«Нейроигры в развитии речи детей дошкольного возраста»
Оценка 5

«Нейроигры в развитии речи детей дошкольного возраста»

Оценка 5
docx
08.12.2024
«Нейроигры в развитии речи детей дошкольного возраста»
Статья.docx

«Нейроигры в развитии речи детей дошкольноговозраста»

Степанова Виктория Михайловна,

воспитатель высшей  категории  

АНО ДО «Планета детства «Лада»

 д/с №157 «Светлячок»,

                                                                                        Самарская обл. г. Тольятти

Современные исследования показывают, что появляется всё больше

детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей

с тяжелыми нарушениями речи. Данную закономерность наблюдаем и мы –

учителя-логопеды.

В своей работе мы сталкиваемся с детьми, которые невнимательны, не

организованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнить

предложенное задание. Причины этих и многих других

проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического

строения мозга и его функционированием.

В отечественном образовании наряду с сохранением лучших

российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в

полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все

чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход,

теоретическая основа которого была разработана А.Р. Лурией  и его

сотрудниками (Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т.В.

Ахутиной).

Нейропсихология – это междисциплинарное научное направление,

лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи

структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами

и поведением живых существ.

Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов,

направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через

выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию

речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и

пространственными представлениями.

Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры

головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие

психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное

взаимодействие.

С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие

задачи:

1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.

2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность

точно направлять движение)

3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.

4. Развивается слуховое и зрительное внимание.

5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд

задач, и др.

А самое главное-развивается речь.

Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого

возраста, её применение дает положительную динамику при задержке

психического развития, умственной отсталости, расстройствах

аутистического спектра и других нарушениях Нейропсихологическая

коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной

программе учителя-логопеда и реализуется вместе с ней.

Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:

- игровая форма обучения;

-эмоциональная привлекательность;

-многофункциональность;

-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не

статичное выполнение заданий только за столом;

-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных

интересов;

-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем –

логопедом, между детьми.

Существует огромное количество нейропсихологических игр и

упражнений, которые можно разделить на категории:

1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус

(неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус

(неконтролируемая мышечная вялость) мышц.

2. Дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга,

ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность.

Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над

поведением.

3. Глазодвигательные упражнения.

Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают

межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего

организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним

из необходимых условий осуществления чтения.

4. Игры на межполушарное взаимодействие.

При их выполнении развивается межполушарные связи, снимаются

синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные

зажимы.

5. Кинезиологические игры - тренировка тонких движений пальцев рук

стимулирует общее развитие речи, улучшает пальцевой и кистевой праксис,

активизирует энергетический блок мозга.

6. Массаж.

7. Ритмы.

Данная технология используется как полноценное нейропсихологическое

занятие, а также как элемент коррекции на других занятиях.

В коррекционной работе применяю две методики коррекции:

двигательную и когнитивную. Первый метод способствует стимуляции

отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию

движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие

ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие

познавательных навыков и преодоление трудностей в учебной деятельности.

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми

и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых

занятиях с детьми в коррекционной работе.

1. Упражнения и игры с мячом (мяч – это самое универсальное

оборудование)

С мячом можно проводить игры и упражнения, как индивидуальные,

парные, так и командные, общие. Они могут быть разными: кидать мяч

двумя руками одновременно, как вперёд, так и назад (за спину) – просто, а

можно в цель; подбрасывать и перекидывать одной рукой, а ловить другой;

сбивать мишень; отбивать о стену – ловить, перепрыгивать через него и т.д и

т.п. Мячи чем более разнообразных размеров, форм, фактур и веса вы

используете, тем больше вы создаёте условий для развития ребёнка. При

выполнении различных действий с мячами можно подключать речевое

сопровождение, например, повторять автоматизирующий в речи слоги или

ряд слогов/слов; подбирать признании предметов, действия, признаки времён

года и т.д. в зависимости от того, что изучается по основной программа,

согласно планированию коррекционной работы.

2. Кинезиологические упражнения

В начале комплекса общеразвивающих упражнений можно

использовать одно – два кинезиологических упражнения и сопровождать их

стихами.

3. Нейрогимнастика

В общеразвивающих упражнениях можно использовать разноименное

поднимание ног и рук, а также задания для рук при выполнении привычных

упражнений – при выполнении приседаний менять положение рук в

определенном порядке на каждое приседание. Приступать к занятиям

следует, постепенно включая по одному (или по два) простых задания,

например, менять ведущую руку при выполнении упражнения. Данные

упражнения использую в качестве физминутки.

4. Игры с шариками Су-Джок.

5. Использование сенсорных мешочков. Перекладывание мешочков,

согласно предлагаемым схемам с подключением речевого сопровождения.

6. Рисование двумя руками.

7. Работа с ритмами. Прохлопывание ритмов по образцу.

Развивает не только чувство ритма, но и умение повторять

последовательность движений

8. «Нейроклассики». Отличная, удивительная, веселая и динамичная

игра на развитие концентрации внимания, памяти, крупной моторики,

координации движений, также снимает стресс, депрессию и поднимает

настроение.

9. Игры с использованием массажных ковриков либо ковриков пазлов,

использую для тренировки ориентации в пространстве и закрепления

понятия цвета; можно использовать для автоматизации и дифференциации

звуков, например, на желтый коврик наступаем говорим –ша-, на зелёный – -

са- и т.д.

10. Игры с использованием кольцеброса. Можно бросать кольца и

проговаривать слова по слогам, либо любой отрабатываемый материал.

11. Двуручная сортировка любых имеющихся сортёров.

12. Дыхательная гимнастика

Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции

звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус

деятельности мозга.

Что делать:

• пускать мыльные пузыри;

• дуть через соломинку;

• дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;

• задувать свечки;

• сдувать ватку со стола;

• дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой;

• самостоятельно сделать из бумаги бабочку/пчёлку/листик, подвесить

фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть;

• делать мыльные пузыри в воде через соломинку и т.д.

13. Использование игры «Чудесный мешочек» (Ощупывание букв,

цифр, различных предметов без зрительного подкрепления).

Систематическое использование нейропсихологических упражнений и

игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития

интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает

утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою

очередь и способствует коррекции недостатков развития дошкольников с

задержкой психического развития.

Таким образом, использование нейропсихологических игр способствует

преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений, что даёт

возможность учителю-логопеду более качественно выполнять свою работу.

 


 

Нейроигры в развитии речи детей дошкольноговозраста»

Нейроигры в развитии речи детей дошкольноговозраста»

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе учителя-логопеда и реализуется вместе с ней

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе учителя-логопеда и реализуется вместе с ней

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми в коррекционной работе

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми в коррекционной работе

Двуручная сортировка любых имеющихся сортёров

Двуручная сортировка любых имеющихся сортёров
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2024