Основными методами исследования стали анализ литературы по данному вопросу и социологический опрос. Много интересного о детских и юношеских годах Д.И.Менделеева я узнал в «Книге для чтения по неорганической химии», составленной В.А. Крицманом. Из рассказов о Тобольском периоде жизни ученого, о его научной и практической деятельности я получила представление о некоторых чертах характера (доброжелательности и внимания к людям, подлинном патриотизме и интернационализме, научной добросовестности), стиле мышления, позволивших ему осуществить немало научно - технических и экономических прогнозов. Богатую информацию о заветных мыслях, идеях ученого по вопросам развития просвещения и экономики России я получил из статей Ф.Г. Папачина и И.Н. Семенова. Другие литературные источники позволили мне ответить на все поставленные вопросы. В результате социологического опроса было выявлено, что не все знают каким он был человеком, личностью, какие качества для него характерны.Очень мало знают о том, что Менделеев внес громадный вклад в развитие отечественной промышленности и в развитие просвещения России, что он был учителем и много сделал на поприще просвещенияНаучно-исследовательская работа
Дмитрий Иванович Менделеев:
человек, личность, гражданин.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 11 г. Белгорода
секция: краеведение
Научноисследовательская работа
Дмитрий Иванович Менделеев:
человек, личность, гражданин.
Автор: Алцыбеев Глеб Олегович
учащийся 11«А» класса
МБОУ СОШ №11
руководитель:
Алцыбеева Инесса Антоновна
Белгород
1Содержание
1. Цель исследования………………………………………………………….3
2. Методы исследования………………………………………………………3
3. Актуальность исследования………………………………………………..4
4. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева………………………………….5
5. Служение Родине……………………………………………………………9
6. Научная деятельность великого химика………………………………….11
7. Научно теоретическое и практическое значение трудов Д.И.
Менделеева …………………………………………………………………...15
8. Итоги исследования……………………………………………………….17
9. Заключение…………………………………………………………………18
10. Литература………………………………………………………………..19
2Цель исследования
Развить умения работать с различными информационными
источниками, выделяя главное;
показать условия формирования личности Д.И.Менделеева, истоки
его нравственной и гражданской позиций;
помочь раскрыть результаты деятельности ученого и пути их
достижения, пользуясь высказываниями его современников, трудами
биографов и исследователей его творчества;
Задачи:
а) провести анализ литературы, относящейся к данному вопросу;
б) установить, в каких условиях происходило формирование личности Д. И.
Менделеева, каковы истоки его нравственной и гражданской позиции;
в) познакомиться с деятельностью Д. И. Менделеева, пользуясь трудами самого учёного
и его современников, биографов, исследователей его творчества;
г) раскрыть научно теоретическое и практическое значение трудов
Д. И. Менделеева в решении глобальных проблем современности.
д) выяснить, что известно о Д.И. Менделееве учащимся и выпускникам школы.
е) представить результаты исследования, сделать соответствующие выводы.
Методы исследования
Основными методами исследования стали анализ литературы по данному вопросу и
социологический опрос. Много интересного о детских и юношеских годах
Д.И.Менделеева я узнал в «Книге для чтения по неорганической химии», составленной
В.А. Крицманом. Из рассказов о Тобольском периоде жизни ученого, о его научной и
практической деятельности я получила представление о некоторых чертах характера
(доброжелательности и внимания к людям, подлинном патриотизме и
интернационализме, научной добросовестности), стиле мышления, позволивших ему
осуществить немало научно технических и экономических прогнозов. Богатую
информацию о заветных мыслях, идеях ученого по вопросам развития просвещения и
экономики России я получил из статей Ф.Г. Папачина и И.Н. Семенова. Другие
литературные источники позволили мне ответить на все поставленные вопросы. В
результате социологического опроса было выявлено, что не все знают каким он был
человеком, личностью, какие качества для него характерны.Очень мало знают о том,
что Менделеев внес громадный вклад в развитие отечественной промышленности и в
3развитие просвещения России, что он был учителем и много сделал на поприще
просвещения
4Актуальность
В истории человеческих знаний немало подвигов. Но очень немногие их них можно
сопоставить с тем, что было сделано Д.И. Менделеевым. Величие научного подвига не
только не стирается во времени, но и продолжает расти.
Со времён кончины Д.И. Менделеева прошло более 100 лет. Уже нет в живых никого из
сотрудников и учеников великого русского учёного, из родных, знавших его лично.
И если память о Д.И. Менделееве как первооткрывателе периодического закона и
авторе бессмертных «Основ химии» навсегда сохранится в истории науки, то его образ
как человека и учителя уже теперь начинает забываться. Воспоминания о Д.И.
Менделееве, характеризующие его самобытную, неповторимую личность и его
изумительный талант педагога, рассеяны по страницам малодоступных изданий, а
некоторые лежат на полках архива.
Д.И. Менделеев – гениальный русский учёный, первоклассный химик 19 начала 20 века.
Всемирную известность и громкую славу ему составило открытие периодического
закона и создание периодической системы химических элементов.
Но и другие работы Менделеева совершенно достаточны для того, чтобы обеспечить
ему почетное имя в науке. Таковы исследования в области физико–химической
природы растворов, состояния газов, теплоты сгорания топлива.
То же самое можно сказать о работах Менделеева в других областях знаний. Он автор
фундаментальных исследований по химической технологии, физике, метрологии,
воздухоплавании, сельскому хозяйству, экономике, просвещению. Интересовался
горнорудным делом, вопросами металлургии, работал над проблемой подземной
газификации топлива, изучал нефтяное дело. Круг интересов Д.И. Менделеева был
весьма разнообразен. Литературное наследие огромно – полное собрание сочинений
составляет 25 томов! Страстный патриот, Д.И. Менделеев считал своим долгом
постоянное содействие процветанию России, её экономической и политической
независимости. Он принимал самые активные участия в общественной жизни России
своего времени, откликался на важнейшие для страны события. Он деятельно
способствовал развитию промышленного производства в стране, укреплению её
обороноспособности, процветанию торговли.
В работах Менделеева, посвящённых вопросам промышленного развития,
затрагиваются все основные проблемы взаимодействия общества и окружающей среды,
которые стали наиболее актуальны в наши дни, а именно:
1) проблема сырья и природных ресурсов,
2)энергетическая проблема, прогноз энергетики будущего,
3)сельскохозяйственное производство, вопросы создания искусственной пищи,
4)вопросы охраны окружающей среды (сточные воды, перспективы создания
безотходных технологических цепочек)
Неудивительно, что именно к нему обращался министр путей сообщения (1892),
министр финансов(с 1892), а впоследствии (с 1903 года) председатель кабинета
министров России граф С.Ю. Витте для решения некоторых важных государственных
задач, многие из которых имеют огромное значение и в наши дни.
Это был учёный и педагог, замечательный семьянин и общественный деятель, к мнению
которого прислушивались все слои общества. Это была историческая личность.
Д. И. Менделеев является гордостью Российского государства. Его именем названы
минерал «менделеевит», экспедиционное судно Океанологического института АН
СССР, подводный хребет, вулкан, ледник, равнина (остров Новая Земля),
мемориальный комплекс в Санкт – Петербургском университете, химические заводыимени Д.И. Менделеева (Санкт – Петербург, Кусково), станция метро в Москве, РХТУ
имени Д.И. Менделеева.
О его заслугах перед отечеством говорят следующие факты : проведение
менделеевских съездов, менделеевских чтений. Учреждена золотая медаль имени Д.И.
Менделеева, большая премия имени Д.И. Менделеева (1914 – 1930гг.), малая премия
имени Д.И.Менделеева (1910 – 1913гг.), юбилейные монеты и марки.
Имя Дмитрия Ивановича Менделеева известно не только в России, но и за рубежом. В
мае 1955 года группой Американских учёных под руководством Глена Сиборга был
получен 101 – й элемент семейства актиноидов. В честь Менделеева его назвали
«менделевием».
Из всего сказанного ясно, насколько актуально изучение биографии этого великого
русского учёного, характера и результатов его деятельности.
Жизнь и деятельность Д.И.
Менделеева
Менделеев был скромным и простым человеком, являя собой образец истинно
великого человека. (Браунер)
Родители Менделеева — чисто русского происхождения. Дед его по отцу был
священником и носил фамилию Соколов, а фамилию «Менделеев» в виде прозвища, по
обычаям того времени, получил отец Менделеева в духовном училище. Мать
Менделеева происходила из старинного, но обедневшего купеческого рода.
Родился Дмитрий Менделеев 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске,
семнадцатым (!!!) и последним ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, в то
время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского
округа. В том же году отец Менделеева ослеп и вскоре лишился места (умер в 1847 г.).
Вся забота о семье перешла тогда к матери Менделеева, Марии Дмитриевне,
урожденной Корнильевой, женщине выдающегося ума и энергии. Она успевала
одновременно и управлять небольшим стеклянным заводом, доставлявшим (вместе со
скудной пенсией),более чем скромные средства к существованию, изаботиться о детях,
которым дала прекрасное потомувремени образование. Очень много внимания она
уделяла младшему сыну, в котором смогла разглядеть его необыкновенные
способности. Она решила сделать все возможное для того, чтобы облегчить развитие
его природных дарований, поместив его сначала в тобольскую гимназию, а затем в
Главный Педагогический институт в Петербурге.
Умерла Мария Дмитриевна Менделеева в 1850 году. Дмитрий Иванович Менделеев
сохранил до конца своих дней благодарную о ней память. Вот что он писал в 1887 году,
посвящая памяти матери свое сочинение «Исследование водных растворов по
удельному весу». «Это исследование посвящается памяти матери ее последышем. Она
могла его возрастить только своим трудом, ведя заводское дело; воспитывала
примером, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя
последние средства и силы. Умирая, завещала: избегать латинского самообольщения,
настаивать в труде, а не в словах, и терпеливо искать божескую или научную правду,
ибо понимала, сколь часто диалектика обманывает, сколь многое еще должно узнать, и
как при помощи науки, без насилия, любовно, но твердо устраняются предрассудки и
ошибки, а достигаются: охрана добытой истины, свобода дальнейшего развития, общее
благо и внутреннее благополучие. Заветы матери считает священными Д. Менделеев».Годы учебы Дмитрия Менделеева
В гимназии Менделеев учился неважно. Не все предметы ему были по душе. Охотно он
занимался только математикой и физикой. Отвращение к классической школе осталось
у него на всю жизнь. Благоприятную почву для развития своих спосо бностей
Менделеев нашел только в Главном Педагогическом институте. Здесь он встретил
выдающихся учителей, умевших заронить в души своих слушателей глубокий интерес к
науке. В числе их были лучшие научные силы того времени, академики и профессора
Петербургского университета: М. В. Остроградский (математика), Э. Х. Ленц (физика),
А. А. Воскресенский (химия), М. С. Куторга (минералогия), Ф. Ф. Брандт (зоология).
Самая обстановка института, при всей строгости режима закрытого учебного
заведения, благодаря малому числу студентов, крайне заботливому к ним отношению и
тесной связи их с профессорами, давала широкую возможность для развития
индивидуальных склонностей. По окончании курса в институте Менделеев вследствие
пошатнувшегося здоровья занял место учителя сначала в Симферополе, затем в Одессе,
где он пользовался советами Пирогова. Пребывание на юге поправило его здоровье и в
1856 г. он возвратился в СанктПетербург, где защитил диссертацию на степень
магистра химии: «Об удельных объемах». 23 лет от роду он делается доцентом
Петербургского университета, где читает сначала теоретическую, потом органическую
химию. В январе 1859 г. Менделеев был отправлен в двухгодичную командировку за
границу. Он поехал в Гейдельберг, куда привлекали его имена Бунзена, Кирхгофа и
Коппа, и где он работал в собственной частной лаборатории, преимущественно по
вопросу о капиллярности и поверхностном натяжении жидкостей, а часы досуга
проводил в кругу молодых русских ученых: С. П. Боткина, И. М. Сеченова, И. А.
Вышнеградского, А. П. Бородина и др.
Возвращение Дмитрия Менделеева в Россию и научная деятельность
В 1861 г. Менделеев возвращается в СанктПетербург, где возобновляет чтение лекций
по органической химии в университете и издает замечательный по тому времени
учебник: «Органическая химия», в котором идеей, объединяющей всю совокупность
органических соединений, является теория пределов, оригинально и всесторонне
развитая. Книга оказалась настолько удачной, что первое ее издание разошлось в
несколько месяцев и в следующем году пришлось делать второе.
В 1863 г. физикоматематический факультет Петербургского университета избирает
его профессором на кафедру технологии, но он не получает утверждения от
министерства, за отсутствием у него степени магистра технологии! (утверждение
состоялось только в 1865 г.).
В 1864 г. Менделеев был избран профессором Петербургского технологического
института.
В 1865 г. он защитил диссертацию «О соединениях спирта с водой» на степень доктора
химии, а в 1867 г. получил в университете кафедру неорганической (общей) химии,
которую и занимал в течение 23 лет. Приступив к подготовке лекций, он обнаружил,
что ни в России, ни за рубежом нет курса общей химии, достойного быть
рекомендованным студентам. И тогда он решил написать его сам. Эта фундаментальная
работа, получившая название «Основы химии», выходила в течение нескольких летотдельными выпусками. Первый выпуск, содержащий введение, рассмотрение общих
вопросов химии, описание свойств водорода, кислорода и азота, был закончен
сравнительно быстро — он появился уже летом 1868 г. Но, работая над вторым
выпуском, Менделеев столкнулся с большими затруднениями, связанными с
систематизацией и последовательностью изложения материала.
Уход Менделеева из университета, дальнейший вклад в развитие науки и
промышленности России
Дмитрий Иванович Менделеев посвящал много внимания нашей нефтяной
промышленности и с этой целью в 1876 году предпринимает путешествие в Америку
(по поручению правительства) для ознакомления с постановкой там нефтяного дела,
неоднократно посещает с той же целью и наши кавказские месторождения. Ведет ряд
любопытных работ по исследованию нефти.
В 1888 г. он изучает экономическое состояние Донецкого каменноугольного района,
выясняет огромное его значение для России и предлагает ряд мер для рационального
использования «будущей силы, покоющейся на берегах Донца». Результаты этих работ
изложены им в ряде статей и отдельных монографий.
В 1890 г. Менделеев покинул Петербургский университет при следующих
обстоятельствах. Возникшие весной этого года студенческие беспорядки привели к
выработке на студенческих сходках петиции на имя министра народного просвещения,
в которой содержались исключительно пожелания академического характера. По
просьбе студентов Менделеев согласился передать эту петицию министру, взяв раньше
с них слово приостановить беспорядки. Бестактный ответ министра (графа Делянова ),
отказавшегося рассмотреть петицию, и возобновившиеся после того беспорядки
заставили Менделеева подать прошение об отставке. Просьбы коллег не смогли
заставить Менделеева изменить принятое им решение. В свою очередь со стороны
министра не было предпринято никаких шагов к тому, чтобы загладить свою вину перед
Менделеевым и сохранить за Петербургским университетом его лучшее украшение.
Почти насильно оторванный от науки, Менделеев посвящает все свои силы
практическим задачам. При его деятельном участии, в 1890 г. создается проект нового
таможенного тарифа, в котором последовательно проводится покровительственная
система, а в 1891 г. выходит в свет замечательная книга: «Толковый тариф»,
представляющая комментарий к этому проекту и вместе с тем глубоко продуманный
обзор нашей промышленности, с указанием на ее нужды и будущие перспективы.
Морское и военное министерство поручают Менделееву (1891) разработку вопроса о
бездымном порохе, и он (после заграничной командировки) в 1892 г. блестящим
образом выполняет эту задачу. Предложенный им «пироколлодий» оказался
превосходным типом бездымного пороха, притом универсальным и легко
приспособляемым ко всякому огнестрельному оружию. Менделеев принимает
деятельное участие в работах, связанных с Всероссийской выставкой (1896), с
Чикагской (1893) и Парижской (1900) всемирными выставками.
В 1899 г. он был командирован на уральские заводы. В результате этой поездки
появилась обширная и в высшей степени содержательная монография о состоянии
уральской промышленности.
В 1893 г. Менделеев был назначен управляющим только что преобразованной по его же
указаниям «Главной Палаты мер и весов» и на этом посту оставался до конца своей
жизни. В главной палате Менделеев организует ряд работ по метрологии, связанных с
возобновлением русских прототипов меры и веса. Особенно важны работы, касающиесязаконов, управляющих колебаниями весов, и выработки приемов точного взвешивания;
сюда же относится определение веса определенного объема воды и изменения
удельного веса воды при изменении температуры от 0 до 30°, подготовление опытов
для измерения абсолютного напряжения силы тяжести. Все эти и другие работы
напечатаны в основанном Менделеевым «Временнике» главной палаты.
К этому же периоду деятельности Менделеева относится его известная статья:
«Попытка химического понимания мирового эфира» (1903), в которой он высказывает
предположение, что эфир — особый химический элемент с весьма малым атомным
весом, относящийся к нулевой группе периодической системы.
Д.И. Менделеев и русская культура
Законы геометрии и законы истории
одинаково естественны…Истина одна,
а путей к ее достижению много.
Д.И. Менделеев.
В юношеские и последующие годы Д.И. Менделеев увлекался стихами Пушкина,
Кольцова, а затем Некрасова, Полонского, Майкова, Тютчева, Менделеев тонко
чувствовал поэзию и музыку. В Боблове и Шахматове, где вскоре поселился его друг
А.Н.Бекетов, звучали стихи, исполнялись музыкальные произведения, был организован
домашний театр. Здесь ставились пьесы: «Гамлет» (Любовь Дмитриевна, старшая дочь
Дмитрия Ивановича от второго брака, играла роль Офелии, а ее муж – А.А. Блок –
Гамлета). В 1899г. молодежь отметила 100летие со дня рождения А.С. Пушкина
постановкой «Дон Жуана». А.А. Блок писал: «Дмитрий Иванович играл большую роль
в бекетовской семье. И дед, и бабушка мои были с ним дружны. Менделеев и дед мой
вскоре после освобождения крестьян ездили вместе в Московскую губернию и купили в
Клинском уезде два имения – по соседству: менделеевское Боблово лежит в семи
верстах от Шахматова, я был там, в детстве, а в юности стал бывать часто. Старшая
дочь Д.И. Менделеева от второго брака – Любовь Дмитриевна – стала моей невестой. В
1903 году мы обвенчались с ней в церкви села Тараканово, которое находится между
Шахматовым и Бобловым».
Отношения Д. И. Менделеева и А.Н. Бакетова описаны М.А. Бекетовой: «Наш отец
дружески сошелся с Д.И. Менделеевым, когда мы еще были детьми. Он благоговел
перед гениальностью и восхищался его нравом. Чаще всего бывал у нас Дмитрий
Иванович во время ректорства отца. С матерью нашей он тоже был хорош, да и ко всей
семье расположился. Тут была не одна симпатия, но также и то обстоятельство, что
мои родители оказали ему большую нравственную поддержку в трудную минуту его
жизни. Своеобразная и крупная фигура Дмитрия Ивановича часто появлялась в нашем
доме. Бывал он и в Шахматове, которое куплено по его совету. Приезжал он обычно
один, в тележке, под сиденьем которой оказывались привезенные для нашей матери
бесчисленные тома Рокамболя и других книг в том же роде. Такое чтение было его
любимым отдохновением после научных трудов, которым он предавался со
свойственной ему страстностью. Он проводил у нас целые часы в интересной беседе». В
часы досуга Д.И. Менделеев любил заниматься ручным трудом, клеил шкатулки,
переплетал книги.
Музыка оказывала на него сильное воздействие. Находясь в Италии, «бегали мы весь
день по улицам, заглядывали в церкви, музеи, но всегда более любили народные
маленькие театрики, восхищавшие нас живостью, типичностью и беспредельнымкомизмом истинно народных представлений. Слушай музыку и ты поймешь своего
отца» (из письма дочери).
Всю свою жизнь ученый был связан со многими представителями
передовой русской интеллигенции. «Вопросы искусства были близки
Менделееву в такой же степени, как и вопросы науки, а народное начало,
вложенное в его натуру, находило отзвук в содержании искусства
передвижников, с которыми он часто общался». «На выставках картин
Дмитрий Иванович любил бывать и посещал почти все. Он любил картины и
изобразительное искусство, понимал живопись и ценил ее». «Молодежные
пятницы, которые Менделеев проводил у себя дома вскоре превратились в
литературно-художественные «среды» с приглашением известных
художников, литераторов и ученых, куда часто приходили передвижники
Крамской, Репин, Ярошенко, Мясоедов, Кузнецов, Савицкий, Клодт,
Маковский, Максимов, Васнецовы, Шишкин, Куинджи, профессора Бекетов,
Краевич, Петрушевский, Иностранцев, Меншуткин, Вагнер, Воейков». Под
впечатлением от картины А.И. Куинджи «Ночь на Днепре» Д.И. Менделеев
написал искусствоведческую статью, в которой сопоставил становление
живописи и естествознания: «Века наши будут когда-нибудь
характеризоваться появлением естествознания в науке и пейзажа в
искусстве».
Служение Родине
С 1891 года Менделеев принимает деятельное участие в «Энциклопедическом словаре»
БрокгаузаЕфрона, в качестве редактора химикотехнического и фабричнозаводского
отдела и автора многих статей служащих украшением этого издания. В 1900 — 1902
годы он редактирует «Библиотеку промышленности» (изд. БрокгаузаЕфрона), где ему
принадлежит «Учение о промышленности». С 1904 г. стали выходить «Заветные мысли»
Менделеева, в которых содержится как бы его завещание потомству, итоги пережитого
и передуманного по различным вопросам, касающимся экономической,
государственной и общественной жизни России.
По своему содержанию к «Заветным мыслям» примыкает и замечательное сочинение
Менделеева: «К познанию России», представляющее анализ данных переписи 1897 г, и
выдержавшее при жизни автора 4 издания (с 1905 г.).
Общая оценка научной деятельности Дмитрия Иванович Менделеева
По исчислению профессора В.Е.Тищенко, общее число книг, брошюр, статей и заметок,
напечатанных Менделеевым, превышает 350 из них 2/3 приходится на оригинальные
работы по химии, физике и техническим вопросам.
Менделеев в широкой мере обладал присущей истинному гению способностью
объединять различные стороны научного и вообще духовного творчества и потому
охотно работал в пограничных областях между химией и физикой, между физикой и
метеорологией, от химии и физики, переходил в область гидродинамики, астрономии,
геологии, даже политической экономии. Всякое дело, за какое бы ни брался Менделеев,
каким бы узко специальным оно ни было, он захватывал широко и стремился глубоко
проникнуть в сущность поставленного вопроса. Всюду он умел быть оригинальным, или,
как он сам говорил, «своеобычным». От вопроса о рациональной добыче и утилизации
нефти он возвышался до чисто научной проблемы о происхождении нефти — с однойстороны, до всестороннего анализа экономической жизни России — с другой; от узких
задач метрологии, от выверки разновесок он восходил к проблеме всемирного
тяготения. При таком широком размахе мысли и разносторонней деятельности
Менделеева все, что выходило изпод его пера, было в то же время глубоко продумано
и тщательно проработано. Это становилось возможным только благодаря его
необычайной трудоспособности, позволявшей ему проводить за работой целые ночи,
едва уделяя несколько часов на отдых.
Так например обширный курс органической химии, по свидетельству профессора Г. Г.
Густавсона, был написан Менделеевым всего в течение двух месяцев, почти не отходя
от письменного стола. Таким же почти образом Дмитрием Ивановичем позднее был
составлен отчет о состоянии уральской промышленности и многие его другие
сочинения.
Работая в области точных наук, особенно химии и физики, Менделеев придавал
огромное значение числовым данным и потратил немало усилий и остроумия на
выработку методов как для добывания этих данных путем эксперимента, так и для их
математической обработки. Массу ценных указаний по этому поводу можно найти в
сочинениях Менделеева, особенно в его докторской диссертации и в сочинениях: «Об
упругости газов» и «Исследование водных растворов». Огромное количество труда и
времени затрачивал он на сам процесс обработки опытных данных, как собственных,
так и в особенности добытых другими авторами. Лица, близко знавшие Менделеева,
свидетельствуют, что каждая цифра, им сообщаемая — даже с учебной целью, в
«Основах химии», — неоднократно и весьма тщательно проверялась и публиковалась
лишь после того, как автор получал уверенность в том, что именно ее следует считать
наиболее достоверной.
Помимо чистой химии, вообще чистой науки, Менделеева всегда интересовала и
область химии прикладной, химической промышленности. Он глубоко верил в
творческие силы науки на практическом поприще; он был убежден, что настанет время,
когда «посев научный взойдет для жатвы народной». Будучи поборником идеи
единения между наукой и техникой, Менделеев считал такое единение и тесно
связанное с ним широкое развитие промышленности настоятельно необходимыми для
нашего отечества, а потому всюду, где мог, горячо о том проповедывал, не только
словом, но и делом, на собственном примере показывая, к каким блестящим
практическим результатам может привести наука в союзе с промышленностью.
Мысли Менделеева оказались пророческими. Коечто в предуказанном им направлении
было сделано (особенно благодаря графу Витте, который больше других видных
государственных деятелей ценил Менделеева и прислушивался к его голосу).
Как учитель, Менделеев не создал и не оставил после себя школы, подобно своему
знаменитому современнику А.М. Бутлерову, но зато целые поколения русских химиков
могут считаться его учениками. Это, прежде всего, его университетские слушатели, а
затем и несравненно более широкий круг лиц, изучавших химию по его «Основам».
Лекции Менделеева не отличались внешним блеском, но были глубоко увлекательны, и
слушать его собирался весь университет. В этих лекциях Менделеев как бы вел за
собой слушателя, заставляя его проделывать тот трудный и утомительный путь,
который от сырого фактического материала науки приводит к истинному познанию
природы. Он заставлял почувствовать, что обобщения в науке даются лишь ценой
упорного труда, и тем ярче выступали перед аудиторией конечные выводы.
Его «Основы химии», написанные в период времени между 1868 и 1870 годами и
составленные, по крайней мере, отчасти по университетским лекциям Менделеева,
далеки от типа обыкновенного учебника химии. Это монументальное сочинение, в
котором заключается вся философия химической науки, органически вплетенная востов фактического материала, и, в частности, подробный комментарий к
периодическому закону. Первоначально написанное для начинающих и имевшее целью
«завлечь в изучение химии сколь возможно больше русских сил», оно содержит так
много глубоких и оригинальных мыслей, интересных сближений, оценка которых
далеко не всегда доступна для новичка, что сохраняет огромный интерес и для
сложившегося химика, который, перечитывая «Основы», каждый раз найдет в них
немало для себя полезного.
Менделеев всегда горячо сочувствовал высшему женскому образованию и был вначале
профессором Владимирских, потом Бестужевских женских курсов, в Петербурге.
Живо интересуясь вопросами народного образования, особенно высшего, он
неоднократно возвращается к этой теме в своих трудах. Но не только организация
школы интересовала Менделеева: он живо реагировал на те общественные настроения и
течения, которые могли отразиться на духе и направлении школы.
Убежденный враг мистики, он не мог не отозваться на увлечение спиритизмом,
охватившее часть русского общества в 70х годах 19 века. Критике так называемых
«медиумических явлений» он посвящает особое сочинение, вышедшее в 1876 г, излагая
в нем результаты работ специальной, по его же инициативе организованной комиссии.
Научная деятельность Менделеева.
Первые студенческие работы Менделеева ввели его в область изучения кристаллов и их
связи химическим составом. По окончании института он пишет диссертацию
«Изоморфизм в связи с другими отношениями формы к составу». Эта работа вовлекла
начинающего ученого в изучение химических отношений веществ и явилась первым
направлением по пути к открытию периодического закона. Позднее он пишет
магическую диссертацию «Удельные объемы» как прямое продолжение своей первой
диссертации. В октябре 1856 года Менделеев защитил диссертацию на звание приват
доцента Петербургского университета, после чего приступил к чтению лекций по химии
студентам. Очень интересен его курс истории химии, где он выступает убежденным
сторонником химической атомистики. В 18591860 годах Менделеев находился в
научной командировке в городе Гейдельберг. Он начал работать у Р. Бунзена, но вскоре
создал собственную лабораторию, где изучал капиллярные явления, отступления газов
и паров от законов идеальных газов. В 1860 году экспериментально открыл
критическую температуру, назвав ее «абсолютной температурой кипения». В этом же
году Менделеев участвовал в работе первого химического конгресса в Карлсруе,
созванного по инициативе А. Кекуле. По возвращении в Петербург Менделеев
публикует работу «Опыт теории пределов органических соединений». С января 1864
года Менделеев – профессор Петербургского технологического института. Ежегодно
ездит в заграничные научные командировки на 34 месяца, пишет книги, редактирует
переводы, участвует в «Технической энциклопедии» по Дмитрия Ивановича часто
появлялась в нашем доме. Бывал он и в Шахматове, которое куплено по его совету.
Приезжал он обычно один, в тележке, под сиденьем которой оказывались привезенные
для нашей матери бесчисленные тома Рокамболя и других книг в том же роде. Такое
чтение было его любимым отдохновением после научных трудов, которым он
предавался со свойственной ему страстностью. Он проводил у нас целые часы в
интересной беседе». В часы досуга Д.И. Менделеев любил заниматься ручным трудом,
клеил шкатулки, переплетал книги.
Музыка оказывала на него сильное воздействие. Находясь в Италии, «бегали мы весь
день по улицам, заглядывали в церкви, музеи, но всегда более любили народные
маленькие театрики, восхищавшие нас живостью, типичностью и беспредельнымкомизмом истинно народных представлений. Слушай музыку и ты поймешь своего
отца» (из письма дочери).
Всю свою жизнь ученый был связан со многими представителями передовой русской
интеллигенции. «Вопросы искусства были близки Менделееву в такой же степени, как и
вопросы науки, а народное начало, вложенное в его натуру, находило отзвук в
содержании искусства передвижников, с которыми он часто общался». «На выставках
картин Дмитрий Иванович любил бывать и посещал почти все. Он любил картины и
изобразительное искусство, понимал живопись и ценил ее». «Молодежные пятницы,
которые Менделеев проводил у себя дома вскоре превратились в литературно
художественные «среды» с приглашением известных художников, литераторов и
ученых, куда часто приходили передвижники Крамской, Репин, Ярошенко, Мясоедов,
Кузнецов, Савицкий, Клодт, Маковский, Максимов, Васнецовы, Шишкин, Куинджи,
профессора Бекетов, Краевич, Петрушевский, Иностранцев, Меншуткин, Вагнер,
Воейков». Под впечатлением от картины А.И. Куинджи «Ночь на Днепре» Д.И.
Менделеев написал искусствоведческую статью, в которой сопоставил становление
живописи и естествознания: «Века наши будут когданибудь характеризоваться
появлением естествознания в науке и пейзажа в искусстве».
Дмитрия Ивановича часто появлялась в нашем доме. Бывал он и в Шахматове, которое
куплено по его совету. Приезжал он обычно один, в тележке, под сиденьем которой
оказывались привезенные для нашей матери бесчисленные тома Рокамболя и других
книг в том же роде. Такое чтение было его любимым отдохновением после научных
трудов, которым он предавался со свойственной ему страстностью. Он проводил у нас
целые часы в интересной беседе». В часы досуга Д.И. Менделеев любил заниматься
ручным трудом, клеил шкатулки, переплетал книги.
Музыка оказывала на него сильное воздействие. Находясь в Италии, «бегали мы весь
день по улицам, заглядывали в церкви, музеи, но всегда более любили народные
маленькие театрики, восхищавшие нас живостью, типичностью и беспредельным
комизмом истинно народных представлений. Слушай музыку и ты поймешь своего
отца» (из письма дочери).
Всю свою жизнь ученый был связан со многими представителями передовой русской
интеллигенции. «Вопросы искусства были близки Менделееву в такой же степени, как и
вопросы науки, а народное начало, вложенное в его натуру, находило отзвук в
содержании искусства передвижников, с которыми он часто общался». «На выставках
картин Дмитрий Иванович любил бывать и посещал почти все. Он любил картины и
изобразительное искусство, понимал живопись и ценил ее». «Молодежные пятницы,
которые Менделеев проводил у себя дома вскоре превратились в литературно
художественные «среды» с приглашением известных художников, литераторов и
ученых, куда часто приходили передвижники Крамской, Репин, Ярошенко, Мясоедов,
Кузнецов, Савицкий, Клодт, Маковский, Максимов, Васнецовы, Шишкин, Куинджи,
профессора Бекетов, Краевич, Петрушевский, Иностранцев, Меншуткин, Вагнер,
Воейков». Под впечатлением от картины А.И. Куинджи «Ночь на Днепре» Д.И.
Менделеев написал искусствоведческую статью, в которой сопоставил становление
живописи и естествознания: «Века наши будут когданибудь характеризоваться
появлением естествознания в науке и пейзажа в искусстве».
Создание таблицы элементов и периодического закона.
17 февраля (1 марта) 1869 года он создает свою знаменитую таблицу элементов. На
заключительной стадии открытия Менделеев воспользовался при создании таблицы
элементов приемом «химического пасьянса», написав на карточках элементы с ихатомными весами. Эту мысль ему подсказало раскладывание карточного пасьянса, чем
он любил заниматься ради отдыха. Открыв периодический закон, Менделеев сразу же
предложил изменить атомный вес, принятый для Ве=14 на Ве=9,4. этим правильно
определилось место бериллия в строящейся системе элементов. Одновременно
Менделеев предсказал четыре тогда не известных элемента, названных экабором,
экаалюминием, экасилицием и экациркрнием. Первый результат сделанного открытия
он воплотил в «Опыте системы элементов, основанной на их атомном весе и
химическом сходстве». Отпечатанный листок с этой таблицей был разослан русским и
иностранным химикам.
Первое подробное сообщение об открытии было сделано в статье «Соотношение
свойств с атомным весом элементов». Готовя статью, Менделеев сделал много
вариантов таблицы, в том числе такой, где чередуются в двух столбцах четно и
нечетноатомные элементы. Здесь он обнаружил пропуски в трех местах: водородом и
литием, между фтором и натрием, между хлором и калием. Фактически он предсказал,
что на этом месте должны стоять элементы: будущий гелий, неон, аргон. Однако
впоследствии он об этом не вспоминал. Вокруг периодического закона вскоре после его
открытия развернулась острая длительная борьба, больно отражавшаяся на душевном
состоянии Менделеева. Сторонников у него сначала было очень мало даже среди
русских химиков.
Противников же было много особенно в Германии и Англии. Но решающее значение
имели открытия трех предсказанных Менделеевым элементов. В 1875 году Лекок де
Боабодран, ничего не знавший о работах Менделеева, открыл новый металл, назвав его
галлием. По ряду свойств и по способу открытия галлий совпадал с экаалюминием
Менделеева. Но его удельный вес оказался сначала меньше предсказанного. Несмотря
на это, Менделеев послал во Францию « Заметку по поводу открытия галлия»,
настаивая на своем предсказании. Лекок де Боабодран провел повторное определение
удельного веса, и результат совпал с предсказанным весом. Это был первый триумф
периодического закона, вызвавший большой интерес к трудам Менделеева и его
предсказаниям. Ученый мир был ошеломлен тем, что Менделеев своим теоретическим
взором видел свойства нового элемента лучше, чем химик, открывший этот элемент
опытным путем. В 1879 году 1879 году Нильсон в Швеции открыл скандий, в котором
воплотился предсказанный Менделеевым экабор. В 1886 году Винклер в Германии
открыл германий. Свойства германия с удивительной точностью совпали с
предсказанными Менделеевым для экасилиция. После этих блестящих триумфов
периодический закон прочно утвердился в науке в качестве объективного закона,
истинность которого проверена и подтвердилась на практике. В 1890 году в
Петербургском университете возникли студенческие волнения. Менделеев взялся
передать министру просвещения петицию от студентов, за что получил от министра
грубый оскорбительный ответ, фактически означавший требование об отставке. В итоге
Менделеев вынужден был покинуть университет, проработав в нем более 33
лет.Д. И. Менделеев — автор фундаментальных исследований по химии,
физике, метеорологии, экономике, основополагающих трудов по воздухоплаванию,
сельскому хозяйству, химические технологии, народному просвещению и других работ,
тесно связанных с потребностями развития производительных сил
России.Д. И. Менделеев исследовал (в1854—1856годах) явления изоморфизма,
раскрывающие отношения между кристаллической формой и химическим составом
соединений, а также зависимость свойств элементов от величины их атомных
объемов.Открыл в 1860 году «температуру абсолютного кипения жидкостей», или
критическую температуру. Сконструировал в 1859 году пикнометр — прибор для
определения плотности жидкости. Создал в 1865—1887 годах гидратную теориюрастворов. Развил идеи о существовании соединений переменного состава.Исследуя
газы, Менделеев нашёл в 1874 году общее уравнение состояния идеального газа,
включающее как частность зависимость состояния газа от температуры, обнаруженную
в 1834 году физиком Б. П. Э. Клапейроном (уравнение Клапейрона — Менделеева).В
1877 году Менделеев выдвинул гипотезу происхождения нефти из карбидов тяжёлых
металлов, которая, правда, на сегодня большинством учёных не принимается;
предложил принцип дробной перегонки при переработке нефти.Выдвинул в 1880 году
идею подземной газификации углей. Занимался вопросами химизации сельского
хозяйства, пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение
засушливых земель. Совместно с И. М. Чельцовым принимал в 1890—1892 годах
участие в разработке бездымного пороха. Является автором ряда работ по метрологии.
Создал точную теорию весов, разработал наилучшие конструкции коромысла и
арретира, предложил точнейшие приёмы взвешивания.В своё время интересы
Д. И. Менделеева были близки к минералогии, его коллекция минералов бережно
хранится и сейчас в Музее кафедры минералогии СанктПетербургского университета,
а друза горного хрусталя с его стола является одним из лучших экспонатов в витрине
кварца. Рисунок этой друзы он поместил в первое издание «Общей химии» (1903 год).
Студенческая работа Д. И. Менделеева была посвящена изоморфизму в минералах
Педагогическая деятельность Менделеева
«Направление русского образования
Должно быть жизненным и реальным».
Д. И. Менделеевым написан ряд учебников и учебных пособий, особое место среди
которых занимает учебник «Основы химии». Тысячи ученых, инженеров и других
специалистов учились по этой книге, в том числе ученики и последователи Д. И.
Менделеева: А.А. Байков, В.И. Вернадский, Г.Г. Гувставсон, В.Л. Комаров, К.А.
Тимирязев, В.И. Тищенко и др. Этот образцовый учебник Менделеева был переведен на
английский, французский и немецкий языки. Своеобразным научным и духовным
завещанием Менделеева стали его фундаментальные произведения «Заветные мысли»
«К познанию России». В последующие годы Д.И. Менделеев напасал более 40 работ по
актуальным вопросам педагогики и народного образования. Среди них «Заметки по
вопросу о преобразовании гимназий», «Заметки о народном просвещении в России», « О
подготовке учителей и профессоров», «Проект училища наставников» и др.
Глубоки и содержательны педагогические произведения Д.И. Менделеева. В статьях и
речах о состоянии и развитии образования в России Менделеев высказывал следующие
принципиальные соображения: должен быть разработан общегосударственный план
развития сети школ и надо иметь особый денежный фонд для реализации этого плана;
основополагающими принципами организации народного образования являются его
всеобщность, обязательность и бесплатность.
Д.И. Менделеев выступал за непрерывное образование. Им сформулированы следующие
два принципа непрерывности в обучении и
воспитании: вопервых, самостоятельность и стабильность содержания образования на
каждом этапе; вовторых, тесная взаимосвязь начального, среднего и высшего
образования.
Д.И. Менделеев, отдавший, по его выражению, «цвет своей жизни посильному
служению на пользу образования русского юношества», с твердым убеждением,аргументировано доказывал необходимость введения целого ряда конкретных
дидактических и методических новшеств в учебновоспитательный процесс гимназий.
Менделеев считал необходимым в пределах учебного времени проводить специальные
уроки по «отечествоведению». Его заботила необходимость улучшения постановки
художественного образования и эстетического воспитания. Во главу всего
гимназического цикла дисциплин он русский язык, формирование у учащихся
сознательного, прилежного отношения к своему родному слову.
В гимназическом цикле естественных наук Менделеев предлагал давать нужные
сведения по химии, зоологии, физиологии и гигиене человека, максимум усилий при
этом сосредоточить на организации опытнической работы и самостоятельных
наблюдениях.
Д.И. Менделеев поборник активных методов обучения, приучения детей к
самостоятельной работе. Будучи сам блестящим методистом, он учил, что без цели,
планов и методов можно потеряться в лабиринте знаний и фактов. По его мнению,
формы и методы обучения в школах, особенно в гимназиях, до того обветшали, что
пришло время подумать об их замене новыми, соответствующими наступившей эпохе.
Исходя из материалистического понимания природы и общества, Менделеев считал,
что обучение в школе должно быть взаимосвязано: человек, окружающий мир,
практическое отношение к природе составляют суть образованности.
Д.И. Менделеев был противником массовых переводных и выпускных экзаменов, их
при обучении следует «уничтожить». Устные экзамены, по оценки Менделеева,
приносят школьникам физические и нравственные муки. Вместе с тем он считал
возможным и целесообразным письменные испытания по таким
предметам как, математика и филология.
Ряд своих работ Д.И. Менделеев посвятил подготовке педагогических кадров. Только
тот учитель будет плодотворно действовать на учеников, указывал он, который сам
силен в науке, ею обладает и любит. Проект «Училища наставников» был представлен
Менделеевым министру народного просвещения И.И. Толстому 30 декабря 1905 года, к
сожалению, сокровенная мечта ученого не получила практической реализации, а труд
его ума и сердца вышел в свет лишь после его кончины.
Менделеев предъявлял высокие требования к моральному облику и педагогическим
обязанностям учителя. Общество обязано доверять учителям. Без доверия к учителю не
будет добрых плодов. Эти и многие другие соображения золотой россыпью сверкают в
сочинениях Д. И. Менделеева.
Он был убежден в том, что высшая школа должна быть доступна для всех лиц,
подготовленных для обучения в ней. Никаких ограничений и перегородок для
абитуриентов. Высшая школа дает прогресс просвещению и всему обществу.
Руководство всем делом высшего образования должно быть представлено профессуре,
ее научной и нравственной ответственности. Совет профессоров избирает ректора или
директора – главный орган университета или института. Менделеев рекомендовал
покончить с разрозненностью ведомственного подчинения вузов, сосредоточить его в
государственном управлении или в Министерстве народного просвещения.
Разносторонние связи имел Менделеев с профессурой всех университетов страны, с
педагогами многих средних учебных заведений. Он был непременным членом целого
ряда научных и педагогических обществ, активным участником разных съездов. Многое
сближало его с прогрессивной педагогической общественностью конца XIX – начала
XX века. В первую очередь за всеобщую грамотность, повышение образованности и
культуры всех слоев общества. Он был горячим и последовательным сторонником
реального, жизненного образования. Порой он повторял, что России его времени нужныне столько Платоны, сколько Ньютоны. Вместе с тем он рассматривал в
диалектическом единстве все главные составные образования, обучения и воспитания.
Ученик и последователь Менделеева, впоследствии русский академик, Д.П. Коновалов
на могиле своего наставника сказал: « Дорогой и незабываемый учитель! От лица
русских химиков я говорю тебе последнее прости. Кто из нас не испытал чувства
гордости при мысли, что в наших рядах находится Менделеев. Поднявший до высоты
мирового гения, ты дал нам такие «Основы химии», которые всех покорили могучим
размахом творчества, волшебной красотой научного горизонта.…Несколько поколений
черпало, и будет черпать научное вдохновение в твоих творениях. Скольким же ты
внушил жажду научной истины, скольких ты заразил своей научной пытливостью!
Великий учитель! Слава земли русской. Твои заветы не умрут.
Научно – теоретическое и
практическое значение трудов Д.И.
Менделеева
Зная современное состояние науки, мы можем по достоинству оценить ту огромную
роль, которую сыграло учение Д.И. Менделеева о периодичности в познании тайн
природы. Периодический закон открыл путь к изучению строения атома. Опираясь на
периодический закон, ученые смогли получать вещества с заданными свойствами,
открывать ранее не известные и синтезировать новые химические элементы.
Периодический закон позволил ученым построить гипотезы о рождении и превращении
химических элементов во Вселенной, в недрах Солнца и звезд. Он в значительной мере
определяет развитие атомной физики, химии, геологии и астрономии, атомной и
ядерной техники, химической технологии, металлургии, медицины и др. разработка
физикохимических основ металлургии, способов получения алюминия, оптического
стекла, каучука, изучение цепных реакций, получение радиоактивных элементов,
поиски полезных ископаемых стали возможны благодаря теоретическим трудам Д.И.
Менделеева.
Ученый всегда придавал значение точности измерения. Он сконструировал немало
приборов и приспособлений, позволяющих производить определение различных
физикохимических величин: массы, плотности, поверхностного натяжения, длины,
времени и т.п. Неудивительно, что Д.И. Менделеев в течение почти 15 лет своей жизни
(1892 – 1907) возглавлял метрологическое учреждение России Главную Палату мер и
весов, которую сам и создал.
Д.И. Менделеев применял новую систему понятий (место элемента в системе,
зависимость свойств от массы) к рассмотрению «пределов протекания», скорости
химических реакций, к изучению растворимости веществ в воде, к свойству газов. Об
этих работах он впоследствии вспоминал: «Всего четыре предмета составили мое имя:
периодический закон, упругость газов, понимание растворов как ассоциации и “Основы
химии”». Значение учебника «Основы химии» для развития химии и решения
важнейших философских проблем естествознания
трудно переоценить. Это восемь изданий в России, несколько изданий на английском,
французском и немецком языках. Обширная переписка со многими выдающимися
учеными по отдельным вопросам, поднятом на страницах учебника, положительные
рецензии и отзывы коллег вот итог более чем 35летней работы над этим
фундаментальным трудом по общей химии.Мировая оценка заслуг Дмитрия Ивановича Менделеева
Заслуги Менделеева перед наукой получили признание со стороны всего ученого мира.
Он был членом почти всех академий и почетным членом многих ученых обществ (общее
число ученых учреждений, считавших Менделеева почетным членом, доходило до 100).
Однако Российская Академия Наук предпочла ему в 1880 году Ф.Ф. Бейльштейна,
автора обширного справочника по органической химии — факт, вызвавший негодование
в широких кругах русского общества. Несколько лет спустя, когда Менделееву вновь
предложили баллотироваться в Академию, он снял свою кандидатуру. В 1904 году в
день 70летнего юбилея Дмитрия Ивановича Академия одна из первых приветствовала
его через своего представителя.
Особенным почетом имя его пользовалось в Англии, где ему были присуждены медали
Дэви, Фарадэя и Копилея, куда он был приглашен (1888) в качестве «Фарадэевского»
лектора, честь, выпадающая на долю лишь немногим ученым.
Менделеев скончался 20 января 1907 года от воспаления легких.
Его похороны, организованные за счет государства, стали настоящим национальным
трауром. Вскоре отделение химии Русского ФизикоХимического Общества
учредило в честь Менделеева две премии за лучшие работы по химии. Библиотека
Менделеева, вместе с обстановкой его кабинета, была приобретена Петроградским
университетом и хранилась в особом помещении, когдато составлявшем часть
квартиры Менделеева. Было принято решение о воздвижении в Петрограде памятника
Менделееву, на который была собрана значительная сумма.
Итоги исследования
Таким образом, подводя итоги исследования разносторонней деятельности Д.И.
Менделеева, можно сказать, что он был одним из самых значительных общественных
деятелей страны конца 19 начала 20 века. Его общественное лицо определялось
несколькими факторами. Вопервых, рано выявившейся научной самостоятельностью.
Вовторых, умением "смотреть в корень" и подходить к решению проблем системно,
что позволяло предвидеть характер развития идей и прогнозировать. Втретьих,
Менделеев жил народными интересами и был социальным оптимистом, верящим в
будущее своей страны. Он был патриотом.
Выводы.
Обобщив собранный материал, я делаю следующие выводы:
Д.И. Менделеев великий химик, разносторонний учёный, педагог и общественный
деятель;
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева основа современной химии. Они относятся к таким научным законам,
которые отражают явления, реально существующие в природе, и поэтому никогда не
потеряют своего значения;
Создание периодической таблицы элементов не являлось целью жизни и научной
деятельности Д.И.Менделеева. Это результат его работы над учебником для студентов
"Основы химии". Предложения Д.И. Менделеева об индустриализации и химизации народного
хозяйства, о необходимости изучения и планомерного использования природных
богатств страны, о развитии науки и образования не потеряли свою актуальность и в
наше время;
В работах Д.И. Менделеева по вопросам промышленного развития затрагиваются
проблемы, ставшие в 21 веке особенно актуальными: проблемами сырья и природных
ресурсов, энергетическая проблема, проблема сельского хозяйства, вопросы создания
искусственной пищи, вопросы охраны окружающей среды;
Менделеев как педагог разработал новые принципы построения учебника на основе
сочетания эмпирического и теоретического, конкретного и абстрактного.
Менделеев основоположник единой системы непрерывного образования, которой
пользуются в России до сих пор.
Имя Д.И. Менделеева навечно вошло в список имён величайших учёных всех времён и
народов и стало национальной гордостью нашей отечественной науки. Работа над
материалом позволила мне глубже понять всю суть и величие творческого наследия
гениального соотечественника.
Заключение
Долго можно перечислять те области человеческого знания и практики, где великий
учёный сыграл важную роль. И, по правде говоря, я даже не представляю себе всю
масштабность менделеевского учения. Много раз оно ещё блеснёт перед учёными
своими неожиданными гранями.
Мы, благодарные потомки, горды и счастливы тем, что можем пользоваться плодами
открытия в истории, химии, физики, метеорологии. Поэтому не случайно искреннее
желание в знак признания больших заслуг Д.И. Менделеева возвеличить имя
гениального русского химика.
Не говорите мне "он умер". Он живёт!
Пусть жертвенник разбит огонь ещё пылает,
Пусть роза сорвана она ещё пылает,
Пусть арфа сломана аккорд ещё рыдает.
С.Я. Надсон(1886)
Удовольствие пролетит оно себе, труд оставит след долгой радости он другим.
Учение себе, плод учения другим. Другого смысла нет в учении, иначе его бы не надо
было. Сами, трудясь, Вы сделаете всё и для близких и для себя, а если при труде успехане будет, будет неудача не беда, попробуйте ещё, сохраните спокойствие, то
внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного
завета, лучшего, дать не могу. С ним живите, его завещайте.Литература
1. Архив Д.И. Менделеева. Л.: Издво ЛГУ, 1951
2. Книга для чтения по неорганической химии: Пособие для учащихся. В
2ч. Ч. 1. Сост. Крицман В.А., 2е изд., перераб. и доп., 1983.
3. Макареня А.А., Трифонов Д.Н. Периодический закон Д.И. Менделеева:
Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1969.
4. Д.И. Менделеев в воспоминаниях современников. Сост. Макареня А.А. и
др. М.: Атомиздат, 1973.
5. Папачин Ф.Г. Педагогическая деятельность Д.И. Менделеева. Химия в
школе. 1991,№5.
6. Семёнов И.Н. Д.И. Менделеев о развитии промышленности в России.
Химия в школе. 1989,№2.
7. Стариков В. Д.И.Менделеев. Свердловск: СреднеУр. кн. издво,1984.8. Суртаева Н.Н. Урокпанорама "Личность Д.И. Менделеева". Химия в
школе. 1990,№4.
9. Суртаева Н.Н. В менделеевской гостиной "А.А.Блок и Менделеевы".
Химия в школе. 1992,№12.
10. Трифонов Д.Н. Страницы истории учения о периодичности. Химия в
школе. 1988,№45.
11. Фигуровский Н.А. Дмитрий Иванович Менделеев. 2-е
изд., испр. и доп. М.: Наука, 1983.