Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении
Оценка 4.9

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
физика
Взрослым
21.02.2019
Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении
Состояние постоянного поиска и эксперимента естественно для современной школы. Вне этого состояния школа не сможет полностью выполнять функции образовательного учреждения. Опытно-экспериментальная работа стала действенным фактором созидания новой школы, нового учителя и нового ученика. Сегодня уже никого не удивляет, что в образовательном пространстве города, района соседствуют гимназии, лицеи, колледжи, традиционные школы, школы с гимназическими классами и авторские школы.
Научно-исследовательская деятельность.doc
Васильева Наталья Андреевна Учитель физики и астрономии МАОУ СОШ №2 г. Старая Русса Научно­исследовательская (опытно­экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении Понятие о научно­исследовательской (экспериментальной) работе Состояние постоянного поиска и эксперимента естественно для современной школы. Вне   этого   состояния   школа   не   сможет   полностью   выполнять   функции   образовательного учреждения.   Опытно­экспериментальная   работа   стала   действенным   фактором   созидания новой школы, нового учителя и нового ученика. Сегодня уже никого не удивляет, что в образовательном пространстве города, района соседствуют   гимназии,   лицеи,   колледжи,   традиционные   школы,   школы   с   гимназическими классами   и   авторские   школы.   Многие   общеобразовательные   заведения   стали экспериментальными площадками, в том числе и вузов. Конечно, стратегический путь к новой школе пролегает через разработку и освоение новшеств, т. е. через инновационные процессы. И   чем   больше   в   педагогической   деятельности   нового,   инновационного,   тем   ближе   она   к собственно   эксперименту.   И   чем   больше   в   педагогической   деятельности   известного, освоенного и обобщенного опыта, тем ближе школа к опытной работе, в ходе которой также возможен поиск нового. Поэтому по отношению к педагогическому поиску и педагогическому творчеству, которые совершенствуются и развиваются в естественных школьных условиях, правомерно говорить об опытно­экспериментальной работе. К тому же новизна изменений в образовании относительна и имеет преемственность с тем, что было ранее, хотя, вне всякого сомнения, идет переосмысление нового с современных позиций. Наличие инновационного потенциала связано со следующими основными параметрами: —   творческая   способность   генерировать   новые   идеи   и   проектировать   их   в практическую деятельность; —   интеллектуальная   и   эмоциональная   развитость   и   высокий   уровень   культурной грамотности; —   открытость   к   новому,   базирующаяся   на   толерантности   личности,   гибкости   и панорамности мышления; — приятие личности ребенка и его интересов, ориентация на творчество как основу совместной деятельности.  Педагогическое исследование Прежде чем говорить об организации ОЭР в школе и готовности учителей к ней, нужно обратиться к некоторым теоретическим основам, необходимым для проведения исследований в ОУ. Основные правила любых педагогических исследований отражаются в ряде принципов, т.е. в главных положениях, которые определяют и подход к проблеме, и методику получения фактов, и их анализ. Принципы педагогических исследований Принцип целостного изучения педагогического явления или процесса предполагает: 1 1) максимальное использование системного подхода в исследовании; 2)   установление   связи   изучаемого   качества   с   сущностными   силами   личности,   т.е. главным в ее духовном мире; 3)   показ   многообразия   внешних   факторов,   воздействующих   на   формирование личности, и изложение методики руководства этими факторами со стороны воспитателей; 4) раскрытие механизма изучаемого явления; 5) четкое определение места педагогического явления в целостном воспитательном процессе. Принцип   комплексного   использования   методов   исследования   при   изучении проблем педагогики Принцип комплексного подхода к изучению проблем требует: 1) многоцелевой установки при изучении педагогических явлений, что отражается в постановке нескольких исследовательских задач; 2) охвата как можно большего числа связей изучаемого процесса, явления с другими и выделения из них самых существенных; 3) учета всех современных воздействий при проведении исследовательской работы, устранения случайных влияний на педагогический процесс; 4)   многократной   проверки   одного   и   того   же   педагогического   факта   с   помощью различных методов исследования, постоянной проверки и уточнения полученных данных; 5)   философского,   логического   и   психолого­педагогического   анализа   полученных   в исследовании результатов. Принцип объективности требует: 1) проверки каждого факта несколькими методами изучения ребенка; 2) перепроверки, уточнения полученного фактического материала в ходе проводимой экспериментальной или опытной работы; 3)   фиксации   всех   проявлений   личности,   а   не   только   тех,   которые   говорят   о положительных результатах эксперимента; 4)   сопоставления   данных   своего   исследования   с   данными   других   исследователей, установления сходства и различия в характеристике изучаемых качеств и явлений; 5) получения научных данных путем сравнения мнений учителя, родителей, товарищей и самого ребенка; 6) постоянного самоконтроля исследователя за своими собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые нередко весьма субъективируют фиксацию научных фактов. Принцип единства изучения и воспитания ребенка  Генеральное направление совершенствования методики исследования — установление единого подхода к изучению сходных проблем и максимальное использование процесса для изучения личности. Принцип одновременного изучения коллектива и личности Сущность личности — ее взаимоотношения с окружающим миром; понять личность, оценить ее можно только в процессе изучения ее коллективной деятельности, коллективных отношений; чтобы изучить личность, надо исследовать коллектив, надо исследовать личность и ее взаимоотношения с окружающим миром. 2 Принцип изучения явления в изменении, развитии  Исследователь   должен   стремиться   выявить   сущность   изучаемого   качества   и проследить, как оно у данной личности возникает, формируется, развивается, проявляется в разных условиях. Сочетание научной смелости с величайшей предусмотрительностью 1.   Искать   кардинальное   решение   проблем,   не   довольствоваться   улучшением существующих методов педагогической работы. 2. Новая методика должна заменить устаревшую методику воспитания детей. 3. Искать свое объяснение известным явлениям и лишь, затем согласовывать его с точкой зрения других авторитетных ученых. 4. Не бояться неудач в исследовании. Принцип глубинного рассмотрения изучаемой проблемы  Педагогическая   эффективность   —   это   и   принцип,   и   конечная   цель   всякого исследования.   В   ходе   исследования   одновременно   с   выявлением   сущности   явления необходимо   проверять   эффективность   существующих   методов   обучения   и   воспитания, применять новые методы и приемы работы. Требования к педагогическому исследованию Сущность   большинства,   педагогических   исследований   как   раз   и   заключается   в изучении   взаимосвязей   между   требованиями   развивающегося   общества   к   своим   членам   и закономерностями развития ребенка. Необходимо   умение   предвидеть   социальное   развитие,   на   этой   основе   разработать теорию и практику воспитания, подчинить их актуальному настоящему и будущему. Исследование не просто объясняет педагогический процесс, оно дает знания для его прогнозирования. Методы научно­педагогических исследований 1.  Метод сравнительно­исторического анализа литературы  предполагает изучение вопроса в литературе, его истории, при этом анализируются все подходы. Нужно   изучить,   что   накоплено   наукой   по   этой   проблеме   (основные   научные   идеи, основные принципы научных исследований и т.п.). Для этого нужно тщательно  подобрать литературу по теме исследования, отметить, на что обратить внимание в первую очередь. Всю литературу следует анализировать по следующим параметрам: 1) как понимали разные ученые суть проблемы, изучаемого вопроса; 2)   какие   определения   давали   субъекту   исследования,   какие   признаки   считали существенными и т.д.; 3)   в   чем   сущность   данной   проблемы   у   того   или   иного   ученого,   чем   это   можно объяснить; 4)   каково   место   данной   проблемы   в   общей   научной   системе,   в   теории   обучения (воспитания), в практике; 5) как связано данное явление с другими родственными явлениями — основными и побочными; 6)   при   каких   условиях,   по   мнению   ученых,   оптимально   протекает   тот   или   иной процесс, то или иное явление; 7) каковы внутренние движущие силы, механизм изучаемого процесса или явления, 3 какова их динамика.  Анализ заканчивается общими выводами ученых; эти выводы должны стать опорными позициями в исследовательской работе. Необходимо критически оценивать все, что сделано, показывать свое субъективное отношение к нему и свою точку зрения. Критический анализ имеющейся   литературы   должен   опираться   на   анализ   логический,   структурный, фактологический, а не на личную точку зрения. Должна быть хорошая база знаний по данной проблеме, чтобы критиковать, спорить, полемизировать. 1.  Метод   моделирования  является   наглядно­образной   характеристикой   изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний, иногда с помощью матриц, символов, математических формул и т.п. 2. Метод причинно­следственного анализа позволяет объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления или изменения. 3.  Педагогические   наблюдения  —   это   непосредственное   и   целенаправленное восприятие   педагогического   процесса   в  естественных   условиях.   Оно  должно   быть   строго спланировано,   предусматривать   формы   фиксации   наблюдений.   Наблюдения   могут   быть непосредственными   и   опосредованными,   открытыми   и   закрытыми,   непрерывными   и дискретными   (прерывистыми),   монографическими.   Эффективным   считается   включенное наблюдение, когда исследователь активно участвует в деятельности наблюдаемых объектов (учитель с учениками). Скрытое наблюдение осуществляется через зеркальную (стеклянную) стену с или помощью телекамеры. 4. Беседа вопросно­ответная и любая другая проводится по заранее спланированным вопросам,   с   определенной   целью;   фиксируется   все:   форма   ответа,   отношение   к   беседе, поведение при этом и т.д. 5.  Анкетирование   и   интервью.   При   этом   необходимо   соблюдать   следующие требования: — тщательный подбор точных и конкретных вопросов, наиболее точно отражающих изучаемое явление и дающих надежную информацию; —   использование   прямых   и   косвенных   вопросов,   позволяющих   уточнить   ответы   и определить их правдивость; — однозначность заданных вопросов и отсутствие подсказки при их формулировками; — использование открытых (иногда отвечающий может высказать свое собственное мнение), закрытых анкет (с ограниченным вариантом ответов); —   проверка   подготовленной   анкеты   на   небольшом   числе   испытуемых,   внесение необходимых коррективов; — применение полярных анкет с оценкой в баллах (они хороши для самооценки). 6. Социометрический метод — изучаются личностные отношения. 7.  Метод   рейтинга   и   самооценки  используется   при   оценке   тех   или   иных   сторон деятельности   компетентными   судьями   (экспертами).   К   экспертам   предъявляются определенные требования: они должны быть компетентными, способными решать творческие задачи,   положительно   относиться   к   экспертизе,   быть   справедливыми,   объективными, самокритичными.   Для   рейтинга   могут   использоваться   полярные   анкеты.   Полезно использовать и методы самооценки. 8.  Метод   ранговых   оценок  —   выявленные   причины   располагаются   в   порядке 4 возрастания   или   убывания   степени   их   проявления   или   те   или   иные   признаки   (явления) располагаются  в зависимости от их значимости с позиции того, кто осуществляет оценку (например,   расположить   по   степени   значимости   для   испытуемых   предложенные   мотивы учения). 9. Метод обобщения независимых характеристик повышает объективность выводов. Суть   его   сводится   к   обработке   исследователем   информации,   поступившей   из   разных источников. Например, изучая личность школьника, учитель получает сведения от родителей, других учителей, воспитателя ГПД, врачей, актива. 10.  Метод   педагогического   консилиума  —   коллективное   обсуждение   результатов учебно­воспитательного процесса проводится по специальной программе с выводами. 11.  Метод   изучения   и   анализа   документации  продуктов   деятельности   позволяет собрать   конкретный   и   обширный   материал   для   обобщения   (изучение   тетрадей,   классного журнала, рисунков и других работ учащихся и т.п.). 12.  Изучение   и  обобщение   передового   педагогического   опыта  дает   исследователю материал, очень ценный для педагога­исследователя, для педагогической науки. 13.  Статистический   метод  —   в   его   пределах   широко   применяются   следующие конкретные методики: регистрация — выявление определенного качества у явления данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества; ранжирование   —   расположение   собранных   данных   в   определенной последовательности, определение места в этом ряду объектов; шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Основные градации шкал: 1) шкалы наименований (номинальные); 2) шкалы порядка (или ранговые); 3) интервальные шкалы; 4) шкалы отношений. Шкалы наименований — самые «слабые» шкалы. Числа и другие обозначения в них используются   чисто   символически.   Пример:   список   специальностей,   перечисление характеристик учеников. В порядковых шкалах устанавливается порядок следования, отношения «больше» и «меньше», общая иерархия.  Примерами  их применения служит ранжирование  типа «выше ростом», «больше пятерок» и т.п. «Сильные»   шкалы   —   интервальная   и   шкала   отношений.   Интервальная   шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными числами на шкале, а в шкале отношений еще определена и нулевая точка. Пример: шкалы термометров, вольтметров и т.д. (Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. – М., 1977.) 14.   Педагогический   эксперимент.  Констатирующий   эксперимент   дает   возможность изучить существующие педагогические явления; при уточняющем эксперименте проверяется гипотеза;   при   формирующем   эксперименте   (преобразующем,   созидательном)   на   основе констатации и осмысления фактов выявляются новые педагогические явления, и проверяется 5 их истинность; контрольный эксперимент даёт возможность подтвердить (или опровергнуть) гипотезу,   так   как   обеспечивает   возможность   положительной   (или   отрицательной)   оценки проведенного формирующего эксперимента. 6

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении

Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2019