Научно-методический материал. Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка

  • Научные работы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 16.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И. Часть 1. Теоретические основы организации культурно-досуговой деятельности Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него портится голова, сердце и нравственность. К.Д. Ушинский Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности.
Иконка файла материала культурно-досуговая деятельность.doc
1 Культурно­досуговая деятельность как эффективное средство  развития личности ребенка Преподаватель­организатор ОБЖ  Дегтярёв А.И. Часть 1.                                                                                                               Теоретические основы организации культурно­досуговой деятельности Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него  портится голова, сердце  и нравственность. К.Д. Ушинский Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности  детей. Трансформации всех сторон жизни общества привели к изменению  социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют собой особую  социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям,  которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление  личности. Неорганизованный, стихийный досуг детей часто является источником  импульса к развитию вредных привычек, нездорового образа жизни.  Организованный же в социально­значимых целях досуг является педагогической  и социальной поддержкой растущих личностей, формирует у них активную,  сознательную и созидательную по отношению к окружающему миру позицию,  а также является средством удовлетворения детских потребностей. Организация досуговой деятельности детей должна быть в первую очередь  культурной. И это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как  никогда актуальна проблема овладения детьми способами организации своего  свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг.  В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит  упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации,  стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение  нормам поведения в обществе. В сфере досуга дети более открыты для влияния  и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет  с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик  и мировоззрение. Досуг строится особым образом на организованном общении, несет в себе  глубокий социальный (часто педагогический) смысл, выполняет культурно­ образовательное, развивающее назначение, а также позволяет раскрыть  эстетический, духовно­нравственный и физический потенциал личности. В основе досуга – предметно­духовная деятельность, разнообразными видами которой  заполняется досуговое время.2 Поэтому так важно уметь организовать для ребенка такую культурно­ досуговую среду, которая станет для него естественной частью его жизни  и позволит более полно реализовать себя и свои интересы. Вопросами досуга занимаются представители разных наук: социология,  искусствоведение, этнография, археология, история, антропология.  Каждая из них изучает культуру досуга под углом зрения собственного  предмета исследования и оперирует ею в контексте конкретно­научного подхода. Все, что связано с бюджетом времени – это область исследования экономики и  социологии; этнография учитывает свободное время при рассмотрении  характеристики людей и традиций; психология изучает субъективное отношение  людей к свободному времени; педагогика связывает с ним вопросы воспитания;  психофизиологический процесс отдыха, который отражает снятие физического,  психического, интеллектуального напряжения, восстановление и дальнейшее  развитие сил, изучает медицина. Понятие «культурно­досуговая деятельность» утвердилось в научном  обороте с начала 80­х гг. ХХ века. Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности, подхода к  определению его сущности как одного из видов человеческой деятельности. Сокращение в середине 30­х гг. в ряде западных стран рабочего дня и  начавшееся в связи этим изучение бюджетов времени различных категорий  населения способствовало интенсивной разработке деятельностной концепции  досуга1. В рамках данной концепции понятие «досуг» чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий «рабочего», «внерабочего» и  «свободного времени». Человеческая деятельность является тем общим, что  объединяет данные понятия, поскольку именно она выступает в качестве  специфической формы проявления времени на уровне общественного бытия. Видный российский социолог, исследователь свободного времени,  В.Д. Патрушев свободное время характеризует как часть времени суток,  свободную от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени  удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда, а  «досуг» описывает как часть свободного времени, которая служит как отдыху,  так и развитию личности. На рубеже 70­80­х гг. ХХ века в рамках философско­социологического  подхода к анализу досуга обозначились следующие альтернативные позиции2: 1. Досуг определяется как деятельность, предназначенная для  интеллектуального, физического, социального развития и активного отдыха  людей.  1 Культурно­досуговая деятельность : Учеб. для вузов культуры и искусств / Под науч. ред. акад. РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. ­ М. : МГУК, 1998.­ 461 с. 2 Культурно­досуговая деятельность : Учеб. для вузов культуры и искусств /Под науч. ред. акад. РАЕН А.Д.Жаркова и проф. В.М. Чижикова. ­ М. : МГУК, 1998.­ 461 с.3 2. Под досугом следует понимать все многообразие занятий,  осуществляемых человеком за пределами выполнения обязанностей в сфере  труда, семьи и быта.  Таким образом, культурно­досуговая деятельность выступает  целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью  больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая  развивается на базе человеческой потребности в перемене характера  деятельности, а так же с целями рекреации и социально­культурного развития. Понятие досуга неизбежно связано с понятием культуры свободного  времени, или культуры досуга. Культура досуга явление многогранное. Анализ  исследований показал, что к этому явлению ученые подходят с разных позиций. Так профессор А.Д. Жарков определяет культуру досуга как многомерное  социальное явление, как систему по созданию, хранению, распространению  и потреблению духовных ценностей, норм, знаний, а также значений и символов. С точки зрения профессора Г.А. Аванесовой, культура досуга – это такое  проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным  видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено  социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как  согласованное с отечественными традициями и отвечающее современным  требованиям.  Профессор М.А. Ариарский рассматривает культуру досуга как: • сложное качество личности, характеризующееся совокупностью  проявления самостоятельности мышления и действия, функциональной  и интеллектуальной активности, творческих устремлений во имя реализации  прогрессивного процесса отдыха и дальнейшего саморазвития, продуктивного  влияния на окружающих;  • интегральное качество личности, отражающее потребность и умение  конструктивно использовать свое свободное время, которое реализуется  в активном отдыхе, удовлетворении и постоянном возвышении духовных  потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по  освоению культурного наследия человечества, созданию культурных ценностей и  развитию своих сущностных сил. Таким образом, культура досуга ­ это способность личности к выработке  качественно нового, собственного подхода, замыслов и решений по организации  своего свободного времени представляет своеобразный образ мысли по созданию  своих, индивидуализированных способов действия в сфере досуга. Как результат  педагогического воздействия и самовоспитания, культура досуга является  слагаемым одновременно действующих интеллектуальных, эмоциональных и  волевых факторов организатора свободного времени и объекта его воздействия,  который последовательно преобразуется в субъект социально­культурного  творчества.4 Возможность проявления личностью культуры досуга определяется не  только объективно (социальными условиями), но и совокупностью субъективных  факторов:  развитых структурных компонентов культуры свободного  времяпрепровождения;  наличием основ специальных знаний и умений в избранной области  культурно­досуговой деятельности;  творческой установкой на данный вид отдыха. В зарубежном досуговедении активно используются два основных понятия:  «досуг» и «рекреация». При этом в понятие «досуг» вкладывается больше  коммерческо­развлекательный смысл, а в понятие «рекреация» – социальный, т.е. имеются в виду ее некоммерческий характер и направленность на социально­ значимые цели3.  Культурно­досуговая деятельность имеет свои структуру и содержание.  По мнению А.Д. Жаркова4, в структуре свободного времени необходимо  выделять следующие элементы:  общественно регулируемую часть (коллективное творчество, учеба,  занятия физкультурой и спортом, культурное потребление, развлечение и отдых); – – лично регулируемую (индивидуальное творчество, самообразование,  индивидуальное культурное потребление, физкультура и спорт, любительский  труд, воспитание детей, товарищеские, дружеские встречи, различные виды  развлечений, пассивный отдых, занятия в неформальных объединениях).  Под структурой культурно­досуговой деятельности необходимо  понимать построение, взаиморасположение и взаимосвязь основных его частей.  Так, по мнению Ю.А. Стрельцова5, к структурным частям досуга можно  отнести: потребление культурных ценностей, самообразование, культурно­ творческие занятия, игровую деятельность, досуговой общение, пассивный отдых, затраты времени, совпадающие с явлениями атикультуры. Таким образом, к  структурным частям досуга можно отнести соотношение времени затрачиваемого на различные его виды и формы и их взаимосвязь. Содержание культурно­досуговой деятельности можно рассматривать  как «внутренний смысл» основных структурных элементов, их конкретную  наполненность и сущность. Практически каждый структурный элемент может  включать в себя различное содержательное наполнение. По мнению  3  Доронкина Е.Г.  Организация досуга за рубежом // Культурно­досуговая деятельность; Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М.Чижикова. ­ М: МГУК, 1998. ­С.430­454. 4Жарков А.Д.  Культурно­досуговая   деятельность   как   самостоятельная   отрасль педагогической науки. //Образование и общество, 2007. ­ №2 – С. 98­104. 5Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учеб. Пособие. – М.:МГУКИ, 2003. – С.7.5 – – – Г.А. Аванесовой6, под содержанием культурно­досуговой деятельности  понимается: непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые  испытывает человек, включенный в конкретный вид досугового занятия и тем  самым удовлетворяющий свои потребности; осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных  образов, общего культурного контекста, который в это время находится в фокусе его внимания; оценки, которые возникают у человека по поводу качества отдыха,  а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе. Основные задачи культурно­досуговой деятельности в предельно  концентрированном виде можно выразить через функции.  Анализ совокупного опыта культурно­досуговой деятельности позволил  выявить следующие ее функции: – рекреативная, терапевтическая функция (возможность снять  производственное утомление, произвести разрядку, дать отдых, восстановление  сил, ликвидация утомления, недопущение глубокой усталости, повышенного  невротизма, психической неуравновешенности); – развивающая (вовлечение индивида в процесс непрерывного  просвещения; включение людей в различные формы любительского творчества  (художественного, технического и т.д., производство новых знаний, норм,  ценностей, ориентаций и значений.); – компенсаторная (самореализация творческих потенций человека,  которые не удается проявить в профессионально­трудовой и иных изначально  детерминированных сферах жизнедеятельности, в утилитарных областях  человеческой деятельности, где ограничена свобода действий и выбора, человек  не всегда может реализовать свой творческий потенциал, заняться тем, что ему  нравится, пережить развлекательный эффект, снимающий напряжение – досуг же  создает такую возможность). – коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие  между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство, личностно  значимое неформальное общение; – накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей,  – воспроизводство духовного процесса через поддержание его  значений; преемственности; – социализирующая, обеспечивающая через создание структуры  отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества (возможность осознать противоположные векторы своего существования; с одной стороны, досуговые занятия удовлетворяют потребность в общении,  6Аванесова, Г.А.  Культурно­досуговая   деятельность:   теория   и   практика   орг.:   учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. ­ 235 с.6 межличностном взаимодействии, в том числе и с незнакомыми людьми, например, во время праздников, зрелищных мероприятий, путешествий, и тем самым  рождают ощущение сопричастности, единения с другими; с другой – у человека  есть возможность побыть наедине с собой, поразмышлять над теми сторонами  жизни, которые не попадают в фокус его внимания в обычной повседневной  жизни); – гедонистическая (получение наслаждения и удовольствия); – регуляция социальных отношений (через карнавалы, игру); – воспитательная и просветительная (в период социализации  подрастающего человека и его индивидуального становления, досуг приобретает  огромное значение, вместе с тем он располагает и возможностями осуществлять  вторичную социализацию взрослых людей; в ходе досуга удовлетворяются  потребности человека в образовании, духовном развитии, освоении  художественных ценностей; досуг дает возможность осмыслить свои  индивидуальные особенности, творческий и интеллектуальный потенциал); совместное переживание значимых событий общественной жизни,  которое обеспечивают праздники. – – – Подходы к определению разновидностей досуга и классификации  досуговой деятельности в научной педагогической литературе весьма  разнообразны, как и сама деятельность. Досуговая деятельность различается: по форме организации и числу участников (выделяют индивидуальную и коллективную досуговую деятельность; коллективная представлена небольшими  группами по 2­7 человек, средними группами по 35­30 участников, большими  группами от 30 до 100 и т.д.); социальному составу (досуг для детей и взрослых, младших школьников и старших, младших и старших членов семьи, мужчин и женщин, мальчиков и  девочек); – месту проведения (домашний – семейный досуг и внедомашний,  например, в образовательном учреждении или учреждении культуры); содержанию: культурно­художественный досуг (знакомство  – с историческими памятниками, обращение к произведениям искусства);  образовательно­развивающий (участие в работе познавательных кружков, занятие  техническим творчеством); природно­рекреационный (это наблюдение за  явлениями природы, за дикими и домашними животными, общение с домашними  животными); оздоровительно­туристический (путешествие, отдых на курорте);  самодеятельно­любительский (занятие художественным творчеством, хобби);  спортивно­зрелищный (участие в спортивных играх, наблюдения за спортивными  соревнованиями); зрелищно­развлекательный досуг (концерты, празднично­ театрализованные зрелища, вечера юмора, игры и забавы, викторины).7 Таким образом, культурно­досуговая деятельность – это сложная,  многокомпонентная система, включающая в себя цели, функции,  содержание, технологию и методику организации. Список использованных источников 1. Аванесова, Г.А. Культурно­досуговая деятельность: теория и практика  орг.: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. ­ 235 с. 2. Акимова, Л.А. Социология досуга : Учеб. пособие для студентов вузов,  обучающихся по специальности 053100 "Соц.­культур. деятельность" / Л.А.  Акимова ; М­во образования Рос. Федерации, Моск.гос. ун­т культуры и  искусств. ­ М. : МГУКИ, 2003. ­ 123 с., ISBN 5­94778­032­1. 3. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский: С.­ Петерб. гос. ун­т культуры и искусств, Ассоц. музеев России: СПб: Эго, 2001 –  287 с. ISBN: 5­8276­0063­6 4. Болотова, М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде  учреждения дополнительного образования детей : монография / М.И. Болотова. – М. : Компания Спутник+, 2005. – 52 с. ISBN 5­93406­864­4. 5. Бочарова, Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста / Н.И. Бочарова. – [2­е изд., испр. и доп.]. – М. : АРКТИ, 2003. – 94 с.  ISBN: 5­89415­255­0  6. Беляков, О.И., Мещерякова, И.В. Известия Пензенского  государственного педагогического университетаим. В.Г. Белинского.  Общественные науки. ­ 2012. ­ Выпуск №28. ­ С.690­693. 7. Досуговая деятельность как пространство для формирования основ  культуры ребенка / авт.­сост. Н. Г. Кобраева; ГУО «Минск, обл. ин­т развития  образования». ­ Минск: МОИРО, 2010. ­ 50 с. 8. Синицына, Е. Игры для праздников. Серия «Через игру – к  совершенству» / Е. Синицына. ­ М. : Лист, 1999. ­ 176 с. 9. Культурно­досуговая деятельность : Учеб. для вузов культуры и  искусств / Под науч. ред. акад. РАЕН А. Д. Жаркова и проф. В. М. Чижикова. ­  М. : МГУК, 1998.­ 461 с. 10. Доронкина, Е. Г. Организация досуга за рубежом // Культурно­ досуговая деятельность; Учебник / Под ред. А. Д. Жаркова и В. М.Чижикова. ­ М:  МГУК, 1998. ­С.430­454. 11.  Жарков, А. Д. Культурно­досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки. //Образование и общество, 2007. ­ №2 – С. 98­104. 12. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учеб. Пособие. – М.:МГУКИ,  2003. – С.7. 13.  Ласминская, Л. Н. Досуговая деятельность в дошкольныъ  учреждениях : в помощь слушателям курсов повышения квалификации : учеб.­8 метод. Пособие / Л. Н. Ласминская ; ГУО “Минск. Обл. ин­т развития  образования”. – Минск : МОИРО, 2010. – 56 с. 14. Зацепина, М. Б. Формирование основ культуры ребенка средствами  культурно­досуговой деятельности : автореф…. дис. докт. пед. наук / М. Б.  Зацепина. – М., 2005. – 44 см. 15. Зацепина, М. Б. Организация культурно­досуговой деятельности  дошкольников : учеб.­метод. Пособие / М. Б. Зацепина. – М. : Педагогическое  общество России, 2006. – 144 с.