Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»
Оценка 4.6

Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Оценка 4.6
Лекции
docx
администрации
3 кл
09.04.2019
Научно-практическая конференция исследовательских работ  учителей     «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»
Данная работа отражает всю проделанную работу в классе за три года обучения. Комплексный подход приобретает в последнее время не только актуальную проблему, но и значимую в современном обществе НОО, Комплексный подход является значимым в современном образовании для учителей начальных классов
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение (1).docx
Муниципальное общеобразовательное  автономное учреждение «Гимназия №7» (полного дня) Научно­практическая конференция исследовательских работ  учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС» Подготовил  учитель начальных классов высшей категории: Науменко Н.Н. Оренбург, 2019 Содержание Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Характеристика компетентностного подхода. 1.1. Теоретические аспекты компетентностного подхода …………………….4 1.2.  Компетентностный  подход в обучении обучающихся начальной школы ………………………………………………………………………………..6 Глава 2.  Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС. 2.1.Сущность компетентностного подхода …………………………………..8 2.2.Компетентностный подход как основа качества образования ( из опыта  работы) …………………………………………………………………………………….1 0 Заключение……………………………………………………………………….15 Список литературы…………………………………………………………….16 Введение Я второй год работаю над этой темой. Нахожу интересные формы и методы работы, узнаю для себя, что ­ то новое. Понятие ­ «компетентностный подход» получило распространение в связи с модернизацией Российского образования.          В  настоящее  время компетентностный   подход является  одним из наиболее развивающихся   направлений   педагогической   теории   и   практики,   одним   из важнейших оснований обновления образования в начальной школе.       Актуальность темы. Компетентностный подход ­ это проблема, которая приобретает в последнее время не только актуальный, но и значимый характер для современной начальной школы. Компетентностный   подход   требует   от учителя   начальных   классов   четкого понимания   того,   какие   универсальные   (ключевые)   и специальные (квалификационные)  качества  личности  необходимы  выпускнику  начальной школы   в его   дальнейшей   профессиональной   деятельности.   Это,   в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности —   совокупность   сведений   о деятельности,   которая   включает описание   предмета,  средств,   целей,  продуктов   и результатов   деятельности. От меня, как учителя, требуется научить обучающихся тем знаниям, обучить тем   умениям   и развить   те навыки,   которыми   современный   ученик   сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни. Компетентностный   подход   предполагает   не усвоение   обучающимся отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Объектом   исследования  данной   работы   является  реализация компетентностного   подхода   обучающихся   на   уроках   в   начальной   школе   в условиях   Федерального   Государственного   Образовательного   Стандарта Начального Общего Оьразования                 Предмет исследования  – развитие  реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО.         Цель работы: Создать     условий   для  реализация   компетентностного   подхода   в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО. Для достижения поставленной цели определила задачи: 1. Научить   учающихся   начальной   школы   компетентности   в     учебной деятельности на уроках. 2. Совершенствовать   приёмы   в   учебной   деятельности   в   условиях реализации компетентностного подхода, на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО. Ожидаемые результаты Создание условий для формирования у учащихся умения учить самого себя и выявления  интереса к самоизменению.  Глава 1. Характеристика компетентностного подхода. 1.1.Теоретические аспекты компетентностного подхода.   Понятия   –   «компетентностный   подход»   и   «ключевые   компетентности» получали недавно. Компетентность   умений, образованности,   способствующий   личностной   самореализации,   нахождению обучающимся своего места в мире. распространение  –   это   способ   существования   знаний,   сравнительно   Речь   идет   о   компетентности,   как   о   новой   единице   измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений,   навыков,   а   способность   действовать   в   различных   проблемных ситуациях. Компетентность = знаю + умею + хочу + делаю. Компетентностный подход возникло в США в процессе изучения опыта работы   выдающихся   преподавателей   и   стало   результатом   многочисленных попыток проанализировать и разработать его концептуальную основу. Таким образом, теория компетентностного образования основана на опыте и исходит из лучшего опыта. С середины XX века, обнаружились два таких фактора, которые никак не вписывались в эту систему образования:  1. Школа начала катастрофически отставать от темпа развития знания.  2.  Очень важная проблема, которая встала перед образованием, заключается в том, что образование стало массовым [15, с. 85]. Тема компетентностного подхода стала активно обсуждаться в начале XXI  века.   Несмотря   на   то,   что   на   данном   этапе   ни   теоретическая,   ни методическая   база   компетентностного   подхода   в   России   еще   не сформировалась,   в   «Концепции...»   было   указано   направление   смены ценностных ориентиров и целей образования. В   эпоху   Интернета   и   электронных   средств   хранения   информации формальные   знания   человека   перестают   быть   значимым   капиталом. Современное   информационное   общество   формирует   новую   систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования.  От   человека   требуются   умения   ориентироваться   в   информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие   знания,   обладать   такими   качествами,   как   универсальность мышления, динамизм, мобильность.  Идея компетентностного подхода – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности обучающегося начальной школы и востребован современным обществом.  Формирование   компетентности   обучающихся   начальной   школы является   на   сегодняшний   день   одной   из   наиболее   актуальных   проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из   проблемной   ситуации,   возникшей   из­за   противоречия   между необходимостью   обеспечивать   качество   образования   и   невозможностью решить эту задачу традиционным путем.  На   сегодняшний   день   в   России   уже   появились   маштабные   научно­ теоретические   и   научно­методические   работы,   в   которых   анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (Л.Ф. Иванова, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской). Разработкой данной проблемы занимаются российские исследователи: П.П. Борисов, Н.С. Веселовская, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, Н.А. Переломова, Т.Б. Табарданова, И.Д. Фрумин, Г.А. Цукерман и др., и зарубежные ученые: Р. Барнетт, Дж. Равен (Великобритания), В. Вестера (Голландия). Компетентностное   образование   —   очень   противоречивая   тема,   которая   на сегодняшний день остается не в полной мере исследованной. Не   всякому   термину   уготована   участь   быть   многозначным. «Компетентность»— один из этих немногих. Что он определяет с «точностью, которая никогда не бывает лишней», в современном научно­педагогическом пространстве, сказать трудно. Каждый вкладывает в него свое собственное понимание [1]. Несмотря   на   некоторые   разногласия   в   подходах,   специалисты   США определяют три основных компонента в компетентностном образовании. Это знания, умения и ценности [18, с. 85]. «Компетенция»   —   этот   термин   употребляется   в   совершенно   разных смысловых   контекстах,   зачастую   противоположных.   Причем   нередко   это делает   один   и   тот   же   автор.   Похоже,   это   вызвано   не   просто терминологической   неряшливостью,   а   отсутствием   того   особого   предмета, той   особой   реальности,  которая   искала   бы   в  этом   термине   свое   языковое выражение. Доманский   Евгений   Витальевич   обратил   внимание   на   тот   факт,   что разрабатываемые в России понятия компетенций имеют не только внешнюю схожесть с европейскими, но и существенное различие в их содержательной части. Природа расхождений на его взгляд имеет восточные тенденции, с их традициями и стремлением к созерцательности, развитию интуиции, познания себя [4]. 1.2. Компетентностный подход в обучении учащихся начальной школы. Сегодня   перед     начальной   школой   поставлена   новая   цель: формирование компетентностного подхода. Компетентностный   подход   к   определению   целей   школьного образования   даёт   возможность   согласовать   ожидания   учителей   и обучающихся   начальной   школы,   соответствует   объективным   потребностям обучающихся   и   позволяет   избежать   конфликтов   между   учениками   и педагогами,  неизбежные   при   обучении   с  принуждением.   Если   раньше   цель школьного образования можно было описать, ответив на вопрос: что нового узнает обучающийся в начальной школе? То теперь требуется ответ на вопрос: чему научится ученик за годы обучения в начальной  школе. Если   в   качестве   целей   рассматривать   формирование   у   обучающихся начальной школы ключевых компетенций, то следует иметь в виду, что эти цели достигаются не только при изучении учебных предметов, но и через всю организацию   школьной   деятельности,   через   дополнительное   образование школьников, и их социально­творческую деятельность. Компетентностный   подход   призван   способствовать   расширению информационного поля для усвоения обучающимися начальной школы новых видов   знаний,     умения   решать   личностно­значимые   проблемы   в   условиях социума   и   совершенствовать   творческую   деятельность.  Стандарты   второго поколения требуют, чтобы все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного подхода. В связи с вышесказанным встаёт резонный вопрос: Каким должен быть педагог?   Какими   владеть   компетенциями   чтобы   осуществить компетентностный подход в образовании начальной школы? Между   тем,   существует   ряд   проблем   в   системе   начального     общего образования,   которые   формально   не   затрагивая   сущность   и   структуру компетентностного подхода, очевидным образом влияют на возможности его применения. Среди них: « проблема учебников, в том числе, возможностей их адаптации   в   условиях   современных   гуманистических   идей   и   тенденций   в образовании;  проблема государственного стандарта, его концепции, модели и возможностей непротиворечивого определения его содержания и функций в условиях российского образования; проблема квалификации преподавателей и   их   профессиональной   адекватности   не   только   вновь   разрабатываемому компетентностному   подходу,   но   и   гораздо   более   традиционным представлениям о профессионально­педагогической деятельности;  проблема противоречивости различных идей и представлений, бытующих в современном образовании   буквально   по   всем   поводам;   проблема   внутренней противоречивости наиболее популярных направлений модернизации.» Таким   образом,   можно   констатировать,   что   само   обсуждение компетентностного подхода, безотносительно специфических представлений и интерпретаций, погружено в особый культурно­образовательный контекст, заданный   следующими   тенденциями   российского   образования   в   последнее десятилетие:   утрата   единства   и   определенности   образовательных   систем, формирование рынка труда и связанного с ним рынка образовательных услуг; вариативность   и   альтернативность   образовательных   программ,   возрастание конкуренции   и   коммерческого   фактора   в   деятельности   образовательной системы;   изменение   функции   государства   в   образовании:   от   тотального контроля   и   планирования   ­   к   общей   правовой   регуляции   возникающих   в образовании отношений; перспективы интеграции российского образования и российской   экономики,   в   целом,   в   международную   (в   частности, европейскую) систему разделения труда. Однако, даже принимая и учитывая все эти аспекты, феномен компетентностного подхода не приобретает более ясных   черт.   В   какой­то   мере,   сама   эта   тема   оборачивается   для   каждого нового исследователя своеобразным заколдованным кругом. С   одной   стороны,   вполне   очевидно,   что   современная   экономика ориентирована   на   кадры,   которые   намного   превосходят   показатели образования большинства выпускников как средней, так и высшей школы. Глава 2. Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС. 2.1. Сущность компетентностного подхода Давайте представим обучающегося ­ выпускника начальной школы. И самый     стандартный   вопрос:   «Что   он   будет   знать,   уметь,   какие   навыки приобретет к концу 4 класса»? Можем точно сказать, что он научится: решать задачи, пересказывать тексты, писать изложения и сочинения, знать законы, свойства,   правила,   формулы,  будет   выполнять   нормативы   по   предметам   и многое, многое другое.  Компетентность это к­ о­ м­ п­ е­ т­ е­ н­ т­ н­ о­ с­ т­ ь­ креативность организованность модернизация  планирование  единство толерантность единомышленники  новизна творчество научность  осведомленность  сотрудничество терпимость И я с этим соглашусь, так как всё это мы используем на уроках в  начальной школе. Надо   заметить,   что   в   начальной   школе   формируется   условием которой является  самостоятельность   в   решении   проблем, превращение предметного способа действия (в т. ч. знаний, умений и навыков) в средства разрешения проблем. Наряду   с   компетентностным   видом   деятельности,   есть   еще некомпетентностные виды на уроке: фронтально­индивидуальный опрос; информирующая беседа; самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником (или другими пособиями) по заданиям, указанным учителем; демонстрация видеофильма; проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме, и др. Компетентностный   подход   в   образовании   основывается   на   следующих принципах: 1.Образование   для   жизни,   для   успешной   социализации   в   обществе   и личностного развития. 2. Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои   образовательные   результаты   и   совершенствовать   их   в   процессе постоянной самооценки. 3.   Разнообразные   формы   организации   самостоятельной,   осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат. На   смену   ЗУНам   пришли   надпредметные   образовательные   результаты.   В основе   моей   системы   работы   лежит   компетентностно­ориентированный подход. Я считаю, что новое качество образования связано, прежде всего, со сменой   характера   взаимоотношений   между   учителем   и   учеником. Переосмысливая свою деятельность, приходится осваивать для себя новые позиции в учебном процессе, характеризующиеся новыми функциями: учитель – как собеседник, учитель – исследователь, учитель – человек, создающий условия   для   ученика,   учитель   –   эксперт.   Компетентностный   подход предполагает   и   новую   позицию   ученика   –   он   выступает   субъектом деятельности. Иной характер взаимоотношений между учителем и учащимися заключается в иной организации урока и деятельности на нём, что выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке: 1.   Приоритет   диалогических   форм   учебной   деятельности   и   отношение   к диалогу как обмену смыслами. 2. Организация сотрудничества учителя и учеников. 3. Доброжелательность в общении. 4. Взаимность обратной связи без боязни самовыражения. 5. Содействие успешности учащихся в разных видах деятельности. 6.   Взаимная   заинтересованность   в   рефлексии,   развитии   адекватной самооценки действий, усилий, результатов. Убеждена, что необходимо и возможно в начальной школе заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию   коммуникативной компетентности.   Это   возможно   благодаря   применению   современных образовательных   технологий.   Основные   методы   и   способы   обучения определяют названия многих образовательных технологий, позволяющих мне реализовать   компетентностно­ориентированный   подход:   технологии свободного выбора, проблемные технологии, исследовательские, технологии саморазвития, групповые технологии, диалогические технологии, игровые. информационных   ресурсов,   2.2. Компетентностный подход как основа качества образования ( из  опыта работы) В своей работе использую задания компетентностного характера: 1.   Задания,   предполагающие   от   ученика   способности   к   творческой деятельности. 2. Задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации. 3. Задания с элементом поисковой и исследовательской деятельности. 4.  Многооперационные задания. Уже с первого класса   я развиваю умения и навыки проектирования и исследовательской   деятельности,   прививаю   интерес   к   познавательной деятельности обучающихся, расширению детского кругозора. После изучения всех букв, мои ученики получили задание выполнить мини­проект «Весёлая азбука».   Вместе   с   родителями     и   учениками     подобрали   стихи   к   буквам, рисунки   к   ним,   отобрали   нужное   и   оформили   книжки,   оживляли   буквы. Маленькие   дети   любят   придумывать,   фантазировать.   Ученики   растут   и проекты становятся более серьёзными: «Животные и растения нашей области занесённые в Красную книгу», «».  Мои ученики во втором классе   работали над проектом «Моя малая Родина».   Лучшие   проекты   отбираем   для   выступления   на   школьной конференции   «Баба   Яга­   ведьма   или   богиня»,   «Русский   язык   в   названиях магазинов города Оренбурга», «Экология Оренбурга», «Лента времени моей семьи»,   «Детские   игрушки   Великой   Отечественной   войны»,   «Галаит   – молочный камень». На   уроках   я   часто   задаю   вопросы:   «Что   вас   удивило?   Что заинтересовало? Какое мнение у вас по этому вопросу? Как вы думаете? В чём возникло затруднение?» и другие.  Выслушиваю мнения всех учеников, не прерывая их. Учу диалогической речи по принципу: я словечко, ты словечко, увеличиваю долю монологической речи,   учитывая   возрастные   и   индивидуальные   особенности   обучающихся. Всегда человеку нужно уметь выразить свои мысли, своё мнение. Развитая речь   позволяет   это   сделать.   Поэтому   часто   даю   задания   творческого характера:   сочинить   загадку,   продолжить   сказку,   сказки   «наизнанку»   и другие. Выразить своё отношение к содержанию стихотворения детям трудно, бывает,   что   лучше   это   сделать   в   рисунке.   Мои   дети   много   рисуют.   На занятиях   по   математике   я   использую   такой   вид   работы,   как   сочинение. Сочинения – сказки наиболее интересный вид  на  моих уроках математики. Сказки не только кладезь народной мудрости, но и средство для развития учащихся:   их   творческих   способностей,   речи,   воображения,   фантазии, критического мышления, интереса к математике. Написание математических сказок требует глубокого анализа смысла математических понятий. Ведь по ходу   сказки   героев   (геометрические   фигуры,   числа,   цифры   и   др.)   нужно описать, Т.е. назвать их существенные свойства, подумать, как они могут в дальнейшем   трансформироваться.   Например,   треугольник   может   изменить форму, название, пройти приключения, связанные с процессом нахождения значений   его   величин   (площади,   периметра   и   т.п.).   А   с   числами   могут производится   какие­то   сказочные   арифметические   действия,   изменение «внешнего   вида»   (цифрового   обозначения).   К   сочинениям­сказкам   можно также отнести сказочные версии происхождения математических понятий и их   обозначений.     Сочинения   –   загадки   ­   это   разновидность   и   сочинений­ описаний, и сочинений­сказок. Ценностно   ­   смысловые   компетенции.   (Связанные   с   ценностными ориентирами   ученика,   его   способностью видеть   и понимать окружающий мир, ориентироваться в   нем,   осознавать свою   роль   и   предназначение,   не теряться в нём, стремиться преобразовать его). Например: на занятиях «Мир вокруг   нас»    работаю   над   расширением   кругозора   и   углублением   знаний обучающихся   по   предмету;   развиваю   исследовательские   умения   и   навыки, проведение длительных наблюдений, постановку простейших экспериментов и т. п. В   компетентностном   обучении   учебным   заданиям   отводится   важная роль,  т.к.   каждое   из   них   должно   развивать   одно   или   несколько   ключевых умений,   без   которых   невозможно   получить   результат.   С   первого   класса включаю   в   свои   уроки   задания   компетентностного   характера:   задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания. Многие   обучающиеся,   имеющие   хорошие   книги   природоведческой тематики   в   домашних   библиотеках,   вызываются   подготовить   реферат   или литературный обзор к конкретному уроку.  Книги развивают познавательный интерес   младших   школьников,   расширяют   их   кругозор.   Рекомендуется использовать книги о природе И. Акимушкина, В. Бианки, В. Герасимова, Ю. Дмитриева, И. Зверева, Н. Плавильщикова, Н. Сладкова, М. Пришвина и др. Следует   научить   учеников   при   подготовке   сообщения   выбирать   из книги   только   важную,   существенную   информацию,   побуждать   их анализировать   текст,   выражать   собственное   мнение.   Удачными   приемами, побуждающими   учеников   знакомиться   с   дополнительной   литературой, является показ мной иллюстраций и чтение выдержек из книги на уроке. Учу,   что   каждый   ученик     мог   пользоваться   справочниками   и определителями   для   более   подробного   ознакомления   с   растениями   и животными, за которыми он ухаживает. Занятия открывают широкий простор для проявления их активности, самодеятельности и творчества. О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному   языку   говорили   лучшие   педагоги   и   методисты.   К.   Д.   Ушинский ратовал   за   развитие   «дара   слова»,   подчеркивая   его   значение   для формирования   мыслительной   деятельности   ребенка   и   для   дальнейшего обучения.   «Дитя,   которое   не   привыкло   вникать   в   смысл   слова,   темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка   распоряжаться   им   свободно   в  изустной  и  письменной  речи,  всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета». Развитие речи ученика как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это   способ   введения   ученика   в   культуру,   условие   его   саморазвития,   его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того,   речевая   способность   является   первоосновой   любой   деятельности человека.   Развивать   речь   ­   значит   систематически   работать   над   ее содержанием,   последовательно   учить   учеников   построению   предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Приведу некоторые из эффективных методов и приемов развития речи, используемых в моей работе:  Работа  над словарем ­  это  основа,  фундамент  всей  работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить  предложения, выразить  свою мысль.   Работа над   словарем   состоит   в   его   уточнении,   обогащении   и активизации. Над уточнением словаря веду работу постоянно, на всех   занятиях.    Учащиеся   часто   не   понимают   самых   простых слов. Поэтому передо мной стоят задачи:  1. Расширить детский словарь.  2. Пассивный словарь сделать активным.  3. Обогатить речь ученика образными словами и выражениями.  Разнообразные   игры   со   словом   развивают   у   детей   природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах. Одна из таких игр ­ это подбор рифм к данным словам. Например, «дом  ­пойдем»,   «крокодил   ­   угодил»,   «колобок   ­   уголок»   и   т.д.   Далее   работа усложняется.   На   доске   записываются   две   стихотворные   строчки. Обучающиеся самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое. Получается у всех не сразу, поэтические неожиданности рождаются постепенно, незаметно.   Коммуникативные   компетенции:   навыки   владения   работы в   группе, коллективе с   различными   социальными   ролями.   Обучающийся   должен уметь представить себя, написать письмо,   заявление заполнить   анкету, задать вопрос, вести   дискуссию.  Для   обогащения   словарного   запаса     ученика,     я использую в работе пословицы и поговорки.  Задания могут быть такими: 1.   Прочитай   одно   (по   выбору)   предложение­пословицу.   Устно   передай   ее основной смысл. Сформулируй тему. 2.   Отталкиваясь   от   данного   предложения,   «разверни»   свою   мысль   в письменной форме (от 5 до 10 предложений). Помни, что предложение­опора является   названием   твоего   будущего   текста:   в   этом   заголовке   выражена главная   мысль.   Твой   текст   может   иметь   форму   небольшого   рассказа, поучительной   сказки,   маленького   стихотворения   или   текста­рассуждения. Так, постепенно ты научишься одно предложение превращать в собственный авторский текст. Например, игра «Переведи на русский язык». Известно, что в языках многих народов немало пословиц и поговорок, сходных по смыслу, т.к. мудрость не знает   границ.   Обучающиеся   любят   «переводить»   такие   пословицы.       Вот несколько пословиц, которые дети сумеют «перевести» на русский язык. Прежде чем сказать, поверни язык семь раз (Вьетнам). Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан). Маленький горшок хорошо нагревается (Англия). Сын леопарда ­ тоже леопард (Африка). Куда лопата ведет, туда вода течет (Тибет). После обеда приходится платить (Англия). Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция). Примерные  варианты ответов:  1)   Семь   раз   отмерь,   один   раз   отрежь.  2) Шило в мешке не утаишь. 3) Мал золотник, да дорог. 4) Яблоко от яблони недалеко падает. 5) Куда иголка, туда и нитка. 6) Любишь кататься, люби и саночки возить. 7) Пуганая птица всего боится. Эти   и   другие   задания   позволяют   ученикам   хорошо   ориентироваться   в олимпиадных заданиях по русскому языку и литературному чтению. На занятии «За страницами учебника математики» использую ключевые компетентности:   Интеллектуальная   (преобразование   текста   условия   задачи   в схему   и   её   дополнение;   аналитико­синтетические   умения, необходимые для поиска решения).   Коммуникативная   (анализ   условий   задач   в   устной   форме. обоснование своего мнения).  Оценочная (самооценка выполненной деятельности выражается в проверке решения). Коммуникативная   компетентность в   большей   мере   формируется   в процессе   изучения   предметов   гуманитарного   цикла,   но   представлена   в учебниках   всех   дисциплин   начальной   школы   и   достаточно   широко.   Она формируется по разному: ­   Назови   …,   расскажи,   объясни…,   придумай…,   постарайся   быстро назвать…, пользуйся словами … (предлагаются опорные слова) и т. д. начиная с первого класса у обучающихся начальной школы формирую задатки  компетентности, которая  носит  характер оценивания собственных возможностей и самооценки после выполнения задания: ­ Сможешь ли ты выполнить …, назвать …, начертить …, нарисовать …? проверь себя. Сравни свой ответ с ответами других учеников. Следующее   занятие,     которое   я   провожу   с   обучающимися   во   второй половине дня «Час здоровья». В своей работе я использую игровой метод. Предлагаю побыть детям в роли корреспондентов   по   разным   изучаемым   темам,   им   это   очень   нравиться. Каждый   хочет   попробовать   себя   в   этой   роли.   Например,   подготовить сообщение о значении профилактических прививок и убедить одноклассников их делать, так как это проблема нашего класса. Еще одна из тем: «Подвижные игры».   Ученики   находят   материал   о   данной   темы,   рассказывают   о   пользе подвижных игры  и сами обучают правилам игры и т.д. На занятиях реализию здоровьесберегающие технологии: провожу подвижные физминутки,   упражнения,   направленные     на   снятие   психологического   и физического  напряжения. В   своей   деятельности   по   организации   учебно­воспитательного   процесса   я использую: 1.Положительный эмоциональный настрой на работу всех обучающихся в ходе урока. 2.Проблемное введение в тему урока. 3.Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания. 4.Групповые   работы   на   уроке,   в   том   числе   и   с   ролевым   распределением работы в группе. 5.Выдвижение идеи (мозговой штурм). 6.Постановку вопроса (поиск гипотезы). 7.Формулировку предположения (гипотезы). 8.Обоснованный выбор способа выполнения задания. 9.Составление аннотации к прочитанной книге. 10.Поиск дополнительной литературы. 11.Подготовку сообщения. 12.Работу с компьютером по подготовке презентаций на заданную тему. 13.Самоанализ и самооценку, рефлексию. 14. Поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п. На   многих   уроках   работаю   с   высказываниями,   эпиграфами.   Именно   эта работа учит моих учеников выдвигать идеи и проблемы, выдвигать гипотезы. Так родился проект «», «Мусор и его вторая жизнь». Какой бы проект не выполнялся,   это   всегда   интересно   и   не   скучно   для   детей   и   учителя. Обучающиеся получают знания и умения, которые пригодятся им в среднем звене обучения. Это очень важно – подготовить переход в пятый класс. На проекте материал более углублен и расширен. Компетентностный  подход требует изменения системы оценивания: оценку выставлять   не   только   за   правильный   ответ,   но   и   анализируется   умение работать с информацией, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём. Оценивание становится более дифференцированным и более прозрачным. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно, и в полной мере, отражает компетентностный подход, спрашиваю себя: 1.На что направлена организованная мною деятельность ученика? 2.Значимо ли для обучающегося то, что он делает? Заключение Таким   образом,   компетентность   ­   это   характеристика   человека,   его личное качество, а компетенция ­ это то, чем он владеет.  Если выпускник начальной   школы   после   изучения   начального   курса   может   применять выработанные умения и полученные знания по данному предмету в среднем звене и в своей жизни, то есть решать возникающие проблемы, то его можно считать компетентным в данной области. Реализация   компетентностного   подхода   на   уроках   способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, повышению интереса к   предмету,   нацеливает   ученика   и   преподавателя   на   конечный   результат: самостоятельное   приобретение   конкретных   умений,   навыков   учебной   и мыслительной деятельности. В   понятие   «компетентностный   подход»   включен   момент,   что   70   % урока  ученики  должны работать самостоятельно. Самый продуктивный урок ­   это   урок,   где   учителя   мало.   Проблемные   ситуации,   обучение   через деятельность,   вопросы,   требующие  доказательств,   аргументации   –   все   это позволяет сделать урок динамичным.  Развить   каждого   ученика   как   творческую   личность,   способную   к Но традиционные уроки не всегда могут справиться с этой задачей, ведь на них ученик – объект обучения, а не личность, способная на творческое развитие.   Поэтому   необходимы   поиски   новых   форм   организации   учебно   ­ воспитательного процесса, которые позволили бы: 1.   Обеспечить   высокий   уровень   знаний   обучающихся   начальной   школы, умение самостоятельно приобретать и применять их на практике. 2. практической работе с различными материалами и инструментами. 3. Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс. формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление. 4.   Повышать   мотивацию   к   совместной   работе   в   группе,   сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений. 5. Сформировать у обучающихся целостную картину мира. 6. Грамотно работать с информацией.         Таким   образом,   учебный   материал   создаёт   широкие   возможности   для формирования ключевых компетентностей младших школьников в начальной школе.   Список литературы 1. Алексютина   Н. Зачем   ребенку   октановое   число?   Вопросы компетентностного   обучения   обсуждались   в   Петербурге   //   Учительская газета. ­ 2002. ­ №51.­ http://www.ug.ru/02.51/t5.htm 2. Гетманская   А.А. Модульный   подход   в   формировании   ключевых компетенций   у   учащихся   //   Интернет–журнал   «Эйдос».   ­2005.   ­   10 сентября. ­ http://www.eidos.ru/journal/2005/0910­24.htm 3. Доманский   Е.В. Рефлексия   как   элемент   ключевой   образовательной компетенции   //   Интернет–журнал   «Эйдос».   ­   2003.   ­   24   апреля.   ­ http://www.eidos.ru/journal/2003/0424.htm. 4. Ключевые компетенции   и   образовательные   стандарты.   Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО // Интернет–журнал «Эйдос». ­ 2002. ­ 23 апреля. ­  http://www.eidos.ru/journal/2002/0423­ 1.htm 5. Лобок   А. Главная   сложность   «компетентностного   подхода»   //   Первое сентября. ­ 2005. ­ №18. ­  http://ps.1september.ru/article.php?ID=200501806 6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. ­ М., «Когито ­ Центр», 2002. 7. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756–р (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года). 8. Тихоненко   А.В. К   вопросу   о   формировании   ключевых   математических компетенций младших школьников // Начальная школа. ­ 2006. ­  №4. ­ С. 78–84. 9. Фрумин И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Учительская газета. ­ 2002. ­ №36. ­ http://www.ug.ru/02.36/t24.htm 10.Харламова Т. Компетентное обсуждение // Школьный психолог. ­ 2002. ­ №20. ­ http://psy.1september.ru/2002/20/2.htm 11.Хуторской   А.В. Ключевые   компетенции   и   образовательные   стандарты   // Интернет–журнал«Эйдос».­2002.­23апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm 12.Хуторской   А.В. Ключевые   компетенции   как   компонент   личностно– ориентированной парадигмы // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64. 13. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. — М., 1998.

Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ  учителей     «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ  учителей     «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ  учителей     «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ  учителей     «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ  учителей     «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ  учителей     «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ  учителей     «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ  учителей     «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ  учителей     «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ  учителей     «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ  учителей     «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ  учителей     «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ  учителей     «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ  учителей     «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ  учителей     «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ  учителей     «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ  учителей     «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ учителей «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»

Научно-практическая конференция исследовательских работ  учителей     «Реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2019