Некоторые аспекты воспитательного потенциала современного школьного урока.
Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. Воспитательная работа в процессе обучения - такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности». В.А.Сухомлинский
Воспитание неразрывно связано с образованием и является его неотъемлемой частью. Воспитательный потенциал определяется как специально организованное, развивающееся в рамках определенной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, осуществляемое с целью обеспечения равных возможностей, с одной стороны, а с другой стороны, для реализации каждым ребёнком своих собственных способностей и интересов.
Современный мир, в котором живет современный человек, радикально изменяется. Нынешнее развитое информационное общество требует информационно подкованных, высоконравственных, ответственных за свою Родину людей.
Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача современного образования в нашей стране.
Изучение физики по программе для общеобразовательных учреждений на базовом уровне направлено на достижение целей по освоению знаний, овладению умениями, развитию навыков по предмету, а также по воспитанию :
убеждённости в возможности познания законов природы;
использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; использованию приобретённых знаний и умений
для решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности собственной жизни,
рационального природопользования и охраны окружающей среды
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин, она - основа научно-технического прогресса, физика создаёт у учащихся представление о научной картине мира, показывает гуманистическую сущность научных знаний, формирует творческие способности учащихся и способствует воспитанию высоконравственной личности.
Реализация воспитательного потенциала зависит от следующих факторов:
· от отбора содержания учебного материала, что включает в себя планирование,
· от профессионализма учителя, его методической грамотности, методической осведомленности,
· от умения определять образовательные и воспитательные возможности.
Воспитывающими уроки становятся тогда:
· когда они интересны школьникам, и те с удовольствием включаются в организуемую учителем деятельность;
· когда они побуждают школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах;
· когда время от времени на них используются игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы.
Например, на уроках физики при изучении темы «Магнитное поле» учитель рассказывает о его действии на биосферу, ориентацию в магнитном поле перелетных птиц, магнитные поля живых организмов, использовании этих полей в медицине. При изучении темы «Электрический ток» учитель обязательно говорит о поражающих факторах электрического тока, технике безопасности по работе с электричеством, первой помощи при поражении электрическим током, реализуя здоровье сберегающее направление воспитательной работы.
При изучении раздела, посвященного атомной физике рассказывается об уровне естественного фона в данной местности, описываются неблагоприятные районы, показываются неблагоприятные последствия испытания ядерного оружия, проблемы захоронения отходов. Это помогает реализовать задачи экологического воспитания.
Таким образом, при обучении физике возникают безграничные возможности воспитания. Физика в данном случае используется как средство для приобщения учащихся к технической культуре, истории, достижениям народа не только своей страны, но и других государств. И как бы высоко не шагнул научно-технический прогресс, не надо забывать о человеческих ценностях и самом человеке, о геополитике и ментальности, о заботах и чаяниях, о нравах и развлечениях, о стимулах поведения и моральном выборе.
Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних работ.
Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока:
при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;
продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями;
осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;
использовать на этапе актуализации инновационные технологии;
использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;
применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач;
проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.
Чтобы определить, достигнута ли воспитательная цель урока, достаточно посмотреть на детей: они активны в работе, глаза их горят, внимание собрано, они успешно выполняют задания, радуются своему успеху и успеху других. Перспективный же результат возможен, если эта работа ведется в системе. Тогда он проходит три необходимые ступени: сознание, чувства, поступки.
Важнейшим аспектом воспитательной функции обучения является воспитание интереса к учению, к процессу познания, формирование мотивов учебной деятельности.
Нужно стремиться сообщать ученику не только новые знания, но и помогать ему глубже и лучше познать то, что он уже знает, то есть сделать "живыми" уже имеющиеся у него основные научные сведения, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желание применить их.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.