Фразеологизмы
1.Что такое фразеологизм
2. Возникновение фразеологизмов
(источники фразеологизмов)
3. Лексический состав фразеологизмов
(многозначность, омонимия ,синонимия, антонимия)
4. Значение некоторых фразеологизмов
(книжные, разговорные, с числовым значением)
Цель исследования:
Изучить фразеологизмы как устойчивые сочетания слов , знание которых влияет на словарный запас учащихся.
Объект исследования:
Раздел русского языка, занимающийся изучением фразеологизмов.
Гипотеза:
Предполагается, что понятие «фразеологизм», знание о происхождении фразеологических оборотов и их видов, являются одним из источников обогащения словарного запаса учащихся.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу по данной теме (различные источники: словари учебники, интернет ресурсы).
2.Рассмотреть вопрос возникновения фразеологизмов.
3.Изучить лексический состав некоторых
фразеологизмов.
4.Практическая часть:
А) отбор материала по данной теме, проведение внеклассных занятий «Почему мы так говорим?», «Что такое «Крылатые выражения?» среди учащихся 3-В класса;
Б) рисунки к фразеологизмам;
В) анкета для 4 классов;
В целом, мы убедились в том, что все ученые – лингвисты сходятся в определении фразеологизмов.
Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора, устойчивые сочетания слов, обороты речи, которые неделимы по смыслу.
Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.
Возникновение фразеологизмов
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», т.е. выражения. Хотя фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.
Создание базы для изучения устойчивых сочетаний слов в современном русском литературном языке принадлежит академику В.В. Виноградову. В настоящее время фразеология продолжает своё развитие.
Источники фразеологизмов
Целый ряд русских фразеологизмов связан с бытом, обычаями, традициями и верованиями древних славян.
вывести на чистую воду (кого) - «разоблачить, раскрыть преступление»; как в воду опущенный - «унылый, грустный человек»; прошёл сквозь огонь, воду и медные трубы - «об опытном, бывалом человеке». Эти фразеологизмы восходят к следующему обычаю древних славян: людей, подозреваемых в преступлениях, подвергали испытанию огнём и водой; об этих испытаниях сохранили в языке названные выражения.
На Руси основным блюдом была каша. Слово «каша» входит в состав многих фразеологизмов:
каша во рту – говорить невнятно;
каши просят – рваные;
каши не сваришь с кем-то – трудно сговориться;
мало каши ел – о человеке, не способном что-то сделать;
заварить кашу – затевать хлопотное, сложное дело; расхлёбывать кашу – распутывать сложное дело.
От пословиц
бабушка надвое сказала (Бабушка гадала да надвое сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет),
локти кусать (Близок локоть, да не укусишь), гоняться за двумя зайцами (За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь),
пожалел волк кобылу - «о мнимой жалости» из пословицы: Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву;
без царя в голове - «несерьезный человек» из пословицы: Свой ум - царь в голове.
от поваров - «таять во рту», «пальчики оближешь» - очень вкусно, «сбоку припёка» - постороннее, случайное, приставшее сбоку, извне, «первый блин комом» - неудачная первая попытка.
от рыбаков и охотников - «ловить рыбку в мутной воде», «попасться на удочку», «сматывать удочки», «закидывать удочку», «рыбак рыбака видит издалека», «ни пуха, ни пера» и др.
Лексический состав фразеологизмов.
Многозначные фразеологизмы – это устойчивые сочетания, которые имеют два и более значений.
А) сочетание сойти с ума имеет следующие значения:
1) сильно беспокоиться, тревожиться;
2) лишиться рассудка;
3) очень интересоваться, увлекаться чем-либо;
4) делать глупости, поступать неразумно;
5) восклицание, выражающее, удивление, восторг;
Б) фразеологизм поднять на ноги имеет следующие значения:
1)«заставить встать» - поднять на ноги сидящих;
2)«вылечить» - поднять на ноги больного;
3)«вырастить» - поднять на ноги сыновей;
4)«укрепить» - поднять на ноги завод;
5) «заставить активно действовать» - поднять на ноги полицию, врачей;
В) фразеологизм увидеть свет обозначает:
1) «родиться»- младенец увидел свет;
2) «быть опубликованным»- книга увидела свет;
3) «почувствовать облегчение»- учёный увидел свет только после завершении работы;
Как и в лексике, во фразеологии с многозначностью тесно связано явление омонимии
Примеры фразеологической омонимии:
А) протянуть руку - «просить милостыню» и протянуть руку- «помочь»;
Б) зелёная улица – «наказание через строй солдат с розгами» и зелёная улица – «зелёные огни светофора» (в языке железнодорожников);
В) гнуть спину -«раболепствовать, безропотно подчиняться» и гнуть спину - «выполнять тяжелую работу».
Фразеологизмы-синонимы – это устойчивые сочетания с тождественным или предельно близким значением.
Примеры фразеологической синонимии:
А) бить баклуши, валять дурака, гонять собак, лодыря гонять, палец о палец не ударить, плевать в потолок, считать ворон, спустя рукава - «ничего не делать, бездельничать»;
Б) во весь дух, во весь опор, во все лопатки, на всех парусах, со всех ног, очертя голову, как на пожар – «очень быстро»;
В) голова на плечах, ума палата, семи пядей во лбу – «умный».
Г) одного поля ягоды, два сапога пара, одним миром мазаны, один к одному – одинаковые, похожие.
Д) тьма тьмущая, хоть пруд пруди, яблоку негде упасть - много чего или кого-либо.
Фразеологизмы-антонимы – это устойчивые сочетания, разные по форме выражения, обозначающие противоположные, но соотносительные понятия.
ни зги не видно (темно) | хоть иголки собирай (светло) |
за тридевять земель (далеко) | рукой подать (близко) |
во весь дух, со всех ног, сломя голову, как на пожар (быстро) | черепашьим шагом, через час по чайной ложке (медленно). |
желторотый птенец (неопытный юнец) | стреляный воробей (опытный человек); |
держать язык за зубами, язык не поворачивается (хранить секреты, быть сдержанным в высказываниях). | лясы точить, язык чесать (распространять слухи, сплетни, пустословить) |
Описание практической части исследования
Под руководством учителя была составлена подборка рисунков к фразеологизмам и задания на тему: «Почему мы так говорим?» (приложение) для учащихся 3-4 классов. Были предложены задания:
1) «подскажи словечко»
2) «фразеологический зверинец»
3) фразеология «с головы до ног»
4) «найти синоним» и другие.
Основные результаты исследования
Изучение фразеологизмов – это не только изучение русского языка, но и литературы, истории, окружающего мира, изобразительного искусства и даже царицы наук - математики.
Ученики стали обращать внимание на употребление устойчивых выражений в собственной речи, в самостоятельных творческих работах, от чего их устная и письменная речь стала более яркой и выразительной.
Вывод
Наше предположение подтвердилось, понятие «фразеологизм», знание о происхождении фразеологических оборотов и их виды дают возможность углубить свои знания и обогатить словарный запас.
Приложения
1) «Почему мы так говорим?»
Спустя рукава.
Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело. После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит небрежно, кое – как.
Время истекло.
Почти три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы, Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.Отсюда же произошли выражения: сколько воды утекло с тех пор (как давно это было, текущий год).Ребята, сегодня наш урок, посвящённый теме « Фразеологизмы» будет проходить в необыкновенной форме, в виде путешествия по страничкам, изображённым на интерактивной доске. Итак, внимание на экран, нам предстоит преодолеть первую преграду нашего сложного пути, выполнить задание.
4) Для того чтобы мы научились и овладели навыками рифмовки, нам необходимо подобрать нужные слова и добавить их в загадки.Дружнее этих двух ребятНа свете не найдёшь.О них обычно говорят( Водой не разольёшь).
Мы исходили городокБуквально вдоль и поперёк,И так устали мы в дороге,Что (еле волочили ноги).
Товарищ твой просит украдкойОтветы списать из тетрадки.Не надо, ведь этим ты другу,Окажешь (медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,Поют кто в лес, кто по дрова,Ребята слушать их не станут,От этой песни (уши вянут).
5) Впереди нас ожидает преграда - это стихотворение В.Суслова «Как работает слово?», из которого нужно выписать как можно больше фразеологизмов
Впереди нас ожидает преграда - это стихотворение В.Суслова «Как работает слово?» Из которого нужно выписать как можно больше фразеологизмовБывает частенько, что слово одно,Но очень по-разному служит оно.Примеры тут можно найти без труда,Возьмём хоть короткое слово «вода».Вот был я мальчишкой, да детство прошло.С тех пор уж немало воды утекло.О смелом мы вправе сказать наперёд:«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»А гуси и утки-сухие всегда.Заметили люди: «Как с гуся вода».Случилось с тобою: ты правил не знал,Молчал при опросе! Воды в рот набрал!Лентяй отдыхает, а время идёт-Под камень лежачий вода не течёт.Сказать болтуну мы порою не прочь:«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!Не прочь и другому сказать невзначай:«Довольно лить воду! Ты дело давай!»Работать впустую!... Что скажут потом?На дело, мол, воду носить решетом!Стихи я пишу, не жалея труда,Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».
6) Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова, глаз, ноги, уши, руки. Задание называется «С головы до ног»
Глаз:Мозолить глазаХлопать глазамиГоворить в глазаПускать пыль в глазаГлазом не моргнутьС глазу на глазХоть глаз выколиОткрыть глазаКак бельмо в глазу. | Ноги:Со всех ногВстать на ногиВстать с левой ногиПадать с ногПотерять почву под ногамиСбиться с ногИдти в ногуПутаться под ногамиНог под собой не чуять. | Уши: | Руки: | Голова: Человек с головойМорочить головуВскружить головуПотерять головуНе сносить головыОтвечать головойКак снег на головуГолова идёт кругомСломя голову. |
7) Отметь ряд, в котором все фразеологизмы являются синонимичными
1.Не счесть числа, хоть пруд пруди, как собак нерезаных.
2.Оставить с носом, обвести вокруг пальца, лезть на рожон.
3.Стреляный воробей, тертый калач, белая ворона.
4.За тридевять земель, куда Макар телят не гонял, от горшка два вершка.
8) В рассказе нужно найти 10 фразеологизмов, употреблённых в переносном значении, и объяснить их смысл
Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.
( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)
Ответы:
1 - на всех парусах – очень быстро, с максимальной скоростью.2 - наломать дров - сделать плохо, поступить необдуманно.3 - водить за нос - обманывать. 4 - дело в шляпе - работа выполнена, вопрос решён. 5 - (вместе) съесть пуд соли - быть очень дружными, хорошо знать кого-либо. 6 - (работать) спустя рукава - делать что-либо небрежно. 7 - (на нём) нет лица - плохо выглядит, болен, испуган (о человеке). 8 - (столкнуться) нос к носу - сойтись очень близко.
11) Подбери синоним
Быстро бежать-
( со всех ног, сломя голову ,что есть сил, что есть духу, во все лопатки, во всю прыть, только пятки засверкали, мчаться на всех парусах).
Усердно трудиться –
( не покладая рук, засучив рукава, не жалея сил, до седьмого пота, в поте лица)
12) Найди соответствия
Не ударить в грязь лицом.
Держать себя в руках.
Мелькнуть, как молния.
Игра не стоит свеч.
Стрелять без промаха.
Во что бы то ни стало.
Не находить себе места.
Вешать голову.
А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.