Задача, метод и система науки церковного права
Задача нашей науки - выстроить систему церковного права. Для этого, по словам епископа Никодима (М), "следует показать происхождение и развитие церковного права, выявить его неизменную основу и установить критерий суждения в соответствии с юридическими законами логики и истории, как что-то, существующее в церкви, может изменить устройство в зависимости от местных условий" [1]..
Поэтому в задачу науки о церковном праве входит восстановление исторического процесса формирования действующего церковного права одновременно с развитием церковных институтов; во-вторых, представление правопорядка, на котором должны основываться не абстрактные, рационалистически вытекающие из априорных принципов правила, а та норма, этот догмат права, который соответствует положительному законодательству Древней Церкви - правилам апостолов, соборов и отцов Церкви.; в-третьих, изложение действующего сейчас положительного права отдельных поместных церквей; и, наконец, в-четвертых, критический анализ существующего церковного устройства, критерием которого, с одной стороны, являются древние каноны, а с другой - реальные потребности современной жизни. Что касается метода нашей науки, то, мы должны подняться до неточного архаизма любого церковно-юридического института, а затем наблюдать все этапы его исторического развития, постоянно и точно различая местные, национальные и политические влияния, под воздействием которых он достиг своего нынешнего характера. В этом генетическом процессе право Церкви предстанет перед нами как живое, в своем жизненном росте, со своим собственным характером.
Следя за этим процессом, мы должны постоянно следить за связью церковного права с сущностью Церкви, с догматическими основами церковных и юридических институтов. Эти причины должны служить разбивкой положительного права. С этой точки зрения выясняется, что составляет основное зерно церковно-юридического института и что существует только внешняя оболочка, которая меняется со временем и не требует постоянного и постоянного внешнего вида. Этот метод даст нам понять, что необходимо признать церковное право существенным и неизменным, что оно чисто случайно и неважно, и как далеко можно зайти в изменениях Церкви, не касаясь сущности Церкви и не нарушая основ ее прав".[2]
Как церковная наука, каноническое право органически связано с системой богословских дисциплин: с экзегетикой Священного Писания, с экклезиологией, с моральным и пастырским богословием, с литургией. В своих исторических и источниковедческих исследованиях канонисты опираются на патрологию и церковную историю. Как юридическая дисциплина, церковное право относится к системе юридических наук, которая особенно тесно связана с римским правом, обычным правом славян, германцев и других христианских народов, историей государственного и частного права, а также современным правом тех государств, где есть поместные православные церкви, и, наконец, с теорией права. В изучении церковных и юридических источников нельзя обойтись без вспомогательных дисциплин: археологии, дипломатии, текстологии, палеографии. Что касается системы церковного права, которая в наше время безнадежно устарела, заимствованная из таких "учреждений" святого Юстиниана абстрактная схема, согласно которой право делится на три раздела: лицо (лицо), предметы (res) и действия (actiones), а в двенадцатом веке предложенные Бернардом П профессиональные названия: суд (судья) — учение носителей церковных властей, суд (суд) — о судебных процессах, клерус (клир) — о судебных процессах, судебное разбирательство (клир) - о судебных процессах, судебное разбирательство (клир) - о судебных разбирательствах, судебное разбирательство (клир) - о судебном разбирательстве., - о правах и обязанностях духовенства, спонсорстве (браке) и преступлениях (преступлениях) — учение о церковных преступлениях и наказаниях. В этом разделе нет реальной системы. Основываясь на системах церковного права, разработанных в новое время, мы предлагаем следующий план курса:
1. источники канонического права;
2. церковное учреждение (духовенство и миряне, монашество);
3. органы церковного управления (во вселенской и поместной церквях, в епархии и приходе);
4. виды церковной власти;
5. отношения православной церкви с неправославными церквями и государствами.
1. Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 16.
2. Павлов А.С. Указ. соч. С. 31.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.