ТЕМА: Некоторые аспекты работы
с младшими школьниками,
имеющими девиацию
в поведении.
Радченко Елена Борисовна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СШ № 76 имени А.А. Есягина»
г. Хабаровск
Наша страна переживает нелёгкие времена. Глубокий общественный и экономический кризис сопровождается резким снижением показателей социальной защищённости и здоровья детей.
Рост преступности, алкоголизма, наркомании и прочих бед людских можно сравнить со снежным комом, ибо кого же могут породить взрослые преступники, алкоголики, наркоманы? Количество взрослых, инфантильных за счёт своего ущербного детства, растёт и от них трудно ждать психологически здоровых и зрелых детей.
«Дети – наше будущее», эта прописная истина уже давно стала в нашей стране благим пожеланием, надеждой, что положение с детьми вот-вот как-нибудь само собой образуется.
В последнее время к извечным школьным проблемам прибавилась ещё одна- трудные дети, дети с девиантным поведением.
Социальные отклонения в поведении очень разнообразны и считаются, что наиболее подвержены ему подростки 13-14 лет. Ряд форм отклоняющегося поведения, такие как, курение, ненормативная лексика, драки, подростки считают почти нормой, обычным явлением в жизни.
«Трудный подросток» - это понятно. Но младший школьник!
Почему мы, учителя начальной школы, заговорили о нём? Почему ранее он характеризовался только положительными эпитетами: любознательный, доверчивый, послушный, великодушный. Воск да и только, делай, что хочешь!
И вдруг – ужасно непослушный, ужасно вредный, агрессивный, недисциплинированный. На уроке не желает работать, будоражит класс.
С такой проблемой столкнулась и я в своей работе. В классе учились дети, которые нарушали дисциплину на уроке, на перемене устраивали драки и даже сбегали из дома.
Учитывая актуальность этой темы, возросший интерес к ней и для глубокого понимания сути проблемы передо мной встали задачи:
1) выяснить причины и условия возникновения девиантного поведения у младших школьников;
2) определить формы отклоняющегося поведения у младших школьников;
3) найти пути педагогической коррекции девиантного поведения.
В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используется понятие « девиантное поведение».
Девиантное поведение (от лат.deviato – отклонение) определяется как отклоняющееся поведение.
Не секрет, жизнь сегодня тяжела и сурова. В нашем доме всё больше напряжённых и тяжёлых ситуаций, которые порождают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность, и на этом фоне всё чаще приходиться сталкиваться с неправильным воспитанием.
А это является одной из главных причин возникновения отклоняющегося поведения у младших школьников.
Детская грубость, чёрствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа её жизни. Не случайно сами учителя говорят: «Когда ребёнок трудновоспитуемый – прежде всего ищи причину в семье».
Хочу привести данные обследования учеников нашей школы (было опрошено 100 выпускников начальной школы). Опрос показал следующее:
Отклоняющееся от нормы поведение в различных его формах отмечено у 45% учащихся начальных классов. Так, 42 % опрошенных к десяти годам уже знают вкус спиртного (из них 25% – девочки). Отмечено, что первые пробы спиртного дети получили в семье, причём 20% опрошенных «угостила» мать, 17% - отец. Около 6% детей пробовали курить, знают и слышали нецензурные слова более 50%, 10% из них уже сами употребляют их.
Семья – мир сложных взаимоотношений. В ней всё по-своему, свои причины, порождающие неблагополучие. Вместе с тем есть сходные – отсутствие подлинного интереса, подлинного внимания, подлинного уважения к ребёнку.
1.Семья с единственным ребёнком.
В классе учился мальчик, который часто нарушал дисциплину, грубил учителям, сверстникам. Разговоры с ним ни к чему не приводили. Родители этого ученика, узнав о «неуправляемости» своего сына обвинили школу и учителя в неумении работать. Обратились за помощью к психологу. Попыталась установить контакт с родителями. Не сразу, но это мне удалось. Выяснилось, что ребёнок в семье единственный. В нём души не чают. Его оберегают от трудностей, ни в чём не отказывают. Мальчик привык быть всегда в «центре внимания». А в классе он не один. Отсюда его грубость, сопротивление всему, неподчинение учителю. Мальчику стали давать поручения, которые требовали от него определённых усилий. Поддерживали все его добрые порывы, хвалили и поощряли за выполненные дела. Постепенно ребёнок «вживался» в коллектив, учился работать вместе с детьми.
2. Семья, в которой материальная сторона преобладает над духовной.
На это уходит всё время и все силы. Главную задачу они видят в том, чтобы «жить не хуже других». На первый взгляд, вроде ничего страшного не происходит. Многие к этому стремятся, выбирая разные пути и средства, даже неправедные. Так настроили людей. А страдают дети. Всё воспитание детей сводится к эпизодическому контролю за выполнением уроков, возможности красиво одеть и обуть своё чадо. Внутренняя жизнь детей родителей не интересует. Всерьёз учат детей: «делай то, что выгодно». И дети следуют этому принципу – растут потребителями, исповедуют культ денег и вещей, пробуют себя в спекуляции в школе, среди сверстников. Начинают пропускать уроки, «плюют» на отметки. Хотят того родители или нет – ребёнок становится эгоистичным, излишне практичным. Стремятся « урвать» у других. К таким семьям необходим «дипломатический подход»: при встрече с родителями (дома или в школе) лучше использовать косвенное воздействие, приводить примеры из жизни других семей, опираясь на здоровые интересы, на служение людям, доброту, благородство поступков.
3. Семья, где господствует безнадзорность.
К сожалению, таких семей с каждым годом становится всё больше и больше. Много таких семей и у нас в школе. В семьях такого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств. Здесь царят неуважение и недоверие друг к другу, грубость и оскорбления, скандалы и драки. Дети живут на собственном попечении. Родители утратили потребность общаться с ними. Стоит ли удивляться, что всё это ощутимо действует на характер и поведение детей, отмечается их лживость, недисциплинированность, грубость, жестокость, двоякая формула поведения. Как говорят. По всем статьям младшие школьники становятся «трудными»: научаются пить, курить. Сущность такой личности нужно искать в родителях. Но они предпочитают не встречаться с учителями, игнорируют авторитет школы.
Контакт учителя с родителями подобного типа требует от учителя много такта, терпения, выдержки. Важно, чтобы родители слушали. А в школе к ребёнку - доброе, человеческое отношение в сочетании с требовательностью. Именно этого не хватает ребёнку.
4.Четвёртый тип семьи, пожалуй, новый для нашего современного общества.
Семья внешне благополучная, здесь как будто любят друг друга. Родители систематически вовлекают детей в домашнюю работу, интересуются успехами в учёбе. Но случаются и конфликты, сопровождающиеся несдержанностью, неумеренностью в проявлении эмоций. И тогда на детей сыплются ругательства: «сволочь», «идиот»… Причина конфликтов кроется чаще всего не в злой воле взрослых, а в низком уровне их педагогической культуры, в их усталости и раздражительности ( многие родители работают по совместительству, на полторы ставки, чтобы прокормить семью). В таких семьях темы разговоров между взрослыми чаще всего касаются денег, политики, развала экономики, безработицы. И всё это высказывается в повышенном эмоциональном тоне, с употреблением крепких словечек. Дети слушают, копируют не лучшие выражения, воспринимают озабоченность родителей, что сказывается на проявлении ими тревожности, страха, подавленности, психических срывов в поведении, эмоционального напряжения. Состояние неудовлетворенности дома и в школе толкает детей на ничем немотивированные нарушения дисциплины.
Что же делать? Наш педагогический замысел состоит в том, чтобы «разговорить» пап и мам, добиться тёплой душевной беседы. Начнём беседу с сочувствия. Найдём такие слова, чтобы родители поняли, что для нормального эмоционального развития ребёнок очень нуждается в их любви и внимании.
Мы должны «бороться» не с ребёнком, не с родителями, а с причинами, вызывающими нежелательное влияние семьи на поведение ребёнка.
Другим фактором, способствующим развитию отклоняющегося поведения, являются школьные проблемы. Всем известно, что многое в начальных классах зависит от учителя, от его отношения к ученику. Естественно, что все дети разные, однако все они должны быть уверены в доброжелательном отношении к себе учителя. И ещё один важный момент, как бы не было порой трудно и тяжело нам, учителям, мы должны постоянно помнить о своём предназначении.
Нельзя кричать на детей, рвать тетради, обзывать их. Кроме обучения, учитель должен и может помочь детям с девиантным поведением. А для этого необходимо знать те категории детей, с которыми часто бывает трудно ладить.
Это - гиперактивные, агрессивные , тревожные и аутичные дети.
Более подробно хочу остановиться на таких категориях «трудных» детей, как гиперактивные и агрессивные. Так как именно с этой категорией детей мне пришлось работать последние 5 лет.
Практика показывает, что большинство детей любого возраста, обозначаемых педагогами как «трудный» ученик, родителями – ка «трудный ребёнок», принадлежит к категории « гиперактивных».
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и. т д. У таких детей отмечаются некоторые поведенческие особенности: беспокойство ( 69, 7%), невротические привычки ( 67%), нарушения сна (46, 3%), аппетита ( 35, 9%), тики, назойливые движения, двигательная активность и неловкость.
В классе учился мальчик, который все ответы выкрикивал с места, перебивал учителя, не дослушав вопрос до конца. Он постоянно ронял вещи с парты, успевал болтать чуть ли не со всеми детьми вокруг, кривлялся, смешил и отвлекал других. А, когда я делала ему замечания, он или притворялся, что не слышит меня, или обижался и хамил. Я испробовала почти все способы воздействия на него, но ситуация не менялась. Вот тут помогла учительница музыки. Она отметила, что у мальчика абсолютный слух. Она пригласила его в школьный хор, а родителям посоветовала отдать ребёнка в музыкальную школу. Мальчик с удовольствием стал заниматься музыкой и наконец – то смог почувствовать свою успешность. Такие дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Ребёнок «раскрылся», обрёл своё «я». Количество окриков и замечаний снизилось, что благотворно повлияло на поведение мальчика.
Денис Ф. учится в 3 классе. Он очень много читает, на уроках природоведения и истории любит дополнять рассказ учителя интересными фактами. Правда, при этом бесцеремонно перебивает учителя, вскакивает из-за парты и всегда хочет успеть первым. Однако, при написании диктантов и контрольных работ Денис допускает пропуски букв и целых слов в предложениях, ошибается в вычислениях. Родители заставляли мальчика по несколько раз переписывать домашнее задание. Но с каждым разом ребёнок допускал всё больше и больше ошибок, писал небрежно, допуская исправления, зачёркивания. В чём же причина такого поведения мальчика?
В медицинской карте ребёнка стоит диагноз «дефицит внимания с синдромом гиперактивности». Поэтому он физически не может длительное время внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Вот тут опять помогли советы психолога. Прежде всего, я посадила Дениса на первую парту (рядом с собой). На уроке, когда ребёнок начинал отвлекаться, старалась положить ему руку на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить внимание». А взрослого он избавит от необходимости делать ему замечания. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды.
Например, после 2-3 заданий можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.
Игра «Кричалки – шепталки – молчалки» ( развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, развитие волевой регуляции), «Разговор с руками» (научить контролировать свои действия), игры за партами («Морские волны»).
Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален учитель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребёнка, которого влечёт всё неожиданное, новое.
Необычность поведения учителя, необычное начало урока меняет психологический настрой ребёнка, помогает переключить внимание на нужный предмет.
Как утверждают психологи, добиться того, чтобы гиперактивный ребёнок стал послушным и покладистым, ещё не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.
Поскольку гиперактивный ребёнок очень импульсивен, его неожиданное действие иногда носит провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого.
Правила работы с гиперактивным ребёнком.
1.Всегда оставаться спокойным.
Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановиться на несколько секунд (например, сосчитать до десяти).
И тогда, избежав эмоциональной вспышки, мы избежим и чувства вины за проявление своей слабости, сможем лучше понять ученика, который нуждается в нашей поддержке.
2.Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4.Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
5.Использовать тактильный контакт ( элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
6.Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
7.Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
Почти в каждом классе встречается хотя бы один ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения – одним словом становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений учителей и родителей.
Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка очень трудно принять таким, какой он есть, ещё труднее понять.
Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют? Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают так потому, что не знают, как поступить иначе.
В своей практике, по совету психолога, для снятия состояния агрессии, тревожности использовала плакаты с изображением различных эмоциональных состояний. Перед началом занятий дети подходили к нему и указывали своё состояние.
И ещё один приём, который я использовала в своей работе. Можно разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки уместной шуткой.
Главные правила в работе с такими детьми
1.Не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребёнка и не впадать самим в агрессивное состояние.
2.Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности.
3.Выражение удивления, недоумения, огорчения учителя по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала.
4.Реагировать и отвлекаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребёнка, какими незначительными они не были.
5.Позитивные способы контроля поведения ребёнка (просьбы, мягкие физические манипулирования – можно отвлечь ребёнка, взять за руку и отвести).
6.Релаксационный тренинг: упражнения «Кулачки», «Любопытная Варвара», « Росток»…
Слово «трудный» в школе повторяют постоянно. Трудное время, трудные семьи, трудные дети. Мы обращаем внимание на кризисное состояние общества, семьи, низкий уровень гуманизации обучения и воспитания.
Мы акцентируем внимание на социально-экономических, медико-биологических и других причинах трудного детства.
Но, к счастью, в каждой школе есть психологи и педагоги, опыт которых служит подтверждением того, что педагогическими средствами можно добиться многого.
Список используемой литературы
1. Абызова, Е.В. Особенности педагогического дизайна развивающей среды в работе с девиантными школьниками / Е.В. Абызова, И.Н. Деветьярова. // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2013. – № 2 (5).
2. Андреев, В.И. Конфликтология: исскуство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов / В.И.Андреев. – М.: Народное образование.
3. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов. – М.: 2010.
4. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н. Васильев. – СПб.: Речь. – 2007.
5. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В.Дубровиной, М.И. Лисиной, М.И. Лисина. – М.: Просвещение. – 2011.
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.