ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Назывные (номинативные) предложения"
ФИО (полностью): Ткаченко Михаил Алексеевич
Должность: учитель
Предмет: русский язык, литература
Класс: 8
Тип урока:
1)По дидактическим целям – урок усвоения новых знаний.
2)По методам и методическим приемам – дифференцированный.
3)По приемам активизации познавательной деятельности – практикум.
Цель и задачи
урока:
Цель урока: изучение нового материала
Задачи:
Образовательная:
1)повторение сведений об односоставных предложения
с главным членом сказуемым;
2) знакомство с особенностями односоставных
предложений с главным членом подлежащим назывными предложениями.
3)изучение практической направленности полученных знаний.
Развивающая:
1)способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы и
предположения, наблюдать;
2)способствовать развитию логического мышления;
3)развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной
деятельности. Воспитательная:
1)способствовать формированию научного мировоззрения;
2)способствовать воспитанию культуры мышления и речи;
3)пробуждение интереса к русскому языку;
4)формирование навыков уместного употребления односоставных предложений в речи.
Методы и приемы:
1)методы
словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа,
рассказ, дискуссия);
2)методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приемы:
наблюдение, работа по картине);
3)методы передачи информации с помощью практической деятельности (
творческая работа);
4)методы контроля (приемы: фронтальный опрос, самооценка)
Принципы: научности, последовательности, доступности, развития личности.
Форма организации
работы на занятии: фронтальная,
индивидуальная.
Средства обучения: материально – технические: проектор, репродукция
картин, учебники русского языка, толковый словарь, тетради, карточки с текстом
стихотворения, открытки с репродукциями картин художников.
Ход урока
2. Словарная работа (прения, дебаты, дискуссия)
На доске записаны предложения
По прочита(нн,н)ой книге развернулась г…рячая дискуссия. В прениях выступали почти все ребята нашего класса. Дебаты в Государственной думе (не) пр..кращались до самого вечера.
-Найдите слова , которые, на ваш взгляд, являются синонимами.(дебаты. прения, дискуссия)
-Каким стилистически нейтральным словом их можно заменить (спор)
-Для какого стиля речи свойственны употребление слов дебаты, дискуссия, прения? (публиц.)
- Запишите эти слова к себе в тетрадь. Запомните их правописание. Объясните слова с пропущенными орфограммами.
3. Проверка знаний, умений, навыков учащихся
- Что объединяет эти предложения? (повест, невоскл, прост., двусост., распростр.)
-Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
3. Итак, эти предложения двусоставные, а мы изучаем на уроках, какие предложения по стуктуре грамматической основы ? (односоставн.)
-Перечислите группы известных вам односоставных предложений. (о/л. н/л, б/л, об/л).
-Дайте определение каждому виду.
-Как определяем группы односоставных предложений? (по форме сказуемого)
Цифровой диктант. Во время чтения учителя учащиеся записывают номер предложения в таблицу.
1.Брожу по набережной снова.2.Загляну в глаза волжанки.3. В Сибири не любят горячку и спешку. 4.Задули теплый рыжий очаг. 5.Тянет холодом зимних дней. 6.Цыплят по осени считают. 7. И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. 8. Все грущу о шинели. 9.Черемуху ломают ветками огромными. 10.Хлестало в окна дождиком косым. 11.Любишь кататься, люби и саночки возить.
о/л |
н/л |
Об/л |
б/л |
1,2,8 |
3,4,9 |
6,11 |
5,7,10 |
4. В это время 1 учащийся у доски работает с предложениями, расставляет знаки препинания, выделяет грамматические основы, виды сказуемых.
а) Небо заволокло тяжелыми тучами, и из них, барабаня по крышам, прошел быстрый холодный дождь.
Б) Листья поблекнуть еще не успели, желты и свежи лежат, как ковер.
В) Было тихо, прохладно, и темные тени лежали на земле.
Г) Катю знобило, поднялась высокая температура, и мать вызвала врача.
Проверка, составление схем.
1. Слово учителя:
5. Учитель читает стихотворение А. Фета ( у учащихся текст распечатан, подправлен: вместо запятых - точки)
Шепот. Робкое дыханье. Трели соловья.
Серебро и колыханье сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени.
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Бледный блеск и пурпур розы.
Слов не говоря,
И лобзания. И слезы.
И заря, заря!
-В чем особенность этого стихотворения, что интересного заметили? (нет ни одного глагола)
-Если нет глагола, значит нет движения? (есть) – Где происходит движение? (в душе)
- Какие картины вы представляете при чтении этого стихотворения? (ответы уч-ся)
Л. Толстой говорил: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».
-Прочитайте выразительно стихотворение.
-Чем представлена грамматическая основа в этих предложениях? (подлежащим)
-Сформулируйте тему. О чем мы должны узнать? (односоставные предложения с главным членом подлежащим).
-Запись темы в тетрадь «Назывные (номинативные) предложения»
(от лат.nominativus- именительный падеж) В них утверждается наличие предметов или явлений.
-Сформулируйте цель и задачи.
-Посмотрите внимательно на предложения. Что еще о них вы можете сказать? (часто они нераспространенные, а если распространены, то определением.)
-Где стоит определение? (перед подлежащим)
- А если после подлежащего? ( это уже двусоставное предложение с составным именным сказуемым. Свет ночной. Ночные тени.)
- Замените несколько коротких безличных и неопределенно-личных 1с предложений одним назывным.
А) Подморозило. Залили под окном каток. ( Зима.)
Б) Небо заволокло черными тучами. Тихо. Душно. Вдруг громыхнуло вдали. Затем оглушило совсем рядом. (Гроза)
-.№177 (по заданию. Назывные предложения записать)
- Чтение теории на стр. 86. Какая новая мысль? (подлежащее может быть выражено не только существительным)
5. Физкультразминка. Услышав назывные предложения, встать.
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Не зря сюда манило, притягивало и влекло. Плеск речной воды. У одержимых нет дороги вспять. Багровые горизонты. Свет тусклый, бессмысленный. Оборванные провода. Лес. От далеких и близких жду почты новогодней. Палатка.
Посмотрите на слова, записанные на доске:
Инструкция
Репортаж
Эссе
Эпистола
-Какое слово новое, мало знакомое? (эссе)
Словарь: эссе - прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передавать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные.
Сегодня мы попробуем написать искусствоведческое эссе – представление картин известных художников. Это легко сделать, используя назывные предложения. (5-6 предложений)
Например, картина Серова «Девочка с персиками». Летний день. Залитая солнцем комната. Девочка и персики.
А совершим мы наше путешествие по нашей Тверской картинной галерее. ( учащимся выдаются открытки с репродукциями)
Обсуждение работ учащихся. Картины показываются через проектор (слайды). Учитель зачитывает и свои варианты.
1. Г.В. Сорока (Васильев) «Вид в имение Спасское». Тихий летний вечер. Река. На берегу баба с коромыслом. Другая - полоскающая белье. На противоположном берегу имение Спасское. Купола церкви.
2. И.И. Машков «После грозы». Свинцовое небо. Бегущие низкие облака. Раскачивающиеся от ветра деревья. Сломанный деревянный мост через ручей. На лугу корова.
3. В.Ф. Шумилов «Натюрморт с клюквой». Простой деревенский стол. Наполненный клюквой короб. На стене расписное полотенце. Глиняный кувшин. Большая деревянная ложка. Рассыпанные по столу ягоды. Трогательная русская старина.
4. С.Ф. Щедрин. «Сорренто» Тихое взморье. Скалистый берег. Вечерний час. Сидящие у воды люди. Лодка с парусом. Рыбаки. Туманная дымка.
5. А.В. Тыранов « Девушка, опирающаяся на руку» Вечер. Полумрак комнаты. Отсвет на стене. Опирающаяся на руку девушка. Раскрытая книга. Задумчивый взгляд. Восхищенные глаза. Мечтательница.
6. Я.М. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном» Приятный вечер. Дружная семья. Рука в руке. Светлые воспоминания. Счастье.
7. Ю.П. Кугач «В субботу». Долгожданный выходной день. Суббота. Чисто вымытые полы. Тканые половички. Девочка с кружкой молока. Расчесывающая волосы женщина. Другая с самоваром. На деревянной лавке мурлыкающий кот. Хорошо.
7 Итоги урока. Выводы. Выставление оценок
8. Домашнее задание: п.31, упр.180. упр.176(устно), подготовится к словарному диктанту.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.