Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
8 кл
11.03.2019
В данной научной работе представлены материалы о вреде бранных слов. Рассматриваются вопросы пагубного влияния бранной лексики на здоровье человека . Целью работы Цель: Изучить влияние бранной речи на здоровье человека.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему сквернословия среди наших сверстников
2. Узнать историю возникновения бранных слов
3. Выяснить почему люди сквернословят
4. Привлечь внимание подростков с целью отказа от бранных слов и ненормативной лексики.
Научная работа о вреде бранных слов.docx
XXIV региональная открытая проектноисследовательская конференция школьников
«Царскоселькие старты»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей№408
Тема:
«Язык болтает, а голова отвечает»
О вреде бранных слов
Выполнили:
Горовой Егор
Фомин Николай
Ученики 8 «Б» класса
Руководитель:
Авагина Елена Николаевна
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ лицей №408
СанктПетербург,
г. Пушкин
2019 г. Содержание
Введение………………………………………………………………………………3
Основная часть
1.1 Понятие ненормативной лексики и актуальность проблем………………… 5
1.2 Из истории происхождения и употребления бранных слов, а также
ответственность за употребление ненормативной лексики………………………7
1.3 Причины сквернословия ………………………………………………………10
1.4 Влияние бранных слов на здоровье человека…………………………………12
Заключение …………………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………………15
Приложение 1
А.М.Пешковский …………………………………………………………………16
Приложение 2
Анализ анкет учащихся 5 «Б», 8 «А», 8 «Б»,8 «В» классов……………………17
Приложение 3
Алфавит ГЛАГОЛИЦЫ…………………………………………………………….18
Приложение 4
Научный руководитель Центра экологического выживания Г.Чеурин…………19
Приложение 5
Кандидат биологических наук, основатель «Института квантовой генетики»
П.П.Гаряев…………………………………………………………………………20
Приложение 6
Листовки учащихся «Мы сохраним тебя, русская речь!» ………………………21 2
Введение
Если для общения людей необходим язык, то для культурного общения необходим
как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык
нормируемый. (А.М.Пешковский.)
См.приложение1
Состояние русского языка в наши дни вызывает общую озабоченность. Упрёки
и претензии от писателей и журналистов, от педагогов и актёров, общественных
деятелей, специалистов –языковедов, от рядовых любителей и ценителей
классической русской речи. [5.,с.5] Они едины во мнении: в наше время идёт
расшатывание традиционных литературных норм. Это связывается и с
настойчивыми попытками «олитературоведения» нечистого русского слова.
[1,с.3 ] Сегодня проблема чистоты речиодна из острых, ключевых проблем,
волнующих не только учёныхфилологов, но и каждого уважающего себя
человека, гражданина, патриота своего родного языка. Нас также тревожит
проблема сквернословия в нашем обществе и причинах использования
современной молодёжью бранных слов. Мы считаем, что чистая, культурная речь
не может допускать употребления ненормативной лексики. Именно поэтому мы
обратились к этому вопросу.
Цель: Изучить влияние бранной речи на здоровье человека.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему сквернословия среди наших сверстников
2. Узнать историю возникновения бранных слов
3. Выяснить почему люди сквернословят 4. Привлечь внимание подростков с целью отказа от бранных слов и
ненормативной лексики.
3
Методы, используемые в научном исследовании
1. Наблюдение над языковым явлением
2.Изучение литературы и интернет ресурсов на данную тему
3.Анкетирование
4.Опрос
5.Анализ полученной информации проектной деятельности с 5 по 8класс
6.Создание проектов, связанных с привлечением и развитием интереса
подростков к проблемам современного языка
Гипотеза работы: Употребление бранных слов оказывает негативное
влияние на здоровье человека.
Итогом нашей работы будет выпуск листовок учащихся ГБОУ лицея №408 58
классов с необходимой информацией, советами и рекомендациями в помощь
учащимся, а так же учителям и классным руководителям. См. приложение 6 4
Основная часть
1.1Понятие ненормативной лексики и актуальность проблемы
Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и
разнообразием, недаром его называют великим и могучим. К глубокому
сожалению, подавляющее число русскоговорящих взрослых и даже детей
зачастую вставляют в свою речь ненормативную лексику. Мы обратились к
словарям с целью выяснить, что такое ненормативная лексика. В словаре
В.И.Даля это понятие объясняется так: «Лексика, ненормированная в
литературном языке, грубая, обесцененная, наполненная неприличными
выражениями, непристойными словами, бранью». С.И. Ожегов рассматривает
понятие «бранный», «брань» как многозначное, то есть выражение своего
недовольства в грубых, резких словах. Браниться – значит ссориться, ругаться.
Брань война, битва (стар. и высок.) Бранное поле. [6.,с.56 ]
Также интернет источники указывают на большое количество синонимов, таких
как: стойкие нецензурные выражения; нецензурная лексика; нецензурная брань;
бранные слова; обесцененная лексика; брань; ругань; сильные слова;
ругательства; матерная брань; проклятия; матерная ругань; крепкие выражения;
матерный язык; арго; сильные выражения; крепкие слова; непереводимый
фольклор; сквернословие; непечатная брань; неизящная словесность;
ненорматив; нецензурщина[ 10 ] Таким образом, мы приходим к выводу, что очень многие нелитературные слова относятся к этому понятию, а значит
неприлично использовать такие слова в своей речи, более того запрещено
законом. Мы не раз были свидетелями, когда подростки не видят ничего
стыдного в употреблении подобных слов или вовсе не замечают при разговоре,
как вставляют их для связки в предложениях.
5
Сколько бы не стыдили и не воспитывали взрослые учащихся, выходя из стен
школы, начинается обычная болтовня по дороге домой с употреблением крепких
выражений. Это вызывает тревогу, что значительная часть россиян, по данным
опросов, в своей речи используют ненормативную лексику часто13%; иногда
52%; не используют вообще только 35%, то есть меньшая часть населения
страны. [3, с.69 ]
Как доказывает практика, мужчины чаще употребляют нецензурную брань, чем
женщины. Старики бранятся реже, чем молодёжь и люди среднего возраста.
Люди с высоким уровнем дохода позволяют себе «выражаться» чаще, чем
россияне, имеющие средний достаток. В крупных городах бранная речь звучит
реже, чем в сельской местности. [2, с.89 ] 6
1.2 Из истории происхождения и употребления бранных слов, а также
ответственность за употребление ненормативной лексики
Существуют разные точки зрения на происхождение бранных слов на Руси:
1. Использовали на поле брани для отпугивания и устрашения врага
2. Использовали для заклинаний
3. Некоторые слова были заимствованы из тюркского языка
Доктор филологических наук А.Олянин провёл исследования ненормативной
лексики и пришёл к следующему выводу, что бранные слова произошли от
древних заклинаний. Произносящий такие слова, автоматически призывал беса
на себя, своих детей, на свой род. Эти слова влияют на настроение, здоровье,
состояние финансов, а так же на взаимоотношения с другими людьми. Именно в
древнерусских рукописях употребление бранной лексики как черта поведения
человека, одержимого бесами. [3,с.67 ]
Из истории поморов [4, с.37] известно, что сквернословов было запрещено
брать на судно для добычи рыбы, так как считалось, что будет неудача. Во времена царя Фёдора для таких нарушителей служило наказание прилюдной
порки. [7] Петр Первый издал царский указ «За мат языки прожигать».
«Ежели кто другого не одумавшись с сердца, или опамятоваясь, бранными
словами выбранит, оный перед судом у обиженного христианское прощение
имеет и просит о прощении. И ежели гораздо жестоко бранил, то сверх
того наказанием денежным и сносным заключением наказан будет… Ежели
оный, который имеет просить о прощении, в том упрямитца, можно оного
через потребные способы к тому принудить». Так грозил закон «Воинский
Артикул» (статья 152), принятый Петром I в 1715 году.
7
Светлым пятном в Отечестве являлись просветители. Они не были
равнодушными к культуре поведения и культуре речи, наоборот, несли в народ
чистые слова, убеждали всех в том, что надо говорить правильно. Таким
просветителем был историк и географ, общественный деятель В.В.Крестинин
(17291795), о котором современному читателю мало что известно. Он был
попечителем воспитательного дома в г. Архангельске, но, несмотря
на удаленность жительства от северной столицы, его имя вошло в историю
педагогики России. Крестинин написал педагогический труд, который озаглавил:
«План всеобщего обучения всякого чина детей обоего пола». «План» направил
в Сенат Российской империи. Чтобы получить представление об этой работе,
просмотрим некоторые ее страницы. «Злословие, пишет он, наружный знак
внутренней ненависти и презрения к ближнему, выражается разными в разных
народах словами… Употребительная брань известных народов может быть
изображена историческим пером, но наша старинная матерная брань, по причине
выражаемого ею срамословия, ни в каких письменных сочинениях нетерпима в нашем народе. Добрые люди из наших предков, живших прежде нынешнего
века, обличали сие злоупотребления языка письменно. Но в наш просвещенный
век сей остаток древнего варварства из употребления еще не выходит. Худое
воспитание наших детей достоверное есть бесчиние: детские разговоры
растлеваются примерами старших людей, употребляющих матерную брань без
стыда по обыкновению предков. Сверх того, злонравные служители в богатых
домах дерзают обучать срамословию малолетних сынов своих хозяев вместо
игрушки. То же сквернословие с большею необузданностью попускается
ребятами в деревнях, обитаемых вообще безграмотными поселянами». [ 8 ]
8
В наше время существует ряд мер, которые привлекают лицо, употребляющее
ненормативную лексику, к ответственности. Нецензурная брань или подругому,
обесцененная лексика представляет собой сегмент общеизвестной бранной
лексики в разных языках и включает в себя наиболее вульгарные, грубые и
похабные выражения. Оскорбление нецензурной бранью по статье 20.1 не имеет
слишком серьезных последствий, но при повторных нарушениях могут привести
к реальному лишению свободы! Под ее действие подпадают и общественно
непристойные бранные выражения, которые часто выражают обыкновенную
спонтанную речевую эмоциональную реакцию на неожиданную и обычно весьма
неприятную ситуацию и которые подпадают под статью 20.1 КОАП РФ. Нужно
знать, что статья за мелкое хулиганство отличается от мотивов документа,
который описывает последствия хулиганских действий в группе. Нецензурная
брань в общественном месте вполне подпадает под понятие классического
уголовнонаказуемого деяния, подобного рода слова имеют несколько
негативных последствий:
оскорбляют конкретного человека по его личным и религиозным мотивам; показывают
несовершеннолетних;
пример
общественнопорицаемого
поведения
для
демонстрируют пренебрежение принятыми в государстве нормами права и
морали.
Статья за мат в общественном месте по УК РФ подразделяется на наказание
посредством штрафа или же реального ареста, но для несовершеннолетних
последствия за произнесенных при свидетелях бранные слова будут иметь
немного другие последствия в силу их возраста, а статья за мат вполне сможет
охладить самых рьяных правонарушителей. [ 10 ]
9
1.3 Причины сквернословия
Основной проблемой, как нам кажется, является вопрос: «Почему люди
сквернословят?» Мы составили анкету и опросили учащихся 5 и 8 классов,
получили следующие варианты ответов. См. приложение 2:
1 Вопрос «Что лучше: вежливость или грубость?»
Вежливость 91% грубость 4% воздержались 5%
2 Используете ли вы бранные слова?
ДА86% НЕТ 14%
3 Как бранная речь отражается на развитии общества?
Негативно 80% никак не отражается 20%
В каких ситуациях прибегаете к бранным словам? 1) Чтобы выразить ярче свои эмоции
2) Хочется казаться взрослее и круче среди сверстников
3) Для того, чтобы резко ответить обидчику
4) Просто так для связи слов по привычке
5) Изза раздражения и плохого настроения
Мы решили познакомить ребят с результатами исследования специалистов и
пронаблюдать, как изменится их точка зрения. Известный врач психофизиолог,
член Всемирной экологической академии, Леонид КитаевСмык уже 40 лет
занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей.
10
По словам учёного, человек прибегает к бранным словам в том случае, когда
он не уверен в своих силах, то есть чувствует свою неполноценность.
Нормальный, здоровый человек далёк от подобной лексики [3, с .67]
Анализ анкетирования среди сверстников выявил следующие результаты:
большинство употребляющих ненормативную лексику делают это в силу
привычки, а также выражают ярче эмоции. См. приложение 2
Лингвисты и филологи едины во мнении: бранная речь катастрофически
обедняет язык, делает его примитивным и однообразным. В такой речи не
участвует интеллект, эмоции у людей становятся грубыми. Употребляя
ненормативную лексику, жаргонизмы, американизмы человек освобождает себя
от необходимости эмоционально воспринимать речь [5, с. 19] Язык же –явление сакральное. Возьмём например алфавит Глаголицы, где
каждая буква имеет своё значение: Ааз, Ббуки, В веди, Гглаголь, Д добро, Е
есть, Жживете и т.д. См. приложение 3
Можно проследить тайный смысл: «Говори добро –это есть жизнь». Поэтому
получается, что унижая и коверкая язык, мы унижаем самих себя – к такому
выводу пришли учащиеся, познакомившись с исследованиями учёного. Многие
ученики переменили свою точку зрения и решили следить за тем что говоришь, с
кем говоришь и о чем говоришь.
1.4 Влияние бранных слов на здоровье человека
11
Размышляя о том, влияет или нет ненормативная лексика на здоровье человека
мы задали вопрос учащимся 5 и 8 классов: «Верите ли вы в то, что бранные слова
могут отрицательно сказываться на здоровье человека?»
Мнения разделились: Да, влияют 87% нет, не влияют 9%
Затрудняюсь ответить 4%
Меняют ли характер человека бранные слова? 48% ответили утвердительно См.
приложение 2
Теперь обратимся к тому, что говорит современная наука о влиянии бранных
слов на здоровье человека. Научный руководитель Центра экологического выживания и безопасности Г.С. Чеурин опытным путём пришёл к выводу о
тлетворном влиянии бранных слов на человеческий организм.См. приложение 4
Давно доказано, что употребление ненормативных слов ведёт к гормональным
нарушениям. [3,с. 68] В институте квантовой генетики кандидат биологических
наук П.П.Гаряев и кандидат технических наук Г.Т.Тертышный несколько лет
тому назад провели интересное исследование. См. приложение 5
С помощью разработанной учёными аппаратуры человеческие слова могут
быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют
на свойства и структуру молекул ДНК, отвечающих за наследственность
человека. Если человек постоянно употребляет в своей речи бранные слова, его
хромосомы начинают активно менять свою структуру, в молекулах ДНК
вырабатывается «отрицательная программа». Постепенно эти искажения
становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это
передаётся потомкам. Накопления этих негативных качеств может быть названо
«программой самоликвидации» [3, с. 68]
12
Учёные зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект,
аналогичный радиационному облучению. Особенно губительное воздействие
оказывается на детородные органы и репродуктивные функции как мужчин, так
и женщин. Волновые «уши» молекул ДНК непосредственно усваивают звуковые
колебания. При этом для них не имеет значения, является собеседник живым
человеком или телевизионным героем. Значит, ДНК небезразличны к получаемой
информации. Одна информация оздоравливает их, другая травмирует. Слова,
несущие свет любви, пробуждают резервные возможности генома, а проклятия
повреждают те программы, которые обеспечивают нормальную работу
организма. Таким образом, самый большой вред сквернослов наносит себе сам. Как
считают многие современные учёные, человеческие гены «слышат» мысли и
слова, воспринимают их и фиксируют на генетическом коде, передавая мутацию
следующему поколению. [3,с.69 ]
13
Заключение
Всё чаще мы говорим об экологии среды и природы, о культуре и ее развитии.
Среда же, созданная самим человеком, это и есть его культура. Можно даже
сказать, что природа современного человека во многом объясняется его средой,
его культурой, и язык важнейший его компонент. Родной язык так же нуждается
в охране и защите от всего, что грозит его уничтожению. Если осознанно
отнестись к языку и его проблемам, многие беды можно ещё предотвратить. [2,
с. 4] Тем более, что слово, как показала проведённая нами работа, может как вредить, так и спасать. Таким образом, мы доказали правильность гипотезы:
Употребление бранных слов оказывает негативное влияние на здоровье
человека.
Для сохранения культуры общения мы предложили провести цикл уроков и
мероприятий: для 5х классов проект «Мне нравится буква», деловая игра
«Магия слов», 6 классы викторина «Ежели вы вежливы», 8 классы урок –диспут
«Пушкиннаше всё!», создание лингвистических сказок.
Итогом нашей работы стала акция, приуроченная к 21 февраля Международному
Дню родного языка, выпуск листовок «Мы сохраним тебя, русская речь!». См.
приложение 6
Учащиеся подругому стали воспринимать влияние бранных слов на человека,
многие высказали мнение, что без культуры и этики общения невозможно
построить прогрессивное цивилизованное общество, для этого необходимо с
ранних лет учиться следить за языком, ведь недаром говорят: «Языкболтает, а
голова отвечает»
14
Список литературы
1.Бурт В. Язык мой –враг мой?: О том, куда идёт русский язык. Беседа
с доктором филологических наук, директором Института лингвистики РГГУ
Максимом Кронгаузом//Северный край.2011.31 марта (№53).с.3
2.Колесов В.В.Культура речикультура поведения.Л.:Лениздат,1988.271с 3.Кудашова Т. Чем опасна ненормативная лексика//Воспитание школьников.
2009.№1.с.6669
4. Лавонтен Н.А. О древних магических оберегах (карельский фольклор)//
Фольклор и этнография. Л.: Наука,1977. 74с
5.Марговская М. Могучий, правдивый и свободный шлёт нам «превед»//
Наука и религия.2010.№1с.1819
6.Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарьсправочник.М.: Знание,
1995.256с
7. https://foma.ru/czarfedorioannovich.html
8. https://vedom.ru/news/2011/01/20/2965carskiy
9. http://klevet.ru/statyanetsenzurnayabran
10. https://sinonim.org/s/ненормативная%20лексика
15
Приложение 1
А.М.Пешковский 16
Приложение 2
Анализ анкет учащихся 5 «Б», 8 «А», 8 «Б»,8 «В» классов. Всего приняло участие в опросе 108 учащихся
1 Вопрос «Что лучше: вежливость или грубость?»
Вежливость 91% грубость 4% воздержались 5%
4 Используете ли вы бранные слова?
ДА86% НЕТ 14%
5 Как бранная речь отражается на развитии общества?
Негативно 80% никак не отражается 20%
6.В каких ситуациях прибегаете к бранным словам?
6) Чтобы выразить ярче свои эмоции
7) Хочется казаться взрослее и круче среди сверстников
8) Для того, чтобы резко ответить обидчику
9) Просто так для связи слов по привычке
10) Изза раздражения и плохого настроения
7.Верите ли вы в то, что бранные слова могут отрицательно сказываться на
здоровье человека?»
Да, влияют 87% нет, не влияют 9% затрудняюсь ответить 4%
8.Меняют ли характер человека бранные слова? 48% ответили утвердительно
17
Приложение 3 Алфавит ГЛАГОЛИЦЫ
Приложение 4
18 Научный руководитель Центра экологического выживания Г.Чеурин
19 Приложение 5
Кандидат биологических наук, основатель «Института квантовой генетики»
П.П.Гаряев
20 Приложение 6
Листовки учащихся «Мы сохраним тебя, русская речь!»
21
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Научно-исследовательская работа о вреде бранных слов на тему : "Язык болтает,а голова отвечает"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.