Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"
Оценка 4.7

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Оценка 4.7
Научные работы
doc
история
Взрослым
27.02.2017
Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"
Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, книгу, модель, газету, буклет. Дополним ещё некоторые достоинства проектов: учащиеся видят перед собой конечный результат – то, что они сделали своими руками, во что вложили свою душу. Проекты позволяют выявить творческие способности учащихся, их деловые качества. Для подростков проекты – средство самореализации,самоопределенияНаучно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"
Проектная технология.doc
Содержание. 1. Теоретическое   обоснование   эффективности   использования   проектной технологии на уроках истории. 2. Виды проектов. 3. Оформление проекта. Защита проекта. 4. Исследовательский проект «Русско­японская война 1904­1905 годов». 5. Ролевой проект «Гражданская война в России 1918 – 1920 годов». 6. Информационный проект «Коллективизация: как это было». 7. Проект­самоеализация «Голод 1932 – 1933 годов». 8. Индивидуальный проект «Герои Сталинградской битвы». 9. Персональный исследовательский проект «Еланский район – фронту!» 10.Краткосрочный   проект   «Партизаны   и   подпольщики   Великой Отечественной». 11.Групповой проект юных художников «Политика Н.С.Хрущёва». 12.Практико­ориентированный проект «Советско­афганская война». 13.Долгосрочный проект «Россия – моё будущее». 1. Теоретическое   обоснование   эффективности   использования проектной технологии на уроках истории. Современная   российская   образовательная   политика   предусматривает   решение одной из главных задач – обеспечение современного качества образования, развития и становление личности, способной жить в изменяющемся мире. Приоритетным   условием   решения   этой   задачи   является   использование преподавателями   истории   в   своей   педагогической   практике   современных образовательных   технологий.   В   современных   педагогических   технологиях преобладают   активные  методы  обучения,  имеющие  исключительную  важность  при обучении истории. Один из активных методов – метод проектов, рассматриваемый как эффективная педагогическая технология 21 века и как позитивная методология решения задач, возникающих перед человеком в течение жизни, как средство решения жизненных проблем. Преимущества   проектной   технологии.  Они,   прежде   всего,   в   том,   что ограниченный узкими рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность. А   известная   логика   от   простого   к   сложному   предполагает   следующие   формы самостоятельной   работы   учащихся:   творческую   работу   (   подбор   примеров, оформление   иллюстраций,   написание   мини­сочинений   и   т.д.),   сообщение,   доклад, рефера, исследование, проект.  Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что­то новое: продукт, отношение, книгу, модель, газету, буклет. Дополним   ещё   некоторые   достоинства   проектов:   учащиеся   видят   перед   собой конечный результат – то, что они сделали своими руками, во что вложили свою душу. Проекты позволяют выявить творческие способности учащихся, их деловые качества. Для   подростков   профессионально­технического   училища   проекты   –   средство самореализации,самоопределения.   Именно   при   выполнении   творческого   проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен применить свои знания? При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности и требования: к сильным – сложные, к слабым – по их реальным возможностям. Овладение проектным методом развивает социальный аспект личности и за счёт включения   её   в   различные   виды   деятельности,   прививает   учащимся   жизненно­ необходимые знания и умения.* Проектный метод – это та педагогическая технология, которая ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Под проектом подразумевается специально организованный учителем комплекс учебных действий, завершающийся созданием продукта труда, презентации .Эффективность поектной   технологии   в   преподавании   истории   представляет   собой   реально существующую проблемную ситуацию, выбранную учащимся. *    Саплина   Е.В.     Проектная   деятельность.   (   Современные   образовательные   технологии   в преподавании предметов гуманитарного цикла ).М., 2007г. **  ж. Исследовательская деятельность №5 2009г. ( Проектная деятельность школьников). Основные учебные задачи, стоящие перед проектной деятельностью:  Научить   подростков   самостоятельно   достигать   намеченной   цели, конструировать полученные знания;  Учить предвидеть проблемы, которые предстоит решить по созданию проекта;  Сформировать   умения   ориентироваться   в   информационном пространстве:   находить   источники   информации,   получить   навыки обработки информации;  Приобрести навыки проведения исследований;  Сформировать навыки презентации полученных знаний и опыта. Тематика   проектов   определяется   как   практической   значимостью,так   и доступностью их выполнения. Поставленная   проблема   должна   быть   привлекательна   по   формулировке   и должна   стимулировать   повышение   мотивации   к   проектной   деятельности. Проектный метод в современном образовании – это дидактическое средство активизации   познавательной   деятельности,   развития   креативности   и одновременно формирование определённых личностных качеств как учителя, так и учащихся. В   ходе   проектного   обучения   образовательный   процесс   строится   в   логике деятельности,   имеющей   личностный   смысл   подростка.   А   это   повышает   его мотивацию в учении.   Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию учащегося, его самореализацию. Цель проектной деятельности  состоит в том, чтобы создать условия , при которых обучающиеся: 1). Самостоятельно и охотно пробовали себя в различных сферах на основе самостоятельной цели проекта. 2).  Приобретают коммуникативные умения, работая в группах или парах. 3).  Развивают у себя исследовательские умения ( выделение проблем, сбор информации, наблюдение, эксперимент, обобщение). 4).  Развивают логическое мышление, разрабатывают программу действий по реализации проекта,осуществляют рефлексию). Деятельность преподавателя в процессе реализации проекта:  Он   разрабатывает   программно­методическое   и   дидактическое обеспечение образовательного процесса.  Формирует   образовательную   информационно­коммуникативную   и рефлексивную компетентность подростков.  Проектирует самостоятельную работу обучающихся с дополнительными источниками,с ресурсами Интернета.  Осуществляет   диагностику   готовности   обучающихся   к   дальнейшему обучению.  Создаёт   условия   для   развития   активностиобучающихся   в   чебной   и внеучебной деятельности.*  Худин А.Н.  Проектнаяи исследовательская деятельность в старших классах. ( ж. Завуч. №6 2006г.  стр. 116­118 ). 2.  Виды проектов. Учебный   проект  –   это   проект,   осуществляемый   учащимися   под руководством педагога и имеющий педагогическую цель.  –   совместная   учебно   –   познавательная   Групповой   проект , исследовательская,   творческая   или   игровая   деятельность   учащихся­ партнёров,   имеющая   общую   проблему,   цель,   методы   и   способы   решения проблем, направленная на достижение совместного результата. Ролевой   проект  –   это   проект,   в   котором   изначально   определены   роли участников и правила взаимоотношений между ними, а структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца. Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков. Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели до одного месяца. Долгосрочный проект  – проект продолжительностью от двух месяцев и более ( до нескольких лет). Персональный   проект  –   проект,   выполняемый   одним   учащимся   под руководством преподавателя. Информационный   проект   ­  проект,   в   структуре   которого   акцент проставлен на презентации. Монопроект  – проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета ( например, истории ). Практико­ориентированный проект  – проект, основной целью которого является   изготовление   средства   прикладного   характера   для   разрешения проблемы. Творческий   проект  –   его   центром   является   творческий   продукт самореализации учащихся проектной группы или отдельного учащегося. Телекоммуникационный   проект организованный на основе компьютерной телекоммуникации. *  –   учебный   групповой   проект,  Дорджиева Л.А.  Организация проектной деятельности учащихся Элиста, 2006 год. Проект­самореализация – высшее проявление проектной деятельности. Во многом он имеет аналогичные характеристики, а цель этого проекта видится учащимся в нахождении своего «Я» в этоц деятельности, реализации своих сущностных сил, то есть самореализации, осознание своего вклада в проект. В  нём   основной   акцент   делается   на   личную   или   социальную   значимость, полезность проектной деятельности. В  проекте­самореализации   учащиеся   действуют   с   максимальным   уровнем самостоятельности,запуская механизмы «само»:  Самоактуализация;  Саморазвитие;  Самореализация. Использование проектной технологии на уроках истории – это творческая, в значительной степени самостоятельная  деятельность учащихся; а виды этой интересной технологии подразумевают: 1. поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, анализ и обобщение собранного материала; 2. выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную проверку или сбор экспериментальных данных; 3. социально­значимую   практическую   деятельность   по   результатам личностно­ исследований, отражающих проведённых индивидуальную позицию.       Независимо от того, какой вид проекта избран преподавателем и учащимися, важно правильно разработать структурирование проекта.  Можно предложить такой вариант структуры : 1­я стадия. Подготовка к работе над проектом. 2­я стадия. Выбор актуальной проблемы. 3­я стадия. Сбор информации. Разделившись на группы, учащиеся изучают комплекс материалов. 4­я   стадия.  Обработка   материала,  выяснение   способов  решения  проблемы, разработка программы реализации проекта. 5­я стадия. Реализация плана действий команды. 6­я   стадия.   Подготовка   к   защите   проекта.   Идёт   сбор   папки   дркументов ( портфолио ). 7­я стадия. Презентация проекта.  8­я   стадия.   Рефлексия.   Определяются   трудности   в   проекте,   выявляются ошибки, оценивается вклад каждого участника.*  Прокопенко Т.П.   Социальное проектирование.   ( Сборник «Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов гуманитарного цикла ). М., 2007год. 3. Оформление проекта. Несмотря на разнообразие проектов, все они в своём завершённом виде, в виде конечного продукта, должны отвечать определённым общим требованиям. Эти   требования   необходимы   в   обеспечении   удобства   для   тех,кто   в   будущем будет работать с проектом. Паспорт   проектной   работы.  Его   назначение   в   том,   чтобы   показать описание проекта, подготовленного для публикации или для хранения. Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:  Название проекта.  Руководитель проекта.   Консультанты проекта.  Учебный предмет, в рамках которого выполнен проект.  Возраст учащихся, на который рассчитан проект.  Состав проектной группы.  Тип проекта ( информационный, исследовательский и т. д. ).  Цель проекта.   Задачи проекта.  Вопросы проекта ( 3­4 важнейших проблемных вопроса ).  Необходимое оборудование.  Аннотация   (   актуальность   проекта,   его   значимость,   воспитательный аспект, краткое содержание ).  Предполагаемые продукты проекта.  Этапы работы над проектом ( форма, продолжительность, место работы учащихся, содержание работы ).  Предполагаемое распределение ролей в проектной группе. Оформление проектной папки. Проектгая папка ( портфолио проекта ) – один   из   обязательных   выходов   проекта,предъявляемых   к   защите ( презентации ) проекта. Смысл   предъявления   папки   на   защите   –  показать   ход   работы   проектной группы. В портфолио проекта входят:  a. Паспорт проекта; b. Вся собранная информация по теме проекта; c. Результаты исследований; d. Записи всех идей, гипотез и решений; e. Краткое описание всех проблем; f. Эскизы, рисунки, графики,итаблицы, фотодокументы; g. Материалы к презентации. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.* *   Светенко Т.В.   Обучение с использованием современных образовательных технологий. М, 2007год.   Защита   проекта.  Для   моих   учащихся   защита   проекта   –   это   момент самореализации, радости и гордости за выполненную работу. Общими рекомендациями для защиты проекта служат следующие: 1.   Эмоциональное   и   короткое   по   времени   изложение   материала   с интересными примерами. 2.  Употребление только понятных терминов. 3.  Хорошо воспринимается рассказ,а не чтение текста. 4.   наглядный материал. 5.  Постараться предупредить возможные вопросы.   Выступление   выиграет,   если   будет   максимально   использоваться Провести предварительный хронометраж своего выступления и  Выписать на отдельные карточки ту часть содержания, которая  Рекомендации по технике подготовки защиты проекта:  довести его до нужной продолжительности.  прозвучит в выступлении, и разложить ихпо порядку.    родственниками. Заранее продумать детали своего рабочего места. Приготовить чёткий и красочный наглядный материал. Провести тренировочное выступление перед друзьями,  Выступающему учащемуся необходимо представить полезные рекомендации:  Начинать своё выступление с приветствия.  Огласить название своего проекта, сформулировать его основную часть и причину выбора темы.  Не забывать об уважении к слушателям в течение всего выступления ( говорить внятно ).  Поблагодарить слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.  Стараться ответить на все вопросы. Творчески работающие преподаватели истории всегда ищут пути и способы совершенствования   преподавания   истории.   Обновление   содержания образования   требует   новых   педагогических   технологий,   несущих   высокую степеть самостоятельности учащихся  Такой   технологией   и   является   проектная   технология   как   самореализация обучающихся на уроке истории и во внеурочное время.*  Тайкова Е.В. История. Инновационные формы уроков.Волгоград.2010 год. Использование проектной технологии на уроках истории России. ( По учебнику А.А.Левандовского История России 20­начало 21 века.  11 класс ). В ГАОУ НПО «Еланское ПУ №52» ­ 2 курс обучающихся. Тема: Русско­японская  война 1904­1905 годов. Цели урока:  1. Разработать   учебный   проект   о   малоизученных   фактах   русско­ японской войны 1904­1905 годов. 2. Развивать творческие и исследовательские способности, логическое мышление обучающихся путём сравнительного анализа исторических фактов. 3. Воспитывать интерес к военной истории. Тип поекта: коллективный исследовательский проект. Использованные   технологии: ориентированное обучение, групповая технология.  проектная   технология,   личностно­ Работа над проектом «Русско­японская война». Вступительное   слово   преподавателя.    Прошло   более   100   лет,   как окончилась   русско­японская   война   1904­1905   годов,   которая   велась   за господство в Северо­Восточном Китае и Корее.  Начатая Японией, война принесла колоссальные потери для России на суше и на море в поражениях у   Порт­Артура,   на   реке   Шахэ,   под     Мукденом,   при   Цусиме.     Много нераскрытых   страниц   этой   войны   заставляли   историков   вновь   и   вновь проводить поиски и исследования.  Давайте и мы на уроке составим проект «Русско­японская   война»,   в   котором   раскроем   проблемы   основных сражений,   легенды   и   факты   войны,   судьбу   прославленных   русских кораблей,   военное   мастерство   командующих   русским   флотом   и   итоги русско­японской войны. На   уроке   будут   работать   5   основных   групп   юных   исследователей, аналитиков, историков, экспертов, поисковиков. Коллективный   исследовательский   учебный   проект   представляют   5 творческих групп обучающихся.  . Историки Группа №1      . Освещают проблему «Основные сражения русско­ японской войны». 1. Оборона Порт – Артура. 2. Сражение на реке Шахэ. 3. Битва под Мукденом. 4. Цусимское сражение.  Поисковики. Группа №2.        Составляют статьи по проблеме «Легенды и факты русско­японской войны». 1. Было ли нападение японцев на Порт­Артур внезапным? 2. Легенда о гибели миноносца «Стерегущий». 3. Как подорвался на мине броненосец «Петропавловск»? 4. Легенда о скорострельности японской корабельной артиллерии. 5. Неподготовлены ли были русские комендоры? 6. Причина гибели броненосцев в Цусимском сражении. 7. Верно ли утверждение, что «чудом» были японские фугасные снаряды?   Исследователи. Группа №3.        Готовят сообщения и фотоматериалы «Судьба русских кораблей». 1. Крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец». 2. Флагманский броненосец «Петропавловск». 3. Миноносец «Стерегущий» и крейсер «Богатырь». 4. Крейсер «Новик». 5. Броненосец «Севастополь». 6. Крейсеры «Россия», «Громовой» и «Рюрик». 7. Броненосец «Александр Третий». 8. Броненосцы «Ослябя» и «Князь Суворов». 9. Крейсеры «Владимир Мономах» и «Дмитрий Донской».  Аналитики. Группа №4.        Анализируют проблему «Командующие русским флотом». 1. С.О.Макаров. 2. З.П.Рожественский. 3. А.М.Стессель. 4. Н.И.Небогатов. 5. П.И.Серебренников. 6. В.О.Эссен. 7. Контрадмирал Витгефт.  Эксперты. Группа №5.        Подводят итоги составления проекта – «Итоги русско­японской войны». 1. Подписание Портсмутского мира ( сентябрь 1945г. ) 2. Потеря Россией Южного Сахалина в пользу Японии. 3. Передача Японии Ляодунского полуострова и Порт­Артура. 4. Потери России: 400 тысяч человек убитых и раненых. 5. Гибель Тихоокеанского флота. Ресурсный материал к исследовательскому учебному проекту «Русско­японскаявойна 1904­1905 годов».  Русско­японска война. Работа группы №1.  Легенды и факты русско­японской войны. Материал группы №2.  Фотографии русских кораблей. Материал группы №3.  Русские корабли в русско­японской войне. Материал группы №3.  С.О.Макаров. Материал группы №4.  З.П.Рожественский. Материал группы №4.  Итоги русско­японской войны. Материал группы №5.  Глава из документального романа А.С.Новиков –Прибоя «Цусима». Ролевой проект «Гражданская война в России 1918 – 1920 годов». Цели урока:  1. Исследовав  исторические  документы,  сформировать  представления   о том, что Гражданская война в России была братоубийственной войной и стала национальной трагедией народа. 2. Развивать навыки работы по составлению проекта. 3. Воспитывать гражданскую позицию в оценке красного и белого террора. Используемые   технологии:  проектная   технология,   групповая   деятельность, интегрирование истории и литературы. Формы продуктов проектной деятельности: презентация «Гражданская война – трагедия России». Цели проекта: 1. Уважение к историческому пути своего народа, воспитание личности, самостоятельной в мышлении. 2. Формирование   представлений   о   Гражданской   войне   в   России, осмысление альтернатив и итогов войны. Вид проекта: ролевой проект. Оборудование урока: карта «Гражданская война и иностранная интервенция в России.  1918­1920   годы»;   «красные   полководцы»  и  «белые   полководцы»  ­ портреты; мультимедийный проектор. Ход урока.   терпимость, Введение в проект. Ведущий.  Исторические события в России противоречивы и  неоднозначны.  А   события   Гражданской   войны   и   сейчас   вызывают   много споров.   Классовое   противостояние   рождало   Гражданскую   войну.   Но Гражданская   война   в   России   сложнее,   чем   классовое   противостояние. Принцип   «Кто   не   с   нами,   тот   против   нас»   отодвинул   такие   известные общечеловеческие   ценности:   гуманизм, нравственность. Гражданская война стала братоубийственной войной, разделившая народ на «красных» и «белых». А когда с оружием в руках отец идёт против сына, брат против   брата,   ­   это   настоящая   величайшая   трагедия.   Война   принесла взаимную жестокость, непримиримую злобу, террор. Большевики отстаивали завоевания Октябрьской революции. Их противники преследовали иные цели: «за единую и неделимую» монархическую Россию, за Россию советскую, но без коммунистов. Чья же программа развития России была приемлема для народа? Ответим на эти вопросы.   милосердие, Формирование творческих групп:  Творческая группа №1.  «Красные».  Творческая группа №2. «Белые».  Творческаягруппа №3. «Третья сила».  Творческаягруппа №4. «Художники и литераторы». Группа№1 «Красные». 1. 2. 3. 4. Расскажите   о   прославленных   военачальниках:   М.Фрунзе, М.Тухачесссвском, С.Лазо, В.И. Чапаеве, Н.Щорсе и др. Причины введения «красного террора». Введение политики «военного коммунизма». Отношение интервенции к Красной Армии. Группа №2. «Белые» 1. Представьте   талантливых   военачальников:   Колчака,Деникина, Врангеля, Юденича и др. 2. «Ледяной поход» колчаковской армии. 3. Добровольческая армия,  её действия. 4. Отношение интервенции  к белому движению. Группа №3. «Третья сила».  1. Недовольство крестьян продразвёрсткой. 2. Действия Нестора Махно. 3. Кто поддерживал политику Махно? Группа №4. « Художники и литераторы». 1. Под   какими   знамёнами   сражались   за   Россию   противоположные стороны? 2. Как писатели показали в произведениях братоубийственную войну? 3. Расскажите о Еланском крае в годы Гражданской  войны. 4. Спроектируйте   художественный   памятник   жертвам   Гражданской войны. Красная нить проекта: Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка, Мы смежены блаженно и тепло, Как правое и левое крыло. Но вихрь прошёл, и пропасть пролегла От правого до левого крыла. ( Марина Цветаева ). Информационный проект по теме: «Коллективизация : как это было». Цели урока:  1. Изучить   причины,   последовательность   и   перегибы   в   процессе коллективизации в СССР. 2. Составить информационный проект «Коллективизация: как это было», опираясь на документальный материал и литературные источники. 3. Воспитывать   правдивость   ,   объективность   в   изучении   отечественной истории сложных экономических вопросов. Используемые   технологии: интегрирование истории и литературы.  проектная   технология,   работа   в   парах, Формы продуктов поектной деятельности: буклет «Коллективизация: как это было». Цели проекта:  1. Воссоздать   объективную   картину   процесса   коллективизации   в  нашем государстве. 2. Осмысление итогов коллективизации. Вид проекта: информационный проект. Оборудование:    статья   И.Сталина   «Головокружение   от   успехов»,   таблица «Признаки   кулацких   хозяйств»,   газета   «Правда»   1987г,   М.Шолохов «Поднятая целина», М.Платонов «Котлован», декорация к сцене по роману М.Шолохова «Поднятая целина». Ход урока. Введение   в   проектную   деятельность.    Строительство   социализма   в   СССР требовало   утверждения   общественной   собственности   на   средства производства.   В   конце   20­х   годов   20   века   в   стране   76%   всего   населения составляли крестьяне.  А   осуществить   теорию   на   практике   было   крайне   сложно   –   это   означало переделывание всей сути крестьянства в социалистическом обществе. Составить проект коллективизации нам помогут творческие группы. Формирование творческих групп:    Информационная группа.  Экспертная группа.  Литературная группа.  Аналитическаягруппа. Информационная группа: 1. Почему отправной точкой коллективизации стал 15­й съезд ВКП(б)? 2. Как повлияла индустриализация на курс коллективизации? 3. Прокомментируйте статью И.Сталина «Головокружение от успехов». Экспертная группа: 1. Что   означают «раскулачивание»,   «спецпереселенцы»,   «середняки»,   класс»?   «Сплошная   коллективизация»,   «кулачество   как   понятия: 2. Проанализируйте,   в   чём   проявились   методы   власти   в   период коллективизации. 3. Дайте   оценку   беднякам,   середнякам   и   кулакам   на   основе   работы   с карточками. Литературная группа: 1. Представляют истинную картину раскулачивания по повести Платонова «Котлован»   (Жачев   вдруг   понял,   что   кулаки   такие   же   простые крестьяне). 2. Представляют   сцену   из   романа   М,Шолохова   «Поднятая   целина»   ­ «Перегибы в коллективизации». Вывод по вопросам:  Какой   принцип   коллективизации   нарушил   Макар   Нагульнов? (Добровольности)  Перед кем должен держать ответ Макар Нагульнов: перед судом   или   перед   собранием   партийной   организации?   (Перед собранием). Аналитическая группа: 1. Проанализируйте таблицу «Статистика коллективизации в СССР». 2. Докажите,   что   результаты   коллективизации   –   это   разделение общества  на 2 группы: бюрократию, сращивающуюся  с политической властью,  и класс работников, лишённых средств производства. Как отразилась коллективизация на судьбах людей страны? 3. Ресурсный материал:       Документы из газеты «Правда» 1987г. И.Сталин  «Головокружение от успехов». Отрывок из повести Платонова «Котлован». Колхоз и власть – интерактивное упражнение. Сцена «Перегибы в коллективизации». Карточки : «Бедняки», «Середняки», «Кулаки». Проект – самореализация по теме «Голод 1932­1933 годов». Цели урока:  1. Изучить причины и размах голода 1932 – 1933 годов в СССР. 2. Развивать умения составлять проект, используя крестьянский архив. 3. Воспитывать   гражданские   чувства,   представив   судебный   процесс   по факту голода 1932­1933 годов. Используемые   технологии:   процесс), личностно­ориентированное обучение.  проектная   технология,   игровая   (   судебный Формы продукта проектной деятельности: представление судебного процесса. Цели проекта:  1. На документальной основе из крестьянского архива ярко и убедительно доказать истинную причину голода 1932­1933 годов в СССР. 2. Умело сравнивать, обобщать и анализировать свидетельские показания крестьян. Вид проекта: проект­самореализация. Оборудование урока:   Учебное пространство – в виде заседания судебного процесса с судьёй, прокурором, адвокатом, свидетелями, историками.  Иллюстрированный материал: «Крестьянский архив», газета 1934 года «Балашовец»,   документ   «Голод»,   портрет   Сталина,   схемы   по коллективизации. Формирование творческих групп:  1. Группа №1. В неё входят председатель суда, судья, прокурор и адвокат. 2. Группа   №2.   Свидетели   голода   1932­1933   годов,   оставшиеся   в живых. 3. Группа   №3.   Эксперты   –   историки,   которые   дают   объективную оценку голоду 1932­1933 годов в СССР. Зимой   1932­1933   годов   в   сёлах   зерновых   районов   страны   –   на   Украине, Северном Кавказе, Нижней и Средней Волге, Южном Урале и Казахстане­ разразился массовый голод. Вымирали семьями, селениями… Индивидуальный проект по теме «Герои Сталинградской битвы». Цели урока:  1. Изучить   массовый   и   личный   героизм   защитников   Сталинграда, основываясь на докумены  битвы на Волге. 2. Развивать   умения   работать   над   проектом   и   его   защиты   в   виде презентации. 3. Воспитывать   чувства   патриотизма   и   гордости     за   тех,   кто   отстоял Сталинград. Используемые технологии: проектная технология, компьютерная технология, личностно­ориентированное обучение. Формы   продуктов   проектной   деятельности: Сталинграда».  презентация   «Герои Цели проекта:  1. Продемонстрировать   героизм     лётчиков   и   танкистов,   отстоявших Сталинград. 2. Показать   мужество   защитников   Дома   сержанта   Павлова   и   Дома сержанта Воронова. 3. Проследить стойкость медиков, детей и подростков в Сталинградской битве. Вид проекта:  индивидуальный проект. Оборудование:   Волгоградской области в Великой Отечественной войне 1941­1945 гг».  компьютер   и   мультимедийный   проектор,   «Книга   Памяти Автор   проекта:  обучающийся   –   боец   поисковой   группы   «Сталинградский прорыв»: 1. Герои Дома Павлова – многонациональная группа. 2. Подвиг Виктора Рогальского. 3. Снайпер Василий Зайцев и его ученики. 4. Бессмертие Матвея Путилова, связиста Титаева. 5. Танк Хасана Ямбекова. 6. Солдаты острова Людникова. 7. Босоногий гарнизон. 8. Защитники железнодорожного вокзала. 9. Медики Сталинграда ( Аня Бесчастнова, Гуля Королёва, Ильинична ). Мы поклонимся всем подряд, Кто в боях отстоял Сталинград. Персональный исследовательский проект по теме «Еланский район – фронту». Цели урока:  1. На   основе   краеведческого   материала   провести   исследование   и составить проект о вкладе жителей Еланского района в разгром врага в 1941­1945 годов. 2. Развивать   познавательный   интерес   к   истории   родного   края   в   годы Великой Отечественнойвойны. 3. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине – Елани. Используемые   технологии: технология, личностно­ориентированное обучение.  проектная   технология,   исследовательская Тип проекта: персональный проект. Формы   продуктов   проектной   деятельности:  брошюра   «Еланский   район   – фронту», фотовыставка «Герои­земляки», творческая работа для участия в областном конкурсе «Сталинградская битва». Задачи проекта:  1. Приобрести   навыки   проведения   исследования   (   вести   поиск информации и обобщать знания по краеведению ). 2. Научить конструировать полученные знания. Материально­техническое   оснащение  урока:  архивные  данные    о  Еланском районе в годы Великой Отечественной войны, фотодокументы. Автор   проекта:   «Сталинградский прорыв», представивший проект по проблемам:  обучающийся   2   курса,   боец   поисковой   группы  Перестройка жизни Елани на военный уровень.  Елань как прифронтовой район.  Формирование 60­й дивизии в Елани и дошедшей до Берлина.  Работа еланских госпиталей.  Вражеские самолёты – над Еланью.  Земляки­еланцы на фронтах Великой Отечественной.  Документальное приложение к теме «Еланский район – фронту». Краткосрочный   проект   по   теме   «Партизаны   и подпольщики Великой Отечественной». Цели урока:  1. Изучить   цели,   задачи   и   действия   партизанского   и   подпольного движения в годы Великой Отечественной войны. 2. Развивать навыки поиска и отбора исторических фактов партизанского и подпольного движения. 3. Воспитывать чувства глубокого уважения к тем, кто защитил страну от фашизма. Используемые   технологии:  групповая   технология,   проектная   технология, личностно­ориентированная технология. Тип проекта: краткосрочный проект. Формы   продуктов   проектной   деятельности: «Партизаны и подпольщики Великой Отечественной».    документальная   выставка Задачи проекта:  1. Прадставить   комплексную   борьбу   партизан   и   подпольщиков   как составную часть Великой Отечественной войны. 2. Преобретать   навыки   поиска   информации   и   обобщения   полученных знаний. Материально­техническое   оснащение   урока: документы и документальный альманах «Герои подполья».  мультимедийный   аппарат, Формирование   творческих   групп:  группа   №1   «Партизаны»;   группа   №2 «Подпольщики»; группа №3 «Эксперты». Ход урока. Работа группы №1 «    Партизаны».  Определить районы партизанских групп, отрядов и соединений.  Прадставить главную задачу партизан в любом регионе.  Командиры партизанских отрядов и соединений.  Партизанка Зоя Космодемьянская.  Партизанский отряд Дмитрия Медведева.  «Рельсовая война» ­ цели и задачи партизан.  Медаль «Партизану Великой Отечественной войны». Работа группы №2.     «Подпольщики».  Цели и задачи подполья.  Подпольная комсомольская организация «Молодая гвардия» ­  образец мужества и героизма на оккупированной фашистами территории.  Н.И.Кузнецов – разведчик и подпольщик.  Медаль «Партизану и подпольщику Великой Отечественной войны». Работа группы №3      «Эксперты».  Ущерб,   нанесённый   партизанами   и   подпольщиками   СССР   в оккупированной фашистами территории.  Статистика действия партизанского и подпольного движения.  Краеведческий материал о возможном создании партизанского отряда в Еланском районе. Земляки­еланцы, участники партизанского движения. Групповой проект юных художников по теме «Политика Н.С.Хрущёва». Цели урока:  1. Обобщить знания учащихся по проблемам политики Н.С.Хрущёва. 2. Составить   проект   в   художественных   рисунках   по   основным направлениям политики Хрущёва. 3. Воспитывать объективное суждение о трудных вопросах политической деятельности Н.С.Хрущёва. Тип прокта: творческий групповой проект. Использованные   технологии: ориентированное обучение, проектная деятельность.  групповая   технология,   личностно­ Формы   продуктов   проектной   деятельности:   исторического рисунка.  художественная   выставка Задачи проекта:  1. Приобрести навыки написания исторического рисунка. 2. Научить   конструировать     и   обобщать   изученную   тему,   опираясь   на художественный рисунок с обоснованием. Материально­техническое оснащение урока:  таблицы и схемы, раскрывающие внутреннюю   и   внешнюю   политику   Хрущёва;   фотодокументы   целинной эпопеи; выставка художественного рисунка « Время Н.С.Хрущёва». Формирование   творческих   групп:   «Политиков».  группы   «Экономистов»,   группы Группа   «Экономистов»   готовит   художественные   произведения   с обоснованием:  Портрет Н.С.Хрущёва.  Целинная эпопея.  Рязанская афера.  Новочеркасск – 1962 года.  Кыштым. Взрыв.  Гагарин Ю.А. в космосе. Группа «Политиков» готовит художественные произведения с обоснованием:  Р.Гарст. Кукуруза.  49 дней в океане.  «Кузькина мать».  Хрущёв и Фидель Кастро.  Карибский кризис.  Выступление Н.С.Хрущёва в ООН. Введение в проект.  « …Может быть, самое главное, из того, что я сделал, заключается в том, что они смогли меня снять с поста простым голосованием, тогда как Сталин велел бы их всех арестовать.» Н.С.Хрущёв. Эпоха   Н.С.Хрущёва,   именуемая   «Оттепель»,   показала   грандиозность развернувшихся   преобразований   и   одновременно   утопичность   и половинчатость их. О деятельности Хрущёва Г.Попов сказал так: « Это уникальная энциклопедия гигантского количества интереснейших экспериментов. В этой энциклопедии два тома: в белой и чёрной обложках…» Поэтому   наша   с   вами   задача:   что   вы   обеонёте   в   чёрную,   а   что   в   белую обложку. Практико­ориентированный проект по теме «Советско­афганская война». Цели урока:  1. На   основании   поискового   документального   материала   сформировать педставления о причинах и основных боевых операциях советско­афганской войны. 2. Развивать умения практической деятельности по составлению проекта. 3. Воспитывать гражданскую позицию по отношению к участникам событий в Афганистане, включая краеведческий материал. Тип проекта:  практико­ориентированный проект. Используемые технологии:  компьютерная технология, проектная технология. Формы продуктов проектной деятельности:  презентация « Место службы – Афганистан». Задачи проекта: 1. Формировать   навыки   отбора   краеведческого   материала   о   воинах­ афганцах. 2. Обобщать и конструировать полученную информацию. Материально­техническое  оснащение   урока:   компьютер, мультимедийный аппарат, документы историко­краеведческого музея. Формирование творческих групп:   1. Группа «Архивные работники». 2. Группа «Научные сотрудники музея». 3. Группа «Эксперты». «Архивные   работники»:  проектируют   проблемы   и   причины   Советско­ афганской войны, временные рамки и основные операции войны, отношения советского правительства к введению в Афганистан Советской Армии. «Научные сотрудники музея»: проектируют списки участников Советско­ афганской войны из Еланского района и Еланского ПУ №52, представляют поисковый материал о земляках – афганцах. «Эксперты»:  проектируют итоги и значение Советско­афганской войны, анализируют   документальные   данные   из   книги   «Никто   не   создан   для войны». Долгосрочный проект по теме «Россия – моё будущее». Цели урока:   1. Сформировать знания о современном российском обществе на основе Конституции Российской Федерации. 2. Развивать   умения   и   навыки   проектной   деятельности   истории   и современности Российской символики. 3. Воспитывать гражданские чувства, патриотическое мышление. Тип проекта:  долгосрочный проект. Использоваемые технологии:   групповая технология, проектная технология, компьютерная технология. Формы   продуктов   проектной   деятельности:   художественная выставка.  буклеты,   презентация, Задачи проекта:  1. Отрабатывать навыки поиска информации и проектировать обобщённую информацию 2. Представить значимость итогового проекта, сделав акцент на символике России. Материально­техническое   оснащение   урока:    компьютер,   мультимедийный аппарат, серия новейших книг о России. Формирование творческих групп:   1. Группа  «Геральдика»:  проектирует   историю   и   современность   Герба России, Герба Волгоградской области и символ Елани. 2. Группа  «Знаменосцы»:  проектирует историю и современность флага России, флага Волгоградской области . 3. Группа «Музыкальная»: проектирует современный Гимн России и его исторические корни. 4. Группа  «Эксперты»:  проектирует   выводы   и   обобщения   информации основных творческих групп. Российская   государственная   символика   относится   к   числу   тех проблем,   которые   в   недавнем   прошлом   казались   малозначащими. Сегодня   интерес   к   национальной   символике   значительно   вырос   не только у профессиональных историков, но и у самых широких слоёв населения.   Задача   учителя   –   вызвать   у   ребят   уважительное отношение к символам России и чувство гордости за своё Отечество. Заключение. Таким образом, использование проектной технологии на уроках истории даёт широкий простор для самореализации учащихся: 1. Проектная   деятельность   позволяет   свободно   и   самостоятельно определить   простор   творчества   учащегося   (   исследования,   анализа, поиска, художества, краеведения). 2. Проектная   работа   помогает   сплочению   как   отдельных   творческих групп, так и всего коллектива ( в групповом, коллективном проектах). 3. Проекты   демонстрируют   определённые   достижения   подростков   на уроках   истории   (   самостоятельность,   индивидуальность,   оформление результатов проекта, презентации, выставки, публичные выступления). Уроки истории представляют собой огромное поле проектной деятельности для учащихся и широкий простор творчества преподавателя. Ведь проектная деятельность – это особая философия образования:  Философия цели образовательной деятельности;  Философия результатов и достижений;  Философия формирования теоретической образованности;  Философия единства ценностно­смысловых основ культуры и учебной деятельности.   А поэтому школа будущего – школа проектов. Использованная литература. Корнева Т.А. История России 20­21 века. Волгоград, 2005 г. Саплина Е.В. Проектная деятельность. ( Современные образовательные технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла ) М, 2007г. ж.   Исследовательская   деятельность.   №5   –   2009г.   (Проектная деятельность школьников ). Худин   А.Н.   Проектная   исследовательская   деятельность   в   старших классах. ( ж.Завуч №6 – 2006г. стр. 116­118 ). ДорджиеваЛ.А.   Организация   проектной   деятельности   учащихся. Элиста.                       2006г. Прокопенко   Т.Я.   (Сборник «Современные   образовательные   технологии   в   изучении   и   преподавании предметов гуманитарного цикла».) М., 2007г.   Социальное   проектирование. Светенко   Т.В.                   Обучение   с   использованием   современных образовательных технологий. М., 2007г. Тайкова   Е.В.   История.   Инновационные   формы   уроков.   Волгоград. 2010г. Северина   О.А.   История   10­11   классы.   Проектная   деятельность учащихся. Волгоград. 2010г. Дядиченко В.М. Страницы истории еланского края. С­Пб, 2010г. Стеценко Е.Д. История Еланского района. Екатеринбург, 2010г. Пашкович   А.П.   Дни   воинской   славы   России.   Информационные материалы. М., 2007г. Романовский В.К. Символы Российской государственности. М., 2006г. Газета «История», №6 – 2010г.  Вяземский Е. Школьное историческое образование в России в начале 21 века. Стр. 33. Газета «История» №9 – 2010г. Комарова Г. Воспитывать сердцем. Стр. 34. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15.

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"

Научно-практическая разработка "Проектная технология на уроках истории"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017