НЕОБХОДИМОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 21 ВЕКЕ
Оценка 4.9

НЕОБХОДИМОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 21 ВЕКЕ

Оценка 4.9
docx
30.03.2022
НЕОБХОДИМОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 21 ВЕКЕ
НЕОБХОДИМОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 21 ВЕКЕ.docx

НЕОБХОДИМОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 21 ВЕКЕ

            Дети всех сословий получали эмоциональное воспитание через музыкальную культуру. В быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов. На богослужениях в церкви человек приобщался к высокому миру духовной музыки, которая поднимала его нравственно, образовывала и воспитывала. Музыка помогала ребенку познавать весь мир, формировала интеллектуальные, волевые и нравственные качества человека, пробуждала и стимулировала в нем творческие силы и способности.

     В ХХ веке впервые в истории художественной культуры возникла и углубилась тенденция отчуждения музыки от повседневной практики исполнительского искусства. Мы стали свидетелями того, как постепенно изменяется онтологический статус музыкального произведения. Музыка перестает быть «убежищем» человека, как это было в эпоху романтизма и предшествующие периоды истории. Прекрасное все менее востребовано, поскольку наблюдается совершенно иное переживание «красоты». Все более актуальным становится лозунг о том, что искусство должно спасти мир от красоты, точнее - гламурности и «прелести». Характерно в этом отношении высказывание В. В. Ме-душевского: «Музыка - это прелесть, прелесть - это лесть, а лесть- это ложь». Вся практика т. н. массового музыкального искусства (поп-культура), не говоря уже о сущности шоу-бизнеса подтверждает этот тезис.

    Дистанцирование композиторского творчества от художественной практики и сферы образования, в свою очередь, неизбежно порождает проблему отчуждения музыки от личности. Человек все более «нейтрален» по отношению к ее глубинным гуманистическим высказываниям. Становится очевидной проблема непереводимости смыслов музыки на язык «доксы» (поп-музыки и рока). Массовый слушатель превратился в потребителя ритмизированной песни, с которой он отождествляет все музыкальное искусство. Сегодняшний слушатель не способен воспринимать многообразный звуковой мир современной музыки как собственный. Именно поэтому так усилилось стремление человека в мир виртуальный. Не случайна столь стремительно растущая популярность различного рода медитативных опусов типа «Звуки природы», «Шорохи леса», «Шум моря», позволяющих человеку «услышать» себя в пространстве музыки, «не допуская», вместе с тем, ее образы в поле своего художественного сознания.

  • «Музыкальная культура – это почва, на которой вырастают цивилизации, в то же время, – это среда, которая формирует все лучшие качества человечества»;
  • «Почву нельзя засорять и к культуре надо относиться бережно»;
  • «Рыбы в мутной воде не живут. Чтобы очистить воду в аквариуме, нужны фильтры. Человечеству, чтобы не засорять себя плохим, тоже нужны фильтры. Человеческие фильтры – это воспитание хорошего вкуса и своей культуры»;

       Начало XXI вв. знаменует новый этапа генезиса музыкального искусства, который определяется как «ситуация перехода» (Е. В. Дуков). Ее характерные признаки - «перепроизводство» музыки в целом и бытовая экспансия «попсы» в частности, возникновение так называемой «микрофонной культуры», необычайно широкие возможности тиражирования музыки, которые порождают острый конфликт между тотальным воздействием средств массовой музыкальной коммуникации на человека и «эстетической автономностью музыки» (Т. Адорно). Однако человек пока не в состоянии противостоять экспансии масскультуры1. Поэтому он, как отмечено выше, сам позаботился о своем духовном здоровье, дистанцируясь и от поп-музыки, и от звуковых композиций, рожденных гипертрофированным рационализмом ее творцов. В «ситуации перехода» все настойчивее актуализируется проблема экологии, то есть чистоты и первозданности музыкальной культуры. Ее общему «оздоровлению» («просветлению музыкального быта» - можно сказать словами Б. В. Асафьева) должны были бы поспособствовать разнообразные формы специально организованного музыкального образования и просвещения. И именно поэтому музыканты, педагоги, деятели музыкального образования настойчиво ищут ответ на вопрос о том, какой должна быть парадигма музыкального образования XXI века? Как сложится взаимодействие музыкального образования и музыкального искусства - этих важнейших подсистем художественной культуры человечества?

Одна из лекций Татьяны Черниговской, в которой она объясняет, какое значение для мозга имеет творчество, как музыка меняет мозг на функциональном уровне и почему у музыкантов меньше шансов встретить в старости «дедушку Альцгеймера и дедушку Паркинсона».

        Современное развитие общества требует новой системы образования - «инновационного обучения", которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детер-миннации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности, с помощью которых они смогут влиять на это будущее. Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а задавать будущее».(М.А. Лукацкий)

     Многим известно о положительном влиянии музыки на развитие интеллекта. Проведено огромное количество исследований, написано бессчетное количество статей, представлено множество доказательств.

     Большинство родителей хотели бы, чтоб их ребенок стал умнее и счастливей не только своих сверстников, но и их самих. Тем не мнение, не все знают о том, что занятие музыкой повышает интеллектуальные способности детей в среднем на 40 процентов. Но даже те из родителей, которые об этом знают, не стремятся давать своему чаду музыкальное образование, а пытаются найти другие таланты или завлечь другим занятием. Почему так происходит? А происходит это потому, что родители либо сами не получали музыкального образования, либо посещение музыкальных уроков оставило негативное впечатление.

    90% детей из 24-х, занимавшихся по музыкальной программе, показали существенное улучшение как речевого, так и пространственного интеллекта. За этот же период дети, обучавшиеся по программе "Визуальное искусство" НЕ показали значительного улучшения в развитии устных или пространственных навыков.

    Таким образом, вербальный (речевой) и "пространственный" интеллект 4-6 -летних детей заметно улучшается уже лишь после одного месяца музыкального обучения! Причем, аналогичного эффекта не дают занятия художественным творчеством, т.е. рисование, лепка или игра с кубиками.

  Исследования также подтверждают, что обучение детей музыке приводит к долгосрочному повышению визуально-пространственных, вербальных, математических и исполнительских способностей.

Использованная литература:

1.     Звуки природы

2.     Пространственный


 

НЕОБХОДИМОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НЕОБХОДИМОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодняшний слушатель не способен воспринимать многообразный звуковой мир современной музыки как собственный

Сегодняшний слушатель не способен воспринимать многообразный звуковой мир современной музыки как собственный

Б. В. Асафьева) должны были бы поспособствовать разнообразные формы специально организованного музыкального образования и просвещения

Б. В. Асафьева) должны были бы поспособствовать разнообразные формы специально организованного музыкального образования и просвещения

За этот же период дети, обучавшиеся по программе "Визуальное искусство"

За этот же период дети, обучавшиеся по программе "Визуальное искусство"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2022