Некоторые аспекты понятия ценностей у современных подростков
Н.А. Туктарова, преподаватель ГБПОУ Кумертауский педагогический колледж
В научной литературе имеются много научных изысканий, которые исследуют современное молодое поколение и его ценностные ориентации. Очевидно поэтому, начало XXI века характеризуется значительной переоценкой ценностей. Предпочтение многих отдается материальным потребностям (деньги, вещи), деловым связям, индивидуальным интересам (как стать здоровым, богатым, знаменитым и т. п.). В прошедшем столетии такая ситуация квалифицировалась только как негативная, а теперь она свидетельствует о действительном процессе перестройки духовного мира, который захватил все население, в том числе и подростков. Отметим, что старшее поколение имеет устоявшиеся ценности, которые не так легко изменить под влиянием событий. А молодежь – это та часть общества, которая еще вырабатывает свою систему ценностей, и эта система во многом зависит от того, что происходит вокруг. Давайте зададимся вопросом, почему нынешнее поколение подростков не имеет ценностей, почему они вечно полуживые и постоянно в каком-то депрессивном состоянии? Очевидно, потому, что их родители родились в эпоху перемен, и их детство пришлось на тяжелые для всего постсоветского пространства годы. Детям девяностых пришлось насмотреться, как их родители приспосабливались, и выживали, стремясь заработать какие-либо средства для обеспечения основных нужд. И очевидно, трудности тех лет заставляют нынешнюю молодежь желать стабильности и денег как средства достижения этой стабильности. Поэтому, нравственные и моральные ценности почти не вошли в список базовых ценностей современной молодежи, а духовные и культурные ценности занимают последние строчки. Считаем, что это связано, прежде всего, с тем, что молодежь согласовывает свою систему ценностей, с критериями жизненного успеха. Такие понятия, как честно прожитая жизнь, чистая совесть, скромность отходят, к сожалению, на последний план. Мы предполагаем, что современные подростки живут, по сути, виртуальной жизнью, им не интересен реал, потому что интернетовская жизнь может предложить им все, причем не всегда правильное. Социальные условия, в которых живут подростки, значительно отличаются от тех, которые раньше определяли особенности становления их воспитателей. Они менее ориентированы на профессиональное становление, а больше на счастливую и обеспеченную семейную жизнь. Следует отметить, что в данном возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который выражается в стремлении более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Именно, этот круг интересов является определенной базой жизненных ориентаций подростка. Современный подросток испытывает большую потребность в общении. Родители, для которых свой ребенок является несомненной ценностью, достаточно часто отказывают ему в необходимом внимании. Считаем, что неправильное воспитание приводит к формированию у подростка пренебрежительное или даже негативное отношение к нормам и правилам общественной жизни, искажению ценностей, появлению асоциальных ценностей. Формирование ценностей у подростков опирается на ряд предпосылок, таких как:
1) определенный уровень умственного развития, способность воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки;
2) эмоциональное развитие, включая способность к сопереживанию;
3) накопление личного опыта более или менее самостоятельных моральных поступков и последующей их самооценки;
4) влияние социальной среды, дающей ребенку конкретные примеры нравственного и безнравственного поведения, поощряющей его поступать так, или иначе.
Необходимо отметить, что ориентация – это система установок, в свете которых индивид воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действия. И как следствие - ориентации, направленные на какие-либо социальные ценности, называются ценностными ориентациями.
Ценностные ориентации являются компонентом структуры личности, из них складывается весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. И именно наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость человека.
Для современных подростков наиболее значимыми являются ценностные ориентации на общение и саморазвитие, на познание и общественную деятельность, на материальные ценности и труд. Думаем, что подросткам нужно предоставить самостоятельность, потому что без нее они не смогут сформироваться как личности. От того, каковы ценности современных подростков, зависит их будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям – это недоверие к своему будущему.
К сожалению, на современном этапе произошли некоторые изменения ценностей современных подростков по сравнению с ценностями предыдущих поколений. Очевидно нет четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.