В 2017 году работа "Волшебство красок" стала победительницей научно-практической конференции на школьном уровне среди начальных классов, заняла 2 место на городском уровне. Работу выполнила ученица 1 класса. Казалось бы что можно исследовать в рисовании? ... Оказывается можно. И не только можно, но и нужно.
Городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов
младших школьников «Я – исследователь»
исследовательский проект «Волшебство красокВыполнила обучающаяся 1 Г класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №18» города Чебокскары Чувашской Республики
научный руководитель классный руководитель 1г класса Варякина Тамара Владимировна
1Содержание
Введение…………………………………………………………………2
1. Основная часть
1.1. Что такое «краска»?.....................................................................4
1.2. Свойства цветов…………………………………………………4
1.3. Что такое цветоведение?.............................................................5
2. Исследовательская часть
(синий, желтый и
Смешивание трех оновных цветов
2.1.
……………………………………………………………..6
2.2. Цветовые оттенки разным способом………………………….8
2.3. Получение белой краски в домашних условиях……………..9
2.4. Получение оранжевой и розовой краски дома………………10
Заключение……………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………….15
Приложение…………………………………………………………….16
красный)
2Введение.
Задумывались ли вы о роли красок в нашей жизни? Ведь чаще всего, мы их даже не
замечаем – наши игрушки, книги, стены нашего дома и все, что нас окружает, имеет свой цвет.
Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить
действительность.
А я задумалась: откуда же берутся краски? Смогу ли я разнообразить цветовую гамму
самостоятельно?
Я люблю рисовать, и чаще всего рисую гуашевыми и акварельными красками,
фломастерами и карандашами. Все это сейчас можно купить в магазине.
Както раз я рисовала рисунок на тему зимы, и обнаружила, что у меня закончилась белая
краска. Было уже довольно поздно и магазины были закрыты. Передо мной встал вопрос смогу
ли я сама получить краски в домашних условиях?
Все это оказалось началом моей исследовательской работы.
Целью является узнать:
1. Что такое цветоведение.
2.
Можно ли получить краски в домашних условиях.
Исходя из этого, я поставила перед собой задачи:
Узнать, какие бывают краски?
Получение цветовой палитры путем смешивания красок.
Провести эксперимент изготовления красок в домашних условиях.
Провести анализ результатов с применением в практической работе (подготовка
рисунков).
Гипотеза:
1. Краски разных цветов и оттенков можно получить самому.
2. Краски в домашних условиях сделать невозможно.
Актуальность. Я считаю, что результаты моего исследования пригодятся детям. Им
будет интересно узнать, что рисовать можно не только красками, но и можно самим приготовить
волшебные краски и нарисовать ими необыкновенные рисунки.
Я пользовалась различными методами, чтобы проверить мои гипотезы:
Ходила в библиотеку
Спрашивала у родных
Посмотрела в Интернете
Провела некоторые наблюдения и эксперименты.
Основная часть
1.1. Что такое «краска»?
3Краска материал, служащий для придания цвета. Краски были известны очень давно.
Краска, как гласит словарь В.И. Даля – всякое вещество, служащее для крашения, для окраски
во все цвета.
Я узнала, что краски – это цветные красящие вещества. Цвета красок бывают: теплые и
холодные.
К теплым относятся: желтые, оранжевые, красные, коричневые, то есть все краски,
которые в основе своей содержат то или иное количество красного или желтого цвета.
К холодным – голубые, синие, фиолеовый, если в них преобладают холодновато синие
оттенки. А зеленые, фиолетовые, серые и черные цвета могут быть как холодными, так и
теплыми в зависимости от особенностей колера.
Теплые цвета называются так, потому что напоминают цвет огня, солнечный свет и т.п.
Холодные цвета называются так, потому что ассоциируются со льдом и водой.
1.2.
Свойства красок.
Я начала упорно инересоваться свойствами красок и их видами. Посмотрев интерсующие
материалы в интернете, а так же используя знания, полученные в художественной школе, можно
сказать то, что краски делятся на:
акварельные краски, они имеют лёгкие, полупрозрачные цвета, которые дают новые
оттенки при смешивании. Акварель отлично подходит для создания портретов, пейзажей
и натюрмортов.
гуашь имеет более плотную текстуру, чем акварель, а при высыхании поверхность
становится матовой. Она имеет большую плотность, более насыщенные цвета.
акриловые краски цвета акриловых красок, независимо от художественной цели,
всегда остаются яркими, сочными и «радующими глаз». После высыхания на поверхности
образуется стойкое покрытие, не тускнеющее со временем и не смывающееся водой.
масляные краски – славящиеся своей долговечностью, имеют яркие цвета и плотную
фактуру, то есть то, что позволяет добиться объёмности и максимальной реалистичности
изображения человека, пейзажа или натюрморта.
темперные краски в отличие от масляных, высыхают намного быстрее. Помимо этого у
темперы есть ещё масса достоинств: она не меняет своего цвета с течением времени, не
смывается водой после полного высыхания и сочетается с другими видами красок.
1.3. Что такое цветоведение?
Всем известно, что предметы бывают разных цветов и оттенков. Но чистых цветов всего
три. Остальные цвета называются производными, или составными.
Основные цвета – красный, желтый и синий.
Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые называются составными. То есть,
смешав желтый с синим, мы получим зеленый цвет, а красный с желтым – оранжевый.
Наука об изучении цвета называется цветоведением. Цветоведение должен знать
художник, иначе он не сможет нарисовать хорошую картину.
2. Исследовательская часть
2.1. Смешивание трех основных цветов (синий, желтый и красный).
С целью эксперимента проведем опыт №1 – попробуем смешать основные цвета.
4Нарисуем три одинаковых треугольника так, чтобы угол каждого из них заходил на
предыдущий треугольник.
Раскрасим первый треугольник синей акварельной краской и дадим ему хорошенько
просохнуть. В это время тщательно вымоем в воде кисточку, отожмем ее, возьмем желтую
краску и раскрасим второй треугольник. Закрасим его весь желтой краской и посмотрим, что у
нас получилось. Какого цвета вышел тот кусочек, где желтый цвет попал на синий? Зеленого.
Дальше, также дав рисунку просохнуть, берем красную краску и закрашивам третий
треугольник, и видим, что на том кусочке его, который «залез» на предыдущую фигуру,
получился не желтый, не красный, а оранжевый цвет!
Этот способ перекрывание одного цвета другим называется лессировкой. Мой педагог по
рисованию Земфира Амировна мне объяснила, что лессировка нужна для того, чтобы усилит
яркость цвета или получить другой цвет.
Посмотрим, как получить другие цвета.
А можно ли получить красный, синий и желтый, смешивая другие цвета?
Красный, синий и желтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому их и называют
основными цветами. Без них никак нельзя обойтись; а все остальные цвета, которые можно
составить из основных, смешивая один с другим, называются составными.
Эксперимент по смешиванию цветов я провела с детьми в классе. Работа детям очень
понравилась.
2.2. Цветовые оттенки разным способом.
Огромное количество оттенков можно получить и другим способом – например, если
количество одной краски увеличить, а другой уменьшить.
Проведем опыт №2. Возьмем желтую и синюю краски (причем желтой должно быть
намного больше, чем синей) и смешаем их. Мы получим желтозеленый цвет, он называется еще
салатовым.
5Рис. 1 Рис. 2
А теперь, наоборот, возьмем много синей краски и совсем чутьчуть желтой и, смешав их,
увидим, что у нас получился совсем другой цвет – синезеленый.
Выводы по экспериментам №1 и №2:
У красок есть удивительное свойство: их можно смешивать и получать новые цвета.
Таким образом, цветовую палитру можно разнообразить путем смешивания красок:
в определенной последовательности;
только одного состава;
в разных пропорциях.
2.3. Получение белой краски в домашних условиях
Так как мне был необходим белый цвет для моего рисунка, то целью эксперимена является
получить белую краску. В данном эксперименте мне помогла моя семья.
Итак, начинаем эксперимент №3.
1. Для начала приготовили материалы. Взяли 2
кусочка мела и полстакана молока.
2. Мел измельчили на тарелке до
порошкообразного состояния.
3. Затем добавили в тарелку молоко.
4. Полученную смесь тщательно перемешали
до густоты.
.
И, о чудо, мы получили белую краску!
2.4. Получение розовой и оранжевой краски дома.
6Мне очень понравилось делать краску дома и я захотела получить еще какиенибудь цвета,
например оранжевый и розовый. В интернете я нашла рецепт «волшебной краски» и приступила
к эксперименту №4.
1. В интернете я нашла рецепт «волшебной
2.Для эксперимента нам необходимо взять:
краски».
1 кружка муки,
12 ст. ложки соли,
12 ст. ложки растительного масла
(любого),
1,5 ст. ложки клея ПВА.
Морковный сок.
Свекольный сок.
3. Муку смешать с солью и наливать воду
тонкой струйкой, сразу размешивая, чтобы
не образовывались комочки. Затем добавить
4. Краски похожи на тесто для блинов. Затем
в готовую краску добавляем выжатый сок
из моркови.
клей и масло.
5. Мне захотелось получить ещё какойнибудь
другой цвет. Например, что будет, если
добавить сок из свеклы. Мы проделали все
то же самое, только на этот раз я добавила
сок из свеклы, вместо моркови.
И вауля, «волшебная краска» готова!
6. Ух ты, мы получили оранжевый цвет из
моркови и розовый из свеклы.
Выводы по экспериментам №3 и №4:
Краски можно получить в домашних условиях.
Однако краски были не такие уж яркие, по сравнению с магазинными.
Я выяснила, что в овощах и ягодах есть красящие вещества и из них можно сделать
краски.
К сожалению, краски, приготовленные в домашних условиях, не хранятся долго.
Максимум 1 день.
У самодельных красок имеется специфический запах.
7С помощью красок, сделанных в домашних условиях, я раскрасила свои рисунки (см.
Приложение).
Я довольна своими наблюдениями и проведёнными экспериментами, потому что поняла, в
природе много тайн, которые она открывает только любознательным.
Заключение.
Изучив различные литературные источники и интернет ресурсы, я узнала, что же такое
«краска», рассмотрела их свойства и сделала для себя новые открытия. О сущесвовании
некоторых видов я даже и не знала. Теперь мне известно 5 видов красок.
Я смогла достигнуть своих поставленных целей. Теперь я знаю, что цветоведение это
наука об изучении цвета. Также благодаря интересным рассказам моего педагога я узнала, что
чистых цветов всего три, а остальные цвета называются производными.
Гипотезы, поставленные мною и моим научным руководителем, были рассмотрены.
Подтверждение первой гипотезы доказали проведенные мною опыты №1 и №2. Оказалось,
краски разных цветов можно получить самому. Цветовую палитру можно разнообразить путем
смешивания красок:
в определенной последовательности;
только одного состава;
в разных пропорциях.
Вторая гипотеза не подтвердилась. В интернете я рассмотрела различные сайты, и нашла
способ добывания краски в домашних условиях. Это подтверждают проведенные мною
эксперименты №3 и №4. В ходе эксперимента я получила белый, оранжевый и розовый цвета.
Так же я могу сказать то, что сделанные мною краски были не такие уж яркие, по сравнению с
магазинными. К сожалению, краски, приготовленные в домашних условиях, не хранятся долго
(максимум 1 день). У самодельных красок имеется специфический запах.
В процессе моих исследований и экспериментов я смогла получить огромное количество
цветов с помощью «игры красок».
Я выяснила краски везде вокруг нас! Стоит только приглядеться повнимательнее.
Я довольна своими наблюдениями и проведёнными экспериментами, потому что поняла, в
природе много тайн, которые она открывает только любознательным!
В дополнение я предлагаю вам посмотреть мои работы в приложении, где я употребила
смешивание цветов.
Список использованной литературы.
1. Шалаева Г.П. «Учимся рисовать» Москва: Издательство АСТ: СЛОВО, 2016.
2. О. Соловьева Необыкновенное рисование. – М.: мозаикасинтез, 2005.
3. Интернет ресурсы:
http://sdelay.tv
http://howtogetrid.ru
http://naukaveselo.ru
8Приложение.
910