Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении
Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
физика
Взрослым
21.02.2019
Состояние постоянного поиска и эксперимента естественно для современной школы. Вне этого состояния школа не сможет полностью выполнять функции образовательного учреждения. Опытно-экспериментальная работа стала действенным фактором созидания новой школы, нового учителя и нового ученика. Сегодня уже никого не удивляет, что в образовательном пространстве города, района соседствуют гимназии, лицеи, колледжи, традиционные школы, школы с гимназическими классами и авторские школы.
Научно-исследовательская деятельность.doc
Васильева Наталья Андреевна
Учитель физики и астрономии
МАОУ СОШ №2 г. Старая Русса
Научноисследовательская
(опытноэкспериментальная)
деятельность педагогов в образовательном учреждении
Понятие о научноисследовательской (экспериментальной) работе
Состояние постоянного поиска и эксперимента естественно для современной школы.
Вне этого состояния школа не сможет полностью выполнять функции образовательного
учреждения. Опытноэкспериментальная работа стала действенным фактором созидания
новой школы, нового учителя и нового ученика.
Сегодня уже никого не удивляет, что в образовательном пространстве города, района
соседствуют гимназии, лицеи, колледжи, традиционные школы, школы с гимназическими
классами и авторские школы.
Многие общеобразовательные заведения стали
экспериментальными площадками, в том числе и вузов. Конечно, стратегический путь к новой
школе пролегает через разработку и освоение новшеств, т. е. через инновационные процессы.
И чем больше в педагогической деятельности нового, инновационного, тем ближе она к
собственно эксперименту. И чем больше в педагогической деятельности известного,
освоенного и обобщенного опыта, тем ближе школа к опытной работе, в ходе которой также
возможен поиск нового. Поэтому по отношению к педагогическому поиску и педагогическому
творчеству, которые совершенствуются и развиваются в естественных школьных условиях,
правомерно говорить об опытноэкспериментальной работе. К тому же новизна изменений в
образовании относительна и имеет преемственность с тем, что было ранее, хотя, вне всякого
сомнения, идет переосмысление нового с современных позиций.
Наличие инновационного потенциала связано со следующими основными параметрами:
— творческая способность генерировать новые идеи и проектировать их в
практическую деятельность;
— интеллектуальная и эмоциональная развитость и высокий уровень культурной
грамотности;
— открытость к новому, базирующаяся на толерантности личности, гибкости и
панорамности мышления;
— приятие личности ребенка и его интересов, ориентация на творчество как основу
совместной деятельности.
Педагогическое исследование
Прежде чем говорить об организации ОЭР в школе и готовности учителей к ней, нужно
обратиться к некоторым теоретическим основам, необходимым для проведения исследований
в ОУ.
Основные правила любых педагогических исследований отражаются в ряде принципов,
т.е. в главных положениях, которые определяют и подход к проблеме, и методику получения
фактов, и их анализ.
Принципы педагогических исследований
Принцип целостного изучения педагогического явления или процесса предполагает:
1 1) максимальное использование системного подхода в исследовании;
2) установление связи изучаемого качества с сущностными силами личности, т.е.
главным в ее духовном мире;
3) показ многообразия внешних факторов, воздействующих на формирование
личности, и изложение методики руководства этими факторами со стороны воспитателей;
4) раскрытие механизма изучаемого явления;
5) четкое определение места педагогического явления в целостном воспитательном
процессе.
Принцип комплексного использования методов исследования при изучении
проблем педагогики
Принцип комплексного подхода к изучению проблем требует:
1) многоцелевой установки при изучении педагогических явлений, что отражается в
постановке нескольких исследовательских задач;
2) охвата как можно большего числа связей изучаемого процесса, явления с другими и
выделения из них самых существенных;
3) учета всех современных воздействий при проведении исследовательской работы,
устранения случайных влияний на педагогический процесс;
4) многократной проверки одного и того же педагогического факта с помощью
различных методов исследования, постоянной проверки и уточнения полученных данных;
5) философского, логического и психологопедагогического анализа полученных в
исследовании результатов.
Принцип объективности требует:
1) проверки каждого факта несколькими методами изучения ребенка;
2) перепроверки, уточнения полученного фактического материала в ходе проводимой
экспериментальной или опытной работы;
3) фиксации всех проявлений личности, а не только тех, которые говорят о
положительных результатах эксперимента;
4) сопоставления данных своего исследования с данными других исследователей,
установления сходства и различия в характеристике изучаемых качеств и явлений;
5) получения научных данных путем сравнения мнений учителя, родителей, товарищей
и самого ребенка;
6) постоянного самоконтроля исследователя за своими собственными переживаниями,
эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые нередко весьма субъективируют фиксацию
научных фактов.
Принцип единства изучения и воспитания ребенка
Генеральное направление совершенствования методики исследования — установление
единого подхода к изучению сходных проблем и максимальное использование процесса для
изучения личности.
Принцип одновременного изучения коллектива и личности
Сущность личности — ее взаимоотношения с окружающим миром; понять личность,
оценить ее можно только в процессе изучения ее коллективной деятельности, коллективных
отношений; чтобы изучить личность, надо исследовать коллектив, надо исследовать личность
и ее взаимоотношения с окружающим миром.
2 Принцип изучения явления в изменении, развитии
Исследователь должен стремиться выявить сущность изучаемого качества и
проследить, как оно у данной личности возникает, формируется, развивается, проявляется в
разных условиях.
Сочетание научной смелости с величайшей предусмотрительностью
1. Искать кардинальное решение проблем, не довольствоваться улучшением
существующих методов педагогической работы.
2. Новая методика должна заменить устаревшую методику воспитания детей.
3. Искать свое объяснение известным явлениям и лишь, затем согласовывать его с
точкой зрения других авторитетных ученых.
4. Не бояться неудач в исследовании.
Принцип глубинного рассмотрения изучаемой проблемы
Педагогическая эффективность — это и принцип, и конечная цель всякого
исследования. В ходе исследования одновременно с выявлением сущности явления
необходимо проверять эффективность существующих методов обучения и воспитания,
применять новые методы и приемы работы.
Требования к педагогическому исследованию
Сущность большинства, педагогических исследований как раз и заключается в
изучении взаимосвязей между требованиями развивающегося общества к своим членам и
закономерностями развития ребенка.
Необходимо умение предвидеть социальное развитие, на этой основе разработать
теорию и практику воспитания, подчинить их актуальному настоящему и будущему.
Исследование не просто объясняет педагогический процесс, оно дает знания для его
прогнозирования.
Методы научнопедагогических исследований
1. Метод сравнительноисторического анализа литературы предполагает изучение
вопроса в литературе, его истории, при этом анализируются все подходы.
Нужно изучить, что накоплено наукой по этой проблеме (основные научные идеи,
основные принципы научных исследований и т.п.). Для этого нужно тщательно подобрать
литературу по теме исследования, отметить, на что обратить внимание в первую очередь. Всю
литературу следует анализировать по следующим параметрам:
1) как понимали разные ученые суть проблемы, изучаемого вопроса;
2) какие определения давали субъекту исследования, какие признаки считали
существенными и т.д.;
3) в чем сущность данной проблемы у того или иного ученого, чем это можно
объяснить;
4) каково место данной проблемы в общей научной системе, в теории обучения
(воспитания), в практике;
5) как связано данное явление с другими родственными явлениями — основными и
побочными;
6) при каких условиях, по мнению ученых, оптимально протекает тот или иной
процесс, то или иное явление;
7) каковы внутренние движущие силы, механизм изучаемого процесса или явления,
3 какова их динамика.
Анализ заканчивается общими выводами ученых; эти выводы должны стать опорными
позициями в исследовательской работе. Необходимо критически оценивать все, что сделано,
показывать свое субъективное отношение к нему и свою точку зрения. Критический анализ
имеющейся литературы должен опираться на анализ логический, структурный,
фактологический, а не на личную точку зрения. Должна быть хорошая база знаний по данной
проблеме, чтобы критиковать, спорить, полемизировать.
1. Метод моделирования является нагляднообразной характеристикой изучаемых
процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний,
иногда с помощью матриц, символов, математических формул и т.п.
2. Метод причинноследственного анализа позволяет объяснить выявленную причину
и глубже исследовать суть изучаемого явления или изменения.
3.
Педагогические наблюдения — это непосредственное и целенаправленное
восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Оно должно быть строго
спланировано, предусматривать формы фиксации наблюдений. Наблюдения могут быть
непосредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, непрерывными и
дискретными (прерывистыми), монографическими. Эффективным считается включенное
наблюдение, когда исследователь активно участвует в деятельности наблюдаемых объектов
(учитель с учениками). Скрытое наблюдение осуществляется через зеркальную (стеклянную)
стену с или помощью телекамеры.
4. Беседа вопросноответная и любая другая проводится по заранее спланированным
вопросам, с определенной целью; фиксируется все: форма ответа, отношение к беседе,
поведение при этом и т.д.
5.
Анкетирование и интервью. При этом необходимо соблюдать следующие
требования:
— тщательный подбор точных и конкретных вопросов, наиболее точно отражающих
изучаемое явление и дающих надежную информацию;
— использование прямых и косвенных вопросов, позволяющих уточнить ответы и
определить их правдивость;
— однозначность заданных вопросов и отсутствие подсказки при их формулировками;
— использование открытых (иногда отвечающий может высказать свое собственное
мнение), закрытых анкет (с ограниченным вариантом ответов);
— проверка подготовленной анкеты на небольшом числе испытуемых, внесение
необходимых коррективов;
— применение полярных анкет с оценкой в баллах (они хороши для самооценки).
6. Социометрический метод — изучаются личностные отношения.
7. Метод рейтинга и самооценки используется при оценке тех или иных сторон
деятельности компетентными судьями (экспертами). К экспертам предъявляются
определенные требования: они должны быть компетентными, способными решать творческие
задачи, положительно относиться к экспертизе, быть справедливыми, объективными,
самокритичными. Для рейтинга могут использоваться полярные анкеты. Полезно
использовать и методы самооценки.
8. Метод ранговых оценок — выявленные причины располагаются в порядке
4 возрастания или убывания степени их проявления или те или иные признаки (явления)
располагаются в зависимости от их значимости с позиции того, кто осуществляет оценку
(например, расположить по степени значимости для испытуемых предложенные мотивы
учения).
9. Метод обобщения независимых характеристик повышает объективность выводов.
Суть его сводится к обработке исследователем информации, поступившей из разных
источников. Например, изучая личность школьника, учитель получает сведения от родителей,
других учителей, воспитателя ГПД, врачей, актива.
10. Метод педагогического консилиума — коллективное обсуждение результатов
учебновоспитательного процесса проводится по специальной программе с выводами.
11. Метод изучения и анализа документации продуктов деятельности позволяет
собрать конкретный и обширный материал для обобщения (изучение тетрадей, классного
журнала, рисунков и других работ учащихся и т.п.).
12. Изучение и обобщение передового педагогического опыта дает исследователю
материал, очень ценный для педагогаисследователя, для педагогической науки.
13. Статистический метод — в его пределах широко применяются следующие
конкретные методики:
регистрация — выявление определенного качества у явления данного класса и подсчет
количества по наличию или отсутствию данного качества;
ранжирование — расположение собранных данных в определенной
последовательности, определение места в этом ряду объектов;
шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым
характеристикам.
Основные градации шкал:
1) шкалы наименований (номинальные);
2) шкалы порядка (или ранговые);
3) интервальные шкалы;
4) шкалы отношений.
Шкалы наименований — самые «слабые» шкалы. Числа и другие обозначения в них
используются чисто символически. Пример: список специальностей, перечисление
характеристик учеников.
В порядковых шкалах устанавливается порядок следования, отношения «больше» и
«меньше», общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа «выше
ростом», «больше пятерок» и т.п.
«Сильные» шкалы — интервальная и шкала отношений. Интервальная шкала
предусматривает определенные расстояния между отдельными числами на шкале, а в шкале
отношений еще определена и нулевая точка. Пример: шкалы термометров, вольтметров и т.д.
(Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических
исследованиях. – М., 1977.)
14. Педагогический эксперимент. Констатирующий эксперимент дает возможность
изучить существующие педагогические явления; при уточняющем эксперименте проверяется
гипотеза; при формирующем эксперименте (преобразующем, созидательном) на основе
констатации и осмысления фактов выявляются новые педагогические явления, и проверяется
5 их истинность; контрольный эксперимент даёт возможность подтвердить (или опровергнуть)
гипотезу, так как обеспечивает возможность положительной (или отрицательной) оценки
проведенного формирующего эксперимента.
6
Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении
Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении
Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении
Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении
Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении
Научно-исследовательская (опытно-экспериментальная) деятельность педагогов в образовательном учреждении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.