Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс
Оценка 4.9

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
4 кл
05.01.2019
Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс
Научно-исследовательская работа, проведенная в 4 классе «Плывут по небу облака» по окружающему миру. В этой работе под руководством учителя исследовались облака, их образование, их разновидности, из чего они состоят, чем они являются, как создать свое маленькое облачко в домашних условиях.
oblaka.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Навлинская основная общеобразовательная школа»                                     Научно­исследовательская работа                                         «Плывут по небу облака»                                            Секция: «Окружающий мир»                                                                                                 Работу выполнили:                                                                                                 учащийся 4 класса                                                                                                    Глушенков Олег                                                                                     Руководитель:                                                                                Трубина Татьяна Евгеньевна                                                                                учитель начальных классов                                                                                       2017 г. Оглавление                                                                                                               Стр Введение……………………………………………………..  3 ­ 4  Основная часть………………………………………………  5 ­ 8  Образование облаков………………………………………...    5  Классификация облаков и их различие…………………….  6 ­ 7 Определение погоды по облакам…………………...............  7 ­ 8 Методы исследования Проведение экспериментов Наблюдения ………………………………………..    9 Заключение…………………………………………………..     10 Список литературы………………………………………….     11 Приложение………………………………………………….     12 Анкеты Рисунки Введение Я не  выяснил пока, Что такое облака.                                                                                    Может, это птичий пух?                                                                                    Может, это стаи мух?                                                                                    Может, это ветерок                                                                                    Вату в небо уволок?... Лёгкие, пушистые и воздушные они ежедневно проплывают над нашими  головами.  Мне нравится смотреть на плывущие в небе облака, любоваться  причудливыми формами и оригинальными фигурами. В  них  столько   притягательного и  загадочного!  Эти представления только усиливают  многочисленные мультфильмы и сказки, где герои катаются на этих небесных  объектах. Но сказки – это одно, а реальность – совсем другое. Красота и  причудливость облаков, необычные сочетания форм и оттенков — все это  всегда привлекало внимание, вызывало восхищение, будило воображение     Я решил выяснить, так ли интересна эта тема моим одноклассникам?  Для этого вместе с учителем разработал анкету, в которую включил  данные  вопросы (см. Приложение 1)  Затем я провел анкетирование «Что ты знаешь про облака» среди ребят 3 и 4  классов. В анкетировании приняли участие  23  человека.  Были получены следующие результаты: «Знаете ли вы, что такое облако?»      «да» ­ 14 человек, «нет» ­ 9 человек.  «Вы знаете, как образуются облака?»     «да» ­ 11 человека, «нет» ­ 12 человек.   «Знаете ли вы названия облаков»   «да» ­ 8 человек, «нет» ­ 15 человек  «Умеете ли вы различать облака?» «да» ­ 10 человек, «нет» ­ 13человек.  «Можно ли определить погоду по облакам?»  «да» ­ 17 человек, «нет» ­ 6 человек. «Вы хотите знать больше про облака и научиться их различать?»   «да» ­ 18 человека, «нет» ­ 5 человек.   Диаграмма анкетирования учащихся 3 и 4  классов: 02468101214161820 да нет Я понял, что эта тема интересна многим ребятам и  решил подготовить  исследовательскую работу по теме «Плывут по небу облака» Предмет исследования – небо.  Объект исследования – облака.  Гипотезы:           ­облака приносит ветер; ­ облака образуются из­за испарения воды; - определение погоды по облакам — полезное умение Цели исследования: познакомиться с образованием, видом облаков ,  выяснить, можно ли предсказывать погоду по облакам? Задачи: узнать, как появляются и из чего состоят облака; выяснить, какие виды облаков существуют; попробовать создать в домашних условиях свое маленькое облачко; проанализировать все ли облака несут с собой дождь или снег? Методы исследования: ­ изучение литературы по данной теме;  ­ поиски информации в Интернете;  ­ собственные наблюдения;  ­ проведение экспериментов;  - опрос учащихся. 1.  Основная часть                                                           1.1.Образование облаков                                                                                                                                            Облака, облака                                                                     Пышные, белые,                                                                           Расскажите облака                                                                       Из чего вас делали?                                                                      Может вас, облака                                                                 Делали из молока?                                                                        Может быть из мела?                                                                        Может быть из ваты?                                                                       Может быть, из белой                                                             Из бумаги мятой?    Стоит человеку поднять голову и посмотреть на небо, он сразу увидит  облака. Редко, когда на небе нет ни облачка.      Слово «Облако» происходит от старославянского слова «облакати», что  значит одевать, окружать. Облака и, правда, как будто « одевают» нашу  планету, окружают ее со всех сторон.  Так как же образуются облака?     Облака образуются там, где от земли поднимаются потоки теплого воздуха, несущего водяной пар. Он попадает в воздух с поверхности водоёмов, а также с растений, испаряющих большое количество воды. Поднимаясь на большую высоту и постепенно охлаждаясь, водяной пар  превращается в мельчайшие капельки воды или даже кристаллики льда. Эти  мельчайшие кристаллики льда, крошечные капельки воды и охлажденный  водяной пар медленно плавают в воздухе и образуют облака.    Но одного охлаждения воздуха недостаточно. Необходимо, чтобы в нём  были какие­нибудь твёрдые частицы, которые послужат ядрами конденсации.  Конденсация – это процесс, когда водяной пар при понижении температуры  превращается в жидкое или твёрдое состояние. Ядрами могут быть пылинки,  песчинки, кристаллики соли из брызг морской воды. После того, как водяной пар превращается в жидкость, он вступает в контакт с этими частицами  воздуха (пылью, кристалликами соли, крохотными кусочками золы от  сожженного каменного угля и многим другим). Мельчайшие капельки воды  формируются вокруг каждой такой крохотной частички. Необходимо 100  миллионов мельчайших капелек, чтобы образовалась одна дождевая капля. А  чтобы образовалось облако, нужны миллионы и миллионы таких капелек.  Какую именно форму примут капли (вода),  зависит от температурных  показателей в верхних слоях атмосферы: если температура воздуха атмосферы превышает ­10°С, белые облака будут  состоять из водяных капель; если температурные показатели атмосферы станут колебаться между ­10°С и  ­15°С, то состав облаков будет смешанным (капельные + кристаллические); если температура в атмосфере ниже ­15°С, белые облака будут содержать в  себе ледяные кристаллики.  Облака ­ это скопления в атмосфере водяных  капель  и ледяных кристаллов, взвешенных в воздухе на большей или меньшей высоте. Каковы условия формирования облаков? 1.Действие солнечной энергии.  2.Наличие гор. 3.Близость морей и океанов 1.2 .Классификация облаков и их различие Наблюдая  за облаками, я заметил, что они различаются по форме, цвету и  размерам. А также есть облака, которые находятся ниже, а другие выше. Их  движение меняется в зависимости от ветра.  Древние ученные за долго до того, как стали понимать причины  формирования облаков, пытались классифицировать и описать их  разнообразие. Жан Батист Ламарк (1744 – 1829) французский родоначальник теории  эволюции, а так же натуралист – был среди них одним из первых. Он предложил классифицировать облака по пяти типам и трем ярусам в 1802  году. Ламарк считал, что облака образуются в результате ряда обстоятельств  (хотя и не знал именно каких), а не случайно. Английский химик Люк Говард, в том же 1802 году, разработал  классификацию, которая включала в себя три главных типа облаков, а так же  дал им латинские названия: Stratus – слоистые, Cirrus – перистые и Cumulus –  кучевые. И сегодня используются тоже эти основные термины. Первый  «международный атлас облаков» был опубликован в 1896 году. В то время облака еще считались не развивающимися, постоянными массами. Но о том,  что каждое облако имеет свой жизненный цикл, стало ясно к 1930­м годам. Сегодня Всемирная метеорологическая организация (ВМО) различает 10  основных типов облаков в соответствии с их формой и высотой. Каждый тип  имеет общепринятое сокращенное обозначение. Облака верхнего яруса 1.        2.            3.  Перистые облака образуются на высоте от 6 до 18 километров. Перистые  облака состоят из маленьких ледяных кристаллов и представляют собой  белые одиночные облака похожие на волокна. Перистые облака никогда не  приносят осадки.  Перисто­кучевые облака представляют собой пелену, группы или полосы,  состоящие из мелких отдельных хлопьев. Они похожи на рябь водной  поверхности или на чешую рыбы. Перисто­кучевые облака образованы  ледяными кристаллами.  Перисто­слоистые облака затягивают все небо белой пеленой, сквозь  которую отчетливо видно Солнце или Луна. Они похожи на слоеный пирог.  Из­за преломления лучей света часто возникает атмосферное явление – гало  (круги вокруг Солнца или Луны). Следовательно, на следующий день будет  затяжной дождь.  Облака среднего яруса 2. Высококучевые облака формируются на высотах от двух до шести  километров. Высококучевые облака похожи на отдельные шары неправильной  формы,  между которыми проглядывается небо.  Высокослоистые облака  представляют собой пелену сероватого цвета. В  пелене видны полосы. Сквозь такую пелену смутно просвечивается Солнце  или Луна. Пелена покрывает  большое пространство. Облака нижнего яруса                   Слоисто­кучевые облака образуются на высотах от 0,3 километра до 2  километров. Облака образуют серые плотные валы с темными участками в  нижней части облаков. Иногда межу облаками появляются просветы.  Слоистые облака  Они очень похожи на одно большое серое облако или на  сплошной покров, полностью закрывающее небо до самого горизонта. Слоисто­дождевые облака располагаются на высоте от 100 до 1000 метров. Такие облака представляют собой темно­серые тучи. Если появились слоисто­ дождевые облака, то в ближайшее время пойдет дождь или снег. Кучевые облака напоминают огромные куски ваты, раскиданные по небу. У  них вершина напоминает купол, а основание облака совершенно плоское. Есть очень меткое второе название кучевых облаков – облака хорошей  погоды. Кучевые облака появляются на короткое время. Каждое облако  может существовать от 5 до 40 минут. Кучево­дождевые облака приносят с собой ливни с грозами, град и  шквалистый ветер. Темное, иногда черное основание облака располагается на  высоте 500 метров. Белые вершины достигают высоты в 10 километров.  Скопление облаков очень похоже не горы, плавающие на небе. Из­за своих  громадных размеров кучево­дождевые облака в своей нижней части состоят  из капель воды, а на более высоких уровнях из кристалликов льда.   Так же я узнал, что существуют редкие виды облаков: перламутровые,  облака­медузы, серебристые, грибовидные, полосатые, шквальные и другие. облака­медузы                                  перламутровые, Встречаются облака созданные человеком. Они называются  искусственно  созданные перистые облака, более известные как конденсационные следы от  самолетов.   Итак,  три главных типа облаков: 1. Перистые облака 2. Слоистые облака 3. Кучевые облака  Я сделал вывод, что  не существует двух, точно похожих друг на друга  облаков, тем более,  они постоянно изменяют свою форму. Облака имеют  разную форму потому, что их образование происходит на разной высоте и при разной температуре.  Когда ветер дует, то он движет облака и они попадают  то в более тёплую, то в более холодную зону. Где тепло, вода испаряется, а  где холодно­ водяные пары превращаются в капельки воды.                                     Следует так же сказать, что не все облака плывут по небу. Некоторые из  них находятся у самой поверхности земли. Ведь то, что мы называем туманом, как раз и представляет собой такое облако. 1.3.  Значение облаков в природе     В природе облака имеют весьма важную роль, именно они являются для  земли основным источником влаги, служат надежной защитой в зимний  период от переохлаждения, летом защищают от знойных, палящих лучей  Солнца.(3)  1.4. Определение погоды по облакам     Как определить погоду, если Вы находитесь далеко от местности, где есть  барометр или радиоприёмник? Тогда можно начать наблюдение за облаками: ведь именно они определяют  погоду!  Однако облака нередко путают климатические прогнозы. Они одновременно  охлаждают землю и защищают её от холода. И этот факт уже давно занимает  учёных. Необходимо более тщательное изучение того, какое влияние  оказывают облака на климат.       Высокие перистые облака всегда означают быструю смену погоды, лёгкие  облака округлой формы с чётким контуром приносят хорошую погоду, а  тяжёлые плотные облака с рваными краями означают приближение ненастья.       Облака хорошей погоды – это в основном кучевые облака, белые,  куполообразной формы с округлыми очертаниями и ровной нижней  поверхностью. Они возникают в результате процесса конденсации в холодных  воздушных массах в течение  дня и исчезают ночью. Они не связаны с  появлением каких­либо циклонов  и не несут осадков.     По каким же приметам можно предсказать ожидаемое в ближайшие  несколько часов ухудшение погоды?     Длительные дожди и снегопады связаны с появлением одного за другим  нескольких видов облаков. Сначала появляются перистые, когтевидные  облака (напоминающие повёрнутые кверху кошачьи когти на длинных  «палочках»). Если они показались с какой­то стороны горизонта и  распространяются по всему небу – это первый сигнал тревоги: до дождя или  снегопада осталось не более 12 часов!     Теперь надо внимательно наблюдать, если с той же стороны появились  перисто­слоистые облака, всё более уплотняющиеся, а за ними ­  высокослоистые, осадков не избежать. Вскоре небо покрывают слоистые и  слоисто­дождевые облака, из которых и пойдёт дождь или снег. Если эти  облака движутся достаточно быстро, то осадки будут сопровождаться  сильным ветром, а зимой – метелью.    О наступлении продолжительного ненастья  предупреждают перисто –  кучевые облака, распространяющиеся с одной стороны неба, их сменяют  высококучевые (как бы размазанные, в разрезе напоминающие «летающую  тарелку»), а за ними видна стена мощных кучево­дождевых облаков с  «наковальнями» («коронами» из перистых облаков).    Сильный, хотя и непродолжительный, дождь с грозой может пойти при  интенсивном развитии отдельных кучево­дождевых облаков. Когда  появляются  высококучевые облака  или кучевые облака, постепенно  вырастающие в мощные кучево­дождевые облака. Обычно это можно  наблюдать утром, и к полудню уже можно судить о том, есть ли угроза дождя  или нет. Если до этого времени кучевые облака остаются как бы  приплюснутыми сверху и не растут ввысь, можно не беспокоиться. Если на небе нет других облаков  кроме отдельных кучево­дождевых, также  есть шанс не промокнуть, поскольку осадки из них выпадают отдельными  полосами или пятнами.      С уверенностью можно ждать хорошей погоды только тогда, когда  отсутствуют облака всех типов или же развиваются лишь кучевые облака. Мы живём в зоне умеренного климата, когда по несколько дней стоит сухая  погода. Потом небо заволакивают облака и идёт дождь, температура падает.  А через некоторое время солнце прогревает землю, вода испаряется, и снова  устанавливается хорошая погода. Вот как облака связаны с изменением  погоды.      Для удобства представляю Вам таблицу, с помощью которой можно  определять погоду по облакам  начинающим «метеорологам»       1.5. Народные предсказания погоды  Предсказание погоды по облакам основывается на наблюдении за их формой,  её изменением в течение суток и за направлением движения облаков. Вот  некоторые народные приметы определения предстоящей погоды по облакам:   Народные предсказания погоды по форме облаков Если облака редкие, будет ясно, холодновато. Облака полосами летом – к дождю, зимой – к теплу, (Перистые облака предвещают ненастье от 2 дней до недели и более). Если небо «сметанится», будет дождь. Если горизонт «сметанится», будет дождь. Если вокруг солнца «сметанится», будет дождь. Народные предсказания погоды по облакам. Изменение облаков в течение суток Если утром туман с воды подымается кверху столбом, будет дождь. Если туман упадает вниз (пропадает на месте), будет ведро, если поднимается кверху, будет дождь. Беловатые облака над водою, скоро скрывающиеся при восходе – ясная погода. В ясный день облака быстро подымаются – к дождю, а если облака кругловатые и разветвляются – к ведру. Если тучи сперва маленькие, а потом расширяются, будет днем дождь с юга. Если облака собираются в одно место и увеличиваются, будет дождь, а если пропадают, будет ясно. Если тучи опускаются – к ненастью (низко, быстро идущие густые облака – к затяжному дождю). Если облака, скучиваясь, подымаются очень высоко, будет буря (сильный дождь).  Если  облака  появляются  комками, дождь  надолго  не  затянется, если плоскими – затянется надолго. Народные предсказания погоды по движению облаков Если   облака   двигаются   друг   к   другу   навстречу,   дождь   пойдет   надолго, будет ненастье. Если облака перемешиваются (двигаясь в разные стороны), будет дождь. (Облака идут в разные стороны – гроза). Слоевые облака, если быстро двигаются, – к ветру, медленно – к дождю. (Два или несколько облачных слоев – к дождю). Если толстые (кучевые) облака ходят низко, к ненастью, высоко – к ведру. Если   перед   самым   наступлением   полудня   появятся   мохнатые   (черные, кучевые, как копны) облака, будет вечером дождь. Если дождь начинается во время обеда, скоро не перестанет, до вечера не прекратится. Если дождь начнется во время завтрака, в этот же день прекратится (в полдень   прояснит),   если   же   в   течение   суток   не   перестанет,   затянется надолго; (Дождь начинается за 1 – 2 часа до восхода солнца – в полдень ясно. Дождь начинается спустя 1 – 2 часа после восхода солнца – то весь день дождь). Если при закате солнце не сядет за тучу, пойдет к ведру, а если сядет за тучу, на другой день опять будет дождь. Если в дождливый день вечером прояснится, на другой день опять будет дождь. Разумеется, наиболее достоверно погода по облакам предсказывается только,  если эти приметы подтверждаются наблюдениями за другими природными  явлениями, например, ветром. 2.Методы исследования 2.1.Проведение экспериментов    Можно долго смотреть на небо и любоваться облаками, но меня  заинтересовали опыты по созданию облачков в домашних условиях. Опыт 1.  Цель эксперимента:   маленькое облако легко  создать в домашних условиях. Этапы эксперимента. Налить в чайник холодную воду. Вскипятить чайник. Поместить за чайником лист тёмного картона (так будет легче увидеть  облако), посмотреть, как  будет образовываться облака. Анализ эксперимента. В своём эксперименте я увидел, как  над носиком  чайника, поднялось небольшое облачко. Конденсация начинается не у самого  носика, а чуть выше, там где, горячий, влажный воздух,  выходящий из него,  соприкасается с более холодным воздухом кухни.   Этот опыт подтвердил, что  маленькое облако легко создать в домашних  условиях: надо просто вскипятить чайник. Опыт 2. Цель эксперимента: доказать, что облака  состоят из маленьких капелек  воды. Этапы эксперимента. Наполнить кастрюлю  кипящей водой. Закрыть неплотно кастрюлю крышкой . Положить на крышку кусочки льда. Поместить над кастрюлей  лист тёмной бумаги (так будет легче увидеть  облако), посмотреть, как на крышке кастрюли образуются капельки  воды. Анализ эксперимента. В своём эксперименте я увидел, как над  кастрюлей  образуются облака. Это происходит из­за разницы в температуре воздуха над  горячей водой и воздуха надо льдом. При испарении горячей воды на  крышке образовались капельки  воды. Этот опыт показал нам, что облако состоит из  воды.   2.2  Моё наблюдение В течение 2­х недель я вел наблюдение за температурой воздуха,  атмосферным давлением и облачностью нашей местности и у меня получилась такая таблица: Т А Б Л И Ц А наблюдений за температурой воздуха, атмосферным давлением и облачностью в январе месяце 2017 года в п.Навля Дата  16.01.2017  17.01.2017 18.01.2017 19.01.2017 20.01.2017 21.01.2017 22.01.2017 23.01.2017 24.01.2017 25.01.2017 26.01.2017 27.01.2017 28.01.2017 29.01.2017 Температура Атмосферное  воздуха    (t). давление Осадки Виды облаков ­3 ­2 ­3 ­7 ­2 +1 ­2 +1 ­1 ­10 ­16 ­5 ­2 ­4 760  ММ РТ. СТ. без осадков перисто ­кучевые 752  ММ РТ. СТ. 769 ММ РТ. СТ. снег снег перисто ­слоистые перисто ­слоистые 767   ММ РТ. СТ. без осадков высокослоистые 759  ММ РТ. СТ. без осадков перисто ­слоистые 754  ММ РТ. СТ. без осадков перисто­кучевые 761   ММ РТ. СТ. без осадков перисто­кучевые 757   ММ РТ. СТ. без осадков перисто­слоистые 753   ММ РТ. СТ. 757   ММ РТ. СТ. снег снег перисто­слоистые перисто­слоистые 764   ММ РТ. СТ. без осадков перисто­слоистые 746   ММ РТ. СТ. без осадков высокослоистые 751  ММ РТ. СТ. без осадков перисто­кучевые 758  ММ РТ. СТ. без осадков высокослоистые                       Результаты наблюдения за облаками. 1. Преобладало большее количество  перистых и  слоистых облаков.  2. Зимой слоистые облака приносят потепление, а так же снег. 3. Зимой     в   ясные,   солнечные   дни   наблюдается   понижение температуры. (в конце января отмечалась отметка до ­ 22 градусов) 4. За   наблюдаемый   период   наблюдались  все   виды   облаков,   кроме дождевых. 5. В течение дня облака меняются.                                                                       Наблюдение примет Местные признаки Если кучевые облака к вечеру исчезают – к хорошей погоде. Небо в барашках снег приносит. Кучевые ­ пушистые белые облака ­ к хорошей погоде. Перисто­слоистые ­ тонкие белые облака ­ возможен дождь или снег. Слоисто­кучевые ­ неровные разрозненные облака ­ к сухой погоде.  + +  +  +  + 3.Заключение Изучив литературу и информацию справочников, энциклопедий и статей,  размещённых на интернет­сайтах по данной проблеме, пришёл к следующим  выводам: ­ облака состоят из воды; -для формирования облаков нужно действие солнечной энергии и близость морей, океанов, озер, рек; - облака очень разные по форме, внутреннему состоянию и поэтому их объединяют в группы; -облака являются основным источником влаги и защитником всего живого на Земле от перегрева -с помощью облаков можно предсказывать погоду; ­нет ничего не возможного, если очень захотеть, то можно даже создать свое  маленькое облачко и в домашних условия; ­я  научился  наблюдать, сравнивать, делать выводы, фантазировать,  определять погоду по облакам, а самое главное – научился видеть и ценить  красоту, которая нас окружает. Приобретённые в процессе работы знания, пригодятся мне не только на уроках, но и в жизни. Белые-белые, легкие-легкие В небе глубоком плывут облака. Ждут впереди их страны далекие, Будет дорога у них не легка. Вот ненадолго остановились Там, где под ними плещет река. Чистой водою умылись, напились, Живительной влагой наполнив бока. Дальше поплыли и очутились На степью, ждущей водицы глотка... Ливнем пролились и... испарились... Небо покинули облака! Что же, исчезли? Да нет, посмотрите! Радуга вспыхнула, а над ней – Легкие-легкие, нежные-нежные Перышки облачных лебедей! Так и плывут через страны, столетия, Соединяя эпохи, века, Легкие-легкие, белые-белые, Нежные, вечные облака! 4.Список использованных источников Литература 1. Т.А. Фролова Энциклопедия для любознательных (ред.) Издательство:  «Мaхaoн» ,2007г. 2.В.Н.Маркин « Я познаю мир». Издательство «АСТ»1988г. 3. О. Н.Федотова, Г.В. ,Трофимова, С.А.Трофимов.  Окружающий мир  (Хрестоматия). М.: Академкнига /Учебник.2012г. 4. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. М.: Дрофа,  2004г. 5.Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. Москва  АСТ, 1995г. 6.Жарков Н. С. Народные приметы и предсказания погоды.// М.1995г.    Интернет ресурсы   gdekakpochemu. ru› tags/oblaka/  wikipedia. org> облака http://o­planete.ru/obolotchki­zemli/atmosfera/kak­obrazuyutsya­oblaka.html http://domoxozyajka.ru/kak­obrazuyutsya­oblaka/ http://ru.wikipedia.org/wiki/    Облака http://littlhuman.ru/364/ http://bibl.rubtsovsk.ru/questions/get_file.pl?id=72   stihi    ­  russkih    ­  poetov    .ru›tags/oblaka http://aria­art.ru/0/O/Oblako/1.html Приложение 1. Анкета «Что ты знаешь про облака». 1.Знаете ли вы, что такое облака? Да Нет 2.Вы знаете, как образуются облака? Да Нет 3.Знаете ли вы названия облаков? Да  Нет 4.Умеете ли вы различать облака? Да  Нет 5.Можно ли определить погоду по облакам? Да  Нет 6. Вы хотите знать больше про облака и научиться их различать? Да  Нет Приложение2. Проведение экспериментов Приложение3 Народные приметы Облака идут против ветра — к снегу. Облака плывут низко — жди стужу. Белые облака зимой — к стуже. Низкие облака — к стуже. Облака плывут низко — жди мороз лютый. Облака идут против ветра — быть снегу. Облака толстые, кучами - к вёдру. В тепло облака полосами - к дождю, зимой - к метели. Сегодня небо в барашках - значит, завтра – дождь. Утром облака в виде гор - к вечеру жди дождя. Если солнце заходит видимым, не прячась в облака, завтра будет хороший день. Если в сухое время солнце заходит, прячась в облака, то скоро будет дождь или облачная погода. Приложение4

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс

Научно-исследовательская работа «Плывут по небу облака» 4 класс
Скачать файл