Некоторые методы работы с литературно одаренными детьми.
Трегубов Сергей Леонидович,
учитель истории и обществознания в\к
МБОУ СОШ №7 Дзержинского района
г. Новосибирска, Лауреат Всероссийского
конкурса 2010 года «Учитель, перед
именем твоим…», Лауреат Областного
поэтического фестиваля «Солнце поэзии –
одно для всех народов!» 2011 года,
участник II Всероссийской конференции
«Системы обучения интеллектуально
одаренных детей в российской школе»
(октябрь 2011 г.)
Современные условия жизни в обществе показывают, что успешно выживать и строить свое будущее может только творческая личность с активной жизненной позицией, поэтому задача школы сегодня: выявлять и развивать в разных сферах человеческой деятельности одаренных учащихся, развивать их творческие способности, повышая тем самым их статус в обществе. Исходя из этого тезиса, мы сформулировали цели и задачи литературного клуба учащихся «Пегас», который работает в школе с 2003 года:
1. Развивать творческие способности одаренных учащихся в литературной и изобразительной (художественной) сферах через публикацию лучших произведений на страницах альманаха
« Пегас».
2.Формировать высокие нравственные, политические и патриотические качества учащихся школы через произведения авторов, откликающихся на исторические, политические и нравственные проблемы современности в своих произведениях.
3. Пропагандировать здоровый образ жизни в ежегодном традиционном конкурсе стихов и плакатов по теме: «Мы против наркотиков, алкоголя и курения!»
4. Развивать творчество и активную жизненную позицию авторов и учащихся через традиционные встречи с лучшими представителями Союза Писателей РФ, Ветеранами Великой Отечественной Войны, лучшими людьми города.
5. Через сотрудничество с музеями школ и архивами формировать и развивать историческую память учащихся.
6. Найти спонсоров (родителей, депутатов, предпринимателей) для расширения издательской деятельности литклуба «Пегас».
7. Активно участвовать во всех конкурсах и проектах районного, городского, областного и Всероссийского масштабов.
Мы используем с литературно одаренными детьми следующие формы работы:
1.Личностно-ориентированный урок.
2. Индивидуальная консультация или беседа.
3. Различные виды внеклассной деятельности:
а) олимпиады;
б) участие в научных ученических обществах;
в) литературные конкурсы разных уровней;
г) интеллектуальные игры ;
д) публикации в печатных изданиях.
Часто оказывается, что выдающиеся достижения возможны и при среднем уровне развития интеллекта и одаренности. По данным американского психолога Е. Торренса, около 30% детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными детьми. Поэтому нельзя забывать, что детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной одаренностью.
Первый этап работы – это выявление одаренных детей в области литературы. Для этого мы используем общие признаки
одаренных детей:
· интеллект выше среднего;
· умение принимать решения;
· чувство ответственности;
· обостренное чувство справедливости;
· настойчивость;
· терпимость и терпение в работе с людьми;
· энтузиазм;
· умением ясно выражать мысли в устной и/или письменной форме;
· живость и любознательность;
· независимость в действиях;
· инициатива, стремление участвовать во всем новом;
· использование воображения в мышлении;
· гибкость в подходах к проблемам;
· разнообразные интересы;
· чувство юмора;
· трудности в нахождении близких по духу друзей;
· проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны;
· нежелание быть таким, как все;
· трудности в школе, где отсутствует стимуляция интеллектуального развития;
· ранний интерес к проблемам мироздания.
Кроме учета этих особенностей я провожу тестирование по выявлению сугубо литературных способностей. Ученик должен ответить на вопросы, что такое рифма и ритм стиха, какие виды рифм он знает, но, самое главное, может ли он написать стих на заданную тему. Чаще всего толчком к выполнению такого задания служит личный пример учителя. Первые работы учащихся, как правило, носят подражательный характер, но затем многие создают свои маленькие, а иногда и большие шедевры. Поскольку литературно одаренная личность мыслит образами, я часто прошу авторов нарисовать иллюстрации к своим стихам, а также привлекаю к иллюстративному оформлению детей, обладающими одаренностью в области изобразительного искусства. Очень часто мы в этом достигаем большого успеха.
Достижения в деятельности литературного детского клуба «Пегас»:
Литературный альманах «Пегас» издается в школе № 7 с октября 2003 года. Периодичность издания – 1 раз в четверть. Тираж 15 – 20 экземпляров.
За год до начала издания в школе было создано
литературное объединение учащихся старших классов.
Позднее в объединение вошли учащиеся 5 – 7 классов.
Первые два номера альманаха назывались
«Первый блин» и «Колобок», а начиная с №3, члены клуба «Пегас» решили этим же именем назвать свой альманах, где стали публиковать не только стихи, но и рассказы, статьи, школьный юмор.
В 2003 году члены клуба стали победителями районного и городского конкурсов поэтов-школьников. Заев Роман завоевал титул «Король сибирской поэзии –2003» (1-е место), а Лобода Катя – 3-е место.
В 2004 – 2006 г.г. наш литклуб прочно удерживал призовые места в литературных конкурсах школ района. Заев Роман – 1-е место, Ерастова Оксана – 2-е.
Мы тесно работаем с Союзом Писателей России, представители которого были членами жюри всех конкурсов. Кроме того Заев Р. и Ерастова О. являлись до 2006 года членами редколлегии районной межшкольной литературной газеты «Дар», редактором которой является член Союза Писателей России Романов В.П.
В последующие годы обновленный состав литклуба успешно участвовал во всех районных и городских конкурсах и проектах. При участии клуба проводились следующие мероприятия в 2008-2011 уч. г.г. :
а) творческие встречи с поэтом В. П.Романовым –
членом Союза Писателей России;
б) встречи с поэтессой В. В. Жбановой;
в) юбилейный вечер поэта Н. Шевякова – члена
Союза Писателей России;
г) литературный вечер, посвященный 100-летию
со дня рождения Елизаветы Стюарт;
д) традиционные ежегодные конкуры на лучшие стихи, плакаты и рисунки по теме: «Мы против наркотиков, алкоголя и табака»;
е) участие в конкурсе «Золотое перо памяти», посвященном 40-летию родной школы;
ж) участие в городском конкурсе литературного творчества детей, проводимом Городской Избирательной Комисиией в период выборов Президента РФ и мэра г. Новосибирска;
з) участие в городских конкурсах детского литературного творчества «Золотое перышко»;
Победители и участники городского поэтического конкурса 2003 года. Слева направо (стоят): Ерастова Оксана (вып.2006 г.), Лобода Екатерина – 2-е место (вып. 2007 г.), Заев Роман – 1-е место (вып. 2006 г.). Слева направо (сидят): член жюри – поэт В. Светлосанов – член СП России, руководитель клуба и редактор альманаха «Пегас» -- С. Л. Трегубов.
и) участие в Международной Акции-Проекте
«Мы – Наследники Победы!», посвященной 300-летию победы
русской армии в Полтавской битве. Все авторы юбилейного
литературного альманаха «Пегас № 19» награждены памятными
медалями и грамотами Центрального штаба;
к) участие в празднике Дня Соседей совместно с ТОС «Лада» на жилмассиве;
л) выпуск литературного альманаха к выбоам в Городской Совет (14 марта 2010 г.);
м) активное участие и публикация стихов при подготовке к празднику 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной Войны;
н) в 2010 году руководитель клуба «Пегас» представил материалы о его работе на Всероссийский конкурс «Учитель, перед именем твоим…» и получил диплом лауреата в номинации: «содержательный досуг», а так же был представлен на Всероссийский конкурс «Байконур», посвященный 50-летию полета Ю. А. Гагарина, юбилейный номер альманаха «Пегас» с лучшими стихами учащихся школы;
о) 25 сентября 2011 года Министерство культуры Новосибирской области и Дом национальных культур им. Г. Заволокина проводили Областной поэтический фестиваль. 6 участников из 80 получили дипломы лауреатов , в том числе и автор этих строк;
п) в октябре 2011 года в Издательском доме «Вертикаль» вышла антология поэзии школы №7, где собраны лучшие стихи авторов литературного клуба «Пегас» за восемь лет его работы. Составитель антологии С.Л. Трегубов.
В заключении следует сказать, что каждый год из школы уходят авторы, но с новым учебным годом работа продолжается, и больших успехов можно достичь только тогда, когда весь коллектив участвует в этой работе, а публикации ребят на таком высоком уровне дают им большой стимул в их дальнейшей деятельности, даже если она и не будет связана с литературой.
1. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные движения и социальная активность молодежи / Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общенаучных отношений». - М., 1991. - С.149-159.
2. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376с.
3. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Изд. Центр «Академия», 1996. - 416 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.