Презентация "Не с разными частями речи" предназначена для повторения материала.
Цели:
1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор
2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила правописания не с разными частями речи.
3) Воспитательные: воспитание интереса к изучению русского языка.
Презентацию можно использовать также и при подготовке к ЕГЭ по русскомй языку в 11 классе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Тринадцатое
декабря
Классная работа
Автор:
Букулова Людмила Львовна,
учитель русского языка и
литературы
г.Новомосковск
Тринадцатое декабря
Классная работа
Слитное и раздельное
написание НЕ с
разными частями речи
•Работа не простая, а
сложная.
•Придётся немало
потрудиться.
•Без труда не выловишь
и рыбку из пруда.
и
и
в
м
ы
н
т
с
с
е
ь
щ
л
у
е
с
т
НЕ
числитель
с
ны-ми
с
м е с т о и м е н
и я - м и
с
причастия
ми
с
прилагател
ьны-ми
наречиями
на –О, -Е
с
с
глаголами
с
а
и
ч
м
и
-
р
я
с
п
и
е
т
е
д
с
с
е
ь
щ
л
у
е
с
т
НЕ
числитель
с
ны-ми
с
м е с т о и м е н
и я - м и
с
причастия
ми
и
в
т
и
м
ы
н
с
прилагател
ьны-ми
с
наречиями
на –О, -Е
с
глаголами
с
а
и
ч
м
и
-
р
я
с
п
и
е
т
е
д
НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –О, – Е.
СЛИТНО
1. Слово не употребляется
без НЕ:
небылица
ненастный
2. Есть синоним без НЕ:
небольшой
(маленький)
невысоко
(низко)
РАЗДЕЛЬНО
1. Есть или
подразумевается
противопоставление:
не плохо, а
хорошо
не друг, а враг
2. Присутствуют слова,
усиливающие
отрицание (далеко
не…; вовсе не…;
нисколько не…;
отнюдь не…; ничуть не…):
вовсе не умный
ничуть не
ласково
Эти же правила действуют при написании НЕ
Перестройте предложения таким образом,
чтобы НЕ писалось раздельно
Любой дом без книг кажется невесёлым.
Человек смотрел на меня недружелюбно.
Давно это было. Никто (не)вспомнит
сейчас, почему частица НЕ была такой
(не)сговорчивой и (не)послушной. Глагол
и Деепричастие она отвергала,
(не)справедливо поступала с ними.
«(Не)хочу! (Не)буду! (Не)пишите нас
вместе!» кричала НЕ. Она, громко
(не)годуя, смиряла свою гордость тогда,
когда Глагол и Деепричастие теряли
свой смысл и (не)могли употребляться без
1. Переведите нашу сказку на научный язык.
2.Выпишите глаголы и деепричастия с НЕ.
3. Какие слова с НЕ вы не выписали? Почему?
неё.
Не вспомнит, не хочу,
не буду, не пишите,
негодуя, не могли.
НЕ с причастиями
СЛИТНО
НЕ:
1. Слово не употребляется без
негодующий
ненавидевший
2. У полного причастия нет
зависимого слова, нет
противопоставления:
нерешённая задача
нерасколотый орех
РАЗДЕЛЬНО
форме:
1. Употреблено в краткой
задача не решена
меры не приняты
2. Есть противопоставление:
не решённая, а
начатая задача
3. Есть зависимое слово
(причастный оборот):
не прочитанная мною
книга
4. В качестве зависимых слов
выступают слова далеко
не…; вовсе не…; нисколько
Найдите предложения с ошибками.
1.Надо расстаться с не оправданой
уверенностью, что всё произойдёт
само собой.
2.Человек нежелающий мыслить
закрывает себе вход в будущее.
3. Этот путь не закрыт никому.
4.Неослабевающий интерес к миру
ваш союзник в учёбе.
1.Надо расстаться с неоправданной
уверенностью, что всё произойдёт само
собой.
2.Человек, не желающий мыслить,
закрывает себе вход в будущее.
НЕ с местоимениями.
РАЗДЕЛЬНО
СЛИТНО
1.С отрицательными
и неопределёнными
местоимениями без
предлога :
*****
*****
1.С отрицательными
местоимениями,
которые
употребляются с
предлогом:
*****
*****
2.С другими
местоимениями:
не он
не каждый
не сам
НЕ с местоимениями.
СЛИТНО
1.С отрицательными и
неопределёнными
местоимениями без
предлога :
некого
нечему
РАЗДЕЛЬНО
1.С отрицательными
местоимениями,
которые
употребляются с
предлогом:
не для кого
не к чему
2.С другими
не он
не каждый
не сам
местоимениями:
с именами
числительными
не седьмой
пишется
раздельно:
не два
не трое
Какие из перечисленных
приёмов надо использовать
при написании НЕ с разными
частями речи?
1. Посмотреть, есть ли зависимое слово.
2. Установить, есть ли предлог.
3. Выяснить, употребляется ли слово без
НЕ.
4. Поставить вопрос к слову.
5. Определить падеж.
6. Проверить, есть ли противопоставление.
7. Подобрать родственные слова.
8.Убедиться в отсутствии слов далеко,
вовсе, ничуть.
9. Определить часть речи.
Как действовать, чтобы не
ошибиться при написании НЕ
со словами.
1.Надо определить часть речи.
2.Вспомнить правило слитного и раздельного
написания НЕ с данной частью речи.
1.Удивительное дерево берёза! 2. (Не)один
художник рисовал берёзовые рощи.
3.Скромное (не)броское дерево но (не)
пройдёшь мимо не заметив его. 4.Кто
(не)знает берёзового сока! 5.В (не)большой
надрез на коре вставишь соломинку,
подождёшь (не)долго и пьёшь
(не)напьёшься из кружечки. 6.
(Не)торопливо делаешь глотки. 7. Сверху
поглядывают (не)пуганые грачи
(не)успевшие закончить гнездо. 8.Но
(не)забудь замазать ранку глиной или
смолой. 9.Нужно беречь доброго друга
человека.
1
вариант
• неброское
• небольшой
• недолго
• неторопли
во
• непуганые
2
вариант
• не один
• не пройдёшь
• не заметив
• не знает
• не напьёшься
• не успевшие
закончить
• не забудь
Скромное1, неброское
дерево2, но не пройдёшь
мимо3 ,не заметив его4.
Стр. 105, упражнение 220
Выпишите слова, в которых НЕ является частью корня
небрежно
нелепо
негодующе
Слова лепый, лепо, лепота
существовали в русском
языке и означали примерно
следующее: красивый
(ладный, приятный), красиво,
красота.
В современном языке
сохранились лишь слова с
приставкой: нелепый,
нелепость. Бывшая
приставка рассматривается
сейчас как часть корня.
Вспомните, как
царь,герой фильма «Иван
Васильевич меняет
профессию», попав в новую
Москву, восхищается видом
столицы: «Лепота!»
Домашнее задание:
1 группа
Составьте небольшое связное высказывание,
основной мыслью которого была бы пословица
«Там счастье не диво, где трудятся нелениво».
По возможности используйте слова с НЕ.
2 группа
Из текстов художественной литературы
выпишите 10 предложений, иллюстрирующих
правописание НЕ с разными частями речи.