Не с именами существительными. (6 класс, русский язык)
Оценка 5

Не с именами существительными. (6 класс, русский язык)

Оценка 5
Работа в классе
docx
русский язык
6 кл
24.03.2017
Не с именами существительными. (6 класс, русский язык)
Урок усвоения новых знаний. Начало урока -притча о гвоздях. Учащиеся сами определяют цели урока. Весь урок построен в виде занимательных заданий по теме не с существительным и отработка написания правила. Выполнение упражнения по теме, синтаксический разбор предложения, синтаксическая пятиминутка, диктант в пареУрок построен в виде занимательных заданий по теме не с существительным и отработка написания правила. Выполнение упражнения по теме, синтаксический разбор предложения, синтаксическая пятиминутка, диктант в паре
ЕМД 2015 10.12.docx

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема:  Не с именами существительными.

Тип урока: усвоения новых знаний

Планируемые результаты обучения:

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка - в процессе самооб­разования; владеют видами речевой деятельности {аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами рабо­ты с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в уст­ной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно исполь­зуют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми сред­ствами), основами научных знаний о родном язы­ке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные

познавательные - владеют всеми видами речевой деятель­ности (понимают информацию устного сообщения, владе­ют разными видами чтения, приемами отбора и системати­зации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, прояв­ляют способность к преобразованию, сохранению и ее пере­даче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные - принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формули­руют их в устной и письменной форме;

коммуникативные - владеют коммуникативно целесооб­разным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуж­дениях, национально-культурными нормами речевого пове­дения в различных ситуациях общения; проявляют способ­ность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус­ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя­ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ­ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы­ка, проявляют уважительное отноше­ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершен­ствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических, средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Оборудование: сигнальные карточки,  раздаточный материал, рефлексивный экран.

Технологии: приемы технологии развития критического мышления,  игровой технологии.

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

 

Сценарий урока

Притча о дружбе на фоне музыки учитель читает

ГВОЗДИ

      Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...

     Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

      Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:

– Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.

Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья – это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.

Старайся не ранить их...

- О чем эта притча?

-Какую пословицу можно привести к этой притче?

Варианты ответов:  Добро потеряешь - опять наживёшь, друга потеряешь - уже не вернёшь.  Доброе братство милее богатства.  Друг - ценный клад, недругу никто не рад. Друзья познаются в несчастье.

1.Формулировка темы и постановка цели урока.

На доске три пословицы:

В…сеннее (не)настье – семь п..год на дв..ре.

(Не)было бы счастья, да (не)счастье пом..гло.

(НЕ) пером пишут, а умом.

Учитель:    - Прочитайте пословицы. Как вы поняли их смысл.

- Расскажите о написании слов с пропущенными буквами.

                   - Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой сНЕ вам знакомо. (Учащиеся рассказывают о написании НЕ с глаголом (НЕ БЫЛО БЫ). Повторяется правописание НЕ с глаголами.

                   - Назовите остальные слова сНЕ из пословиц.

-Определите, к какой части речи они относятся(Учащиеся определяют часть речи слов ненастье, несчастье, не пером.  Это имена существительные.)

            -Сформулируйте тему нашего урока.

                

  А теперь определим цель урока.  Заполним таблицу: (запись на каждую парту)

Что мы знаем:

Что мы хотим узнать:

Имя существительное – сам.часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? или что?

Частица НЕ имеет значение отрицания;

Частица НЕ пишется с глаголами раздельно;

Частица НЕ пишется слитно только с теми глаголами, которые без НЕне употребляются 

Как пишется НЕ с существительными?

В каких случаях пишется слитно?

В каких случаях пишется раздельно?

Есть ли исключения?

 

           

-Сформулируйте цель урока: узнать правила написания НЕ с существительными, научиться правильно писать НЕ с именами существительными.

А. Наблюдения над фактами языка.

Учитель: Вернемся к пословицам на доске.

- Есть ли в  первой пословице существительные с НЕ? (НЕНАСТЬЕ)

-Отнимите НЕ от существительного ненастье.

-Употребляется слово без НЕ?

-Какой можно сделать вывод? (существительное ненастье без не-  не  употребляется, значит оно пишется с НЕ слитно)

-Чем в таком случае  является НЕ в слове? (это часть корня).

-А знаете ли вы еще слова-существительные, которые без НЕ не  употребляются? (дети называют)

-Прослушайте стихотворение Б. Заходера о таких словах. Обратите внимание, что в стихотворении допущена одна неточность. Постарайтесь ее найти.

 

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И кругом была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотепа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

 

Задание: При повторном чтении выписать «правильные» существительные – с НЕ.

(Дети обратят  внимание, что среди слов в стихотворении есть не только существительные, но и слова других частей речи. Оказывается, бывают и прилагательные, и наречия, и глаголы, которые без не не употребляются, значит, пишутся слитно).

 Устно  выделить корни слов, частью которых является НЕ,

Учитель: Заметили ли вы неточность в стихотворении? Только ли частицей является НЕ?

Дополнение:  Словарная работа (слова НЕВЕЖА, НЕВЕЖДА)

Вопросы к классу:

-Как вы думаете, почему эти слова с НЕ пишутся слитно?

-А какого рода они?

-Кто знает значение этих слов?

(Разные варианты ответов учащихся)

Учитель дает пояснение:

Историческая справка

Невежа-существительное мужского и женского рода (от древнерус .языка ВЕЖА-знаток)

Первоначально тот, кто не знает правил приличия. Грубый, невежливый, невоспитанный человек.

ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

А народ-то над ним насмехался: «Поделом тебе, старый невежа» (А.С.Пушкин)

— Из какого произведения эти строки? (Ответы учеников)

Невежда ( от старослав. Ведать) малообразованный, малознающий человек.

ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Он в музыке полный невежда.

Физминутка для глаз (снежинки)

Б. Обратимся ко второй пословице на доске.

- Есть ли в ней существительное сНЕ? (НЕСЧАСТЬЕ)

(Не)было бы счастья, да (не)счастье пом..гло.

Учитель: Сравните слова счастье и несчастье. Замените слово несчастье синонимом без НЕ или близким по значению выражением. (Несчастье – это горе, беда)

Запишем: СЧАСТЬЕ →(НЕ)СЧАСТЬЕ = ГОРЕ, БЕДА

-Как образовано слово НЕСЧАСТЬЕ? (С помощью НЕ)

-Чем является в слове НЕ? (приставкой)

-Как пишется НЕ с существительными в таком случае?

-Какие изменения следует внести в нашу запись?

Записываем: СЧАСТЬЕ →НЕСЧАСТЬЕ = ГОРЕ, БЕДА (графически обозначаем приставку и подчеркиваем слитное написание НЕ).

Сделайте вывод о написании НЕ с такими существительными, как несчастье.(НЕ с существительным пишется слитно, если существительное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.НЕ в этом случае является приставкой в слове).

В. Прочитайте вслух третью пословицу. (НЕ) пером пишут, а умом.

-Какой смысл – отрицательный или утвердительный – вносит НЕ в стоящее после нее существительное? (вносит отрицательный смысл)

-Если НЕ имеет отрицательный смысл, какой частью речи она является? (Это частица)

-Как пишется частица? (раздельно).

-А какую роль играет союз А? (он означает противопоставление)

Запишем: НЕ пером пишут, а умом.

А если бы союза не было? Запишем: НЕ пером пишут – умом.

- Сохранится противопоставление?

-Какой мы можем сделать вывод в третьем случае? (Если НЕ имеет отрицательный смысл, то она является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно. В предложении с отрицательной частицей есть явное или скрытое противопоставление).

Обобщение.

Учитель: А теперь вспомним, сколько случаев мы рассмотрели?

-Какие выводы по каждому сделали?

-Расскажите, опираясь на наши выводы, как пишется НЕ с существительными.

Откройте учебник. § 51. Прочитайте, пожалуйста, правило, уясните его, попытайтесь рассказать друг другу (в паре): когда не с существительными пишется слитно, когда - раздельно.

-Расскажите о НЕ с существительными, приводя свои примеры.

Физминутка

Как на горке, на горе,

На широком на дворе:

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто на льду,

А кто по снегу.

С горки – ух,

На горку – ух!

Бух!

Захватывает дух!

Закрепление. Применение правила.

Синтаксическая пятиминутка

Синтаксический разбор предложения

Учение – свет, а неучение – тьма

(Ученик работает на доске)

Объясните написание  НЕ: (Запись на доске)

А) Из всех болезней самая опасная – невежество.

Б) Без хлопот и труда растет не рожь, а лебеда.

В) Недруг поддакивает, а друг спорит.

Г) Это не волк.

3. Отгадай загадку.

1) Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь. (репа)

2) Белый, да не снег,

Мелкий, да не песок,
Сладкий, да не торт.
(Сахар).

3)Круглая, а не месяц,

Жёлтая, а не солнце.
(Луна).

4.Упражнение 290 выполнить, проверить в паре

Подведение итогов урока.

Итак, что мы сегодня рассмотрели? Вернемся к таблице, которую заполнили в начале урока:

-Какую цель мы поставили перед собой?

-Что мы делали, чтобы добиться цели?

-Ответили мы на вопросы, которые задали в начале урока?

-В каких случаях Не с существительными пишется слитно? Раздельно? Есть исключения?

-Чем пополнили вы сегодня багаж своих знаний?

-Когда НЕ с существительными пишется слитно, когда раздельно?

-С каким настроением вы работали сегодня на уроке? Поднимите один из листочков: если вам было интересно и легко – зелёный, если сложновато и  что-то не поняли – жёлтый, если ничего не поняли и от этого настроение плохое – красный.

Оценки за урок.

Слово учителя 

               Не везение, а труд и настойчивость привели вас к этому успеху. Труд и воля помогут вам добиться успехов в учении. Я желаю вам этого.

 

Без ошибок не прожить на свете,

Коль весь век не прозябать в тиши.

Только бы, ребята, шли ошибки эти

Не от бедности, от щедрости души.

Не беда, коль тянетесь ко многому,

Плохо, коль не тянет ни к чему.

Не всегда на верную дорогу мы

Сразу пробиваемся сквозь тьму.

Но когда пробьешься – не сворачивай

И на помощь маму не зови.

Я хочу, чтоб чистыми, удачливыми

Были вы в учебе, в жизни и любви.

Домашнее задание.  Упражнение 288 Над чем вы будете работать? Что требуется в задании? Что графически обозначить? (корни с НЕ и приставки)

 

Приложение

 

Лист достижений

ученика 6 класса ------------------------------------------------------------ по теме «Не с именами существительными»

«Объясни написание с не»

«Диктант в паре»

«Составь текст»

«Загадки»

 


 

Предмет: русский язык Класс: 6

Предмет: русский язык Класс: 6

Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется

Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется

Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица

Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица

Запишем: НЕ пером пишут, а умом

Запишем: НЕ пером пишут, а умом

С каким настроением вы работали сегодня на уроке?

С каким настроением вы работали сегодня на уроке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017