ГБУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
« приемы актИвизации мышлениЯ и рАЗВития самостоятельности у детей с ОВЗ»
Выполнила: |
Галяутдинова Е.В. |
группа № 117 |
|
Оглавление
1 |
Введение |
3-4 |
2 |
Особенности развития познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ |
5-7 |
3 |
применение методов и приемов развития познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ на уроках |
8-13 |
4 |
Заключение |
14-15 |
5 |
Список литературы |
16 |
Введение
Развитие познавательной деятельности обучающихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у обучающихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которая стоит перед педагогами.
Вопросы активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ относятся к числу наиболее важных проблем современной педагогической науки и практики. Для таких детей характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для того чтобы избежать подобной ситуации, необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач. Обучающиеся с ОВЗ должны учиться рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность обучающихся с ОВЗ, включать их в творческую деятельность, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Невозможно добиться успехов в решении задачи повышения качества знаний, поставленных перед преподавателем, без активизации познавательной деятельности обучающихся, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и творческой активизации личности процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает творческую активность, и в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательную деятельность.
Работать над развитием познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение обучающихся к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.
Актуальность данной проблемы позволила сформулировать тему исследования:
«Приемы активизации мышления и развития самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Цель данной работы: Исследовать особенности развития познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретический аспект по данному вопросу.
2. Проанализировать на практике .
3. Сделать выводы.
.
1. Особенности развития познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ
Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.
Однако у обучающихся с ОВЗ сформировать познавательный интерес весьма трудно. Характерными особенностями интересов студентов с ОВЗ являются односторонность, слабая выраженность в них интеллектуального компонента. Интересы этих обучающихся неглубоки, малоинтенсивны и неустойчивы.
Большую трудность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет любой вид деятельности, особенно если нужно проявить умственное усилие и трудолюбие. Данных обучающихся отличают низкий тонус познавательной активности, обусловленный несформированностью мотивационной сферы, недостаточный уровень развития мыслительных операций. Для преодоления проблем преподавателю необходимо формировать у обучающихся знания, умения и навыки с использованием конкретного материала, разрабатывать и применять различные виды помощи для успешного решения поставленных педагогических задач.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует студент. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют формированию такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость. Они способствуют развитию внимания, формируют волю студентов. Преподавателю важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, которая состоит в соблюдении определённого темпа, в предоставлении обучающимся относительно большей самостоятельности. Должна быть чётко поставлена цель игры. С помощью дидактической игры решаются разные учебные задачи. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.
Одним из перспективных методов, способствующих решению развития личности обучающихся и формированию познавательной активности, является метод проектной деятельности.
Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию, этот метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Проектный метод позволяет ребятам учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся используются разнообразные формы организации учебных занятий. Таким образом, от педагога требуется умение находить оптимальное сочетание форм учебных занятий в зависимости от излагаемого материала. Технология уровневой дифференциации позволяет гибко использовать различные виды занятий и их сочетаний в системе образовательного процесса. Как известно, одни и те же цели при профессиональной подготовке могут быть достигнуты различными путями. Структурированный материал легче запоминается и воспроизводится. Подтверждение теоретических положений примерами конкретной профессиональной деятельности делает эти теоретические положения жизненными, реальными, практически значимыми. Чтобы помочь обучающимися запомнить информацию, предлагаются различные виды работы: поработать с записями текста или с учебником; выделить наиболее важные положения; составить план ответа; вычертить график; построить опорный конспект; пользуясь наглядными пособиями, охарактеризовать объект, выполнить задание творческого характера.
Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.
В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.
Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи,умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.
Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
Основные принципы развивающих игр, направленные на развитие коммуникативных навыков, это совмещение элементов игры и учения, переход от игр - забав через игры - задачи к учебно – познавательной деятельности. Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры. Повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности. Единство обучающих и воспитательных воздействий.
Цель игры, два аспекта цели:
1. Познавательный - обучение способам действия с предметами.
2. Воспитательный - обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми.
Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача педагога – бережно относится к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста. Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка, помогать открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками, воспитание доброго отношения детей к друг другу, доверия детей к окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку.
Современный детский дом – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому при формировании коммуникативных навыков необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации целей. При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывать особенности разноуровнего развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.
Для этого необходимо помнить несколько простых правил:
1. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение, решение, способствовать импровизации.
2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.
3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.
5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей, умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
6. Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка реальные цели.
Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы: игры-инсценировки, игры-забавы, игры - соревнования, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, игры-имитации, игры-хороводы, беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить.
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.
Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
Игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться.
Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность.
Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, так как они развивают еще эмоциональную сферу ребенка.
Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность. В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребёнка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребёнка становится партнёром, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи. Кроме того, в ходе деятельности создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребёнка, забота о нём, доверительные отношения между взрослым и детьми.
Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков.
Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах.
Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.
Игры на развитие коммуникативных навыков
Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.
Хороводная игра «Ау!»
Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.
Ход игры. Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Подвижная игра «Возьми игрушку»
Цель. Развивать навыки общения, умения просить.
Ход игры.Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми пожалуйста… (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель. Воспитывать уверенности в себе, в своих силах.
Ход игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”. Для неговорящих детей показать.
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Творческая игра «Рукавички»
Цель. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Ход. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.
Игра-драматизация «Подарок на всех»
Цель. Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Ход игры. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель. Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других.
Ход игры. Педагог читает детям стихотворение или рассказ по заданной теме, дети изображают ситуации при помощи картинок на столе или фланелеграфе.
Подвижная игра «Не намочи ног»
Цель. Учить проявлять взаимопомощь, взаимовыручку.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото. Детям дается по две дощечки. Обоим надо перейти по этим дощечкам – мостикам на другой берег.
Игра-упражнение «Пожалуйста»
Цель. Вырабатывать навык употребления «Волшебных слов».
Ход игры. Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.
Игра-драматизация «Репка»
Цель. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, развивать у них выразительность интонации, мимики, движений.
Ход игры. Педагог рассказывает сказку, дети-артисты, включаются в игру по ходу сказки. В конце игры, можно предложить детям поводить хоровод, устроить праздник урожая.
Дидактическая игра «Не поделили игрушку»
Цель. Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.
Ход игры. Педагог сообщает, что сегодня к ним прилетел Карслон и оставил много игрушек. Педагог достает из сумки новые игрушки, они все разные. Педагог предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает за ними со стороны. Если в группе складывается конфликтная ситуация из-за игрушек, педагог успокаивает детей и предлагает разобраться всем вместе в сложившийся ситуации.
Подвижная игра «Танцоры и музыканты»
Цель. Учить детей пользоваться общими вещами, уступать друг другу, выражать симпатию другому ребенку.
Ход игры. Игра проводится под музыкальное сопровождение. Взяв куклу, педагог показывает, как можно с ней танцевать. Потом, он позывает 3-4 детей, предлагает каждому выбрать куклу. Дети с куклами становятся вокруг педагога и вместе с ним выполняют плясовые движения. Во время выступления «танцоров» остальные участники подпевают и выполняют роль музыкантов (играют на своих кулачках, как на дудочках, или изображают игру на гармошке). После пляски, передают свои куклы, тем кто еще не плясал, выражая свою симпатию определенному ребенку.
Творческая игра «Страна вежливости»
Цель. Учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия. Учить общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.
Ход игры. Педагог предлагает отправиться в страну Вежливости. Сначала нужно вспомнить вежливые слова. Далее педагог читает стих. В. Солоухина «Здравствуйте», дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении.
Творческая игра «Кто здесь кто?»
Цель. Учить средствам жестикуляции и мимики, передавать наиболее характерные черты персонажа сказки
Ход игры. Педагог предлагает детям сыграть небольшие спектакли по известным сказкам, изображая героев средствами мимики и жестов.
Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»
Цель. Дать детям понятие, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.
Ход игры. Педагог спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может обидеть, огорчить, рассмешить человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить. Педагог читает стихотворение, а затем жестами и мимикой показывать его, дети повторяют за педагогом.
Игры - ситуации
Цель. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Ход игры. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Две девочки поссорились –помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
5. Ребёнок плачет – успокой его.
6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
Игра - инсценировка «Мой день»
Цель. Развивать умение видеть и понимать себя и окружающих, внешний и внутренний мир.
Ход игры. Чтение стих. «Мой день». Беседа о прочитанном. Предложить детям рассказать, как себя ведут, что умеют делать самостоятельно, можно отобрать нужные картинки или нарисовать.
Сюжетно-ролевая игра «Буратино и дети»
Цель. Учить детей оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова.
Ход игры. В группу входит Буратино. Здороваются. Говорят, что хотели бы посмотреть, как ребята живут. Дети показывают свои игровые уголки, игрушки и др. Буратино предлагает поиграть всем вместе, интересуется умеют ли дети дружно играть. Буратино загадывает детям загадки. Дети отгадывают. Повторяют правила вежливого общения.
Игра-имитация «Обезьянка»
Цель. Развить способность подражать мимике и жестам.
Ход игры. Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой, остальным детям повторять все его движения: обезьянка шагает - все шагают, обезьянка поднимают руку - и дети тоже.
Сюжетно-ролевая игра «Маленькие помощники»
Цель. Приучать детей помогать в работе по дому, учить совместной деятельности и общению.
Ход игры. Педагог читает стихотворение. В нужное время по его сигналу каждый из детей показывает, как он умеет выполнять свою работу.
1. Краткий психологический словарь: научное издание / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., расш., испр. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 512 с.
2. Бондаренко, Б. С. Комплексная реабилитация детей
с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервн
2. Практический опыт.
В нашей школе обучаются дети с овз ( как по адаптированной программе 7 вида , находящиеся в обычном классе) , так и в обособленных классах ( классы коррекции) . Опыт работы с такими категориями показывает, что из числа детей с ограниченными образовательными возможностями работа выстраивается по–разному. Причем ограничивающим фактором для большинства из них является сложность усвоения теоретического материала. В овладении практическими навыками учащиеся затрудняются менее, учитывая результаты контрольного среза знаний, умений и навыков.
Существует очень большое количество методов и приемов развития познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ, и вот некоторые из них, используемые мной на уроках:
1. Творческие задания.
Цели:
· повысить интерес обучающихся к предмету;
· дать возможность проявиться творческим способностям обучающихся;
· развивать речь обучающихся, умение отстаивать собственное мнение.
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами, обучающимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:
1. в составлении кроссворда по теме, использовании его для контроля знаний других студентов;
2. в составлении опорных схем и конспектов;
3. в подготовке сообщений.
В начале каждого последующего урока идет защита, обсуждение и оценка творческого задания, как автором работы, так и товарищами в группе.
Результативность
Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
2. Работа с учебником, является одним из важнейших источников информации и знаний для обучающихся. Это эффективное средство закрепления материала и активизации умственной деятельности, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления.
Использую на уроке следующие задания:
· найти в тексте то, о чём не говорилось на уроке;
· прошу объяснить значение тех или иных слов;
· найти определение некоторых терминов, правил;
· конкурс на самое точное и краткое определение.
Все эти приемы активизируют мыслительную деятельность обучающихся, приучают их к осмыслению логики усваиваемого материала и служат одним из средств стимулирования учебной работы.
3. Дидактические игры.
Цели:
· повысить интерес к предмету;
· индивидуализировать и коллективизировать познавательную деятельность обучающихся на уроке;
· развитие наблюдательности, умения видеть необычное в знакомых вещах;
· активизировать познавательную активность студентов.
Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит обучающегося, как к учению, так и к труду, сама, являясь одновременно и учением, и трудом.
1) Игры с жесткими правилами:
· лото;
· работа с шифровками (чайнворды; плетенки; ребусы; головоломки).
2) Ролевые игры:
· игры-драматизации;
· аукционы;
· соревнования.
3) Игра-семинар.
Лучшей формой его проведения служит игра – соревнование «Лидер ХХI века». Семинары можно проводить и по типу других игр: “Звездный час”, “Поле чудес” и т.д.
6) Пресс-конференции.
4. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, смайлики). Дети выполняют задание, оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
5. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
6. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
7. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазамииспользуется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
8. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно
и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
9. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
10. Активные методы
рефлексии. В современной
педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и
ее результатов. В педагогической литературе существует следующая классификация
видов рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального
состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её
можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание
пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не
только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей
работы, уметь выбрать наиболее рациональные).
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. Например, учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.
Таким
образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает
познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности,
активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует
самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с
ОВЗ.
Разнообразие существующих методов обучения
позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является
эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида
деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает
отвлечься от изучаемого материала
Результативность
Практика свидетельствует: уроки по игровой методике существенно повышают интерес к предмету, позволяют обучающимся лучше запоминать формулировки, определения, и, самое главное, – “раскрепощают” ребенка, его мышление. Облегчается усвоение учебного материала, включается в работу на уроке каждый ученик, возможен контроль каждого задания, повысился уровень мотивации при обучении, улучшилась обратная связь с обучающимися.
Включение в урок элементов дидактических игр и игровых моментов, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучающихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес студентов к учебному предмету. Увлекшись, они не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Все эти приемы
активизируют мыслительную деятельность обучающихся с ОВЗ, приучают их к
осмыслению логики усваиваемого материала и служат одним из средств
стимулирования учебной работы.
Созданная система
методов работы по развитию познавательной активности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья способствовала формированию интереса и
положительной мотивации в процессе получения знаний. Активизация познавательной
деятельности обучающихся дала возможность повысить качество знаний, умений и
навыков.
Заключение
Изучив теоретические основы развития познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ, выявив психолого-педагогические условия развития познавательной деятельности, можно сделать следующие выводы:
Познавательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных методов и приемов, включенных в образовательно-воспитательную работу образовательного учреждения.
Нужно подчеркнуть, что используемые учителем приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и формирование у них мотивов учения, с одной стороны. С другой стороны, добиться хороших результатов в работе можно только тогда, когда не перестаёшь любить детей такими, какие они есть, а для этого преподаватель должен самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные технологии.
В данной работе представлены методы и приемы развития познавательной деятельности, которые я старательно применяю на своих уроках у обучающихся с ОВЗ. Изучая методическую литературу, посещая уроки других педагогов, пришла к выводу, чтобы заинтересовать учащихся существует немало методов и приемов. Значит, чтобы добиться каких-либо успехов в учебе, необходимо сделать этот процесс желанным. У каждого преподавателя свое мнение о совершенном уроке, я придерживаюсь такого определения:
1. Урок должен быть продуман во всех деталях, чтобы один этап переходил в другой, и обучающиеся понимали, что и зачем они делают на уроке.
2. Обучающихся необходимо готовить к восприятию нового материала, осознанию темы урока, используя проблемную ситуацию.
3. На уроке должно быть интересно. Преподаватель должен эмоционально передать свой положительный заряд учащимся, тем самым вдохновить их ум для деятельности.
4. Задача каждого преподавателя – не только научить, а развить мышление учащихся средствами своего предмета.
5. Стараться на уроке обратиться к каждому ученику по нескольку раз, чтобы корректировать непонятное или неправильно понятое.
6. Стараться ставить оценку не за отдельный ответ, а несколько, данных на разных этапах урока.
Разработанный проект по заявленной теме дал положительные результаты. Теоретически обоснованная и созданная система методов работы по развитию познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способствовала формированию интереса и положительной мотивации в процессе получения знаний. Активизация познавательной деятельности обучающихся дала возможность повысить качество знаний, умений и навыков.
Литература:
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П. Аникеева.- М.: Просвещение, 2007.
2. Виноградова С. Обучение детей с ОВЗ [Электронный ресурс] http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/obuchenie-detei-o-ovz.html
3. Волина, В.В. Воспитание игрой [Текст] / В.В. Волина. – М.: Новая школа, 2012.
4. Воронина Н.В. [Электронный ресурс] http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=458
6. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей [Текст] / А.Б. Добрович. - М., 2007
7. Дубровина, И. В. Психология [Текст] / И.В. Дубровина.- М.: Академия, 2009.
8. Лабунская, В. А, Психология экспрессивного поведения [Текст] / В.А. Лабунская. - М.: Просвещение, 2009.
9. Любимов М.Л. Психолого-педагогические условия компенсации детей с ОВЗ в контексте инклюзивного образования [Электронный ресурс] https://ido.mgpu.ru/materials/51/51429.pdf?t=1453061557
. – 238 с.
10. Лисина, М. М. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное / М. М. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М., 1990. – 279 с.
11. Краткий психологический словарь: научное издание / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., расш., испр. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 512 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.