«Нейроигры в развитии речи детей дошкольноговозраста»
Степанова Виктория Михайловна,
воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №157 «Светлячок»,
Самарская обл. г. Тольятти
Современные исследования показывают, что появляется всё больше
детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей
с тяжелыми нарушениями речи. Данную закономерность наблюдаем и мы –
учителя-логопеды.
В своей работе мы сталкиваемся с детьми, которые невнимательны, не
организованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнить
предложенное задание. Причины этих и многих других
проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического
строения мозга и его функционированием.
В отечественном образовании наряду с сохранением лучших
российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в
полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все
чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход,
теоретическая основа которого была разработана А.Р. Лурией и его
сотрудниками (Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т.В.
Ахутиной).
Нейропсихология – это междисциплинарное научное направление,
лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи
структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами
и поведением живых существ.
Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов,
направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через
выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию
речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и
пространственными представлениями.
Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры
головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие
психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное
взаимодействие.
С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие
задачи:
1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.
2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность
точно направлять движение)
3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд
задач, и др.
А самое главное-развивается речь.
Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого
возраста, её применение дает положительную динамику при задержке
психического развития, умственной отсталости, расстройствах
аутистического спектра и других нарушениях Нейропсихологическая
коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной
программе учителя-логопеда и реализуется вместе с ней.
Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:
- игровая форма обучения;
-эмоциональная привлекательность;
-многофункциональность;
-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не
статичное выполнение заданий только за столом;
-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных
интересов;
-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем –
логопедом, между детьми.
Существует огромное количество нейропсихологических игр и
упражнений, которые можно разделить на категории:
1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус
(неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус
(неконтролируемая мышечная вялость) мышц.
2. Дыхательные упражнения.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга,
ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность.
Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над
поведением.
3. Глазодвигательные упражнения.
Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают
межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего
организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним
из необходимых условий осуществления чтения.
4. Игры на межполушарное взаимодействие.
При их выполнении развивается межполушарные связи, снимаются
синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные
зажимы.
5. Кинезиологические игры - тренировка тонких движений пальцев рук
стимулирует общее развитие речи, улучшает пальцевой и кистевой праксис,
активизирует энергетический блок мозга.
6. Массаж.
7. Ритмы.
Данная технология используется как полноценное нейропсихологическое
занятие, а также как элемент коррекции на других занятиях.
В коррекционной работе применяю две методики коррекции:
двигательную и когнитивную. Первый метод способствует стимуляции
отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию
движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие
ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие
познавательных навыков и преодоление трудностей в учебной деятельности.
Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми
и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых
занятиях с детьми в коррекционной работе.
1. Упражнения и игры с мячом (мяч – это самое универсальное
оборудование)
С мячом можно проводить игры и упражнения, как индивидуальные,
парные, так и командные, общие. Они могут быть разными: кидать мяч
двумя руками одновременно, как вперёд, так и назад (за спину) – просто, а
можно в цель; подбрасывать и перекидывать одной рукой, а ловить другой;
сбивать мишень; отбивать о стену – ловить, перепрыгивать через него и т.д и
т.п. Мячи чем более разнообразных размеров, форм, фактур и веса вы
используете, тем больше вы создаёте условий для развития ребёнка. При
выполнении различных действий с мячами можно подключать речевое
сопровождение, например, повторять автоматизирующий в речи слоги или
ряд слогов/слов; подбирать признании предметов, действия, признаки времён
года и т.д. в зависимости от того, что изучается по основной программа,
согласно планированию коррекционной работы.
2. Кинезиологические упражнения
В начале комплекса общеразвивающих упражнений можно
использовать одно – два кинезиологических упражнения и сопровождать их
стихами.
3. Нейрогимнастика
В общеразвивающих упражнениях можно использовать разноименное
поднимание ног и рук, а также задания для рук при выполнении привычных
упражнений – при выполнении приседаний менять положение рук в
определенном порядке на каждое приседание. Приступать к занятиям
следует, постепенно включая по одному (или по два) простых задания,
например, менять ведущую руку при выполнении упражнения. Данные
упражнения использую в качестве физминутки.
4. Игры с шариками Су-Джок.
5. Использование сенсорных мешочков. Перекладывание мешочков,
согласно предлагаемым схемам с подключением речевого сопровождения.
6. Рисование двумя руками.
7. Работа с ритмами. Прохлопывание ритмов по образцу.
Развивает не только чувство ритма, но и умение повторять
последовательность движений
8. «Нейроклассики». Отличная, удивительная, веселая и динамичная
игра на развитие концентрации внимания, памяти, крупной моторики,
координации движений, также снимает стресс, депрессию и поднимает
настроение.
9. Игры с использованием массажных ковриков либо ковриков пазлов,
использую для тренировки ориентации в пространстве и закрепления
понятия цвета; можно использовать для автоматизации и дифференциации
звуков, например, на желтый коврик наступаем говорим –ша-, на зелёный – -
са- и т.д.
10. Игры с использованием кольцеброса. Можно бросать кольца и
проговаривать слова по слогам, либо любой отрабатываемый материал.
11. Двуручная сортировка любых имеющихся сортёров.
12. Дыхательная гимнастика
Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции
звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус
деятельности мозга.
Что делать:
• пускать мыльные пузыри;
• дуть через соломинку;
• дуть на игрушечный флюгер/ветродуй;
• задувать свечки;
• сдувать ватку со стола;
• дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой;
• самостоятельно сделать из бумаги бабочку/пчёлку/листик, подвесить
фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть;
• делать мыльные пузыри в воде через соломинку и т.д.
13. Использование игры «Чудесный мешочек» (Ощупывание букв,
цифр, различных предметов без зрительного подкрепления).
Систематическое использование нейропсихологических упражнений и
игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития
интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает
утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою
очередь и способствует коррекции недостатков развития дошкольников с
задержкой психического развития.
Таким образом, использование нейропсихологических игр способствует
преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений, что даёт
возможность учителю-логопеду более качественно выполнять свою работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.