Необходимость подготовки студентов к организации проектной деятельности
Оценка 4.7

Необходимость подготовки студентов к организации проектной деятельности

Оценка 4.7
docx
16.11.2019
Необходимость подготовки студентов к организации проектной деятельности
4 Необходимость подготовки студентов к организации проектной деятельности.docx

Необходимость подготовки будущих учителей начальных классов к организации проектной деятельности

Изменения, неуклонно происходящие в современном мире, с каждым годом настигают всё больше сфер деятельности. Эти изменения продиктованы сменой ценностных ориентаций, произошедшие в конце 90-х годов. В связи с этим общество начало выдвигать новые требования к подготовке педагогических кадров, а современное образование стало ориентироваться на обучение активных, деятельностных личностей, способных к творческому и исследовательскому поиску. Благодаря этим событиям в содержание образования прочно вошла проектная деятельность и стала неотъемлемой её частью.

Термин «проектная деятельность» различно интерпретируется в педагогике, и по­нимается как исторически сложившаяся, социально- и экономически обусловлен­ная потребность получать в определённой форме прогностические ситуации вещно-поведенческого характера, с целью направленного преобразовательного воздействия на окружающий мир человека (В.И. Михайленко, Н.П. Валькова, Ю.А. Грабовенко, и т.д.).

О.И. Воинова говорит о проектной деятельности, как о способе достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [2].

Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное, творческой деятельности (Матяш Н. В.) [4]. 

По мнению Н. Ю. Пахомовой, проектная деятельность является личностно-ориентированной технологией, позволяющей организовать самостоятельную деятельность учащихся, направленную на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, поисково-исследовательские, коммуникативные методики [3].

Е. С. Полат считает, что проектная деятельность студентов – это «рассмотрение на новом витке педагогических, социальных и культурных достижений давно забытых старых педагогических истин, использовавшихся ранее в других условиях и в иной интерпретации» [2].

В связи, с вышесказанным можно сделать вывод, что проектная деятельность имеет огромное практическое значение как для учеников, так и для педагогов. Однако, многие начинающие педагоги имеют трудности при организации проектной деятельности на практике, поэтому нашей задачей стало определить насколько эффективно введение в практику обучения студентов специальных курсов или дисциплин, таких как «Теория и практика организации исследования в начальном образовании». И насколько уровень знаний студентов уже обучающихся по подобным дисциплинам может отличаться от тех, кто узнаёт об организации проектной деятельности в комплексе с другими инновационными технологиями.

Респонденты были разделены на две группы. К первой группе относились студенты-бакалавры (21 человек) IV курса института педагогики и психологии Алтайского государственного педагогического университета (г. Барнаул), которые в течение семестра изучали дисциплину «Теория и практика организации исследования в начальном образовании» и уже имеют определённую базу знаний.

 Второй группой респондентов (18 человек) стали студенты 4 курса бакалавриата Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета (г. Семей), обучающиеся по специальности «Педагогика и методика начального обучения». У этих студентов не было специальной дисциплины, связанной с обучением организации проектной деятельности. Проекты как таковые они изучали только в русле дисциплин, затрагивающих инновационные технологии воспитания детей школьного и подросткового возраста.

Мы предложили респондентам провести оценку собственных знаний при помощи анкеты «Организация проектной деятельности». Анкета была одинаковой для обеих групп и содержала в себе 8 закрытых вопросов многовариантного и шкального выбора, позволяющих узнать не только степень владения респондентов терминами и понятиями, но и их умение использовать имеющиеся знания при организации проектной деятельности на практике.

Были предложены следующие вопросы: «Перечислите составляющие проекта», «Назовите цель проектной деятельности для учеников», «Что такое проектная деятельность учащихся?», «Что не относится к образовательным результатам использования проектной деятельности в начальной школе?», «В чём заключается проектная деятельность учителя?», «Перечислите последовательность действий учителя при организации проектной деятельности учеников?», «Выберите какой этап проектной деятельности для вас: самый сложный, самый лёгкий, самый неинтересный?», «Как Вы можете оценить свои знания по организации проектной деятельности.

Результаты, полученные по первой группе студентов уже изучающей дисциплину «Теория и практика организации исследования в начальном образовании» показали, что все опрашиваемые (21 человек) имеют теоретическое представление о проектной деятельности. Большая часть из них (15 человек) оценивают свои знания на «хорошо», а меньшая (6 человек) на «удовлетворительно». Интересным фактом является то, что при имеющемся варианте «отлично» его не выбрал ни один опрашиваемый студент.

Вопросы, предоставленные в начале анкеты («Перечислите составляющие проекта?», «Что такое проектная деятельность учащихся?»), как и ожидалось, оказались для опрашиваемых самыми лёгкими. Здесь было выявлен самый большой процент верных ответов. А вот вопрос, касающийся сущности проектной деятельности учителя, вызвал у респондентов некоторые затруднения, это позволило нам понять, что студенты часто путают значение проектной деятельности для себя, как для педагога и значение проектной деятельности для ученика.

По мнению респондентов самым сложным в проектной деятельности оказалось научиться «увлекать учеников личностно-ценной об­разовательной задачей», «организовывать образовательные действия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных исследований», «стимулировать предложения по улучше­нию работы и выдвижению новых тем и способов исследования», «ставить перед учащимися учебно-исследовательские задачи в понятной форме». Сложности респонденты связывают с недостаточным количеством практики, что подтверждается неумением последовательно организовывать действия во время организации проектной деятельности учеников.

Вторая группа студентов не проходила подготовку к организации проектной деятельности, однако, была наслышана о ней как об одном из инновационных методов. Этой группе был предложен ряд всё тех же 8 вопросов, требующих адекватной оценки собственных способностей. Имеющиеся знания позволили только 5 студентам оценить свой уровень, как «хороший», в то время как оставшиеся 13 студентов выбрали вариант «удовлетворительно». Как и в первом случае тех, кто мог бы оценить свои знания об организации проектной деятельности на «отлично» не нашлось.

Вопреки ожиданиям, вопросы, касающиеся составляющих проекта и проектной деятельности, для половины студентов оказались слишком сложны. Например, некоторые респонденты не сумели отличить определение проектной деятельности от внеурочной и самостоятельной работы. Это говорит о том, что студенты не только имеют слабые теоретические знания о проектной деятельности, но и не до конца сформировали представление о столпах педагогики.

Построение этапов проектной деятельности также было совершено неверно. Однако, единственный этап, безошибочно занимающий своё место в анкете,  тот, на котором учитель помогает оценить полученный продукт и проанализировать результаты деятельности в проекте.

По мнению большинства респондентов (11 человек) все этапы проектной деятельности довольно сложные. Только 8 из них смогли сообщить, что им легко выполнять функции координа­тора, а ещё 5 респондентов сообщили, что для них не составит труда предложить ребёнку свою помощь или адре­совать к нужным источникам информации в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадёжность своего поиска.

В беседе, состоявшейся после анкетирования студенты сообщили, что не смогли правильно ответить на все вопросы ввиду поверхностности их знаний о проектной деятельности. Опыт организации проектной деятельности у них был всего несколько раз притомпроектная работа организовывалась в своей же группе. Они также отмечают, что считают проектную деятельность весьма эффективной и были бы заинтересованы в дальнейшем её изучении.

Сравнительный анализ двух групп студентов, обучающихся по одной специальности, показал, что уровень знаний о проектной деятельности у них различный. Естественно, что показатель правильных ответов в группе изучающей дисциплину «Теория и практика организации исследования в начальном образовании» оказался намного выше, чем в группе, где о проектной деятельности только говорят рассматривая её вместе с другими инновационными технологиями.

Из этого можно сделать вывод, что для того, чтобы молодой педагог мог отвечать современным стандартам, умел организовывать проектную деятельность на практике, для повышения его конкурентноспособности и ценности, как перспективного работника необходимо вводить в обучение спецкурсы или дисциплины, подготавливающие учителей к организации проектной деятельности в школе.

Список литературы:

1.     Бтемирова, Р.И. Метод проектов – важнейшая составляющая в современном обучении математике [Текст] / Р.И. Бтемирова // Современные технологии в образовании. - 2012. - №12. - С. 33-

2.     Воинова О.И. Проектные технологии обучения общенаучным дисциплинам в системе высшего технического образования. – М., 2008.// disserCat [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.dissercat.com/content/proektnye-tekhnologii-obucheniya-obshchenauchnym-distsiplinam-v-sisteme-vysshego-tekhnichesk

3.     Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Издательский центр "Академия",  2005. – 312  с.

4.     Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. - 285с.

Необходимость подготовки студентов к организации проектной деятельности

Необходимость подготовки студентов к организации проектной деятельности

Необходимость подготовки студентов к организации проектной деятельности

Необходимость подготовки студентов к организации проектной деятельности

Необходимость подготовки студентов к организации проектной деятельности

Необходимость подготовки студентов к организации проектной деятельности

Необходимость подготовки студентов к организации проектной деятельности

Необходимость подготовки студентов к организации проектной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2019