Навыки самоконтроля при подготовки к ГИА

  • pptx
  • 04.07.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Навыки самоконтроля при подготовке к ГИА.pptx

Навыки самоконтроля при подготовки к ГИА

БОУ города Омска «СОШ № 116»
Учитель математики Богданова Е.Г.

Самоконтроль
является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок

Три вида самоконтроля

1) Предварительный, прогнозирующий,
перспективный

2) Текущий по ходу действия, пошаговый или пооперационный

3) Заключительный, итоговый

Три вида самоконтроля

Предварительный, прогнозирующий, перспективный — это умение составить план действий, необходимый для решения задачи и заранее предвидеть трудные места. В этой связи планируется и подготовительная работа.
Предварительный самоконтроль — самый сложный. Его осуществление возможно лишь когда ученика есть достаточный "багаж знаний", позволяющий ему оценить сложность поставленной задачи и дать оценку будущей деятельности, исходя из ее важности и сложности.

Самоконтроль текущий по ходу действия, пошаговый или пооперационный — этот вид проще, так как предполагает лишь постоянную сверку выполняемых действий с уже готовым планом.
Для выполнения каждого задания можно предложить уже готовый алгоритм. Например, при решении примеров по математике:
Проверь, правильно ли ты списал пример.
Правильно ли наметил порядок выполнения действий. Какое действие будет первым, почему?
Проверь первое действие.
Проверь второе действие.
Проверь итоговый результат.
Сравни с готовым ответом.

Заключительный, итоговый — это анализ и оценка своих результатов после выполнения самостоятельной работы, сличение конечного результата с образцом при необходимости — внесение исправлений

Приемы формирования самоконтроля

самопроверка по образцу;
взаимопроверка с помощью образца;
математические диктанты;
задания на составление задач для одноклассников;
задания на нахождение и исправление «допущенных» ошибок;
задания с недостающими данными;
самостоятельные работы;
разноуровневые задания;

Как научить учеников самоконтролю ?

Этапы формирования самоконтроля
1. внешний контроль учителя за деятельностью ученика;
2. взаимный контроль учащихся;
3. самоконтроль;

Как организовать взаимоконтроль и взаимопроверку?

Приемы
Работа в парах
Работа в группах
Выполнение проекта
Работа по карточкам
Тестирование

Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки и как этого избежать?

Необъективность
Занимает много времени
Учащиеся не могут обосновать исправления

Внедряя в практику приемы взаимоконтроля и взаимопроверки, учитель готовит учащихся к следующей, более сложной ступени обучения в школе — развитию навыков самоконтроля и самоанализа. 
 

Самоконтроль ученика предполагает:

умение оценивать свою работу адекватно;
умение видеть свои ошибки и находить рациональные способы решения проблемы;
умение изменять алгоритм своих действий, согласно изменившимся условиям;
умение самостоятельно составлять проверочные задания, разрабатывать алгоритм проверочного действия;

Этапы обучения самоконтролю

От наглядного, эмоционального — к умственному
От наглядного — к речевому
От констатирующего — к корректирующему
От внешнего — к внутреннему

Самооценка - оценка самого себя, своих достижений и недостатков.

Для ученика самооценка выполняет функции:
констатирующую («что из изученного учебного материала я знаю хорошо»);
 мобилизационно-побудительную («многое удается, но в каком-то вопросе разобрался не до конца»); 
проектировочную («что должно стать содержанием дальнейшей деятельности»);

 Функции процесса оценивания:

 диагностическая — измерение усвоения учащимися учебного материала, определение объемов усвоенного материала и глубины понимания;
 обучающая — определяется тем, насколько при контроле наблюдается прирост знаний, умений и навыков;
 развивающая — определяется тем, насколько присутствует прирост психических операций в определенных психических процессах;
воспитывающая — определяется тем, насколько у учащихся формируются устойчивые отношения, позитивная адекватная «Я-концепция», сотрудничество, ответственность и другие личностные качества;
 стимулирующая — определяется тем, насколько ученики готовятся к каждому уроку, насколько они активны во время опроса, насколько формируется мотивация для занятий данным предметом;
корректирующая — исправление деятельности и поведения ученика и учителя, если таковые не соответствуют требованиям педагогического процесса.

Виды самооценки

бальная – относиться ко всей работе («мне трудно сделать эту работу») или дифференцированной – касаться отдельных ее этапов («мне трудно сделать первый этап работы, а второй легче»).
может быть адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной) по сравнению с реальными возможностями ученика

Для обучения самооценке необходимо разработать четкие критерии самооценки и способствовать их усвоению учащимися, определить виды работ, подлежащих оцениванию самими учащимися или только учителем, и познакомить с ними учащихся. Базовым умением в оценочной деятельности ученика должна быть его готовность к самооценке полученного результата. На начальном этапе ее формирования можно использовать прием согласования отметки, выставленной учителем, с мнением ученика. Важными методами самоконтроля выступают также умения контролировать степень усвоения материала, находить ошибки, неточности, намечать способы устранения ошибок и т. п.

   Задания ЕГЭ обязывает обучить выпускников оптимальной стратегии работы с тестами:

 
Самоконтроль времени, поскольку важно иметь резерв время для решения более сложных заданий.
Оценка объективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий для первоочередного решения.
Прикидка границ результатов и подстановка как прием проверки, проводимой сразу после решения задания.
Прием спирального движения по тесту.

1) Тест должен быть выполнен не только правильно, но и в строго отведенное время. Поэтому необходимо научить учащихся правильно распределять рабочее время. С этой целью у нас проводятся диагностические замеры — малоформатные проверочные работы, предполагающие мысленное выполнение всех промежуточных действий и фиксирование только окончательного ответа. Эти наборы упражнений можно использовать не только как самостоятельные работы, но и в индивидуальной и групповой подготовке, при этом слабые учащиеся могут записывать решение полностью.
 2)  В целях экономии времени на экзамене нужно также научить школьников приемам быстрого и рационального счета. На консультациях и индивидуальных занятиях для учащихся, идет тщательный анализ распространенных ошибок, допускаемых учащимися в ходе выполнения ЕГЭ.

Формы дистанционной подготовки к ЕГЭ

     Учитывая индивидуальные знания и способности учащихся, выявляемые на старте каждого учебного года
самостоятельное повторение учебного материала и тренинг выполнения заданий с использованием ИКТ
on-line тестирование учащихся на доверенных сайтах;
групповые рассылки и индивидуальные консультации по материалам КИМ в письменной форме через электронную почту;
индивидуальные и групповые консультации по трудным темам программы;
обсуждение заданий повышенной сложности;