ГБПОУ РО «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им. Ак. Степанова П.И.»
Проектно-исследовательская работа
«Анализ защиты прав потребителей в условиях COVID-19»
Выполнила: Твердохлебова Д.М.,
студентка группа ЮР-23
Руководитель: Югатова Т.В.
Шахты - 2022
Содержание
Введение…………………………………..…………………………….………..3
1. Кредитование и страхование……………………………………………..6
2. Туризм и авиаперевозки………………………………………................10
3. Услуги ЖКХ..……………………………………………………………12
4. Онлайн торговля…………………………………………………………15
5. Продажа лекарств………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………..23
Введение
Эпидемия коронавируса повлияла на образ жизни миллионов граждан, изменяет структуру потребления, поведение и стратегии компаний, меняются перспективы развития различных рынков, часть товаров и услуг становятся невостребованными, а бизнес несет существенные убытки. При этом офлайновый бизнес стал активно использовать онлайн-технологии. Государство принимает беспрецедентные программы поддержки населения и экономики. Потребители изменяют структуру своих покупок.
Эффективная защита прав потребителей имеет решающее значение для формирования справедливого, прозрачного и конкурентного, основанного в том числе на применении современных цифровых технологий, рынка Российской Федерации. На этом сделан акцент в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № 1837-р.
В условиях экономической нестабильности, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, проблемы защиты прав потребителей приобрели особую значимость. Поэтому государство вырабатывает новые механизмы противодействия возникающим рискам.
К числу приоритетных сфер, которые в условиях пандемии оказались наиболее уязвимыми в части нарушений прав потребителей, можно отнести следующие:
- банковская сфера и страхование;
- сфера туризма и авиаперевозок;
- сфера услуг ЖКХ;
- сфера онлайн-торговли;
- сфера продажи лекарств;
- сфера культуры (зрелищные мероприятия).
Именно эти сферы в первую очередь потребовали оптимизации гарантий прав потребителей и введения дополнительных мер защиты этих прав.
Обусловленные пандемией события последних месяцев (закрытие границ и приостановка авиасообщения, замедление международной торговли, увеличение сроков поставки товаров, продолжительная самоизоляция персонала сферы торговли и услуг, адаптация бизнеса к изменившимся условиям работы после вынужденного простоя и т. д.) неминуемо повлекли за собой ряд негативных последствий для потребителей. Роспотребнадзор указывал на следующие из них:
- перенос (срыв) сроков исполнения заказов или возврата денег при отказе от товаров и услуг;
- банкротство продавцов, исполнителей услуг или иных контрагентов;
- невозможность взыскания неустойки или убытков в связи с признанием COVID-19 форс-мажорным обстоятельством.
При этом действующее законодательство не предусматривает зависимость уровня гарантий потребителям от внешних условий и не предполагает возможности снижения этого уровня в период пандемии. Напротив, в этот период государство старается обезопасить граждан от потенциальных рисков нарушения их прав и законных интересов, для чего вводит дополнительные механизмы, некоторые из которых носят временный характер.
Напомним, в России гарантии защиты прав потребителей нашли отражение в Гражданском кодексе РФ[1], Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей"[2] (далее – Закон о защите прав потребителей) и других федеральных законах. Также применяются нормы международного права – например, Руководящие принципы для защиты интересов потребителей (одобрены Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 года), Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28 мая 1989 года, Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств-участников СНГ в области защиты прав потребителей от 25 января 2000 года и Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года
Как отметил Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Лебедев на состоявшемся 8 сентября Форуме Председателей верховных судов стран БРИКС "Защита прав потребителей в современных экономических условиях", в соответствии с положениями международно-правовых актов в нашей стране гарантируются и защищаются права потребителей на:
- приобретение товаров, работ и услуг надлежащего качества;
- их безопасность для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;
- получение достоверной информации, необходимой для компетентного выбора в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями;
- просвещение в области защиты прав потребителей;
- государственную и общественную защиту этих прав;
- объединение потребителей в добровольные общественные организации.
Эти гарантии тонкими нитями вплетены во многие законодательные акты федерального уровня и крепко связаны правовым узлом Закона о защите прав потребителей. При этом в соответствии с разъяснениями ВС РФ гарантии, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, предоставляются не только первому приобретателю товара или услуги, но и его наследникам, а также иным лицам, которые впоследствии на законных основаниях приобрели право на товар или услугу.
В соответствии с вышеизложенным, цель работы – анализ нарушений в области защиты прав потребителей в условиях Covid-19 в таких сферах, как туризм, банковская сфера, продажа лекарств и некоторые другие.
1. Кредитование и страхование
Из-за закрытия в период
распространения новой коронавирусной инфекции большинства организаций у многих
россиян возникли сложности с платежами по кредитам и займам. Потеря работы,
снижение размера зарплаты, вынужденный уход в неоплачиваемый отпуск и другие
негативные последствия введенных ограничительных мер привели к тому, что людям
стало нечем платить взятый ранее кредит. Несмотря на то, что в текущих условиях
банки и сами активно идут навстречу гражданам, перенося сроки платежей, снижая
их размер и используя другие допустимые меры, государство решило отдельно поддержать
тех заемщиков, у которых доходы снизились более чем на 30% по сравнению со
среднемесячным доходом за прошлый год.
Федеральным законом от 3 апреля 2020 г. № 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" (далее – Закон № 106-ФЗ) были введены так называемые кредитные каникулы – льготный период, предусматривающий отсрочку погашения суммы основного долга и уплаты процентов по кредитам (займам), включая те, которые обеспечены ипотекой. Воспользоваться такой льготой потребители могли при одновременном соблюдении следующих условий:
- размер кредита не превышает максимальной суммы, установленной Правительством РФ (для потребительских кредитов граждан – 250 тыс. руб., для автокредитов – 600 тыс. руб., для ипотечных кредитов – 2 млн руб., для жилых помещений в Москве – 4,5 млн, Санкт-Петербурге, Московской области и субъектах ДФО – 3 млн руб.);
- доход заемщика снизился на 30% и более за месяц, предшествующий месяцу обращения, по сравнению со среднемесячным доходом за 2019 год;
- на момент обращения заемщика за кредитными каникулами в отношении кредитного договора (договора займа) не применяются ипотечные каникулы (ст. 6 Закона № 106-ФЗ).
Обратиться с требованием о кредитных каникулах на срок до полугода заемщики могли до 30 сентября 2020 года, при этом у Правительства РФ была возможность продлить этот срок. Банк России подчеркивает, что кредиторы не вправе отказать в предоставлении льготного периода по заявлению заемщика, если он соответствует всем установленным условиям и требованиям. Услуга должна предоставляться бесплатно, не допускается взимание каких-либо комиссий.
Также Банк России рекомендовал всем кредиторам до 30 сентября приостановить принудительное выселение заемщика из жилья, на которое ранее решением суда было обращено взыскание (независимо от того, когда суд принял такое решение). На тот же период жилищным накопительным кооперативам советуют не выселять пайщиков, даже если ранее из-за неуплаты ими взносов было принято решение о выселении[3].
В свою очередь, портал вашифинансы.рф (совместный проект Минфина России и Роспотребнадзора) также предлагал несколько способов уменьшить кредитную нагрузку во время пандемии:
- рефинансирование (возможность получения нового кредита на новых условиях для закрытия старого) или консолидация (объединение до пяти кредитов в один кредит в одном банке на более выгодных условиях);
- реструктуризация (пересмотр и изменение условий текущего кредитного договора, которые чаще всего касаются отсрочки платежей, увеличения срока выплаты кредита с уменьшением ежемесячного платежа); - кредитные каникулы (отсрочка погашения основного долга и процентов по кредитам сроком до 6 месяцев);
- ипотечные каникулы (возможность снизить финансовую нагрузку, в том числе если трудная жизненная ситуация возникла из-за пандемии коронавируса, при условии соблюдения предельных сумм ипотечного кредита, установленных кабмином).
В связи с резким ростом числа безналичных платежей и онлайн-оплаты покупок в условиях распространения COVID-19 и в целях снижения затрат потребителей на онлайн-переводы Банк России с 1 мая 2020 года установил предельное значение комиссий, взимаемых банками со своих клиентов при переводах между физлицами. Так, переводы в Системе быстрых платежей до 100 тыс. руб. в месяц должны осуществляться без взимания платы, а переводы на сумму более 100 тыс. руб. в месяц – с комиссией не более 0,5% от суммы перевода, но не выше 1,5 тыс. руб. (Информация Банка России от 20 марта 2020 года "Банк России утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса").
Не менее важными в части обеспечения гарантий защиты прав потребителей банковских и страховых услуг являются правовые позиции ВС РФ, выраженные в постановлениях Пленума и обзорах судебной практики по соответствующим делам. Ключевые тезисы по этой теме на Форуме стран БРИКС озвучил Вячеслав Лебедев:
- Закон о защите прав потребителей применяется не только к товарам и услугам бытового характера, но и к финансовым услугам (это разъяснение позволяет гражданам-страхователям, вкладчикам, заемщикам и иным потребителям при нарушении их прав и законных интересов требовать не только возмещения убытков, но и взыскания неустойки, штрафа и компенсации морального вреда в соответствии с Законом о защите прав потребителей);
- запрет навязывания гражданам дополнительных платных услуг – подключение заемщика к программе страхования жизни и здоровья не может являться обязательным условием предоставления потребительского кредита (в частности, при подключении к такой программе банк обязан проинформировать потребителя не только о характере оказываемых страховых услуг и порядке их оплаты, но и о праве заемщика на отказ от участия в программе, иначе потребитель сможет отказаться от страховой услуги и потребовать возмещения убытков);
- гражданин-потребитель вправе предъявить к банку исковые требования об уменьшении суммы неустойки по кредитному договору при ее несоразмерности последствиям просрочки оплаты кредита;
- по общему правилу, отсутствие у должника необходимых денежных средств не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств, но в условиях противодействия распространению COVID-19 отсутствие у гражданина-заемщика денежных средств, вызванное ограничительными мерами, может быть признано обстоятельством непреодолимой силы и основанием для освобождения его от ответственности;
- потребители освобождаются от преддоговорной ответственности, то есть от обязанности возместить убытки, причиненные недобросовестными действиями при переговорах о заключении договора.
Также Лебедев привел статистику по судебным делам, связанным с оказанием финансовых услуг – по его словам, такие споры в настоящее время составляют значительную долю в общем объеме дел о защите прав потребителей (246,6 тыс. дел или 58%). 86% требований по этой категории дел удовлетворены. Что касается страховых споров с участием граждан, то количество дел этой категории в 2019 году сократилось на 40%. Этому способствовало введение досудебного порядка рассмотрения требований граждан Уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг.
С 1 января 2021 года финансовый омбудсмен рассматривает и требования граждан к кредитным организациям – при несогласии с его решением потребитель сможет обратиться в суд в течение 30 дней со дня принятия этого решения.
2. Туризм и авиаперевозки
В сфере туризма и авиаперевозок d условиях Covid-19 наблюдалась одна из самых сложных ситуаций, поскольку отрасль столкнулась с беспрецедентным по своему размаху падением трафика (по некоторым оценкам более чем на 90%).
В связи с большим
количеством обращений пострадавших туристов Роспотребнадзором была разработана
и размещена на информационном ресурсе для потребителей подробная памятка,
которая содержит детальный разбор всех возможных ситуаций, связанных с отказом
от путешествия, от самостоятельно забронированного перелета, от бронирования
гостиницы на сайтах исполнителей услуг и крупных сервисах бронирования.
Все проблемные моменты защиты прав потребителей
сферы туристических услуг и авиаперевозок подробно разобрал Роспотребнадзор в
своей памятке. В ней собраны советы для ситуаций, связанных с отказом от:
- путешествия (при изменении договора турист и туроператор могkb согласовать перенос даты путешествия на более поздний срок, а в случае расторжения договора потребитель вправе вернуть всю стоимость тура до начала путешествия, а после начала путешествия – ее часть в размере, пропорциональном стоимости неоказанных услуг);
- самостоятельно забронированного перелета (по заявлению потребителя о вынужденном отказе от перевозки в связи с отменой или изменением рейса перевозчиком пассажиру должны вернуть уплаченную за перевозку сумму, а при отказе от перевозок по направлениям, где не введены запреты или ограничения на движение, возврат денежных средств можно требовать на основании ст. 451 ГК РФ со ссылкой на существенно изменившиеся обстоятельства);
- бронирования гостиницы на сайтах исполнителей услуг и крупных сервисах бронирования (возможность возврата средств зависит от того, использован возвратный или невозвратный тариф, также можно воспользоваться чарджбэком – процедурой отмены операции по картам платежных систем Visa, MasterCard, МИР) и т. д.
По сведениям представителей туротрасли, туроператоры были заняты обработкой сотен тысяч переносов и аннуляций туров, при этом возниклисложности в переговорах с иностранными партнерами. Многие авиакомпании либо возвращали денежные средства, либо предлагали гарантированный перенос бронирования на будущие даты, бонусные мили или иные не денежные компенсации.
Часть туроператоров также договаривались с путешественниками, планирующими свой будущий отдых, о переносе даты тура по фиксированному на момент покупки курсу валют: он фактически будет ниже, чем при новом бронировании.
Перечень мер, утвержденных Правительством Российской Федерации, предусматривал выделение из резервного фонда 3,5 млрд рублей для возмещения стоимости невозвратных билетов и компенсации затрат на вывоз туристов. Стоимость авиаперелета в составе турпродукта составил в среднем 50%. Субсидии позволили туроператорам компенсировать часть затрат и помогут выполнить обязательства перед туристами за отмененные туры.
Если путешествие должно было совершиться в одну из стран, в которых введены ограничения, в период с даты введения ограничений до 01 июня 2020 года, турист был вправе обратиться к туроператору за возмещением денежных средств за тур из Фонда персональной ответственности туроператора. Возврат денежных средств туристу осуществлялся вне зависимости от порядка заключения договора о реализации туристского продукта (напрямую с туроператором или с турагентом).
3. Услуги ЖКХ
Услуги ЖКХ являются не только одними из самых распространенных потребительских услуг, но и имеют статус социально значимых, поскольку сложно себе представить нормальную жизнь без электроснабжения или при отсутствии подачи горячей воды.
В этой связи Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в России был введен мораторий на начисление и взыскание неустойки по долгам за ЖКУ. Это значит, что приостановлено взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение, коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
Также было принято решение о продлении гражданам-получателям субсидий на оплату жилого помещения и ЖКУ права на получение указанных субсидий без дополнительного подтверждения, если срок предоставления субсидии истекает в период с 1 апреля по 1 октября 2020 года.
Мораторий на взимание штрафов и пеней за несвоевременную оплату жилищно–коммунальных услуг и на их отключение должникам закончился с 1 января 2021 года. Проанализируем его итоги.
Поставщики энергоресурсов приняли поблажки для потребителей в штыки, отраслевые эксперты прогнозировали кризис неплатежей. Объяснялось это тем, что ряд потребителей мог воспринять разрешение не взимать штрафы как отсрочку на оплату услуг и даже как разрешение вовсе не платить за коммуналку. В первый месяц с момента вступления в силу постановления № 424 собираемость платежей в самом деле снизилась. По данным Минэнерго, на рынках электроэнергии в апреле 2020 года показатель упал на 7% относительно апреля 2019 года, на рынках тепловой энергии — на 12%. К середине лета собираемость платежей улучшилась, но по итогам года она всё равно оказалась ниже, чем в 2019 году.
По данным Центра финансовых расчётов (осуществляет денежные проводки между участниками оптового рынка электроэнергии), за период с 1 января по 30 ноября 2020 года процент оплат населения в РФ снизился до 96,2% с 97,8% за аналогичный период 2019 года. В абсолютных показателях долг вырос на 15,4 млрд, с 54,6 млрд до 70 млрд рублей.
В Северной столице, по данным Петербургской сбытовой компании (ПСК), по состоянию на 1 декабря 2020 года у 68 тысяч абонентов просроченная задолженность превышала 5 тыс. рублей, в Ленобласти таких абонентов 21 тысяча. Прирост задолженности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в Петербурге — 18%, в Ленобласти — 20%.
В компании "РКС–энерго", работающей в Ленобласти, сообщили, что, по данным на 30 ноября 2020 года, дебиторская задолженность потребителей выросла на 8,4% по отношению к 2019 году, а непосредственно населения — на 6%. "Пока действовал мораторий, единственным инструментом борьбы с должниками было направление уведомления об оплате и взыскание задолженности в судебном порядке", — отметили в компании. За год число претензионных обращений, направленных "РКС–энерго" в адрес потребителей–должников, выросло на 5,3%.
Увеличилась задолженность и за поставки тепла. На 31 декабря 2020 года этот показатель составил 6,6 млрд рублей, сообщили в пресс–службе ГУП "ТЭК Санкт–Петербурга". На 31 декабря 2019 года просроченная дебиторская задолженность была чуть меньше — 6,5 млрд рублей. Таким образом, за 12 месяцев ожидается прирост показателя на 125,8 млн рублей (или 1,9%), отметили в "ТЭК СПб". Другие крупные поставщики тепла, ТГК–1 и "Петербургтеплоэнерго", не предоставили "ДП" данные о размере задолженности потребителей.
В "ТЭК СПб" отметили, что традиционно крупнейшими неплательщиками являются управляющие компании, ТСЖ и ЖСК. Их доля в общем объёме просроченной дебиторской задолженности превышает 80%. Однако в 2020 году в связи с пандемией COVID–19 ухудшилась платёжная дисциплина субъектов малого и среднего предпринимательства и граждан, заключивших прямые договоры с "ТЭК СПб".
Рисунок 1 – Структура задолженности на розничном рынке электроэнергии по состоянию на 30.11.20 г., млрд.руб
4. Онлайн-торговля
Сфера онлайн-торговли активно развивалась и до пандемии, но в период распространения новой коронавирусной инфекции онлайн-продажи товаров повседневного спроса существенно возросли. Поскольку в большинстве регионов торговля любыми товарами разрешена в онлайн-формате, внесения изменений в законодательство не потребовалось. Но в целях обеспечения гарантий защиты прав потребителей Роспотребнадзор выпустил ряд информационных материалов, напомнив в них основные правила безопасных покупок в Интернете. В частности, служба обратила внимание потребителей на то, что:
- товар, полученный с условием об оплате наложенным платежом, если он по какой-то причине не устроит покупателя, нужно возвращать продавцу, при этом бремя расходов на обратную пересылку товара лежит на покупателе (покупатель рискует не получить деньги за возвращаемый товар);
- перед покупкой в интернет-магазине следует удостовериться, есть ли на сайте информация о реквизитах продавца, включая наименование, адрес, режим работы, ОГРН/ОГРИП;
- не следует переводить деньги за покупку на банковскую карту физического лица, нужно следить за тем, чтобы после любой оплаты на адрес электронной почты покупателя продавец прислал электронный чек;
- при покупке через Интернет покупатель имеет право отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней, а если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара – в течение 3 месяцев с момента передачи товара (п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612);
- если товар куплен через сайт владельца агрегатора информации о товарах, то претензию можно предъявить такому владельцу агрегатора в случае предоставления потребителю недостоверной или неполной информации о товаре или продавце, если товар не передан в срок[4]
По последним данным некоторых исследований онлайн-продажи товаров повседневного спроса существенно выросли в натуральном выражении.
В большинстве регионов торговля любыми товарами разрешена в онлайн-формате, в то время как стационарные магазины, если они не реализуют товары первой необходимости - закрыты.
В этой связи Роспотребнадзор напомнил правила безопасных онлайн-покупок, а также о рекомендациях как не стать жертвой мошенников, покупая товары в интернете.
Напомним несколько важных рекомендаций.
Совет N 1. Если Вы видите предложение продавца об оплате и доставке товара наложенным платежом, следует помнить, что содержание посылки Вам покажут на почте только после оплаты. Будьте настороже вдвойне, если посылку отправляет физическое лицо.
Товар, полученный с условием об оплате наложенным платежом (в случае если он по какой-то причине не устроит покупателя) нужно возвращать продавцу. Расходы на пересылку товара обратно несет покупатель. Кроме того, покупатель рискует вовсе не получить деньги за возвращаемый товар.
Совет N 2: Перед тем, как приобретать что-либо в интернет-магазине, следует удостовериться, имеется ли на интересующем сайте информация о реквизитах продавца: фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес), режим работы, ОГРН/ОГРИП.
Будьте бдительны, если сайт (или страница сайта) в Интернете привлекает "самыми низкими" ценами, однако, оплата товаров возможна только одним способом - безналичным расчетом.
Совет N 3: Не переводите деньги за покупку на банковскую карту некоего физического лица. Поинтересуйтесь, придет ли вам на почту электронный чек.
Электронный чек должен направляться на указанный покупателем адрес электронной почты или абонентский номер. В чеке должен быть указан адрес сайта продавца.
Совет N 4: Покупатель, совершая покупки через Интернет вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней.
В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара (пункт 21 «Правил продажи товаров дистанционным способом", утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612). В настоящий момент документ утратил силу, но он действовал в момент разработки рекомендаций Роспотребнадзором.
Совет N 5. Если товар куплен через сайт владельца агрегатора информации о товарах, то претензию можно предъявить такому владельцу агрегатора:
- в случае предоставления потребителю недостоверной или неполной информации о товаре или продавце, на основании которой потребителем был заключен договор купли продажи с продавцом;
- если товар не передан в срок.
Признаки сайта-агрегатора: на таком сайте размещена информация о товаре, там же происходит выбор и оформление заказа, денежные средства поступают на банковский счет такого посредника.
Среди мобильных сервисов хотелось бы отметить появление такого приложения как "Проверка маркировки товаров", которое позволяет проверить легальность приобретаемого (приобретенного) товара, а также сообщить о нарушении.
5. Продажа лекарств
В сфере продажи лекарств в период
пандемии произошло важное правовое событие – была легализована
дистанционная продажа лекарств, ведь возможность их покупки через Интернет в
условиях действия ограничительных мер стала насущной потребностью многих
потребителей. Однако пока государство разрешило продавать онлайн только
безрецептурные лекарства, закрепив за Правительством РФ право в условиях ЧС и
при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность
для окружающих, установить временный порядок дистанционной торговли некоторыми
рецептурными лекарствами.
Кроме того, купить через Интернет не удастся наркопрепараты и психотропы, а также спиртосодержащие препараты с объемной долей этанола более 25% (например, зеленку, валокордин, корвалол, настойки валерианы, прополиса, эхинацеи и т. п.).
Аптечная организация, желающая осуществлять дистанционную продажу лекарств, должна иметь лицензию на фармацевтическую деятельность и получить соответствующее разрешение Росздравнадзора (ч. 1.1 ст. 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"[5]).
Согласно разъяснениям Роспотребнадзора при покупке лекарств онлайн потребитель имеет право на:
- запрос у аптечной организации копии декларации о соответствии или сертификата соответствия;
- возврат лекарственных препаратов в аптеку только в случае, если они ненадлежащего качества или их продажа сопровождалась распространением ненадлежащей информации (в частности, имели место недостоверная реклама или ошибка в описании товара на сайте продавца);
- направлять некачественный препарат на исследования на соответствие требованиям нормативной документации в экспертные организации, аккредитованные в области контроля качества лекарственных средств и т. д. (Информация Роспотребнадзора от 1 мая 2020 года "О приобретении лекарств онлайн в период пандемии коронавируса").
Некачественным является препарат, который не соответствует показателям качества, установленным нормативной документацией. В большинстве случаев потребитель не может самостоятельно определить является ли лекарственное средство некачественным или нет. Исследования на соответствие требованиям нормативной документации осуществляются экспертными организациями, аккредитованными в области контроля качества лекарственных средств.
Рецептурные препараты являются исключением, однако в условиях чрезвычайной ситуации и при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, правительство вправе установить временный порядок дистанционной торговли некоторыми из них, что позволит продавать дистанционно и часть рецептурных лекарств.
Что делать, если лекарственный препарат в аптеке оказался некачественным? Можно ли его вернуть в аптеку? Как вернуть деньги за препарат?
Аптечная организация обязана по запросу потребителя предоставить копию декларации о соответствии или сертификата соответствия.
Лекарственные препараты могут быть возвращены потребителем в аптеку только в том случае, если они ненадлежащего качества или их продажа сопровождалась распространением ненадлежащей информации (недостоверная реклама или ошибка в описании товара на сайте продавца).
Заключение
Эффективная защита интересов потребителей является важным правовым институтом в социально ориентированных государствах. Вопросы защиты прав потребителей всегда имели приоритетное значение для законодателя и правоприменителей, а в неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условиях, негативно влияющих на развитие рынка товаров и услуг, они приобрели особую социальную значимость.
Как показал анализ защиты прав потребителей в условиях Covid-19, в последние годы законодателем намечен курс на минимизацию количества судебных разбирательств по делам о защите прав потребителей. Для этого, в частности, во многих сферах вводится досудебный порядок обжалования. Досудебному урегулированию споров способствует и обязательный претензионный порядок предъявления требований – он действует, например, в сфере перевозок, связи и туристических услуг и предполагает обязанность гражданина перед обращением в суд направить поставщику услуги досудебную претензию, на рассмотрение которой в сфере связи и перевозок отводится 30 дней, в сфере туристических услуг – 10 дней.
Но пока судебная защита прав потребителей остается превалирующим механизмом защиты. Об этом упоминал и Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. По приведенным им данным, в 2019 году судами рассмотрены 428,8 тыс. дел о защите прав потребителей, требования потребителей удовлетворены по 85% дел (363,1 тыс.). При этом за последние 10 лет количество ежегодно поступающих в суды дел этой категории увеличилось на 50% (с 286,6 тыс. дел в 2010 году). В пользу граждан-потребителей в пошлом году присуждено более 53 млрд руб. (в 2010 году – 23 млрд руб.). "Обращение в суд является востребованным, эффективным и доступным способом защиты прав потребителей", – заключил Лебедев.
Напомним, защита прав потребителей в России обеспечивается мерами гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Для обеспечения единства судебной практики ВС РФ постоянно выпускает разъяснения – Пленумом ВС РФ принято 25 постановлений, содержащих более 400 правовых позиций по вопросам рассмотрения этой категории дел, а Президиум ВС РФ 47 раз обращался к вопросам защиты прав потребителей и утвердил Обзоры, систематизирующие более 200 правовых позиций в этой сфере.
Вячеслав Лебедев в ходе своего доклада озвучил некоторые общие ориентиры для судов при реализации ими мер судебной защиты прав потребителей:
- недопустимость формального подхода к рассмотрению споров с участием потребителей, активная роль суда по этой категории дел, необходимость по инициативе суда ставить на обсуждение сторон вопрос о соответствии их действий требованиям добросовестности, которые в равной мере распространяются не только на поставщиков товаров и услуг, но и на потребителей (не подлежат судебной защите права потребителя, который в целях взыскания неустойки и штрафа умышленно препятствовал добровольному удовлетворению его требований);
- положения гражданского законодательства, предоставляющие суду право уменьшить неустойку и штраф по делам о защите прав потребителей, могут применяться только в исключительных случаях, когда ответчиком представлены доказательства их явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства;
- сроки совершения процессуальных действий, пропущенные в связи с мерами по противодействию распространению коронавирусной инфекции, подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством;
- исключение возможности отказа в судебной защите прав потребителей по формальным основаниям (в целях повышения доступности правосудия гражданам-потребителям предоставлено право по своему выбору предъявить иск в суд по месту своего жительства, по месту заключения или исполнения договора либо по месту нахождения ответчика);
- наличие права обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей, в том числе групп потребителей и неопределенного круга потребителей, не только у уполномоченных государственных органов, но и у общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов;
- возможность предъявления гражданином иска в защиту прав и законных интересов группы лиц (коллективного иска), в том числе в связи с нарушением законодательства о защите прав потребителей;
- применение наиболее благоприятного для потребителя толкования при наличии сомнений относительно толкования условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон;
- условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законом, являются ничтожными и не применяются судами и т. д.
Судебная защита прав потребителей имеет важное социальное значение, особенно в непростой санитарно-эпидемиологической обстановке, когда граждане должны быть своевременно обеспечены товарами и услугами надлежащего качества.
Список использованных источников
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)/ СПС «КонсультантПлюс»
2. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "Об обращении лекарственных средств"/ СПС «КонсультантПлюс»
4. Информация Роспотребнадзора от 11 мая 2020 года "Об особенностях онлайн торговли и трансграничных покупок в период пандемии коронавируса").
5. Информация Банка России от 4 апреля 2020 года "Меры по поддержке граждан и экономики в условиях пандемии коронавируса".
Скачано с www.znanio.ru
[1] "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)/ СПС «КонсультантПлюс»
[3] Информация Банка России от 4 апреля 2020 года "Меры по поддержке граждан и экономики в условиях пандемии коронавируса"
[4] Информация Роспотребнадзора от 11 мая 2020 года "Об особенностях онлайн торговли и трансграничных покупок в период пандемии коронавируса").
[5] Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "Об обращении лекарственных средств"/ СПС «КонсультантПлюс»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.