Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Часть 1. Теоретические основы организации культурно-досуговой деятельности
Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него портится голова, сердце и нравственность.
К.Д. Ушинский
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности.
1
Культурнодосуговая деятельность как эффективное средство
развития личности ребенка
Преподавательорганизатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Часть 1.
Теоретические основы организации культурнодосуговой деятельности
Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него
портится голова, сердце и нравственность.
К.Д. Ушинский
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности
детей. Трансформации всех сторон жизни общества привели к изменению
социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют собой особую
социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям,
которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление
личности.
Неорганизованный, стихийный досуг детей часто является источником
импульса к развитию вредных привычек, нездорового образа жизни.
Организованный же в социальнозначимых целях досуг является педагогической
и социальной поддержкой растущих личностей, формирует у них активную,
сознательную и созидательную по отношению к окружающему миру позицию,
а также является средством удовлетворения детских потребностей.
Организация досуговой деятельности детей должна быть в первую очередь
культурной. И это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как
никогда актуальна проблема овладения детьми способами организации своего
свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг.
В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит
упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации,
стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение
нормам поведения в обществе. В сфере досуга дети более открыты для влияния
и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет
с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик
и мировоззрение.
Досуг строится особым образом на организованном общении, несет в себе
глубокий социальный (часто педагогический) смысл, выполняет культурно
образовательное, развивающее назначение, а также позволяет раскрыть
эстетический, духовнонравственный и физический потенциал личности. В основе
досуга – предметнодуховная деятельность, разнообразными видами которой
заполняется досуговое время.2
Поэтому так важно уметь организовать для ребенка такую культурно
досуговую среду, которая станет для него естественной частью его жизни
и позволит более полно реализовать себя и свои интересы.
Вопросами досуга занимаются представители разных наук: социология,
искусствоведение, этнография, археология, история, антропология.
Каждая из них изучает культуру досуга под углом зрения собственного
предмета исследования и оперирует ею в контексте конкретнонаучного подхода.
Все, что связано с бюджетом времени – это область исследования экономики и
социологии; этнография учитывает свободное время при рассмотрении
характеристики людей и традиций; психология изучает субъективное отношение
людей к свободному времени; педагогика связывает с ним вопросы воспитания;
психофизиологический процесс отдыха, который отражает снятие физического,
психического, интеллектуального напряжения, восстановление и дальнейшее
развитие сил, изучает медицина.
Понятие «культурнодосуговая деятельность» утвердилось в научном
обороте с начала 80х гг. ХХ века. Его появление явилось логическим следствием
теоретического осмысления проблемы досуга, в частности, подхода к
определению его сущности как одного из видов человеческой деятельности.
Сокращение в середине 30х гг. в ряде западных стран рабочего дня и
начавшееся в связи этим изучение бюджетов времени различных категорий
населения способствовало интенсивной разработке деятельностной концепции
досуга1. В рамках данной концепции понятие «досуг» чаще всего рассматривается
в системе близких по значению категорий «рабочего», «внерабочего» и
«свободного времени». Человеческая деятельность является тем общим, что
объединяет данные понятия, поскольку именно она выступает в качестве
специфической формы проявления времени на уровне общественного бытия.
Видный российский социолог, исследователь свободного времени,
В.Д. Патрушев свободное время характеризует как часть времени суток,
свободную от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени
удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда, а
«досуг» описывает как часть свободного времени, которая служит как отдыху,
так и развитию личности.
На рубеже 7080х гг. ХХ века в рамках философскосоциологического
подхода к анализу досуга обозначились следующие альтернативные позиции2:
1. Досуг определяется как деятельность, предназначенная для
интеллектуального, физического, социального развития и активного отдыха
людей.
1 Культурнодосуговая деятельность : Учеб. для вузов культуры и искусств / Под науч. ред.
акад. РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. М. : МГУК, 1998. 461 с.
2 Культурнодосуговая деятельность : Учеб. для вузов культуры и искусств /Под науч. ред.
акад. РАЕН А.Д.Жаркова и проф. В.М. Чижикова. М. : МГУК, 1998. 461 с.3
2. Под досугом следует понимать все многообразие занятий,
осуществляемых человеком за пределами выполнения обязанностей в сфере
труда, семьи и быта.
Таким образом, культурнодосуговая деятельность выступает
целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью
больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая
развивается на базе человеческой потребности в перемене характера
деятельности, а так же с целями рекреации и социальнокультурного развития.
Понятие досуга неизбежно связано с понятием культуры свободного
времени, или культуры досуга. Культура досуга явление многогранное. Анализ
исследований показал, что к этому явлению ученые подходят с разных позиций.
Так профессор А.Д. Жарков определяет культуру досуга как многомерное
социальное явление, как систему по созданию, хранению, распространению
и потреблению духовных ценностей, норм, знаний, а также значений и символов.
С точки зрения профессора Г.А. Аванесовой, культура досуга – это такое
проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным
видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено
социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как
согласованное с отечественными традициями и отвечающее современным
требованиям.
Профессор М.А. Ариарский рассматривает культуру досуга как:
•
сложное качество личности, характеризующееся совокупностью
проявления самостоятельности мышления и действия, функциональной
и интеллектуальной активности, творческих устремлений во имя реализации
прогрессивного процесса отдыха и дальнейшего саморазвития, продуктивного
влияния на окружающих;
•
интегральное качество личности, отражающее потребность и умение
конструктивно использовать свое свободное время, которое реализуется
в активном отдыхе, удовлетворении и постоянном возвышении духовных
потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по
освоению культурного наследия человечества, созданию культурных ценностей и
развитию своих сущностных сил.
Таким образом, культура досуга это способность личности к выработке
качественно нового, собственного подхода, замыслов и решений по организации
своего свободного времени представляет своеобразный образ мысли по созданию
своих, индивидуализированных способов действия в сфере досуга. Как результат
педагогического воздействия и самовоспитания, культура досуга является
слагаемым одновременно действующих интеллектуальных, эмоциональных и
волевых факторов организатора свободного времени и объекта его воздействия,
который последовательно преобразуется в субъект социальнокультурного
творчества.4
Возможность проявления личностью культуры досуга определяется не
только объективно (социальными условиями), но и совокупностью субъективных
факторов:
развитых структурных компонентов культуры свободного
времяпрепровождения;
наличием основ специальных знаний и умений в избранной области
культурнодосуговой деятельности;
творческой установкой на данный вид отдыха.
В зарубежном досуговедении активно используются два основных понятия:
«досуг» и «рекреация». При этом в понятие «досуг» вкладывается больше
коммерческоразвлекательный смысл, а в понятие «рекреация» – социальный, т.е.
имеются в виду ее некоммерческий характер и направленность на социально
значимые цели3.
Культурнодосуговая деятельность имеет свои структуру и содержание.
По мнению А.Д. Жаркова4, в структуре свободного времени необходимо
выделять следующие элементы:
общественно регулируемую часть (коллективное творчество, учеба,
занятия физкультурой и спортом, культурное потребление, развлечение и отдых);
–
–
лично регулируемую (индивидуальное творчество, самообразование,
индивидуальное культурное потребление, физкультура и спорт, любительский
труд, воспитание детей, товарищеские, дружеские встречи, различные виды
развлечений, пассивный отдых, занятия в неформальных объединениях).
Под структурой культурнодосуговой деятельности необходимо
понимать построение, взаиморасположение и взаимосвязь основных его частей.
Так, по мнению Ю.А. Стрельцова5, к структурным частям досуга можно
отнести: потребление культурных ценностей, самообразование, культурно
творческие занятия, игровую деятельность, досуговой общение, пассивный отдых,
затраты времени, совпадающие с явлениями атикультуры. Таким образом, к
структурным частям досуга можно отнести соотношение времени затрачиваемого
на различные его виды и формы и их взаимосвязь.
Содержание культурнодосуговой деятельности можно рассматривать
как «внутренний смысл» основных структурных элементов, их конкретную
наполненность и сущность. Практически каждый структурный элемент может
включать в себя различное содержательное наполнение. По мнению
3 Доронкина Е.Г. Организация досуга за рубежом // Культурнодосуговая деятельность;
Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М.Чижикова. М: МГУК, 1998. С.430454.
4Жарков А.Д. Культурнодосуговая деятельность как самостоятельная отрасль
педагогической науки. //Образование и общество, 2007. №2 – С. 98104.
5Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учеб. Пособие. – М.:МГУКИ, 2003. – С.7.5
–
–
–
Г.А. Аванесовой6, под содержанием культурнодосуговой деятельности
понимается:
непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые
испытывает человек, включенный в конкретный вид досугового занятия и тем
самым удовлетворяющий свои потребности;
осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных
образов, общего культурного контекста, который в это время находится в фокусе
его внимания;
оценки, которые возникают у человека по поводу качества отдыха,
а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.
Основные задачи культурнодосуговой деятельности в предельно
концентрированном виде можно выразить через функции.
Анализ совокупного опыта культурнодосуговой деятельности позволил
выявить следующие ее функции:
– рекреативная, терапевтическая функция (возможность снять
производственное утомление, произвести разрядку, дать отдых, восстановление
сил, ликвидация утомления, недопущение глубокой усталости, повышенного
невротизма, психической неуравновешенности);
– развивающая (вовлечение индивида в процесс непрерывного
просвещения; включение людей в различные формы любительского творчества
(художественного, технического и т.д., производство новых знаний, норм,
ценностей, ориентаций и значений.);
– компенсаторная (самореализация творческих потенций человека,
которые не удается проявить в профессиональнотрудовой и иных изначально
детерминированных сферах жизнедеятельности, в утилитарных областях
человеческой деятельности, где ограничена свобода действий и выбора, человек
не всегда может реализовать свой творческий потенциал, заняться тем, что ему
нравится, пережить развлекательный эффект, снимающий напряжение – досуг же
создает такую возможность).
– коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие
между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство, личностно
значимое неформальное общение;
– накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей,
–
воспроизводство духовного процесса через поддержание его
значений;
преемственности;
–
социализирующая, обеспечивающая через создание структуры
отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества
(возможность осознать противоположные векторы своего существования; с одной
стороны, досуговые занятия удовлетворяют потребность в общении,
6Аванесова, Г.А. Культурнодосуговая деятельность: теория и практика орг.: учебное
пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. 235 с.6
межличностном взаимодействии, в том числе и с незнакомыми людьми, например,
во время праздников, зрелищных мероприятий, путешествий, и тем самым
рождают ощущение сопричастности, единения с другими; с другой – у человека
есть возможность побыть наедине с собой, поразмышлять над теми сторонами
жизни, которые не попадают в фокус его внимания в обычной повседневной
жизни);
–
гедонистическая (получение наслаждения и удовольствия);
– регуляция социальных отношений (через карнавалы, игру);
–
воспитательная и просветительная (в период социализации
подрастающего человека и его индивидуального становления, досуг приобретает
огромное значение, вместе с тем он располагает и возможностями осуществлять
вторичную социализацию взрослых людей; в ходе досуга удовлетворяются
потребности человека в образовании, духовном развитии, освоении
художественных ценностей; досуг дает возможность осмыслить свои
индивидуальные особенности, творческий и интеллектуальный потенциал);
совместное переживание значимых событий общественной жизни,
которое обеспечивают праздники.
–
–
–
Подходы к определению разновидностей досуга и классификации
досуговой деятельности в научной педагогической литературе весьма
разнообразны, как и сама деятельность.
Досуговая деятельность различается:
по форме организации и числу участников (выделяют индивидуальную и
коллективную досуговую деятельность; коллективная представлена небольшими
группами по 27 человек, средними группами по 3530 участников, большими
группами от 30 до 100 и т.д.);
социальному составу (досуг для детей и взрослых, младших школьников
и старших, младших и старших членов семьи, мужчин и женщин, мальчиков и
девочек);
– месту проведения (домашний – семейный досуг и внедомашний,
например, в образовательном учреждении или учреждении культуры);
содержанию: культурнохудожественный досуг (знакомство
–
с историческими памятниками, обращение к произведениям искусства);
образовательноразвивающий (участие в работе познавательных кружков, занятие
техническим творчеством); природнорекреационный (это наблюдение за
явлениями природы, за дикими и домашними животными, общение с домашними
животными); оздоровительнотуристический (путешествие, отдых на курорте);
самодеятельнолюбительский (занятие художественным творчеством, хобби);
спортивнозрелищный (участие в спортивных играх, наблюдения за спортивными
соревнованиями); зрелищноразвлекательный досуг (концерты, празднично
театрализованные зрелища, вечера юмора, игры и забавы, викторины).7
Таким образом, культурнодосуговая деятельность – это сложная,
многокомпонентная система, включающая в себя цели, функции,
содержание, технологию и методику организации.
Список использованных источников
1. Аванесова, Г.А. Культурнодосуговая деятельность: теория и практика
орг.: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. 235 с.
2. Акимова, Л.А. Социология досуга : Учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальности 053100 "Соц.культур. деятельность" / Л.А.
Акимова ; Мво образования Рос. Федерации, Моск.гос. унт культуры и
искусств. М. : МГУКИ, 2003. 123 с., ISBN 5947780321.
3. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский: С.
Петерб. гос. унт культуры и искусств, Ассоц. музеев России: СПб: Эго, 2001 –
287 с. ISBN: 5827600636
4. Болотова, М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде
учреждения дополнительного образования детей : монография / М.И. Болотова. –
М. : Компания Спутник+, 2005. – 52 с. ISBN 5934068644.
5. Бочарова, Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного
возраста / Н.И. Бочарова. – [2е изд., испр. и доп.]. – М. : АРКТИ, 2003. – 94 с.
ISBN: 5894152550
6. Беляков, О.И., Мещерякова, И.В. Известия Пензенского
государственного педагогического университетаим. В.Г. Белинского.
Общественные науки. 2012. Выпуск №28. С.690693.
7. Досуговая деятельность как пространство для формирования основ
культуры ребенка / авт.сост. Н. Г. Кобраева; ГУО «Минск, обл. инт развития
образования». Минск: МОИРО, 2010. 50 с.
8. Синицына, Е. Игры для праздников. Серия «Через игру – к
совершенству» / Е. Синицына. М. : Лист, 1999. 176 с.
9. Культурнодосуговая деятельность : Учеб. для вузов культуры и
искусств / Под науч. ред. акад. РАЕН А. Д. Жаркова и проф. В. М. Чижикова.
М. : МГУК, 1998. 461 с.
10. Доронкина, Е. Г. Организация досуга за рубежом // Культурно
досуговая деятельность; Учебник / Под ред. А. Д. Жаркова и В. М.Чижикова. М:
МГУК, 1998. С.430454.
11. Жарков, А. Д. Культурнодосуговая деятельность как самостоятельная
отрасль педагогической науки. //Образование и общество, 2007. №2 – С. 98104.
12. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учеб. Пособие. – М.:МГУКИ,
2003. – С.7.
13. Ласминская, Л. Н. Досуговая деятельность в дошкольныъ
учреждениях : в помощь слушателям курсов повышения квалификации : учеб.8
метод. Пособие / Л. Н. Ласминская ; ГУО “Минск. Обл. инт развития
образования”. – Минск : МОИРО, 2010. – 56 с.
14. Зацепина, М. Б. Формирование основ культуры ребенка средствами
культурнодосуговой деятельности : автореф…. дис. докт. пед. наук / М. Б.
Зацепина. – М., 2005. – 44 см.
15. Зацепина, М. Б. Организация культурнодосуговой деятельности
дошкольников : учеб.метод. Пособие / М. Б. Зацепина. – М. : Педагогическое
общество России, 2006. – 144 с.