Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: Не с именами существительными.
Тип урока: усвоения новых знаний
Планируемые результаты обучения:
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка - в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности {аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц
Метапредметные
познавательные - владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
регулятивные - принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
коммуникативные - владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических, средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Оборудование: сигнальные карточки, раздаточный материал, рефлексивный экран.
Технологии: приемы технологии развития критического мышления, игровой технологии.
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Сценарий урока
Притча о дружбе на фоне музыки учитель читает
ГВОЗДИ
Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...
Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.
Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:
– Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.
Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья – это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.
Старайся не ранить их...
- О чем эта притча?
-Какую пословицу можно привести к этой притче?
Варианты ответов: Добро потеряешь - опять наживёшь, друга потеряешь - уже не вернёшь. Доброе братство милее богатства. Друг - ценный клад, недругу никто не рад. Друзья познаются в несчастье.
1.Формулировка темы и постановка цели урока.
На доске три пословицы:
В…сеннее (не)настье – семь п..год на дв..ре.
(Не)было бы счастья, да (не)счастье пом..гло.
(НЕ) пером пишут, а умом.
Учитель: - Прочитайте пословицы. Как вы поняли их смысл.
- Расскажите о написании слов с пропущенными буквами.
- Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой сНЕ вам знакомо. (Учащиеся рассказывают о написании НЕ с глаголом (НЕ БЫЛО БЫ). Повторяется правописание НЕ с глаголами.
- Назовите остальные слова сНЕ из пословиц.
-Определите, к какой части речи они относятся(Учащиеся определяют часть речи слов ненастье, несчастье, не пером. Это имена существительные.)
-Сформулируйте тему нашего урока.
А теперь определим цель урока. Заполним таблицу: (запись на каждую парту)
Что мы знаем: |
Что мы хотим узнать: |
Имя существительное – сам.часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? или что? Частица НЕ имеет значение отрицания; Частица НЕ пишется с глаголами раздельно; Частица НЕ пишется слитно только с теми глаголами, которые без НЕне употребляются |
Как пишется НЕ с существительными? В каких случаях пишется слитно? В каких случаях пишется раздельно? Есть ли исключения?
|
-Сформулируйте цель урока: узнать правила написания НЕ с существительными, научиться правильно писать НЕ с именами существительными.
А. Наблюдения над фактами языка.
Учитель: Вернемся к пословицам на доске.
- Есть ли в первой пословице существительные с НЕ? (НЕНАСТЬЕ)
-Отнимите НЕ от существительного ненастье.
-Употребляется слово без НЕ?
-Какой можно сделать вывод? (существительное ненастье без не- не употребляется, значит оно пишется с НЕ слитно)
-Чем в таком случае является НЕ в слове? (это часть корня).
-А знаете ли вы еще слова-существительные, которые без НЕ не употребляются? (дети называют)
-Прослушайте стихотворение Б. Заходера о таких словах. Обратите внимание, что в стихотворении допущена одна неточность. Постарайтесь ее найти.
Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доуменьем: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И кругом была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная И гуляла собака счастная |
И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шел умытый, причесанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотепа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ. |
Задание: При повторном чтении выписать «правильные» существительные – с НЕ.
(Дети обратят внимание, что среди слов в стихотворении есть не только существительные, но и слова других частей речи. Оказывается, бывают и прилагательные, и наречия, и глаголы, которые без не не употребляются, значит, пишутся слитно).
Устно выделить корни слов, частью которых является НЕ,
Учитель: Заметили ли вы неточность в стихотворении? Только ли частицей является НЕ?
Дополнение: Словарная работа (слова НЕВЕЖА, НЕВЕЖДА)
Вопросы к классу:
-Как вы думаете, почему эти слова с НЕ пишутся слитно?
-А какого рода они?
-Кто знает значение этих слов?
(Разные варианты ответов учащихся)
Учитель дает пояснение:
Историческая справка
Невежа-существительное мужского и женского рода (от древнерус .языка ВЕЖА-знаток)
Первоначально тот, кто не знает правил приличия. Грубый, невежливый, невоспитанный человек.
ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
А народ-то над ним насмехался: «Поделом тебе, старый невежа» (А.С.Пушкин)
— Из какого произведения эти строки? (Ответы учеников)
Невежда ( от старослав. Ведать) малообразованный, малознающий человек.
ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Он в музыке полный невежда.
Физминутка для глаз (снежинки)
Б. Обратимся ко второй пословице на доске.
- Есть ли в ней существительное сНЕ? (НЕСЧАСТЬЕ)
(Не)было бы счастья, да (не)счастье пом..гло.
Учитель: Сравните слова счастье и несчастье. Замените слово несчастье синонимом без НЕ или близким по значению выражением. (Несчастье – это горе, беда)
Запишем: СЧАСТЬЕ →(НЕ)СЧАСТЬЕ = ГОРЕ, БЕДА
-Как образовано слово НЕСЧАСТЬЕ? (С помощью НЕ)
-Чем является в слове НЕ? (приставкой)
-Как пишется НЕ с существительными в таком случае?
-Какие изменения следует внести в нашу запись?
Записываем: СЧАСТЬЕ →НЕСЧАСТЬЕ = ГОРЕ, БЕДА (графически обозначаем приставку и подчеркиваем слитное написание НЕ).
Сделайте вывод о написании НЕ с такими существительными, как несчастье.(НЕ с существительным пишется слитно, если существительное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.НЕ в этом случае является приставкой в слове).
В. Прочитайте вслух третью пословицу. (НЕ) пером пишут, а умом.
-Какой смысл – отрицательный или утвердительный – вносит НЕ в стоящее после нее существительное? (вносит отрицательный смысл)
-Если НЕ имеет отрицательный смысл, какой частью речи она является? (Это частица)
-Как пишется частица? (раздельно).
-А какую роль играет союз А? (он означает противопоставление)
Запишем: НЕ пером пишут, а умом.
А если бы союза не было? Запишем: НЕ пером пишут – умом.
- Сохранится противопоставление?
-Какой мы можем сделать вывод в третьем случае? (Если НЕ имеет отрицательный смысл, то она является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно. В предложении с отрицательной частицей есть явное или скрытое противопоставление).
Обобщение.
Учитель: А теперь вспомним, сколько случаев мы рассмотрели?
-Какие выводы по каждому сделали?
-Расскажите, опираясь на наши выводы, как пишется НЕ с существительными.
Откройте учебник. § 51. Прочитайте, пожалуйста, правило, уясните его, попытайтесь рассказать друг другу (в паре): когда не с существительными пишется слитно, когда - раздельно.
-Расскажите о НЕ с существительными, приводя свои примеры.
Физминутка
Как на горке, на горе,
На широком на дворе:
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбегу,
Кто на льду,
А кто по снегу.
С горки – ух,
На горку – ух!
Бух!
Захватывает дух!
Закрепление. Применение правила.
Синтаксическая пятиминутка
Синтаксический разбор предложения
Учение – свет, а неучение – тьма
(Ученик работает на доске)
Объясните написание НЕ: (Запись на доске)
А) Из всех болезней самая опасная – невежество.
Б) Без хлопот и труда растет не рожь, а лебеда.
В) Недруг поддакивает, а друг спорит.
Г) Это не волк.
3. Отгадай загадку.
1) Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь. (репа)
2) Белый, да не снег,
Мелкий,
да не песок,
Сладкий, да не торт.
(Сахар).
3)Круглая, а не месяц,
Жёлтая,
а не солнце.
(Луна).
4.Упражнение 290 выполнить, проверить в паре
Подведение итогов урока.
Итак, что мы сегодня рассмотрели? Вернемся к таблице, которую заполнили в начале урока:
-Какую цель мы поставили перед собой?
-Что мы делали, чтобы добиться цели?
-Ответили мы на вопросы, которые задали в начале урока?
-В каких случаях Не с существительными пишется слитно? Раздельно? Есть исключения?
-Чем пополнили вы сегодня багаж своих знаний?
-Когда НЕ с существительными пишется слитно, когда раздельно?
-С каким настроением вы работали сегодня на уроке? Поднимите один из листочков: если вам было интересно и легко – зелёный, если сложновато и что-то не поняли – жёлтый, если ничего не поняли и от этого настроение плохое – красный.
Оценки за урок.
Слово учителя
Не везение, а труд и настойчивость привели вас к этому успеху. Труд и воля помогут вам добиться успехов в учении. Я желаю вам этого.
Без ошибок не прожить на свете,
Коль весь век не прозябать в тиши.
Только бы, ребята, шли ошибки эти
Не от бедности, от щедрости души.
Не беда, коль тянетесь ко многому,
Плохо, коль не тянет ни к чему.
Не всегда на верную дорогу мы
Сразу пробиваемся сквозь тьму.
Но когда пробьешься – не сворачивай
И на помощь маму не зови.
Я хочу, чтоб чистыми, удачливыми
Были вы в учебе, в жизни и любви.
Домашнее задание. Упражнение 288 Над чем вы будете работать? Что требуется в задании? Что графически обозначить? (корни с НЕ и приставки)
Приложение
Лист достижений ученика 6 класса ------------------------------------------------------------ по теме «Не с именами существительными» |
«Объясни написание с не» |
«Диктант в паре» |
«Составь текст» |
«Загадки» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.