Научно-исследовательская работа "Стили архитектуры"
Оценка 4.7

Научно-исследовательская работа "Стили архитектуры"

Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
doc
история
11 кл +1
05.03.2023
Научно-исследовательская работа "Стили архитектуры"
Стили архитектуры.doc

Глава I Стилевые направления в архитектуре.

 

1.     ПОНЯТИЕ АРХИТЕКТУРЫ

2.     ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ

3.     СТИЛИ АРХИТЕКТУРЫ

 

Архитектура в переводе с греческого означает строительное искусство, зодчество. Архитектура – это здания и другие сооружения, а также их комплексы, создающие материальную организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности; искусство проектировать и строить сооружения и их комплексы в соответствии с назначением, современными техническими возможностями, эстетическими воззрениями общества. Как часть средств производства (производственные сооружения, промышленная архитектура) и как часть материальных средств существования общества (жилые дома, общественные здания). Архитектура составляет область материальной культуры, в то же время как вид искусства. Она входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытое пространство, ансамбли сооружений), конструктивные технические системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область – градостроительство. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника – возможность, экономическая целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявления в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Выделяют выразительные средства архитектуры композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств. Во второй половине ХIХ-ХХ вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства. В социалистических странах целью архитектуры стало удовлетворение материальных и духовных потребностей всего общества.

 

АМПИР произошло от французского слова empire, что означает ИМПЕРИЯ, т.е. стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий ХIХ века, завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, другие греческие архаики, Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль АМПИР сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье, П.Фонтен). В ряде стран АМПИР стал выражением идей государственной независимости, отстаивавшейся в антинаполеоновских войнах. Таков и русский АМПИР, давший классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, В.П. Стасов).  

КЛАССИЦИЗМ – (от латинского classicus – образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 начала 19 вв., обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. КЛАССИЦИЗМ сложился в 17 в. во Франции, отразив подъем абсолютизма. В 18 в. КЛАССИЦИЗМ был связан с буржуазным Просвещением и выразил гражданские идеалы, буржуазно-революционные устремления. КЛАССИЦИЗМ, основывавшийся на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большего общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов (главные темы- конфликт общественных и личных начал, долга и чувства), к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Вместе с тем КЛАССИЦИЗМУ были присущи черты утопизма, идеализации и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса. Архитектуре КЛАССИЦИЗМА (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанным декором.   

МОДЕРН –(Франц. «moderne» – новейший, современный («ар нуво», «югендстиль»), стилевое направление в европейском и американском искусстве конца 19 начала 20 вв.. Стремясь преодолеть эклектизм буржуазной художественной культуры 19 века, представители МОДЕРНА использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Ф.О. Шехтель). Изобразительное и декоративное искусство МОДЕРНА отличает поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.

ВОЗРОЖДЕНИЕ – (Ренессанс), период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии ХIVXVI вв., в других странах конец XV – начало XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры ВОЗРОЖДЕНИЯ, антифеодальность в своей основе: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название). ВОЗРОЖДЕНИЕ возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже XIIIXIV вв. его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и другие. Творчество деятелей ВОЗРОЖДЕНИЯ проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандоллы и других). Пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности,   

В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения общественные сооружения, общественные здания, дворцы, городские дома. Используется ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола. Архитекторы придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку (Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕОКЛАССИЦИЗМ – (франц. neo-classicisme), общее название художественных течений второй половины ХIХ и ХХ вв, основывавшийся на  классических  традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в ХХ в. в архитектуре в России И.В. Жолтовский, И.А. Фомин). С апологетикой буржуазной действительности. 

Эти стилевые направления в архитектуре являются по своей сути глобальными, как основные вехи в искусстве, но они подразумевают под собой подстили.

В начале ХХ века архитекторы, а также их заказчики (купцы) умело сочетали в своих постройках элементы стилей. Возможно на проект зданий сказалось влияние развития социальных отношений, роль государства в жизни общества, кроме этого развитие торговли, промышленной индустрии. Все эти факторы могли повлиять в какой-то степени на архитектурные сооружения того времени.

Все перечисленные выше стили предшествовали развитию стиля в архитектуре начала ХХ века МОДЕРН, что означает современный. Но и в это время ЮГЕНДСТИЛЬ сочетал в себе некоторые черты предыдущих стилей, что с другой стороны является интересным, неординарным и не похожим на другие стили. Именно этот стиль стал развиваться в архитектуре уездных городов – Вольск, Хвалынск, Пугачев, Балаково, Саратов и других городов Саратовской губернии. Известными особняками, сочетавших в себе эти стили начала ХХ века являются – Храм Св. Троицы (церковь), Усадьба Мальцевых, Музей истории города (г. Балаково), которые сохранились по сей день, но некоторые из них подлежат реставрации. Именно они поражают своей неповторимостью, уникальностью, неординарностью. Архитекторами и зодчими этих зданий являлись известные мастера, не только по уездным городам губернии, но и г. Москвы, Санкт-Петербурга, как например архитектор Ф.О. Шехтель, по проекту которого были сооружены Храм Св. Троицы, Усадьба Мальцевых, но и Ярославский вокзал в Москве.  Сочетание стилей нашли отражение в постройках особняков уездных городов. Помимо архитекторов этих построек были еще и заказчики, по заказу которых строились особняки. В основном это крупные землевладельцы, купцы, хлебопромышленники, которые путем накопления своего капитала строили эти шикарные здания. Из достоверных источников наиболее известными капиталовладельцами начала ХХ века являются: Мальцевы, Мамины, Головановы, староста г. Балаково И.В. Кобзарь и другие. Благодаря этим людям ряд особняков сохранились и в наше время в первозданном виде и являются предметом исследования в отечественной истории новейшего времени, архитектуре и искусстве ХХ века, а также предметом рассуждения на эту тему.

На основе таких достопримечательностей провинциальных городков можно разработать туристические маршруты, как между городами, так и внутри отдельного города и дать соответствующее название этим маршрутам

 

 

 

В архиве Балаковского ЗАГСа до сих пор хранится метрическая ведомость живших в селе Балаково и иногородних купцов, мещан и крестьян, принадлежащих к приходу старообрядческой общины. По данным 1905 г. всего их было 741 человек, в том числе 334 мужского пола. Среди них наиболее влиятельны два брата – николаевских купца – Паисий Михайлович (49 лет) и Анисим Михайлович (48 лет) Мальцевы. Последний был холост, а у Анисима Михайловича имелись жена Мария Ивановна (43 года) из семьи вольского мельника Меркульева и дочь Екатерина (24 года).

          Не менее яркой личностью был балаковский землевладелец Михаил Тимофеевич Мальцев. Низкорослый со шрамом на лбу, он слыл суровым и скупым купцом.

          Якобы еще в Крымскую войну 1854-56 гг. он рядовым солдатом храбро сражался против турок. За это царь ему – выходцу из белорусских крепостных – пожаловал свободу и земли в Балаковском Приказе. Позже он получил или купил титул николаевского купца. Разбогатев на скупке и продаже пшеницы, М.Т. Мальцев оставил после себя богатое наследство. Старики говорят, что после его смерти, сыновья Паисий и Анисим семь лет судились за обладание отцовским капиталом. У него была на ул. Никольской и Новоузенской большая усадьба с особняками для семьи, прислуги и конюшня. Имел свою молельню. Кроме того, старший сын Паисий в 1900-е годы выстроил отдельный особняк на ул. Николаевской, 75 (ныне дом творчества) со своей котельной и конюшней. Как утверждают старожилы, в том числе М.Т. Трегубова, В.Н. Палицын, будто бы между этими двумя домами и церковью был подземный ход, выложенный красным кирпичом. Зимой по туннелю гнали теплый воздух от котельни Паисия до особняка Анисима Мальцева на ул. Новоузенской и до церкви, построеннгой в 1914 г. на реке Балаковке в начале улицы Новоузенской. После 1917 г. Маша Петряева (Трегубова) с пацанами спускалась в это подземелье. Они наткнулись под ул Николаевской на человеческий скелет, закованный на цепь, а рядом лежали старинные деньги. Родители Маши слышали, что Мальцевы скрывали у себя беглого фальшивомонетчика. Сейчас подтвердить это невозможно, а вот то, что у Мальцева было много земли и капитала и что он слыл самым крупным хлебопромышленником в России, так это близко к истине. О Мальцеве-купце писал даже известный  репортер 19 в. Владимир Гиляровский.

          Предстоит краеведам выяснить и трагическую жизнь купца-коллекционера документальных памятников России Паисия Михайловича Мальцева. Известно, что его уникальную домашнюю библиотеку чуть не сожгли вместо дров комиссары 1919 г. А спас ее Александр Иванович Чесноков – известный театрал и интеллигент с дореволюционной закваской.. Он отбил телеграмму из г.Вольска в Саратов по факту вандализма и областная администрация приостановила местных деятелей. На нескольких подводах книги П.М. Мальцева были вывезены из Балакова. Теперь они храняться в книгохранилищах г. Саратова и г. Москвы. А вот П.М. Мальцева сохранить не удалось. Он был репрессирован Саратовским ЧК, где чистил сортиры, а позже был убит чекистами, очевидно без суда и следствия.

          Приметной усадьбой на ул. Ленина является особняк А.М. Мальцева (№21), ныне здание районного сбербанка. Это здание – памятник великорусской усадебной архитектурпы 1880 – х гг.. После смерти хозяина дочь Екатерина Мальцева сдала здание городской Думе, а в 1918 г. усадьбу национализировали городские комиссары, о чем гласит мемориальная доска. В углу усадьбы была великолепная беседка с башенкой. Раньше там в летнее время играл духовой оркестр, а молодежь в мальцевском саду танцевала. В 1970-е гг беседку сломали, а на ее месте появился павильон – магазин для охотников и рыбаков.

          Однако горожан и гостей удивляют своей архитектурой на главной улице старого Балаково другие здания, выстроенные у реки Балаковки. Это храм Св. Троицы старообрядца А.М. Мальцева и особняк его брата П.М. Мальцева (ныне дом творчества).

          Подлинный проект чертежей и пояснительную записку от 1909 г. на мальцевскую церковь случайно обнаружены в 1981 г. в фондах Самарского госархива.

          Кто мог подумать, что проект знаменитого академика архитектора Федора Осиповича Шехтеля (1859-1926 гг.) столько лет пролежит в безызвестности за толстыми стенами бывшей казенной палаты. Теперь это здание Самарского архива на ул. Мологвардейской, 35 (бывшая Соборная улица).Между прочим, оно одно из первых каменных построек бывшего губернского города на Волге.

          Там, в фондах архива оказались основные чертежи «Храма села Балаково Самарской губернии А.М.Мальцева»:

1.     Южный фасад с фресками головы Христа-спасителя и двух архангелов. Ширина основания под купол с южного фасада храма 6,75 сажень (Фрески были закрашены. Сейчас открыты на обозрение.)

2.     Западный фасад. Фреска со Святой Троицей и Дева Мария с младенцем. (эта фреска была над входом в храм. Сейчас ее еще не восстановили.)

3.     Северный фасад. На верхней стене по центру великолепная золоченая фреска с Богоматерью. Эта фреска чудом сохранилась в первозданном виде и сияет в утренние часы со стороны речки Балаковки, прельщая взоры рыбаков и туристов Балакова.

4.     Восточный фасад со стороны алтаря.

По проекту Ф.О. Шехтеля, при входе в храм с левого угла была комната под названием «крестильня» размерами 1,67*6,67 саж.. У крестильни был пристрой 1*1,56 саж. Справа от главного западного входа «раздевальня» и лестница на колокольню.

          К алтарю были пристроены библиотека, «архирейная» и ризница, а внизу подвальный этаж и склеп для умершего первого священника. Библиотеку, архирейную и склеп, конечно, разорили в советское время. В 1919 г. и 1930 г. были изъяты многие позолоченные, серебряные реквизиты и редкая церковная утварь и иконы. Церковная лавка попала в соседнюю городскую баню, а потом в музей.

          По фондам Самарского архива найдено и дело 4730 на 17 листах, в которых сохранилось прошение купца А.М. Мальцева и документы епархиального архитектора Шиманского в строительный отдел Самарского губернатора.

          Пояснительная записка и расчет самого Ф.О. Шехтеля датированы 28 февраля 1909 г..

          Известно, что церковь начали строить в 1911 г., а освещали в 1914 г., хотя как вспоминал старожил С.М. Серебряков, головку купола и крест золотили в 1915 г. В этом же году по требованию дочери Мальцева переделывали крестильню.

Сам заказчик не дожил до завершения строительных работ, т.к. в феврале 1914 г. он умер и городские уполномоченные участвовали в пышных похоронах купца-старовера. Каждый балаковец на поминках получал булочку и монету.

Нет в живых теперь и великого зодчего. Но его капитал- архитектурное искусство до сих пор служит народу. Троицкий храм на 1200 прихожан с просвирней и особняк Паисия Мальцева-творение Ф.О. Шехтеля, являются ныне основными доминантами старого города и расположены на одной стороне главной улицы островной части Балаково.

          Особняк-библиотека П.М. Мальцева, а ныне Дом Творчества построен в начале 20 века по «мотивам» западноевропейского барокко: с масками и грифами, затейливым аттиком, урнами и баллюстрадой на крышах. Удивительной красоты кованые ворота и решетки парапетов усадьбы. Литое узорчатое чугунное крыльцо-литье завода г.Саратова. А поверх всей этой роскошной атрибутики, элементы давно ушедшей античной эпохи. Над карнизом внутри особняка, где обычно красовался герб аристократического рода, зодчий, в угоду заказчика, поместил символ нового времени-жезл Меркурия-покровителя торговцев. Особняк на пересечении главных улиц старого Балаково выгодно отличается от сотен других, появившихся, как грибы, по всей России в конце 19 века. Отличие в высоких зауженных окнах и великолепной отделке здания. Внутри есть комнаты с отделкой под разные стили, в том числе комната с арабским (персидскими) мотивами. Есть зал с великолепным камином и потолочной лепкой. Снаружи продумана каждая деталь. Что стоят отлитые из цинка украшения водосточных труб в виде грифонов!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АРХИТЕКТУРА САРАТОВСКОГО КРАЯ

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

преподаватель

общественных дисциплин

Старик О.Ю.

 

 

 

 

Энгельс, 2023


Глава I Стилевые направления в архитектуре

Глава I Стилевые направления в архитектуре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2023