. А)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017