Научно- исследовательские работы
Оценка 4.8

Научно- исследовательские работы

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
25.10.2018
Научно- исследовательские работы
Публикация является частью публикации:
открытое занятие.doc
Тема: Заболевания и травмы, обусловленные особенностями туристических походов. Меры профилактики.                                                              Подготовила:                                                               руководитель кружка                         «Пешеходный туризм»                                     Никитюк Оксана Анатольевна Тема: Заболевания и травмы, обусловленные особенностями туристических походов.  Меры профилактики. Красноперекопск, 2014г. Цели: Образовательная: Ознакомить воспитанников с основными правилами оказания первой медицинской помощи при   травмах.   Формировать   понятия   о   правилах   поведения   на   воде   в   чрезвычайных ситуациях. Развивающая:            Развивать   практические   навыки   спасения   человека   через   выполнение   практических упражнений. Вопитывающая:            Воспитывать сознательное отношение к сохранению жизни,  морально­волевые качества личности, взаимопомощь. Тип занятия:  изучение и первичное закрепление нового материала. Оборудование:  компьютер,   видеопрезентации   «Утопление»,   «Признаки   появления   горной болезни»,   «Способы  подачи   сигналов   бедствия»,   карточки   с  алгоритмом  оказания  первой медицинской помощи и правилами поведения на воде. Ход урока: 1.Организационный  момент: Повторение пройденного материала. Сообщение темы и  цели занятия. Тема   занятия:  «Заболевания   и   травмы,   обусловленные   особенностями   туристических походов. Меры профилактики». Цель   занятия: Ознакомить   воспитанников   с   основными   правилами   оказания   первой медицинской помощи при травмах. Формировать понятия о правилах поведения на воде в чрезвычайных ситуациях. 2.Изложение программного материала (теория) Безопасность туристских походов во многом зависит от правильной их организации, которая   включает   определенные   требования   по   комплектованию   туристских   групп, медицинскому   отбору   участников,   предпоходной   подготовке,   знание   мер   профилактики травм и несчастных случаев и т.д.  Первая   медицинская   помощь   —   это   действия   по   спасению   жизни   и   сохранению здоровья пострадавшего от травмы (заболевшего) до оказания квалифицированной врачебной помощи.   Первая   помощь   должна   оказываться   сразу   же   на   месте   происшествия   еще   до появления врача или до транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение. Ее цель ­ устранить   боли,   предотвратить   дальнейшее   развитие   заболевания   или   повреждения, своевременно эвакуировать пострадавшего в больницу.  К заболеваниям,  и травмам, обусловленным особенностями туристических походов, можно отнести следующее: переутомление, горная болезнь, удушье (асфиксия), попадание  в лавину, снежная слепота, утопление. На сегодняшнем занятии мы рассмотрим только такие заболевания, как переутомление, горная болезнь и утопление. Переутомление  (теоретический материал) Любой поход требует большей или меньшей физической нагрузки. В каждый момент организм человека готов к выполнению определенной величины работы (силовой, скоростной, температурной и т.п.), однако, если затраты на нее превышают резервы организма, наступает перегрузка и переутомление. Возникновение переутомления притупляет внимание участников похода, снижает их готовность к экстренным действиям, замедляет реакцию, что является предпосылкой к несчастным случаям. К факторам перегрузки относятся: переохлаждение, повышенная влажность, пониженное содержание кислорода, недостаток питания и витаминов, отсутствие привалов или их кратковременность, чрезмерная тяжесть рюкзака. Известно, что реакция   организма   на   нагрузку   зависит,   с   одной   стороны,   от   ее   силы   и   длительности воздействия,   с   другой   —   от   состояния   организма   в   момент   воздействия.   По   данным динамометрии,  в начале похода обычно отмечается подъем работоспособности организма, затем   ее   падение,   которое   постепенно   сменяется   подъемом.   К   концу   похода работоспособность   может   вновь   снижаться,   и   чем   позже   наступает   такое   снижение,   тем больше времени можно провести в походе, не подвергаясь чрезмерному риску.  Профилактика переутомления. Тренировка туриста, общая и специальная, повышает переносимость   перегрузок   и   потому   является   совершенно   необходимой.   Однако   одна тренированность   недостаточна   для   предупреждения   утомлений.   Огромное   значение   имеет тактика   походов.   Она   слагается   из   разработки   плана­графика   похода   и   его   реализации   с полным   учетом   конкретных   обстоятельств.   Главное   в   нем   ­   обеспечение   максимальной безопасности участников. Поэтому план­график находится в прямой зависимости от состава группы, ее тренированности, технической подготовленности и материального обеспечения. Режим   похода   зависит   от   рельефа   местности,   сложности   пути,   веса   рюкзаков,   погоды   и, конечно, от физического состояния каждого участника. Часто переутомление возникает не из­за чрезмерной сложности похода, а из­за неумения разработать тактический план с учетом возможностей участников. Техническая сложность маршрута и соответственно физическая нагрузка   участников   должны   нарастать   постепенно,   достигая   максимума   во  второй   трети похода и вновь снижаясь в последние 2­3 дня. В горных условиях при наборе высоты режим похода   должен   обеспечивать   акклиматизацию,   что   позволяет   сэкономить   время   и   силы группы. Первая дневка планируется на 3­4­й день похода, так как по опыту известно, что самым трудным будет 2­3­й день. Большой привал длительностью 1,5­2 часа рекомендуется делать в полдень. На основной привал с ночевкой следует останавливаться в светлое время дня,   чтобы   успеть   поставить   палатки,   приготовить   ужин,   подсушить   одежду,   хорошо выспаться.  С   бивака   лучше   сниматься   на   рассвете.   Утром   легче   идти,   организм   меньше утомляется. В жаркую погоду большая часть пути будет пройдена по утренней прохладе. Зимой   или   в   межсезонье   нужно   также   выходить   пораньше,   когда   снег   еще   не   начал подтаивать, меньше лавинная опасность, лучше скольжение лыж. Нельзя сразу брать быстрый темп ходьбы, это может вызвать преждевременное утомление.  После первых 20­25 минут движения следует сделать короткую остановку, чтобы при необходимости поправить рюкзак, переодеться или переобуться.  На длинном подъеме даже небольшой крутизны надо делать небольшие шаги, стараться дышать ритмично (лучше носом). Не надо ставить ноги на камни, лучше обходить их, чтобы не утомлять   себя   лишней   работой.   Ставить   ноги   надо   на   полную   ступню   —   это   облегчает движение. На очень крутых склонах во время подъема и спуска необходимо пользоваться ледорубом или палкой как третьей точкой опоры. Так   как   тяжелый   рюкзак   не   самоцель,   надо   стараться   в   некоторых   случаях   его облегчить:   делать   заброски   части   груза   воздушным   транспортом,   использовать   вьючных животных, а также применять радиальные и кольцевые маршруты с организацией базовых лагерей.  Возникшее переутомление у кого­то из участников похода или группы в целом можно снять, разгрузив рюкзаки или устроив внеочередную дневку.  Утопление (теоретический материал с элементами практики)  Если мы посмотрим на карту мира, то увидим, что две трети земной поверхности занято водой. Ни одно живое существо не может жить без воды. Но опасности на воде для человека многочисленны и серьёзны. Ребята, а чем вы любите заниматься во время летних каникул? (играть, рисовать, кататься на   велосипеде,   купаться,   ходить   на   рыбалку).   Хорошо,   с   кем   вы   ходите   купаться? (с друзьями, иногда совсем одни, редко всей семьёй с родителями, потому что они на работе) Знаете ли вы сколько опасностей может подстерегать вас на прудах, водоемах, реках? (не знаем, нет, да) А что делать, если случилась беда на воде с вами или вашими друзьями, а может просто с людьми, купающимися рядом с вами? (оказать первую помощь, вызвать скорую). Молодцы!   Как   же   необходимо   вести   себя   безопасно   на   воде   и   что   делать   при утоплении? Что такое утопление?  (утопление  – состояние пострадавшего, которое возникает  в результате попадания воды в легкие) слайд 1. Купание в водоемах, рыбалка летом и зимой доставляют удовольствие и взрослым, и детям. Но, к сожалению, иногда эти удовольствия могут закончиться трагически. Утонуть может любой человек, даже умеющий плавать. Какие же правила следует соблюдать, чтобы с вами не случилась беда? (воспитанники предлагают правила). Правильно, молодцы. Составление памятки ­слайд 3. Памятка безопасного поведения на воде. 1. Нельзя купаться в незнакомых местах. Когда ты купаешься, рядом должны быть взрослые. 2. Не стой и не играй в тех местах, откуда можно упасть в воду (на краю пристани, мосту,  крутом берегу). 3. Не затевай шумных игр на плавающих средствах (лодках, катерах, надувных матрасах,  плотах и т.д.). 4. Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать. 5. Не ныряй в незнакомых местах. 6. Не заплывай за буйки. 7. Не подплывай близко к судам. 8. Нельзя, играя на воде, тянуть друг друга под воду, топить. 9. Не заплывай далеко на надувных предметах. 10. Не раскачивай лодку, не ходи по ней и не перегибайся через борт.   Послушайте   стихотворение   и   ответьте   на   вопрос,   какие   правила   коллективного купания были нарушены? В походе летом.             Дружный класс в походе летом             Оказался у реки. И привалу рады дети, Тут же сняли рюкзаки. Быстро сбросили одежду, Очутились в речке все, Не договорившись прежде О порядке на воде. И когда уж все оделись, Рюкзаки забрали и  Поневоле огляделись: А остались вещи чьи? Стали звать, в ответ – молчанье. Охватил невольный страх. Все затихли. Вдруг мычанье. Или будто стон в кустах! Бросились туда мальчишки, Догадавшись, друг в беде! Вытащили. У парнишки, Видят кровь на голове. Голову перевязали, В рюкзаке был медпакет, Только после все узнали, Что случилось на реке? Петя первым в воду канул, Головою вниз нырнул, А на дне реки был камень! Петя чуть не утонул. Ошибки:     Молодцы! Детям не было известно можно ли купаться в данном месте. Не было проверено дно у берега. Не установлено ограничение заплыва. Не разбились на группы, чтобы следить друг за другом в воде и после купания. Итак, правила безопасного поведения   вы знаете, но как помочь человеку, если он начал тонуть? Слайд 4. Тонуть ­ непроизвольно погружаться в воду, на дно (словарь Ожегова). Различают два типа утопления:   Синий тип (истинное утопление) Бледный тип (мнимое утопление) Синий тип – истинное утопление, т.е. настоящее утопление, так как вода заполняет дыхательные пути. Тонущий человек пытается спастись, но периодически погружаясь, при вдохе он заглатывает воду, которая попадает в дыхательные пути. Самостоятельная работа – выписать признаки синего утопления (карточки с описанием разных видов утопления раздаются каждому кружковцу ­  Приложение 1:  Синюшность кожи Набухание сосудов шеи Обильные пенистые выделения изо рта   и бледного утопления:   Озвучиваем   признаки   и   сверяем   правильность   записей   у   соседа   и   на  слайдах   5,6 Бледность Отсутствие пульса презентации. Работа с иллюстративным материалом (у каждого обучающегося иллюстративный алгоритм   оказания   первой   медицинской   помощи,   такой   же   алгоритм   на   презентационной доске) ­ слайд 7. Как вытаскивать пострадавшего из воды? 1. Пострадавшего в воде необходимо обхватить сзади под подмышками или за шею и на спине вытаскивать из воды, чтобы лицо было над водой. (Показ руководителя, а затем пары учащихся между собой)  После того, как вытащили человека из воды, определите тип утопления и начинайте оказывать помощь.  При бледном и синем типах утопления порядок действий разный. Но во всех случаях необходимо немедленно вызвать скорую помощь. 2. 3. После извлечения пострадавшего из воды снять с него мокрую одежду. Вытереть его досуха, переодеть в сухое бельё и согреть (укрыть теплым одеялом). На что следует обратить внимание: 1. На дыхание,  2. Пульс (показ учителя, учащиеся находят пульс на сонной артерии у себя),  3. Сознание (зрачки реагируют на свет),  4. Наличие повреждений.  Если пострадавший находится в сознании: 1. 2. 3. Дать ему горячий чай. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но у него сохранены дыхание и пульс: 1. После извлечения пострадавшего из воды снять с него мокрую одежду. 2. Поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом. 3. При активации дыхания подержать его за язык. 4. Растереть тело и конечности пострадавшего по направлению к сердцу. Если у пострадавшего нет ни дыхания, ни пульса: 1. После извлечения из воды перевернуть пострадавшего вниз лицом, положив на колено животом для извлечения из дыхательных путей воду.  2. Уложить пострадавшего на спину лицом вверх и очистить полость рта и глотки от песка, ила и др. Начать выполнять искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. 3. 4. После восстановления дыхания направить пострадавшего в больницу. 4­5 минут ­ время, в течение которого можно оживить человека после остановки сердца. Присмотр алгоритма действий на компьютере ( с комментариями педагога) – слайды 8,9,10. 4.Практическое изучение алгоритма действий. Педагог рассказывает и показывает на одном из обучающихся.    Искусственное дыхание   Встать  на колени   у головы   пострадавшего  слева,   подложить  левую   руку под  шею, правую на лоб, запрокинуть голову, большим и указательным пальцами правой руки зажать ноздри.  Сделать глубокий вдох, плотно прижать свой рот к открытому рту пострадавшего и произвести выдох, следить, чтобы грудная клетка пострадавшего поднялась. Вдувать 10­15 раз в минуту.  Массаж сердца   Найти точку на два пальца выше нижнего края грудины.  Положить   ладонь   крест­накрест   и   толчками   надавливать   на   грудь.   На   1   выдох производить 5­6 толчков. Толкать 1 раз в секунду.   Искусственное дыхание и массаж удобнее делать двоим спасающим. Практическое задание. Учащиеся   делятся   на   2   команды.   Капитаны   команд   тянут   билеты   (помощь   при различных типах утопления). Команды выполняют задания под контролем учителя. Следующим   заболеванием,   обусловленным   особенностями   туристических   походов является   горная   болезнь.   Предлагаю   вам,   ребята   просмотреть   видеопрезентацию (демонстрация на компьютере презентации). Работа с группой  после просмотра презентации. Обсуждение материала. Симптомы   горной   болезни.   Болезнь   может   проявляться   как   внезапно   —   при чрезмерном перенапряжении в условиях кислородного голодания, так и постепенно. Первые признаки   ее   —   апатия,   усталость,   сонливость,   недомогание,   головокружение.   В   случае продолжения пребывания на высоте возникают расстройства пищеварения, тошнота и рвота, нарушается ритм дыхания, появляются озноб и лихорадка. Болезнь может прогрессировать: головная боль крайне обостряется, сонливость ­ проявляется сильнее, могут быть носовые кровотечения,   резко   выражена   одышка,   повышена   раздражительность,   возможна   потеря сознания, синюшность кожи и слизистых. Иногда этому предшествует стадия возбуждения (эйфория),   напоминающая   алкогольное   опьянение.   Характерные   изменения   в   поведении человека ­ апатия, большие усилия при выполнении умственной работы или отказ от нее; трудность концентрации внимания; трудность запоминания; замедленность мышления; частое и   навязчивое   возвращение   к   одной   и   той   же   теме;   обидчивость;   повышенная раздражительность;   менее   критическое   отношение   к   себе   и   более   критическое   к   другим участникам   путешествия.   Затем   возникает   возбуждение,   выражающееся   в   чувстве самодовольства и ощущения собственной силы. Больной становится веселым, говорливым, теряет   контроль   над   своими   действиями,   не   может   реально   оценить   обстановку.   Через некоторое   время   возбуждение   сменяется   депрессией,   появляется   угрюмость,   сварливость. Расстраивается сон, возникают фантастические сновидения, вызывающие у больного дурные предчувствия.  При всех этих психических нарушениях теряется критика своих действий и реальная оценка своего состояния. При этом больной уверен, что сознание его не только ясно, но и необычно   остро.   Может   появиться   навязчивая,   бредовая   идея,   чувство   абсолютной правильности своих поступков, нетерпимости к критическим замечаниям. Меры профилактики. При длительном нахождении на высоте организм претерпевает ряд   изменений,   являющихся   приспособительными   реакциями   для   сохранения   нормальной жизнедеятельности. Акклиматизация в зависимости от сроков пребывания в горах может быть полной или частичной. Для туристов и альпинистов характерна частичная акклиматизация из­ за   сравнительно   короткого   срока   путешествия.   Период   частичной   акклиматизации   для каждого человека может варьироваться. Наиболее быстро и полно она наступает у физически здоровых людей в возрасте от 24 до 40 лет. В условиях физической активности 14­дневный срок   является   достаточным   для   частичной   акклиматизации.   Для   профилактики   горной болезни и сокращения сроков акклиматизации необходимо за несколько месяцев до выезда в горы проводить регулярные тренировки по повышению выносливости организма (бег, лыжные прогулки,   плавание,   подводный   спорт).   Участники   будущего   высокогорного   путешествия должны обследоваться перед походом у врачей — специалистов по врачебному контролю и лечебной физкультуре. Лица, недостаточно физически подготовленные, а также перенесшие в предпоходный   период   воспаление   легких,   ангину,   грипп,   к   участию   в   таких   походах   не допускаются.   Непосредственно   в   период   похода   необходима   значительная   физическая активность даже на биваке, что заставляет организм быстрее приспосабливаться к высоте. Рекомендуется рацион питания калорийностью                         до 5 тыс. ккал. с повышенным на 5­10   процентов   содержанием   углеводов,   и   в   первую   очередь   ­   глюкозы.   Учитывая обезвоживание   организма,   потребление   жидкости   должно   быть   не   менее   4­5   л   в   сутки. Требуется   также   повышенное   потребление   витаминов   (в   2­3   раза),   особенно   входящих   в группу В, участвующих в процессе окисления ( B 1, B 2 В 6, B 12,                  B 15), а также витаминов С, РР, фолиевой кислоты, витамина А.  Первая помощь  Крайне важно, чтобы все участники путешествия были внимательны друг к другу и наблюдательны, чтобы вовремя могли предотвратить неадекватные поступки товарища. При появлении у кого­либо из участников восхождения признаков горной болезни необходимо освободить   заболевшего   от   части   или   от   всего   груза,   снизить   темп   движения,   сделать остановку. Часто этих мер бывает достаточно, чтобы предотвратить дальнейшее  развитие болезни. При нарастании заболевания необходимо сделать длительную остановку и применить лекарственные средства. При головной боли следует принимать анальгин (по 1 г на прием, не более 3 г в сутки), при тошноте и рвоте — аэрон, валидол,  кислые  фрукты и соки, при бессоннице ­ триоксазин, горячий некрепкий чай. В случае подозрения на воспаление легких нужно принять меры к скорейшему  спуску  до высоты  2000 ­ 2 500  м. При развившемся воспалении   легких   и   тяжелой   форме   горной   болезни   необходимы   прием   эритромицина, подкожные введения кофеина. Нужна срочная эвакуация в больницу. 4. Итог занятия.   Как работали при выполнении практического задания? (ответы кружковцев)  Что узнали на занятии? (ответы кружковцев)  Что научились делать (ответы кружковцев)  Что понравилось на занятии? (ответы кружковцев) Спасибо за занятие!

Научно- исследовательские работы

Научно- исследовательские работы

Научно- исследовательские работы

Научно- исследовательские работы

Научно- исследовательские работы

Научно- исследовательские работы

Научно- исследовательские работы

Научно- исследовательские работы

Научно- исследовательские работы

Научно- исследовательские работы

Научно- исследовательские работы

Научно- исследовательские работы

Научно- исследовательские работы

Научно- исследовательские работы

Научно- исследовательские работы

Научно- исследовательские работы

Научно- исследовательские работы

Научно- исследовательские работы
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.