Научно-методический материал. Современный инструментарий контроля и оценки достижений стандартов образования

  • Научные работы
  • Повышение квалификации
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 16.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современный инструментарий контроля и оценки достижений стандартов образования Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И. В современном мире приоритетом в образовании являются не сами знания, а общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Знания быстро устаревают или оказываются не-достаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновле¬ния и пополнения. От того, как обучающийся сможет применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. К умению добывать и применять знания следует отнести коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развития твор¬ческих способностей.
Иконка файла материала Современный инструментарий контроля достижений.doc
1 Современный инструментарий контроля и оценки достижений  стандартов образования Преподаватель­организатор ОБЖ  Дегтярёв А.И.  В современном мире приоритетом в образовании являются не сами  знания, а общеучебные умения: умения приобретать и эффективно  использовать знания. Знания быстро устаревают или оказываются не­ достаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и  пополнения. От того, как обучающийся сможет применить эти знания,  насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его  будущее самоопределение. К умению добывать и применять знания следует  отнести коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания,  развития творческих способностей. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса  обучения. По определению контроль ­ это соотношение достигнутых  результатов с запланированными целями обучения. От его правильной  организации во многом зависит как эффективность управления учебно­ воспитательным процессом, так и качество подготовки выпускника школы. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о  правильности или неправильности конечного результата выполненной  деятельности, но и о том, соответствует ли форма действий данному этапу  усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся  позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки,  вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей  обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для  развития познавательных способностей учащихся и активизации их  самостоятельной работы на занятиях. Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только  правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и  увидеть свои собственные удачи и промахи. Задача педагога   проверить не только знания, но и элементы практического усвоения учащимися нового  материала. ― Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе Основная цель контроля знаний и умений состоит в выявлении  достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования,  углубления знаний, умений, с целью создания условий для последующего  включения обучающихся в активную творческую деятельность. Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения  обучающимися учебного материала ­ уровня овладения знаниями, умениями и  навыками, предусмотренными программой по предмету.2 Во­вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием  потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. В­третьих, эта цель предполагает воспитание у обучающихся таких  качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление  инициативы. Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то  можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:        контролирующую; обучающую; диагностическую; прогностическую; развивающую; ориентирующую; воспитывающую. Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и  умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени  усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального  учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их  усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами,  устанавливается эффективность используемых педагогом методов, форм и  средств обучения. Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании  знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся  проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят  ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале,  сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль  способствует также, обобщению и систематизации знаний. Сущность диагностической функции контроля заключается в  получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и  умениях учащихся в ходе овладения учебным материалом, о числе, характере  ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее  интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего  совершенствования содержания методов и средств обучения. Прогностическая функция проверки способствует получению опе­ режающей информации в учебно­воспитательном процессе. В результате  проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка  учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения3 и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела,  темы). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего  поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки определенного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной  деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего  планирования и осуществления учебного процесса. Развивающая функция контроля состоит в стимулировании  познавательной активности учащихся, в развитии их творческих  способностей. Так как в процессе контроля развиваются речь, память,  внимание, воображение, воля и мышление учащихся. Контроль оказывает  большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как  способности, склонности, интересы, потребности. Сущность ориентирующей функции контроля ­ в получении  информации о степени достижения цели обучения отдельными учащимся и  группой в целом ­ насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал.  Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая  пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направление  приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает  учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности. Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает учащихся более серьёзно и регулярно  контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием  воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду. Выделение функции контроля подчеркивает его роль и значение в  процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной  степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на  практике делает контроль более эффективным, а также эффективней  становится и сам учебный процесс. Контроль должен быть:      целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным, индивидуальным. Раскроем эти принципы контроля подробнее. 1) Целенаправленность предполагает четкое определение цели  каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по  обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля.4 Цели контроля формируются с учетом  ответов на следующие  вопросы:    что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов  проверки,  какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания,  развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе  обучения. 2) Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и  ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость  учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность  контроля зависит от многих факторов. чёткое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания  Среди них выделяют следующие:    результатов контроля,  3) Под всесторонностью контроля понимают охват большого по  содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает усвоение  основных идей изучаемой темы,  усвоение учебного материала по  определенным содержательным, стержневым линиям темы, и знание  учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей,  способов действий и способов деятельности. организованность проведения контроля. 4) Под регулярностью подразумевается систематический контроль,  который сочетается с самим учебным процессом. 5) Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений,  навыков каждого обучающегося. Сегодня в качестве инновационных форм контроля используют  тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний,  мониторинг качества, учебные портфолио. Тестирование является одной из наиболее технологичных форм  проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами  качества. Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их  помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий,  тематический, итоговый контроль знаний и умений, учет успеваемости и  учебных достижений. Модульная система имеет целью поставить учеников перед  необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года.5 Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки  традиционной системы, и достаточно дифференцировано оценить успехи  каждого обучающегося. Рейтинговая система эффективна благодаря тому,  что она: • учитывает текущую успеваемость ученика и тем самым значительно  активизирует его самостоятельную и равномерную работу в течение всего  учебного года; • более объективно и точно оценивает знания обучающихся за счет  использования дробной 100­бальной шкалы оценок; • создает основу для дифференциации обучающихся, что особенно  важно при переходе на многоуровневую систему обучения; • позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний  каждым учеником. Рейтинг (от английского «rating») ­ это некоторая числовая величина,  выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20­балльной  или 100­балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и уровень  знания учащихся по одному или нескольким предметам в течение  определенного периода обучения. Под мониторингом в системе «педагог ­ обучающийся» понимается  совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий,  обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих  изучение в динамике уровня усвоения учащимися материала и его  корректировку. Мониторинг ­ это регулярное отслеживание качества  усвоения знаний и формирования умений в учебном процессе. Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и  субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур.  Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной,  чтобы можно было сразу создать такую систему, которая позволила бы  объективно судить о состоянии дел.  Учебное портфолио как альтернативная система оценивания учащихся  позволяет решить ряд задач в построении личностно­ориентированного  образовательного процесса: фиксирует изменения и рост за определенный  период времени, поддерживает учебные цели, поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей, раскрывает весь спектр выполняемых работ,  обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году, показывает  диапазон навыков и умений. Еще одной моделью оценки личностных достижений и образовательных  результатов учащихся можно назвать методику «Сундук регалий». «Сундук» составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные6 какими ­ либо документами или иным способом за предшествующие годы  обучения. «Сундук регалий» может включать: • документы об образовании, свидетельства об окончании курсов, о  прослушанных курсах; • характеристики, данные педагогами; • моя уникальность; • членские удостоверения учреждений и организаций; • рекомендации, благодарственные письма, грамоты, дипломы • перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости); • образцы заслуг (например, печатные работы, рефераты, модели и т.д.); • личные замечания и другие оценки; • спортивные свидетельства. Данный список, несомненно, открыт, и учитель может его дополнить по  своему усмотрению. Методика «шотландский аттестат» отражает опыт педагогической  диагностики, используемой в Англии. Основная ценность данной методики  заключается в том, что целью всех записей в аттестате является выявление  полной картины личностных качеств, интересов, навыков и академических  достижений, причем записи в аттестате, как правило, являются результатом  обсуждения успехов учащихся с тьютором. Шотландский аттестат представляет собой папку, заполнение которой  производится в течение всего процесса обучения. Перед началом обучения  ученик получает данную папку ­ аттестат незаполненным. В аттестате намечен путь развития ученика в процессе обучения. Аттестат заполняется в процессе обучения. В нем фиксируются  учебные достижения (заполняются и учеником, и учителем), отметки и  оценки, посещаемость уроков, трудовые поручения, полученные сертификаты и т.д. Аттестат заполняется как итоговый документ и как промежуточный.  Девиз данной методики – «Каждодневный прогресс ученика должен быть  зафиксирован». Интересна также методика, связанная с составлением тетради­паспорта. Тетрадь­паспорт представляет сборник таблиц с разделами «Хочу», «Могу», «Есть» и т.д., в которых ученик, начиная с 6­го класса, пытается  проанализировать свои желания, возможности, реальные знания и умения по  каждому предмету. В этих тетрадях в разделах «Надо» и «Есть» делают свои  записи ­ характеристики учителя. Важнейшим аналитическим материалом  становятся ответы учащихся в разделах «Хочу», «Могу», «Не могу», «Должно быть». Анализ подобных материалов позволяет учителям увидеть сферу  интересов учеников, их возможность оценить свои умения и навыки, убеждает в необходимости определенного учета и анализа достижений каждого7 ученика, особенно в тех классах, где необходимо отслеживание изменений,  происходящих с детьми. Современный инструментарий контроля и оценки достижений  стандартов образования позволяет включать оценочную деятельность в  содержание обучения, помогает ученикам оценивать и регулировать  познавательную деятельность, способствует изменению стиля педагогической  деятельности учителя, создаёт условия сотрудничества учащихся с  одноклассниками и педагогами, способствует формированию адекватной  самооценки.  Основной тенденцией последнего десятилетия является введение  стандартов, связанных с системой оценки как ожидаемых, планируемых  образовательных достижений или результатов обучения. Причем стандарты  достижения рассматриваются как обязательный минимальный уровень  достижений.  В настоящее время в России различными научными коллективами  создаются подходы к оценке достижения стандартов образования.  Существуют три основных подхода оценки образовательных достижений  обучающихся: ­ критериально­ориентированный, позволяющий оценить насколько  обучающиеся освоили  образовательный стандарт;  ­ ориентированный на индивидуальные нормы конкретного обучающегося,  реального уровня его развития в данный момент времени;  ­ нормативно­ориентированный, ориентированный на статистические нормы,  определяемые для данной совокупности обучающихся. В ходе работы над созданием современного инструментария контроля и  оценки достижений стандартов образования следует учитывать критерии  анализа системы оценки результатов обучения 1. До введения системы оценки необходимо четко определить, что должны  знать и уметь учащиеся, и на каком уровне.  2. Приоритетной целью системы оценки достижения стандартов должна быть помощь в совершенствовании преподавания и процесса обучения.  3. Требования к уровню подготовки обучающихся, инструментарий и  процедуры оценки, а также способы использования результатов должны  быть одинаковыми для всех обучающихся.  4. Инструментарий для оценки достижения стандартов должен быть  валидным по отношению к образовательным стандартам.  5. Результаты оценки достижения стандарта должны сообщаться вместе с  другой необходимой релевантной информацией.  6. Педагоги должны быть вовлечены в процесс разработки и реализации  системы оценки.  7. Процедура оценки и результаты должны быть понятны всем:  обучающимся, преподавателям, управленцам, родителям.8 Задача педагога  ―  проанализировать предложенные подходы к  8. Используемая система оценки должна постоянно усовершенствоваться.  контролю и оценки достижений стандартов образования и оценить  перспективность их применения в ходе аттестации обучающихся, а также для  построения системы оценки качества образования в образовательном  учреждении.  Одним из эффективных инструментов управления качеством  образования, используемых на современном этапе,  является мониторинг  образовательной деятельности, который позволяет:  1. Осуществить переход ­ от оценки исключительно результатов обучения к рассмотрению  процесса  обучения;   ­ от пассивного ответа на заданный вопрос к активному конструированию  содержания ответа;  ­ от оценки отдельных, изолированных умений к интегрированной и  междисциплинарной оценке;  ­  от внимания к метапознанию;  ­ от изменения  понятий «знающий» и «умеющий» к применению знаний и  умений, использованию знаний.  2. В ходе реализации происходит изменение формы оценки: переход от  традиционной отметки к оценке ориентированной на стандарты, известные  обучающимся. 3. Осуществляется изменение характера оценки, проводимой  преподавателями, самооценки обучающихся: от единовременной оценки с  помощью одного измерителя (чаще всего теста) ­ к портфолио (оценке работ,  выполненных обучающимися за определенное время).  4. Переход от одномерного к многомерному измерению ­ от оценки только  одной характеристики образовательных достижений к оценке нескольких  характеристик одновременно.  5. Переход от оценки исключительно индивидуальных достижений  обучающихся к оценке достижения группы обучающихся:  оценка умений  работать в коллективе; оценка результатов групповой работы. Внедряя в учебный процесс технологию мониторинга можно эффективно  управлять качеством образования.  Какую бы форму не выбрал педагог, следует помнить, что оценивание должно быть таковым, чтобы оно могло двигать вперёд развитие ученика и заставить  его поверить в свои силы, обеспечить положительные мотивы учения,  сформировать готовность к самоконтролю как фактору преодоления  заниженной самооценки и тревожности обучающихся.   Используемая литература:9 1. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы  образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей  образования / А.Н. Майоров ­ М.: Народное образование, 2000. ­ 352 с. 2. Саврасова, А.И. Оценка образовательных результатов в условиях  модернизации образования. : учеб.­метод. пособие / Федер. агентство по  образованию, Мурм. гос. пед. ун­т ; А. И. Саврасова. ­ Мурманск: МГПУ,  2008. ­ 168 с. З. Зачесова, Е. В. Традиционные и инновационные принципы оценивания  достижений учащихся. / Е.В. Зачесова, // Школьные технологии. ­ 2007. ­ № 2. 4. Курносов, В. М. Оценка как фактор повышения внутренней мотивации  обучения. / В.М. Курносов // Физика в школе. ­ 2008. ­ № 6. 5. Медведенко, Н. В. Оценка и ее взаимосвязь с контролем, измерением и  диагностикой в управлении качеством образования. / Медведенко Н. В.,  Рубцова С. Ю. // Стандарты и мониторинг в образовании. ­ 2008. ­ № 2. 7. Ветрова, А. А. Рейтинговая методика оценки в основе мониторинга и  управления качеством образования / А.А. Ветрова, Р.В. Музыченко // Высшее  образование сегодня. ­ 2005. ­ № 7. 8. Дмитриев, В.И. Электронное портфолио ­ бесспорное доказательство  творческих устремлений выпускника школы. / И. Дмитриев // Директор  школы. ­ 2008. ­ № 3. 9. Новикова, Т. Портфолио и изменение концепции деятельности школы,  содержания и методов обучения / Т. Новикова, Е. Федотова // Народное  образование. ­ 2009. ­ № 8. 10. Матвиевская Е. Г. Оценка уровня достижений учащихся: проблема  создания современного инструментария. // Интернет­журнал "Эйдос". ­ 2007. ­ 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930­3.htm.