«Некоторые принципы музыкально-творческого развития детей на уроках сольфеджио с использованием возможностей синтезатора»
В программе по сольфеджио в детских школах искусств указаны основные направления в изучении предмета: вокально-интонационные навыки, сольфеджирование и пение с листа, воспитание чувства метроритма, формирование ладового чувства, воспитание музыкального восприятия, развитие умения анализировать элементы музыкального языка, развитие умения записывать услышанную музыку нотами, воспитание творческих навыков. Но только некоторые из них можно изучать, используя возможности синтезатора. Наиболее удобны для введения на урок синтезатора темы, связанные с развитием чувства метроритма, формированием гармонического и тембрового слуха и темы творческого характера (досочинение, обработка, аранжировка и т.д.). Рассмотрим основные функции синтезатора в их связи с развитием того или иного элемента сольфеджио.
Функция «Стиль» (style) задает определенный метр, соответствующий тому или иному музыкальному жанру и как нельзя лучше подходит для развития у учащихся чувства метроритма. На первоначальном этапе работы с синтезатором важна одна деталь – на экране инструмента высвечиваются доли звучащей музыки, и сильная доля выделяется особенно. Одним из первых упражнений на уроке является «попадание в метр», «попадание в сильную долю». В первом полугодии первого класса учащиеся изучают небольшие простые песенки, удобные для интонирования и запоминания. Их также можно исполнять на синтезаторе, который вновь выполняет функцию метронома, не позволяя ученикам делать лишних остановок и пауз. Синтезатор работает как метроном и при выполнении упражнений с ритмическими карточками (чтение ритма ритмослогами с карточки под мерный аккомпанемент). Это упражнение «оживляет» сухие ритмические формулы, которые без звучания музыки чрезвычайно плохо воспринимаются детьми.
В конце первого – начале второго класса начинается активная работа над пением с аккомпанементом. В начале – это просто игра тоники на сильную долю («Андрей-воробей», «Прозвонил звонок», «Как под горкой» и т. д.), затем – игра тонической квинты, тонического трезвучия. Вначале можно разделить функции мелодии и аккомпанемента между двумя учащимися, затем предложить чисто интонирующим детям играть аккомпанемент, попадая в сильную долю, а мелодию петь (мелодию может исполнять группа). На этих небольших песенках можно также отработать навык вступления (на синтезаторе к каждому стилю существует два варианта вступления).
Функция «Тембр» (voice) задает звучание исполняемой музыки в определенном тембре (как собственно музыкальном, так и шумовом). Данная функция полезна, прежде всего, для записи мелодических диктантов в разных тембрах для избегания слуховой инертности у учащихся. Без использования синтезатора запись тембровых диктантов было бы довольно тяжело осуществить в условиях музыкальной школы (отсутствие того или иного инструмента; занятость преподавателя или ученика, исполняющего диктант и т. д.).
Также, наличие функции «Тембр» несет в себе рекреативную функцию на уроке. Каждую выученную мелодию можно сыграть, включив тот или иной тембр (сколько радости приносит игра мелодии в тембре «лающей собаки» или «телефонного звонка»). И при этом, дети в непринужденной форме повторяют и закрепляют нотный материал, выученный на уроках сольфеджио.
Функция «Автоаккомпанемент» позволяет исполнять аккомпанемент к мелодии, не играя полную фактуру. При нажатии одной или двух клавиш исполнитель слышит целый аккорд (трех- или четырехзвучный). Эта функция чрезвычайно полезна и для начинающих музыкантов и для детей, не обучающихся игре на фортепиано (на уроке сольфеджио часто находятся дети, обучающиеся по разным специальностям, а данная функция позволит почувствовать уверенность в своих силах и народника и струнника).
Функция записи. Если синтезатор имеет данную функцию, то любое произведение, сыгранное на нем может быть воспроизведено после его исполнения учеником. Так, учащийся может прослушать свое исполнение сам и оценить его качество, выявить неверно сыгранные фрагменты, а это – отличное упражнение для тренировки музыкального слуха.
Таким образом, используя синтезатор на уроке сольфеджио, преподаватель может значительно расширить круг форм работ, обогащающих технический, эмоциональный, практический опыт учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.