Тема; Урок литературного чтения Д.Н.Мамин- Сибиряк Приемыш.4 класс.
Цели урока:
· Обучающие:
o совершенствовать технику чтения;
o формировать умение работать с текстом: учить выделять главную мысль, находить ответы на вопросы.
· Развивающие:
o развивать познавательные способности детей: учить обобщать, пересказывать, анализировать, быть внимательными;
o развивать умения пользоваться толковым словарём, энциклопедиями, интернетом.
· Воспитывающие:
o воспитывать любовь к природе, учить видеть её красоту;
o добиваться искреннего заинтересованного отношения к изучаемому произведению, к теме заботы о «братьях наших меньших»;
o учить сопереживать.
Оборудование.
· Плакат – тема «Природа и человек».
· Плакат – кроссворд «Лебёдушка».
· Портрет писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка.
· Таблица Шульте (для развития поля чтения).
· Выставка книг, рисунков.
· Доклады о жизни и творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка.
· Физическая карта России.
· Схема предложения.
· План рассказа.
· Распечатанный текст 1 части рассказа со «смазанными» окончаниями.
· «Кластер».
· Магнитофон.
· Запись музыки П.И. Чайковского.
· Родная речь. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 2 (сост. Л.Ф. Климанова и др.)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Приветствие
2. Сообщение целей урока
– Ребята, мы продолжаем работу по теме:
«Природа и человек».
На уроке мы будем говорить о проблеме ответственности человека за природу, за
«братьев наших меньших». А поможет нам в этом рассказ известного русского
писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Приёмыш». Этот писатель в своих
многочисленных произведениях рассказывает о природе, о взаимоотношениях
человека с природой, учит любить свою Родину, учит уважать друг друга, учит
охранять родную природу. А охранять природу – значит охранять Родину.
– Предлагаю работать активно, отвечать чётко, громко; думать, рассуждать;
читать внимательно и выразительно. А поможет нам в этом разминка.
II. Подготовительная работа
1. Работа по таблице Шульте (для развития
поля чтения).
2. «Птичий базар» – жужжащее чтение по книгам для дополнительного чтения.
– Что читали и кратко о чём?
III. Проверка домашнего задания
1. Кроссворд «Лебёдушка» (по биографии Д.Н.Мамина-Сибиряка).
– На прошлом уроке вы познакомились с биографией писателя. С помощью кроссворда «Лебёдушка» проверим, что из услышанного вы запомнили.
Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
А) Висимо-Шайтанск – это название
рабочего посёлка, в котором родился писатель.
Б) Зелёные – так называл Мамин-Сибиряк горы, около которых жил и каждый
день видел их красоту в окно своего дома.
В) Серая – это первое слово из названия знаменитой сказки «Серая Шейка».
Г) Алёнушка – имя дочери писателя, которая очень часто болела в детстве
и Мамин-Сибиряк сочинил для неё «Алёнушкины сказки. Это была любимая книжка
автора, так как «её писала сама любовь».
Д) УРАЛ – ключевое слово.
– Это горы, где и находился рабочий
посёлок Висимо-Шайтанск, где родился писатель, где и видел из окна красивые
Уральские горы, которые называл зелёными, это горы, про которые он рассказал
всему миру в своих произведениях. Не зря Мамина-Сибиряка называют п е в ц о м У
р а л а.
– Вот туда мы и отправляемся в путешествие, к Уральским горам, к Светлому
озеру, в гости к старому рыбаку и охотнику Тарасу.
– Поможет нам в этом текс в учебнике, текст из подлинника, тексты со смазанными
окончаниями по выбору детей и план к рассказу.
План в тетрадях и на доске.
· Старый знакомый.
· История появления Приёмыша.
· Жизнь на Светлом озере.
· «Спасибо за хлеб, за соль!»
2. Поэтическая минутка под музыку П.И. Чайковского.
И. Никитин «Утро на берегу озера».
Ясно утро. Тихо веет Тишине и солнцу радо,
Тёплый ветерок; По равнине вод
Луг, как бархат, зеленеет, Лебедей ручное стадо
В зареве восток. Медленно плывёт.
Окаймлённое кустами Вот один взмахнул лениво
Молодых ракит, Крыльями, – и вдруг
Разноцветными огнями Влага брызнула игриво
Озеро блестит. Жемчугом вокруг.
3.
А) Вступление из подлинника (чтение
учителя).
Б) Выразительное чтение учащихся по «цепочке» 1 части.
– Кто такой Приёмыш? (Лебедь)
– А как вы понимаете значение этого слова? (Это тот, кто воспитан и обласкан
кем-нибудь)
4. Инсценировка 2 части. История появления Приёмыша.
– Какое впечатление произвели на вас речи
Тараса?
– Почему старик взял лебедя к себе?
– Что можете сказать об охотниках?
IV. Работа над рассказом
1. Словарная работа.
Жил бобылём – был одинокий, жил один.
Князь князем живу – сам себе хозяин.
Божья тварь – всякое живое существо, которое сотворил Бог.
2. Выборочное чтение по 3 части «Жизнь на Светлом озере»
– Что узнали о прошлой жизни Тараса?
Зачитайте.
– Как Тарасу одному жилось на Светлом озере?
– Что забавляло старика?
– Как относиться к Тарасу сам писатель?
– Прав ли автор в том, что старик хорошо рассказывал?
– Что понравилось в речах Тараса?
– Найди в речах старого охотника самую удачную похвалу лебедю. Это предложение
должно подойти к данной на доске схеме. (Гордая, настоящая царская птица.)
– Подведём итог.
– О каких достоинствах царской птицы мы узнали из речей Тараса?
Составим модель-описание.
А) Необычайная красота.
Б) Ум.
В) Гордый нрав.
Г) Способность к привязанности.
Д) Стремление к свободе.
– А об этом мы подробнее узнаем из 4 части «Спасибо за хлеб, за соль!»
3. Чтение с учителем «Доскажи словечко».
4. Чтение за лидером.
5. Чтение глазами.
6. Беседа по содержанию.
– Почему сразу постарел, стал грустным
старый охотник?
– Чем он заболел?
– Как вы думаете, может быть Тарас зря не подрезал лебедю крылья и навсегда не
сделал её ручной?
– А легко ли было Приёмышу улететь от старика и от собаки? Почему?
– Почему же всё-таки улетел лебедь?
– Почему в конце рассказа стоит многоточие?
V. Итог урока
1. Домашнее задание.
– Придумайте продолжение рассказа, о том, как сложится дальнейшая судьба лебедя.
2. Подведение итогов урока с помощью кластера.
Д.Н. Мамин-Сибиряк – писатель — рассказы — повести — очерки — сказки — для детей — для взрослых — для дочки Алёнушки — о природе — о Родине — вызывают чувства – заставляют задуматься – учат любить.
– Все книги, все произведения Мамина – Сибиряка очень добрые и правдивые, словно говорят нам:
«Давайте обитать вместе!
Давайте беречь зелёный мир природы!»
– Природа и человек – это единое целое!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.