Сборник
«Софизмы из наших школьных тетрадей»
Выполнили: Шеметова Анастасия, Глазунова Екатерина, ученицы 8Б класса, МБОУ «СОШ №18». Г. Миасс Челябинская область
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Арифметические софизмы |
||||||||||||||
Софизм |
Ошибка |
|||||||||||||
1.« Дважды два - пять!». Возьмем в качестве исходного соотношения следующее очевидное равенство: 4:4= 5:5. После вынесения за скобки общего множителя из каждой части равенства будем иметь: 4∙(1:1)=5∙(1:1) или(2∙2)(1:1)=5(1:1) Наконец, зная, что 1:1=1, из соотношения 4(1:1)=5(1:1) устанавливаем: 4=5, 2∙2=5.
|
Распределительный закон умножения применяется только для сложения и вычитания: ав + ас = а(в + с).
|
|||||||||||||
2. Верно ли равенство 7=8? 35+14-49=40+16-56 7(5+2-7)=8(5+2-7) Следовательно, 7=8
|
Обе части равенства разделили на (5+2-7), но нарушено правило, что на "0" делить нельзя (5+2-7=0) |
|||||||||||||
3. Некто утверждал, что 45-45=45. Рассуждал он так: «Записываем вычитаемое в виде суммы последовательных натуральных чисел от 1 до 9, а уменьшаемое в виде суммы тех же чисел, но взятых в обратном порядке (от 1 до 9):
9+8+7+6+5+4+3+2+1 1+2+3+4+5+6+7+8+9 8+6+4+1+9+7+5+3+2 Будем последовательно вычитать числа второй строки из чисел первой. Например, так как 9 из 1 вычесть нельзя, то занимаем единицу из двух, имеем 11-9=2 и т. д. Теперь нетрудно установить, 8+6+4+1+9+7+5+3+2=45. Итак, 45-45=45».
|
Ошибка состоит в том, что занимаемую единицу возводили в ранг десятка.
|
|||||||||||||
4. «Меньшее число больше, чем большее». Очевидно, что7>5 и что -8=-8 Тогда:7-8>5-8 или -1>-3 Это не противоречит основному понятию об отрицательных величинах, на основании которого мы считаем меньшей ту отрицательную величину, численное значение которой больше, и наоборот. Умножим обе части последнего неравенства на (-4). Получим (-1)* (-4)>(-3)*(-4) или 4>12
|
Где ошибка? Разбор софизма: При умножении неравенства на отрицательное число, знак неравенства изменяется на противоположный.
|
|||||||||||||
Алгебраические софизмы |
||||||||||||||
1. Выполнить действия: - 10 × = =11 – 10 × = = = 0,8 |
Неправильный порядок действий: - 10 × = =11 – 10 × = =11 - 10 = =11 - 10 = =11 – 10 ×0,8 = 11 – 8 = 3
|
|||||||||||||
2. Выполнить вычитание дробей:
- =
= - = =
|
Нарушение правил приведения дробей к общему знаменателю:
- = = = = = =
|
|||||||||||||
3. Сократить дробь:
|
Нарушение правил сокращения дробей:
|
|||||||||||||
4. Решить уравнение: + = x2 ОДЗ: все числа, кроме 2. - = x2 Умножим обе части уравнение на x-2 2-3x-2=x2(x-2) Разложили на множители квадратный трёхчлен 2-3x-2=2(x-2) (x+ )= = (x-2) (2x+1) (x-2) (2x+1)=x2 (x-2) Разделим обе части уравнения на x-2,получим 2x+1=x2 х2 -2x -1 =0 Д=4+4=8 х1= == = 1+ х2=1- Корни удовлетворяют ОДЗ. Ответ: 1-; 1+.
|
При делении уравнения (x-2)(2x+1)=x2 (x-2) , на x-2произошла потеря корня Верное решение: x2 (x-2) – (x-2) (2x+1)=0 (x-2) (x2-2x-1)=0 x-2=0 или x2 -2x -1=0 x=2 или x1=1+ и x2 = 1- Уравнение имеет три корня: 2; 1+; 1-. Но 2 - не удовлетворяет ОДЗ. Ответ: 1+; 1- .
|
|||||||||||||
5. Вычислить:
= = = 66 = 46656
|
* Правило: при умножении степеней с одинаковым основанием, показатели складываются, а основание остаётся прежним. |
|||||||||||||
6. «Отрицательное число больше положительного». Возьмем два положительных числа а и с. Сравним два отношения:
Они равны, так как каждое из них равно –(а/с). Можно составить пропорцию:
Но если в пропорции предыдущий член первого отношения больше последующего, то предыдущий член второго отношения также больше своего последующего. В нашем случае а > - с, следовательно, должно быть –а > с, т.е. отрицательное число больше положительного. |
Данное свойство пропорции может оказаться неверным, если некоторые члены пропорции отрицательны.
|
|||||||||||||
6. «Любое число равно нулю»
|
|
|||||||||||||
7. « Если одно число больше другого, то эти числа равны» Возьмем два произвольных числа т и п, такие, что m > n , и другие три произвольных числа а, b и с, сумма которых равна d, т.е. а+b+c=d. Умножив обе части этого равенства на n, а затем на m, получим: ma + mb + mc = md, Сложив почленно равенства: ma + mb + mc = md и nd = na + nb + nc получим: ma + mb + mc + nd = na + nc + nb + md. Перенося здесь nd вправо, а md влево, имеем ma + mb + mc – md = na + nb + nc - nd. Разделив обе части последнего равенства на (a + b + c - d), находим, что m = n.
|
a + b + c – d =0, на ноль делить нельзя. |
|||||||||||||
8. Решим систему двух уравнений:
Сделаем это подстановкой у из 2го уравнения в 1, получаем х+8-х=6, откуда 8=6
|
Уравнение (2) можно записать как х+2у=8, так что исходная система запишется в виде: В этой системе уравнений коэффициенты при переменных одинаковы, а правые части не равны между собой, из этого следует, что система несовместна, т.е. не имеет ни одного решения. Графически это означает, что прямые у = 3 - и у = 4 - параллельны и не совпадают. Перед тем, как решать систему линейных уравнений, полезно проанализировать, имеет ли система единственное решение, бесконечно много решений или не имеет решений вообще.
|
|||||||||||||
9. « Если “a” больше “b”, то “a” всегда больше, чем “2b”» Возьмем два произвольных положительных числа a и b, такие, что a > b. Умножив это неравенство на b, получим новое неравенство: ab > b·b, а отняв от обеих его частей a·a, получим неравенство: ab-a·a > b·b - a·a, которое равносильно следующему: a(b-a) > (b+a)(b-a). (1) После деления обеих частей неравенства (1) на b-a получим, что a > b+a (2), Прибавив к этому неравенству почленно исходное неравенство a> b, имеем 2a >2b+a, откуда a > 2b. Итак, если a > b, то a > 2b.
|
Ошибка совершена при переходе от равенства (1) к (2). Т.к. a > b, то b – a < 0, следовательно, при делении неравенства (1) на b – a, мы должны поменять знак неравенства на противопо- ложный.
|
|||||||||||||
10.Меньшее число больше, чем большее.» Очевидно,что7>5 и что -8=-8 Тогда:7-8>5-8 или -1>-3 Это не противоречит основному понятию об отрицательных величинах, на основании которого мы считаем меньшей ту отрицательную величину, численное значение которой больше, и наоборот. Умножим обе части последнего неравенства на (-4). Получим (-1)∙ (-4)>(-3)* *(-4) или 4>12
|
При умножении неравенства на отрицательное число, знак неравенства изменяется на противоположный.
|
|||||||||||||
11.Упростить выражение:
= = = =2-
|
= çх ç
При вычислении квадратного корня 2- < 0
= =
= =ç2- ç= - 2
|
|||||||||||||
Геометрические софизмы |
||||||||||||||
1. Решить задачу: В равнобедренном треугольнике АВС угол В равен 150º, сторона АС равна 24 см. Найдите высоту, проведенную к стороне АН.
|
Неверно выполнен чертеж.
|
|||||||||||||
2. Решить задачу. Периметр треугольника равен 6, его стороны относятся как 1:2:3. Чему равна его средняя по величине сторона.
1х+2х+3х=6 6х=6 х=1
2х=2
Ответ: 2
|
Задача провоцирует учащихся на то, чтобы дать ответ 2. При этом не выполняется неравенство треугольника. |
|||||||||||||
3. Решить задачу В окружность радиуса 8 см вписан равнобедренный треугольник АВС. Радиус ОА образует с основанием АВ треугольника АВС угол в 300. Найдите боковую сторону треугольника10
|
Известные элементы (радиус окружности и угол, образуемый радиусом ОА с основанием АВ вписанного равнобедренного треугольника), заданные в условии этой задачи, определяют две сложные фигуры: а) окружность центра О радиуса 8 см и вписанный в эту окружность остроугольный равнобедренный треугольник АВС; б) та же окружность и вписанный в нее тупоугольный равнобедренный треугольник АВС1.
|
|||||||||||||
рис.1 |
||||||||||||||
4. Рассмотрим произвольный ∆АВС (рис.2). Проведем в нем биссектрису угла B и серединный перпендикуляр к стороне АС. Точку их пересечения обозначим через О. Из точки O опустим перпендикуляр OD на сторону АВ и перпендикуляр ОЕ на сторону ВС. Очевидно, что ОА=ОС и OD=ОЕ. Но тогда ∆AOD =∆СОЕ по катету и гипотенузе. Поэтому DAO=ЕСО. В то же время ОАС=ОСА, так как ∆АОС - равнобедренный. Получаем: ВАС=DAO+ОАС=ЕСО+ОСА=ВСА Итак, угол ВАС равен углу ВСА, поэтому ∆АВС - равнобедренный: АВ=ВС.
|
При построения чертежа. Серединный перпендикуляр к стороне и биссектриса противоположного ей угла для не равнобедренного треугольника, пересекаются вне этого треугольника.
|
|||||||||||||
Рис.2
|
||||||||||||||
5. ∟С=90, ВД - биссектриса угла СВА, СК=КА, ОК перпендикулярна СА, О - точка пересечения прямых ОК и ВД, ОМ перпендикулярна АВ, ОL перпендикулярна ВС.
∟С=90, ВД - биссектриса ∟ СВА, СК=КА, ОК ^ СА, О - точка пересечения прямых ОК и ВД, ОМ ^ АВ, ОL ^ ВС. Имеем: D LВО=D МВО, ВL = ВМ, ОМ = ОL = СК = КА, D КОА=D ОМА (ОA- общая сторона, КА = ОМ, ∟ ОКА и ∟ ОМА - прямые), ∟ ОАК = ∟ МОА, ОК = МА = СL, ВА = ВМ + МА, ВС = ВL + LС, но ВМ = ВL, МА = СL, и потому ВА = ВС
|
Рассуждения о том, что катет равен гипотенузе, опирались на ошибочный чертеж. Точка пересечения прямой, определяемой биссектрисой ВD и серединного перпендикуляра к катету АС, находится вне треугольника АВС.
|
|||||||||||||
рис. 3
Рис. 4
|
||||||||||||||
Логические софизмы |
||||||||||||||
«Когда же учиться?»
1. По ночам занятий нет, половина суток свободна. Остаётся: 365-182=183 дня. 2. 2. В школе ученики занимаются половину дня, значит, вторая половина (или четвёртая часть суток) может быть свободна. Остаётся:183-183:4=137 дней. 3. В году 52 воскресенья. Из них на каникулы приходится 15 дней, таким образом, выходных в учебном году52-15=37 дней. Итого остаётся 137-37=100 дней. 4. Есть ещё каникулы: осенние (5 дней), зимние (10 дней), весенние (7 дней), летние (78 дней). Всего 5+10+7+78=100 дней. 5. Итак, школьники заняты в году 100-100=0 дней. Когда же учиться?!
|
||||||||||||||
В процессе обучения математики обнаружение и анализирование ошибки, заключенной в софизме, оказываются более важными, чем просто разбор решений «безошибочных» задач.
Анализ геометрических высказываний
1. Укажите номера верных утверждений.
1) Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.
2) Вертикальные углы равны.
3) Любая биссектриса равнобедренного треугольника является его медианой.
2. Укажите номера верных утверждений.
1) Существует квадрат, который не является прямоугольником.
2) Если два угла треугольника равны, то равны и противолежащие им стороны.
3) Внутренние накрест лежащие углы, образованные двумя параллельными прямыми и секущей, равны.
3. Укажите номера верных утверждений.
1) Биссектриса равнобедренного треугольника, проведённая из вершины, противолежащей основанию, делит основание на две равные части.
2) В любом прямоугольнике диагонали взаимно перпендикулярны.
3) Для точки, лежащей на окружности, расстояние до центра окружности равно радиусу.
4. Укажите номера верных утверждений.
1) Центры вписанной и описанной окружностей равностороннего треугольника совпадают.
2) Существует квадрат, который не является ромбом.
3) Сумма углов любого треугольника равна 180° .
5. Укажите номера верных утверждений.
1) Если угол острый, то смежный с ним угол также является острым.
2) Диагонали квадрата взаимно перпендикулярны.
3) В плоскости все точки, равноудалённые от заданной точки, лежат на одной окружности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.