НЕОБХОДИМОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 21 ВЕКЕ
Дети всех сословий получали эмоциональное воспитание через музыкальную культуру. В быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов. На богослужениях в церкви человек приобщался к высокому миру духовной музыки, которая поднимала его нравственно, образовывала и воспитывала. Музыка помогала ребенку познавать весь мир, формировала интеллектуальные, волевые и нравственные качества человека, пробуждала и стимулировала в нем творческие силы и способности.
В ХХ веке впервые в истории художественной культуры возникла и углубилась тенденция отчуждения музыки от повседневной практики исполнительского искусства. Мы стали свидетелями того, как постепенно изменяется онтологический статус музыкального произведения. Музыка перестает быть «убежищем» человека, как это было в эпоху романтизма и предшествующие периоды истории. Прекрасное все менее востребовано, поскольку наблюдается совершенно иное переживание «красоты». Все более актуальным становится лозунг о том, что искусство должно спасти мир от красоты, точнее - гламурности и «прелести». Характерно в этом отношении высказывание В. В. Ме-душевского: «Музыка - это прелесть, прелесть - это лесть, а лесть- это ложь». Вся практика т. н. массового музыкального искусства (поп-культура), не говоря уже о сущности шоу-бизнеса подтверждает этот тезис.
Дистанцирование композиторского творчества от художественной практики и сферы образования, в свою очередь, неизбежно порождает проблему отчуждения музыки от личности. Человек все более «нейтрален» по отношению к ее глубинным гуманистическим высказываниям. Становится очевидной проблема непереводимости смыслов музыки на язык «доксы» (поп-музыки и рока). Массовый слушатель превратился в потребителя ритмизированной песни, с которой он отождествляет все музыкальное искусство. Сегодняшний слушатель не способен воспринимать многообразный звуковой мир современной музыки как собственный. Именно поэтому так усилилось стремление человека в мир виртуальный. Не случайна столь стремительно растущая популярность различного рода медитативных опусов типа «Звуки природы», «Шорохи леса», «Шум моря», позволяющих человеку «услышать» себя в пространстве музыки, «не допуская», вместе с тем, ее образы в поле своего художественного сознания.
Начало XXI вв. знаменует новый этапа генезиса музыкального искусства, который определяется как «ситуация перехода» (Е. В. Дуков). Ее характерные признаки - «перепроизводство» музыки в целом и бытовая экспансия «попсы» в частности, возникновение так называемой «микрофонной культуры», необычайно широкие возможности тиражирования музыки, которые порождают острый конфликт между тотальным воздействием средств массовой музыкальной коммуникации на человека и «эстетической автономностью музыки» (Т. Адорно). Однако человек пока не в состоянии противостоять экспансии масскультуры1. Поэтому он, как отмечено выше, сам позаботился о своем духовном здоровье, дистанцируясь и от поп-музыки, и от звуковых композиций, рожденных гипертрофированным рационализмом ее творцов. В «ситуации перехода» все настойчивее актуализируется проблема экологии, то есть чистоты и первозданности музыкальной культуры. Ее общему «оздоровлению» («просветлению музыкального быта» - можно сказать словами Б. В. Асафьева) должны были бы поспособствовать разнообразные формы специально организованного музыкального образования и просвещения. И именно поэтому музыканты, педагоги, деятели музыкального образования настойчиво ищут ответ на вопрос о том, какой должна быть парадигма музыкального образования XXI века? Как сложится взаимодействие музыкального образования и музыкального искусства - этих важнейших подсистем художественной культуры человечества?
Одна из лекций Татьяны Черниговской, в которой она объясняет, какое значение для мозга имеет творчество, как музыка меняет мозг на функциональном уровне и почему у музыкантов меньше шансов встретить в старости «дедушку Альцгеймера и дедушку Паркинсона».
Современное развитие общества требует новой системы образования - «инновационного обучения", которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детер-миннации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности, с помощью которых они смогут влиять на это будущее. Суть инновационного образования можно выразить фразой: «Не догонять прошлое, а задавать будущее».(М.А. Лукацкий)
Многим известно о положительном влиянии музыки на развитие интеллекта. Проведено огромное количество исследований, написано бессчетное количество статей, представлено множество доказательств.
Большинство родителей хотели бы, чтоб их ребенок стал умнее и счастливей не только своих сверстников, но и их самих. Тем не мнение, не все знают о том, что занятие музыкой повышает интеллектуальные способности детей в среднем на 40 процентов. Но даже те из родителей, которые об этом знают, не стремятся давать своему чаду музыкальное образование, а пытаются найти другие таланты или завлечь другим занятием. Почему так происходит? А происходит это потому, что родители либо сами не получали музыкального образования, либо посещение музыкальных уроков оставило негативное впечатление.
90% детей из 24-х, занимавшихся по музыкальной программе, показали существенное улучшение как речевого, так и пространственного интеллекта. За этот же период дети, обучавшиеся по программе "Визуальное искусство" НЕ показали значительного улучшения в развитии устных или пространственных навыков.
Таким образом, вербальный (речевой) и "пространственный" интеллект 4-6 -летних детей заметно улучшается уже лишь после одного месяца музыкального обучения! Причем, аналогичного эффекта не дают занятия художественным творчеством, т.е. рисование, лепка или игра с кубиками.
Исследования также подтверждают, что обучение детей музыке приводит к долгосрочному повышению визуально-пространственных, вербальных, математических и исполнительских способностей.
Использованная литература:
1. “Звуки природы”
2. “Пространственный”
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.