Национальная программа поддержки и развития чтения 2007-2020г.г.
«Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением …на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».
Актуальность темы
От выпускника современной школы требуются способности работать с большими объемами информации.
Обучающиеся не умеют работать с информацией: находить главную мысль,
сопоставлять, соотносить, конкретизировать, прогнозировать; самостоятельно анализировать описанную ситуацию;
выполнять целостный анализ информации
Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципа метапредметности.Связующим звеном всех учебных предметов является ТЕКСТ, работа с которым позволяет добиваться оптимальных результатов.
Требования ФГОС
1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
Требования ФГОС
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
Требования ФГОС
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Требования ФГОС
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
Необходимо научить школьников работать с текстом, заинтересовать изучаемой информацией, что должно обеспечить осмысленность чтения и грамотность
текст является основой обучения, но для того, чтобы научиться понимать текст, необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения
ИНФОРМАЦИЯ
Информация: вредная, полезная, нейтральная
Восприятие информации зависит от индивидуальных особенностей (тип конституции, скорость восприятия, доминирующего характера восприятия – аудиальный, визуальный, кинестетический; типологических способностей – рациональный, эмоциональный, интуитивный, двигательный);
дидактических принципов – наглядность, системность, практика и др.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ: Информация > образы, представления > знания
МОДЕЛЬ ОБУЧЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Потребность (мотивы) >знания (теория) >умения (практика) >деятельность (опыт)
Основа модели
Восприятие информации
Различение (распознавание) – знакомство с процессом, объектом, явлением
Запоминание – показатель усвоенной информации (механическое, неосознанное воспроизведение информации)
Понимание – осознанное воспроизведение
Элементарные умения и навыки – репродуктивный уровень применения теоретических знаний на практике (по шаблону, образцу)
Перенос – творческий уровень реализации усвоенной информации на практике
Качество образования
Плохое качество (узнавание, различение)
Низкое качество (на уровне механического запоминания)
Среднее качество (на уровне понимания, осознанные знания)
Хорошее качество (уровень элементарных умений и навыков по образцу)
Высокое качество (применение теоретических знаний в нестандартных ситуациях)
ТЕКСТ
Текст (от лат. textus -- «ткань; сплетение, связь, сочетание»); связная и полная последовательность символов
«это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное» (И.Р. Гальперин)
Квалификация текстов по PISA
описание;
повествование;
рассуждение.
Сплошные тексты
Несплошные тексты
графики;
диаграммы;
схемы (кластеры);
таблицы;
географические карты и карты местности;
план помещения, местности, сооружения;
входные билеты;
расписание движения транспорта;
карты сайтов.
Основные отличия текстов PISA и текстов в учебной литературе
Тексты в заданиях PISA | Тексты в отечественной учебной |
1.Тексты группируются вокруг человека, т.е. исходным является представление о том, с какими текстами и в каких ситуациях сталкивается современный | 1. Тексты группируются вокруг предмета, вокруг концепции авторов учебника, в лучшем случае– вокруг проблемы. |
2.Привлеченные тексты «тянут за собой» ситуацию их функционирования: задачи, | 2.Привлеченные тексты «отрываются» от ситуации, в которой они возникают, и становятся материалом для постановки и |
Наряду с текстом большую роль в учебниках играют вне текстовые компоненты. Главное назначение научить школьника самостоятельно учиться, размышлять, сопоставлять, анализировать, ставить вопросы, т. е. мыслить. В ходе этой работы у учащихся происходит развитие ключевых компетентностей таких как, технологическая, готовность к самообразованию.
Центральное место занимает система вопросов и заданий.
В каждом учебнике их не меньше сот. Выполнение их опирается на разные источники знаний:
текст;
схемы учебника и рабочих тетрадей;
графики и диаграммы;
статистические таблицы;
рисунки и фотографии;
схемы и модели
Динамические пособия
И многое другое.
Техническая сторона предполагает оптическое восприятие , воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, т.е. декодирование текстов и перевод их в устно- речевую форму.(Способ чтения, темп, правильность, выразительность)Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания или перевод авторского кода на свой смысловой код
Цель смыслового чтения
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Способы организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.
Смысловое чтение
– вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, связанные с:
· осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
· определением основной и второстепенной информации;
· формулированием проблемы и главной идеи текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
· в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
· в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
· в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Организация работы с учебником.
Методы обучения.
объяснительно-иллюстративный метод, т. е. передача учащимся готовой информации, имеет место в тех случаях, когда учащиеся читают и пересказывают текст, составляют описание по рисункам, считывают данные с текстовых карт и т. д.
Признаки текста
1. Текст всегда состоит из некоторого количества предложений из двух или нескольких предложений, связанных между собой
Цепная связь - это связь, при которой предложения связаны друг с другом последовательно, по цепочке (второе предложение связано с первым, третье - со вторым, четвёртое - с третьим и т.д.). Особенность этого вида связи - повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения
Параллельная связь - это связь, при которой предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, подчиняются первому предложению. При такой связи все предложения дополняют, уточняют смысл первого
Сущность стратегий смыслового чтения
Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:
· различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;
· распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;
· собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.
Приемы смыслового чтения
Чтение про себя с вопросами (Текстовая)
Чтение с остановками (Текстовая)
Чтение про себя с пометками (Текстовая)
Отношения между вопросом и ответом (Послетекстовая)
Тайм-аут ( Послетекстовая)
Проверочный лист ( Послетекстовая)
Алфавит за круглым столом ( Работа с объёмными текстами)
Приемы смыслового чтения
Чтение про себя с вопросами (Текстовая)
Чтение с остановками (Текстовая)
Чтение про себя с пометками (Текстовая)
Отношения между вопросом и ответом (Послетекстовая)
Тайм-аут ( Послетекстовая)
Проверочный лист ( Послетекстовая)
Алфавит за круглым столом ( Работа с объёмными текстами)
Загадки (Работа с объёмными текстами)
Следуйте за персонажем книги
Черты характера
Доклад и рецензия
Синквейн (Пятистрочник)
G — S — R (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ) ( Компрессии текста)
Знаю — Хочу узнать — Узнал («3 — X — У»)
( Общеучебные)
Мозговой штурм (предтекстовая)
Признаки текста
2. Смысловая цельность текста (отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности: общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и т. д.).
3. Единство предмета речи -- это тема высказывания. Тема -- это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.
4. Высказывание на определённую тему; реализуется основная мысль; текст любого размера - это относительно автономное (законченное) высказывание; предложения логически связаны между собой; к тексту можно подобрать заголовок; правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец
Стили текстов
Научные (академический, научно-популярный), художественные (повести, романы, рассказы), публицистические (разновидность научно-популярных текстов, посвящен проблемам политики и общественной жизни), официально-деловые (в сфере правовых отношений, служебных, производственных; точность, сжатость изложения, стандартизованность и стереотипность) и разговорные (устная и письменная формы)
Типология текстов
Повествование - смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности; в форме разговорного и художественного стилей
Описание - смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Описательный текст может быть в форме любого стиля: разговорного и книжного (научного, художественного, публицистического, официально-делового): общее представление о предмете; описание деталей, частей, отдельных признаков предмета; авторская оценка, вывод, заключение. В описании широко используются слова, обозначающие качества, свойства предметов
Типология текстов
Рассуждение - смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие
Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями, лексикой
Текст-рассуждение бывает в форме научного стиля и его разновидностей: письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога
План рассуждения:
тезис (высказывается какая-то мысль);
аргументы, доказывающие его;
вывод, или заключение.
Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства тезиса
ИНФОРМАТИВНОСТЬ –
ОДИН из ВАЖНЕЙШИХ ПРИЗНАКОВ ТЕКСТА
Т Е К С Т
СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ
о каком-либо факте, событии, человеке, животном
о цели его создания (кому предназначен, чего хотел достичь автор, на какие вопросы хотел ответить)
о способах авторского воздействия на читательское восприятие
об авторе ( его отношении к поднятым вопросам и проблемам)
научись «ВЫЧИТЫВАТЬ» информацию!
это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения
П
Р
О
Б
Л
Е
М
А
это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него
Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы
ПРОБЛЕМУ МОЖНО ФОРМУЛИРОВАТЬ в ВИДЕ
ВОПРОСА
конструкции со словами
«проблема», «вопрос»
НАПРИМЕР:
: Можно ли плод, считать- зрелым цветком?
ИЛИ:
Почему мы говорим что глаз смотрит а мозг видит?
НАПРИМЕР:
В тексте рассматривается, исследуется, анализируется проблема экологии, здоровья сбережения и другие
ИЛИ:
В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание автор уделяет проблеме нравственной ответственности человека перед другими людьми)
Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо Толковый словарь
Задачи:
разъяснить, охарактеризовать проблему;
показать ее актуальность;
объяснить интерес автора к проблеме;
показать ход мыслей автора
Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!
Позиция автора –
это его отношение к обсуждаемой проблеме
Задачи:
понять мнение автора о выделенной проблеме
четко сформулировать вывод, к которому приходит автор
Это ответы на вопросы:
Что хотел сказать автор?
Какова была цель его высказывания?
Ради чего он это всё написал?
Как он сам относится к поставленной проблеме?
Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?
Чему учит текст?..
Позиция автора
может быть выражена
ПРЯМО
в названии текста
в отдельных предложениях текста
-через ряд аргументов
ЧЕРЕЗ МОДАЛЬНЫЙ ПЛАН ТЕКСТА
-риторические вопросы
-порядок слов
-лексические повторы
- оценочную лексику
-модальные слова и -частицы
-ряд вводных слов, -словосочетаний, предложений и т.д.
Аргументация собственной позиции
Аргументация собственной позиции
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли
Аргумент - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса
ЦЕЛЬ : одобрить позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения
Схема:
Тезис (что мы доказываем?)
Аргументация (какие примеры можем привести?)
Вывод (общий итог)
Формулируйте позицию чётко и прямо!!!
Типовые конструкции:
С мнением (позицией, доводами) автора трудно не согласиться.
Нельзя не согласиться с точкой зрения автора.
Позиция автора заслуживает уважения, но некоторые аспекты спорны.
Я (не)разделяю позицию автора.
Безусловно (конечно, разумеется, пожалуй),…
Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать…
Размышляя над позицией автора, прежде всего хочется отметить…
Трудно не согласить с автором
Поиск информации
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; |
Преобразование и интерпретация информации
Пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном
Оценка информации
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; |
Способы чтения
Аналитический или структурный: читатель идет от целого к частному. Цель такого чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Чтобы проанализировать текст, читателю нужно определить: основной предмет; смысл; структурные части, решаемая проблема.
Синтетический или интерпретационный: читатель движется от частного к целому. Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их. Для этого необходимо:
обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте;
обнаружить и интерпретировать самые важные предложения;
обнаружить и интерпретировать самые важные абзацы;
определить, какие задачи автор решил, с какими не справился.
При этом чтении читатель должен основное внимание уделить терминам и суждениям автора. Результат – понимание и запоминание прочитанного, создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказ, план, конспект, тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и т.д.
Критический или оценочный: оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним
Типы чтения
ознакомительное чтение, направление на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста;
поисковое/просмотровое чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;
изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста
Типы чтения
Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение связано с комплексом умений: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения и др.
Смысловое чтение нацелено на понимание ценностно-смыслового содержания текста
Последовательность действий при чтении
1. Первичное чтение (целостное, элементарно-аналитическое восприятие и первичное понимание) - сущность читаемого, тема и общее содержание текста;
2. Вторичное чтение (осмысление прочитанного): установление причинных связей (используются вопросы и выборочное чтение); поиск ключевых (опорных) слов, словосочетаний, предложений (внешнее писание предмета, факта, действия); нахождение связи предмета с окружающими его другими предметами или явлениями.
3. Перечитывание (просмотровое чтение). Корректировка работы и осмысление текста в целом.
4. Составление графического, словесного плана, схем (для закрепления и осмысления логической структуры текста).
5. Последующий просмотр (обдумывание своих схем и плана, чтобы прийти к правильному заключению), ради чего он написан, раскрыл ли текст главное.
6. Завершение работы. Совместное обсуждение того, что нового открыли для себя дети, зачем это нужно знать, можно ли использовать где-либо эти факты, т.е. необходимо дать свою оценку факту (выразить своё отношение к нему).
7. Закрепление. Для закрепления используется пересказ (подробный, краткий, выборочный). Он, как и составление плана, является одной из форм работы, необходимой для более глубокого понимания содержания текста, его осмысления и практического применения информации
Методика Инсерт:1 этап – определение системы маркировки текста (^, +, -, ?)2 этап – маркировка на полях абзацев и предложений3 этап – систематизация информации в таблицу4 этап – последовательное обсуждение каждого столбца
^ | + | - | ? |
Если информация уже известна, | Неожиданное, | Вызывает сомнение, несогласие | Непонятно, требует |
Прием “Чтение текста с пометками» - инсерт”
Знаю | Не знаю | Надо повторить |
Дан текст :
После образования многоклеточной бластулы начинается процесс гаструляции: перемещение части клеток с поверхности бластулы вовнутрь, на место будущих органов. В результате образуется чашевидный зародыш-гаструла. Она состоит из двух слоев клеток-зародышевых листков: наружного- эктодермы внутреннего- энтодермы. У большинства многоклеточных животных в процессе гаструляции образуется третий зародышевый листок –мезодерма.
цель: способствовать контролю своих знаний Урок 11 класс
:Онтогенез
Прием «инсерт» - самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления
При работе с текстом в данном приеме используется два шага:
чтение с пометками и заполнение таблицы. Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:
«V» - уже знал; «+» - новое, «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы.
При этом можно использовать несколько вариантов пометок:
2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «-», «?».
Не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям
вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Далее заполняется таблица «инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки
«V» | «+» | «?» |
Поставьте «v» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете | Поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым | Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу |
Паукообразные
На опушке леса от ветки к ветке протянулись тонкие шелковистые нити. Здесь раскинул свои сети паук. У пауков на брюшке есть маленькие бугорки – паутинные бородавки, каждая с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, застывающая на воздухе в виде нити.
Некоторые виды пауков ткут кокон – «пеленки» для откладываемых яичек. А когда выводятся паучата, паутина становится гнездом, в котором поселяются малыши.
Паучьи нити бывают очень прочными. Жители Южной Америки сооружают из ветвей раму, маскируют листьями и оставляют на ночь в лесу. К утру в раме бывает готова сеть, такая надежная, что ею можно ловить рыбу. И не мудрено: ее соткал гигантский мохнатый паук, достигающий 10 см в длину.
Кроме ловчих сетей, у пауков есть еще оружие: сильные челюсти. Они заканчиваются коготком с отверстием, через которое выделяется яд из ядовитой железы. Яд домового паука способен убить муху.
Гораздо более ядовит тарантул. А самый ядовитый из наших пауков – житель сухих степей и полупустынь каракурт. Укус его может быть смертелен для лошади или верблюда, опасен он и для человека.
+
+
V ?
+
V ?
Знал + | Узнал V | Есть вопрос ? Хочу знать |
Пауки – плетут паутины. |
Жители Южной Америки используют паучью сеть для ловли рыбы. |
Как зовут гигантского мохнатого паука, который плетет такие крепкие сети? |
Критическое мнение
Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения
Критическое мнение не означает несогласие; это означает собственное отношение к содержанию текста, которое может, как совпадать с авторским, так и не совпадать
Обязательным условием критического отношения должно быть полное понимание текста с позиции автора. Там, где отсутствует понимание, бессмысленны и неумны будут любые утверждения и отрицания читателя
Текст – это посредник между автором и читателем
Чтобы общение состоялось, читатель должен воспринимать реальность, выраженную в тексте, во всей полноте и в то же время не приписывать тексту смыслов, которых в нем нет
Процесс понимания текста –процесс понимания каждого слова, словосочетания, фразеологического оборота, способность находить ключевые предложения и понимать их смысл, то есть осознать, что автор имел в виду, сообщая ту или иную информацию
Например, что имел в виду А.С. Пушкин, когда писал: «Татьяна – русская душою…»?
Описывая встречи с доктором Вернером, Печорин записал в своем дневнике: «Мы часто сходились вместе и толковали вдвоем об отвлеченных предметах очень серьезно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились довольные своим вечером»
Работа с дополнительной литературой.
Как построить урок, чтобы он был интересным и увлекательным, а знания, полученные на уроке, прочными? Один из способов – использование дополнительной литературой.
Такой вид деятельности способствует развитию творческого воображения, устной речи учащихся, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок.
Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.
Возможности использования дополнительной литературы на уроках не ограничены и предполагает самостоятельный поиск учащихся. Степень самостоятельного поиска зависти от возраста учеников, их подготовленности к активной мыслительной деятельности. Ведь пройденный путь поиска, радость достижения цели не только учат, но и воспитывают.
Приём «Работа с вопросником»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.
Описание приема
Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их, обсуждают в классе
Приём «Уголки»
Цель: сформировать умение вдумчиво читать, обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера.
Этот прием можно использовать на уроках физики при составлении характеристики процессов, явлений, приборов.
Описание приема
Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства (используя текст и свой жизненный опыт) положительных сторон, рассматриваемого объекта, другая - об отрицательных (подкрепляя свой ответ выдержками из текста). В конце урока делается совместный вывод.
Из опыта работы.
Приём «Восстанови текст».
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Описание приема.
Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста
Приём «Лови ошибку»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.
Описание приема.
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока
Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.
Приём «Сравнение определений».
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, анализировать информацию, сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме, проявлять творческие способности.
Описание приема.
Учащимся предлагается сравнить определения и решить, какое из них, по их мнению, наиболее точное. Аргументировать свое мнение и попробовать сформулировать наиболее точное.
Приём «Алгоритмы»
Данный прием основан на логико-структурном анализе содержания физики, который позволяет выделить в них главные структурные элементы знаний.
факты понятия законы теории ФКМ
Для каждого структурного компонента разработаны планы обобщающего характера определяющие общие подходы к усвоению знаний, прежде всего на основе работы с учебной литературой.Они могут быть использованы для изучения широкого класса объектов, например для изучения явлений — физических, химических, биологических и т д., для изучения законов, теорий (законов вообще, теории вообще).
Цель: сформировать навыки структурирования информации, умения находить в тексте требуемую информацию, вести обсуждение в парах.
Описание приема.
1вариант: учащимся предлагается изучить текст и, используя план обобщенного характера, составить ответ об изучаемом понятии.
2 вариант: учащимся предлагается изучить текст и составить план ответа (алгоритм) об изучаемом понятии.
Задание можно выполнять индивидуально и в парах.
Приём: «Учимся задавать вопросы разных типов»
простые: Кто? Что делал? Где, когда, при каких
обстоятельствах это происходило?
уточняющие: Если я правильно понял, то…?
объясняющие– о причинах и следствиях:
Почему? Зачем? Что из этого получилось?
вопросы-предположения: Что бы изменилось,
если бы…?
оценочные: Почему это хорошо, а то плохо?
Правильно ли поступил..?
вопросы на выявление эмоционального
отношения: Понравился ли вам…?
вопросы, требующие постановки себя на место
героя: Как бы ты поступил…?
В качестве одного из приема для лучшего понимания текста можно подготовить «Перепутанные логические цепи»: отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку:
Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому он даёт прохладу; кто хочет пить, тому утоляет жажду, и за всё это он ни от кого не ждёт награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь кому-то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же.
Душу и тело храни в чистоте, как этот родник. Видишь, как в нём отражаются зелень и блеск солнца? И ты душу, как этот родник, держи открытой для всех, пусть в ней видно будет всё. Вот о чём, по-моему, говорит эта надпись.
Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели.
В качестве наиболее оптимального метода на стадии осмысления можно использовать «Таксономию Блума» - прогнозирование с помощью открытых вопросов.
Таксономия нужна, чтобы:
1. правильно ставить цели в обучении;
2. правильно формулировать проблемы и задания для учащихся;
3 правильно подбирать адекватные оценочные инструменты;
4. правильно проводить рефлексию по результатам обучения.
ЗНАНИЕ:
Опишите место, где располагался родник.
Какая надпись была высечена около родника?
На чем была высечена эта надпись?
Сколько путников оказалось около родника?
Что думал купец (бедный мулла, красивый юноша) о надписи у родника?
ПОНИМАНИЕ:
Почему рассказ назван «Чистый родник»?
Как ты бы объяснил значение надписи «Путник, будь чистым, как этот родник»?
ПРИМЕНЕНИЕ
Какое отношение имеет тема рассказа именно к тебе?
Найдите в тексте слова юноши о роднике. С чем сравнивает юноша родник?
Если бы ты находился рядом с путниками, смог бы им объяснить, в чем значение надписи?
Составь и запиши аргументы в защиту мнения юноши.
Синквейн
Это стихотворение из пяти строк, где
первая строка – тема стихотворения, выраженная существительным;
вторая – описание темы в двух словах (прилагательные),
третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы),
четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме,
пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.
Прием «Кластер»
1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.
2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой.
3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.
Фотосинтез
«Слепое письмо»
Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.
Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие в новые формы, называют……….Они представлены в основном видами, относящимися к ……миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют…..Они представлены видами, относящимися к ……..и…….
цель: способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти.
Тема: «Экосистемы». 9 класс.
Двухчастный дневник
Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, цитаты. Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.
«Составь задание»
Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования
Пример: 1.учебная задача
2. ребус, мин6и-сочинение.
3.Кроссворд
4. Головоломка
5. Составь домашнее задание для соседа по парте( наблюдение за домашним животным).
6. Составь памятку «Первая помощь при отравлении грибами»
«Лови ошибку»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющийся информации.
ЗАДАНИЕ №2.
«Правила поведения при сильном ветре, грозе, граде».
«Сопоставление/нахождение сходств и различий»
- это прием работы, который основан на сравнении двух или более объектов.
Пример: Грибы сочетают в себе признаки растений и животных.
Найти сходства и различия признаков растений и животных.
Метод работы с источниками информации
Конспектирование - один из методов, направленных на осмысление, осознание и переработку информации
Конспект – краткое письменное изложение или запись
содержания чего-либо
Результат конспектирования – краткая запись, позволяющая
восстановить полученную информацию с нужной полнотой
Алгоритм конспектирования:
А) восприятие информации устно или письменно
Б) Запись информации после специфической обработки информации путем:
- сокращения текста в виде «сворачивания» известной информации, чтобы потом суметь ее вновь «развернуть»
- уменьшения в объеме главной (новой, важной) информации, где вычленение важнейший компонент обучения рациональному конспектированию
Конспектирование
Виды конспектирования
Линейный конспект – форма развернутого тезисного плана
Кластер с текстовыми вставками – кроме ключевых слов и понятий дается комментарий
Конспект – таблица, может быть составлена в вопросно- ответной форме
4) Двухэтапный конспект:
А) первая часть конспекта заполняется после прочтения текста
Б) вторая часть – после выполнения всех видов заданий по тексту
5) Конспект на основе опорных сигналов – визуализация или выражение информации через образы (с помощью символов, схем, рисунков). Кодируется информация с помощью ключевых слов, фраз, рисунков, схем, символов.
Таким образом, процесс работы с заданиями, связанными с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации, сопровождается чтением, осмыслением и анализом текста, обсуждением полученной информации в парах, группах и т. п. процедурами, что обеспечивает очень широкий диапазон «побочной информации», усваиваемой на подсознательном уровне. Данные задания универсальны, алгоритмичны, т.е.технологичны, они удобны для организации самостоятельной работы, осуществления самообразования и саморазвития; они индивидуализируют процесс обучения и активизируют познавательную активность учащихся.
Часть 2Для ответов на задания 29–32 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему.Ответы записывайте чётко и разборчиво.Прочитайте текст и выполните задание 29.Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте наследующие вопросы.1) Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?2) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?3) Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ
В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от
пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало
этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения»,
положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал
предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого
самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря
и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре
другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил
их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта
или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через
некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах
появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.
В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер,
предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с
воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим
на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на
спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная
пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие
горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое
колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко
(учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким
образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится
извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий.
Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших
аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что
воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает
возникновение живого из неживого.
Подводим итоги
Что нового Вы узнали?
Чему Вы научились на практическом занятии?
Какие новые термины Вы узнали, приведите краткое определение 1-2.
Какие элементы занятия наиболее значимы для Вашей профессиональной деятельности?
Оцените свою компетентность по теме занятия до его начала и по окончании по 100 % шкале.
Оцените содержание и качество занятия, если требуется, внесите предложения. Ваши замечания помогут улучшить качество занятий.
Благодарим Вас за работу!
Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, размышляют над процессом обучения, подтверждают или опровергают - расширяют наши знания, чувства об окружающем мире.
Ян Амос Каменский писал: «… напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют книги, полные благих наставлений, примеров, законов и благочестивых правил».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.