Научно-исследовательская работа "Социологический портрет российского судьи"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 18.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Научно-исследовательская работа
Иконка файла материала Социологический портрет российского судьи.docx

ГБПОУ РО «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики

 им. ак. Степанова П.И.»

 

 

 

 

Проектно-исследовательская работа

«Социологический портрет Российского судьи»

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы ЮР-23

Васильева А.А.

 

Руководитель:

Югатова Т.В.

 

 

 

Шахты - 2022

Содержание

Введение…………………………………..…………………………….………..3

1.                 Общие положения о профессиональной деятельности судьи………….6

2.                 Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи……...10

3.                 Анализ анкетирования……………………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….13

Список  использованных источников…………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире очень много различных профессий и  каждая из них важна. Однако человек выбирает то, что ему по душе.  Меня зовут Васильева Алина, я студентка 2 курса  ГБПОУ РО «Шахтинский региональный колледжа топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.». Обучаюсь на 2 курсе специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Почему я выбрала именно эту сферу деятельности? В моей семье из поколения в поколение переходила традиция заниматься юриспруденцией, родители часто дома  рассказывали своей работе, с какими проблемами люди приходили и как они помогали в их решении. С самого детства я смотрела телепередачи, такие как «Час суда», «Федеральный судья», «Суд идёт». Мне было интересно искать и изучать различную информацию о юриспруденции, читать статьи и книги, посвященные праву.

Окончив школу, я, не раздумывая, решила связать свою профессиональную деятельность с судебной системой, поскольку  российская судебная система постоянно находится в центре общественных дискуссий. Практически каждая семья сталкивается с обращением в суд, будь то это расторжение брака, или защита своих трудовых прав. Проблема возникает в тот момент, когда человек понимает свою неготовность к этому шагу ввиду недостаточности своих правовых знаний.

Больше всего меня заинтересовала такая профессия как – судья. Чтобы стать судьей мало иметь только хорошее образование. Важно иметь хорошее здоровье и психику, быть эмоционально стабильным, честным, уметь слушать чужие мнения, внимательным, объективным. Профессия судьи важна, так как кроме него никто не сможет выяснить, преступник ли человек или нет. Я увлекаюсь чтением новостей Шахтинского городского суда и читаю о полномочиях суда, о судебном делопроизводстве, представленные дела, назначенных к слушанию.

Правовой статус судьи в РФ регулирует, прежде всего, Конституция РФ, закон «О судебной системе РФ» и закон «О статусе судей в РФ», другие федеральные законы. В них неоднократно вносились изменения и дополнения, но, несмотря на это, на сегодняшний день статус судьи – как главного лица, осуществляющего правосудие, до сих пор окончательно не определен. В законодательстве по этому вопросу имеется ряд упущений и противоречий. Вопросы, затрагивающие различные элементы статуса судьи на сегодняшний день крайне актуальны, что находит свое отражение в юридической научной и специальной литературе, а также неоднократно обсуждается на Всероссийском съезде судей.

Цель  работы  - исследование социологический портрета Российского судьи. Для достижение цели поставлены следующие задачи:

-анализ современного портрета судьи;

-изучение состава Шахтинского городского суда;

- анкетирование студентов специальности 40.02.01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общие положения о профессиональной деятельности судьи

Обучаясь еще в школе, мне представилась возможность встретиться с судьей Шахтинского городского суда, беседа с которым была организована для школьников. Эта встреча стала для меня ярким событием. Вопросы один за другим сыпались с дальних и ближних парт. К тому же мы получили надежду попасть в будущем на настоящее судебное заседание, чтобы на себе почувствовать, как непросто, но как нужно выявлять истину, быть справедливым, быть нужным людям, оказавшимся в конфликтной ситуации, а то и в беде. Позже, уже при обучении в колледже, во время учебной практики, мы посещали открытые судебные заседания, которые позволили стать еще ближе к деятельности суда.

И в тот момент деятельность судьи еще больше заинтересовала меня. Я стала еще больше мечтать стать судьей, чтобы совершать правопорядок, наказывать виновных людей, которые совершили какое-либо нарушение. Увлекшись изучением нормативных-правовых актов, могу сказать, что наиболее интересным мне кажется Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором говорится о преступности и наказуемости деяний на территории Российской Федерации.

Каким же я вижу суд? Первой ассоциацией о суде – это слова: «Всем встать! Суд идет!». Эти слова значат выражать уважение суду, безоговорочно ему подчиняться, так как суд вершит правосудие. В обществе судебная власть должна олицетворять справедливость. Каждый человек, чьи интересы затрагивает производство по гражданскому или уголовному делу, рассчитывает на защиту в суде его прав. Именно в суде сталкиваются противоположные интересы тех, кто нарушил закон: интересы обвиняемого и потерпевшего, других лиц.

Все участники судебного процесса: судья, следователь, прокурор, защитник действуют в сфере межличностных  и социальных конфликтов. Суд не может быть хорошим для всех.  Решение суда действует для того, чтобы оно было справедливым. Справедливость судебных решений возможна только на основании строгого соблюдения закона. Быть судьей, по моему мнению, нужно только по призванию. Эта работа отнимает огромное количество сил - как физических, так и моральных, и полностью заниматься ею из карьерных или иных соображений. [1]

Чтобы стать судьей мало иметь только хорошее образование. Важно иметь хорошее здоровье и психику, быть эмоционально стабильным, честным, уметь слушать чужие мнения, внимательным, объективным. [2]

        Профессия судьи важна, так как кроме него никто не сможет выяснить, преступник ли человек или нет.

Считаем, что судья должен иметь огромное желание развиваться и учиться, причем не только в сфере законодательства. В наше время существования ни одной тысячи законов, в которые ежедневно вносятся сотни изменений, судье просто необходимо, выражаясь молодежным языком, «быть в теме». Причем учиться и развиваться нужно постоянно и в различных сферах, в том числе, и перенимая опыт у других. Очень важный, на наш взгляд, навык, необходимый для современного судьи – это умение организовать работу судебного аппарата. 

Понятно, что этот навык уже скорее из сферы «коллективного менеджмента» и такому судей специально нигде не учат, но, тем не менее, во многом именно от того насколько слаженно и профессионально работают секретарь судебного заседания, помощник судьи и специалисты, зависит мнение о работе самого судьи,  а соответственно и его авторитет.

Примерный портрет современного судьи мне представляется таким: «честно и добросовестно исполняет свои обязанности, беспристрастный  и справедливый, соблюдает закон, но не идеализирует его, обладает высокими нравственными стандартами, соблюдает этические нормы, имеет «пытливый» ум и организаторские способности». В рамках самостоятельной работы, организуемой в колледже, мы работаем с сайтом Шахтинского городского суда, где получаем информацию о полномочиях и составе суда, о судебном делопроизводстве, и делах, назначенных к слушанию.

 

 

 

2 Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

 

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, сформулированы в ст. 119 и 128 Конституции РФ, ст. 13 Закона «О судебной системе РФ», ст. 4-6 Закона «О статусе судей в РФ», ст. 8 и 9 Закона «О Конституционном суде РФ», ст. 27 Закона «О военных судах РФ», ст. 5 и 6 Закона «О мировых судьях в РФ».

Наиболее общие, базовые требования к кандидатам в судьи принято называть конституционными, поскольку они установлены ст. 119 Конституции РФ. Эти требования касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности. Статья119 Конституции РФ указывает, что «судьями могут быть граждане России, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет[7]», иные же требования к кандидатам на должность судьи устанавливаются федеральными законами. Ссылаясь на информацию в интернете, а также на высказывания исследователей вот, что удалось мне найти.

Большинство судей (58,1%) имели обоих родителей без высшего образования, 22% – с высшим, и 41,2% судей выросли в семьях, где один из родителей закончил вуз. Любопытно, что юридических династий в этой профессиональной группе очень мало. Только 5,3% судей – юристы во втором-третьем поколении.

Наши судьи получили свое образование либо в университетах (48,6%), либо в юридических ВУЗах (45,3%), и 3,4% закончили юридический факультет отраслевого вуза, обычно экономического.

Только 43,9% судей учились на дневном отделении. Чуть ли не половина судей – 43,9% – учились заочно, 10,7% – на вечернем. Исследователи подчеркивают, что это не очень типично для профессиональных групп, требующих высокой квалификации и обладающих высоким статусом и доходом. Обыкновенно, пишут они, в таких группах бывает гораздо больше людей, учившихся на дневном.

Средний возраст российского судьи – 43 года. Исследователи отмечают, что судьи – довольно молодая профессиональная группа, ее ядро (52,7%) – это люди от 36-ти до 50-ти лет. Разумеется, бывают судьи старше или моложе: самому молодому судье в выборке ИПП было 28 лет, самому пожилому – 69. Более 65% судей из выборки были назначены на должность еще до того, как они достигли 35-ти лет, и 36,5% – до тридцати.

Представителей старшего поколения с советским опытом судейства осталось не так много – 12,1%. Большинство судей пришли в эту профессию уже в постсоветское время. Исследователи делят их на тех, кто стал судьей в «переходный период» 1992-2001 годов (таких 28,1%) и на тех, кто влился в ряды после 2002-го («новый призыв», их 57,4%). Отличительная особенность последнего периода – это повышение зарплаты судей, социальных гарантий для них, реформирование порядка их назначения, а также, как подчеркивают исследователи, тот факт, что работа судьи стала престижной.

Председатели судов старше, чем среднестатистический судья: 43% председателей судов вступили в должность в советское время, тогда как среди «просто судей» таких только 4,6%. Значительная часть председателей судов – бывшие работники прокуратуры: таких среди них 27,3% против 16,7% среди «рядовых» судей. Если говорить обо всем судейском корпусе, то 29% опрошенных пришли в профессию из аппарата судов, 16,7% – из прокуратуры, еще 16% из правоохранительных органов. Бывших адвокатов среди судей мало. Интересно, что судьи-мужчины чаще всего – выходцы из прокуратуры или из «органов», а женщины – из аппарата суда.

В рамках исследовательской работы был сделан анализ состава Шахтинского городского суда и количества дел, назначенных к слушанию

Таблица 1- Состава Шахтинский городской суд Ростовской области

Коротун

Лариса Николаевна

Председатель

Шахтинского городского суда

Кузнецов

Александр Валерьевич

Заместитель

Председателя

Шахтинского городского суда

Волкова

Людмила Александровна

Судья

По уголовным делам

Грибенюк

Геннадий Владимирович

Судья

По уголовным делам

Нещадин

Олег Анатольевич

Судья

По уголовным делам

Гунина

Ирина Владимировна

Судья

По уголовным делам

Сапегин

Олег Викторович

Судья

По уголовным делам

Зарянова

Наталия Анатольевна

Судья

По уголовным делам

Дорошенко

Наталья Васильевна

Судья

По уголовным делам

Кинзбурская

Татьяна Леонидовна

Судья

по гражданским делам

Колоскова

Ольга Ростиславовна

Судья

по гражданским делам

Сотникова

Елена Викторовна

Судья

по гражданским делам

Романова

Светлана Федоровна

Судья

по гражданским делам

Семцив

Игорь Васильевич

Судья

по гражданским делам

Черепанова

Лидия Николаевна

Судья

по гражданским делам

Сухов

Олег Анатольевич

Судья

по гражданским делам

Кузьменко

Ирина Андреевна

Судья

по гражданским делам

Шевырева

Ольга Борисовна

Судья

по гражданским делам

Карапуз

Михаил Юрьевич

Судья

по гражданским делам

Филонова

Елена Юрьевна

Судья

по гражданским делам

 

 

Работа с сайтом показала, что в среднем судья рассматривает 30 дел в неделю. Но это в среднем: есть те, на кого приходится 10-20 дел, а есть и те, у кого их больше 50-ти. Это означает, что каждый день судья выносит решения по десяти делам: 48 минут на одно дело при восьмичасовом рабочем дне. Это слишком мало. Ссылаясь на нормативы судебной нагрузки, разработанные Минтруда совместно с Минюстом в 1996 году, исследователи отмечают, что в среднем на рассмотрение районным судьей одного уголовного дела с одним обвиняемым (если обвиняемых больше, то и времени по нормативу должно быть больше) отводится 14 часов (!), а одного гражданского дела – 7 часов 40 минут.

При таком раскладе судья должен рассматривать в неделю только 2,8 уголовных или пять гражданских дел. Но это невозможно, и половина судей чуть ли не каждый день работает сверхурочно, еще треть – несколько раз в неделю. Многим приходится брать работу на дом. Уменьшить количество дел, которые он рассматривает, судья не может, поэтому он, говорят исследователи, находится в положении, когда, только снижая качество работы по отдельному делу или работая сверхурочно, можно соблюдать установленные сроки.

Судьи считают, что за их напряженную работу им слишком мало платят. Примерно треть из них хотела бы, чтобы их вознаграждение удвоили, четверть – чтобы его увеличили даже более чем вдвое, и еще четверть – чтобы оно выросло на 50%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Анализ анкетирования

 

В рамках проводимого исследования социологического портрета судьи, было решено провести анкетирование среди студентов специальности 40.02.01. Всего в опросе участвовало 78 человек

В анкеты было два вопроса

Первый вопрос звучал так. В чем состоит  главная миссия судьи.

 

Варианты ответа

Количество ответов

Проценты

Обеспечение законности

30

38,5

Защита государственных интересов

15

19,4

Борьба с правонарушениями

20

25,6

Защита прав граждан

13

16,5

Всего

78

100

По итогам ответа на этот вопрос был сделан вывод, что большинство студентов считают, что главной миссией судьи является обеспечение законности. С этим нельзя не согласиться

 

Диаграмма 1 – Результат ответа на вопрос «В чем состоит главная миссия судьи»

 

Второй вопрос анкеты был посвящен личным качествам судьи, респонденты должны были выбрать не более трех качеств из трех предложенных.

 

Знать букву закона

26

Быть справедливым

30

Быть независимым

20

Быть непредвзятым

17

Быть специалистом в какой-либо отрасли права

14

Быть аккуратным и внимательным

15

Быть дисциплинированным

14

Быть бескорыстным

13

Быть гуманным

13

 

На первом месте оказался ответ «быть справедливым» – он получил 30 голосов, на втором – «знать букву закона» 26 голосов, на третьем – «быть независимым» (20 голосов).

Результат говорит о том, что студенты ценят бескорыстие у судей, ставя на второй план дисциплинированность, внимательность и аккуратность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Результат проделанной работы позволяет сделать вывод о  наборе личных качеств судьи, представляющих его социологический портрет.

Выбор тех или иных ценностей означает на деле – можно только предполагать. «Не важно, – говорят исследователи, – по каким соображениям судья называет «бескорыстие» как важную черту судьи, важно, что все судьи, выбравшие этот вариант, ведут себя схожим образом». То есть выбор некоторых ценностей является индикатором, указывающим на определенные поведенческие характеристики.

 Судья, который выбирает «справедливость» и «законность», но не выбирает «защиту прав граждан», отличается по своим профессиональным ориентирам от судьи, который выбирает в качестве значимых норм «борьбу с преступностью» и «защиту прав граждан». Следует подчеркнуть, что выбор характеризует только профессиональные ориентиры конкретного судьи, которые могут быть не связаны с его человеческими качествами или связаны весьма слабо. Таким образом, нормы и ценности, которые указываются как относительно более значимые, позволяют говорить о поведении человека в определенных типах ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)/ СПС «КонсультантПлюс»

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судебной системе Российской Федерации"/ СПС «КонсультантПлюс»

3. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 05.04.2021) "О статусе судей в Российской Федерации"/ СПС «КонсультантПлюс»

4. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021)  "О мировых судьях в Российской Федерации"/ СПС «КонсультантПлюс»

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Туманова Л.Д. Статус судьи в Российской Федерации. Учебное пособие. 2020.- с. 274-300.

[2] Саблин М.Т.  Карьера юриста. Учебное пособие. ООО «Проспект»; 2016.- с.160.