Подготовка будущих учителей начальных классов к организации проектной деятельности
За последние годы ситуация в мире серьёзно изменилась. Теперь человеческий капитал становится основным ресурсом страны, обеспечивающим её стабильность, что неоднократно освещается и на законодательном уровне. Так, в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг. подчёркивается важность поиска новых методов и средств формирования деятельной личности, необходимость использования в образовании инноваций.
От нового поколения требуется не умение принимать «готовые» ответы, а умение работать в команде, быть открытым к творческому и научному поиску, к диалогу. Кроме этого, необходимо обладать способностями к саморазвитию и к самоактуализации. Поэтому в последние годы пристальное внимание уделяется проектной деятельности, которая по предположению учёных и педагогов-практиков (Е. С. Полат, Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко, И. И. Ильясов, Е. М. Борисова, М. Е. Брейгина и др.) способствует развитию у обучающихся необходимых качеств для приспособления к изменяющимся условиям. В. В. Гузеев подчёркивает: «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия»[3].
Однако, для организации проектной деятельности ученика необходимо, чтобы и сам педагог имел хорошие знания в этой области. Так, А. Я. Алексеев и Т. А. Саламатова рассматривают проектную деятельность студентов как условие становления субъектности будущего педагога [1]. Г. Р. Игтисамова говорит о проектной деятельности будущего учителя как о социально педагогическом факторе развития общетехнологической культуры [4]. Также учёные отмечают, что «умение пользоваться методом проектов показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся» [5].
Бондаревская Р.С. считает проектную деятельность процессом и результатом приобретения педагогом качественного уровня собственной профессиональной деятельности, который может обеспечивать эффективную реализацию инноваций. Кроме этого, Р.С. Бондаревская отмечает, что проектная деятельность позволит не только учесть изменения социокультурной ситуации, но и полностью сохранить ключевые ценности образования. Итогом проектной деятельности становится проект, именно проект может быть определён как пошаговое воссоздание образа будущего [2].
Но для эффективной реализации проектной деятельности молодыми специалистами необходимо обеспечить их определёнными условиями, способствующими эффективному обучению и подготовке. Сейчас в большинстве вузов страны уже обучают будущих учителей не только теории, но и практике организации проектной деятельности. На примере студентов IV курса Алтайского государственного педагогического университета мы решили выяснить насколько эффективно такое обучение проектной деятельности и выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются студенты в процессе такого обучения.
Мы предложили респондентам оценить собственные силы при помощи анкеты «Организация проектной деятельности». Анкета состояла из 8 вопросов различного характера, позволяющих узнать не только степень владения терминами, но и насколько хорошо студенты подготовлены к организации проектной деятельности на практике. Были предложены следующие вопросы: «Перечислите составляющие проекта», «Что такое проектная деятельность учащихся?», «В чём заключается проектная деятельность учителя?», «Назовите цель проектной деятельности для учеников», «Перечислите последовательность действий учителя при организации проектной деятельности учеников?», «Что не относится к образовательным результатам использования проектной деятельности в начальной школе?», «Выберите какой этап проектной деятельности для вас самый сложный, самый лёгкий, самый неинтересный?», «Как Вы можете оценить свои знания по организации проектной деятельности?».
По итогам установлено, что все опрашиваемые (21 человек) имеют представление о проектной деятельности. При этом 15 человек оценивают свои знания на «хорошо», а 6 респондентов сообщают, что их владение проектной деятельностью «удовлетворительно».
Такие вопросы как: «Перечислите составляющие проекта», «Что такое проектная деятельность учащихся?» оказались для опрашиваемых самыми лёгкими. Здесь было допущено меньше всего ошибок и дано самое большое количество правильных ответов. А вот вопрос, касающийся сущности проектной деятельности учителя, вызвал у респондентов некоторые затруднения, в отличие от сходного вопроса о цели проектной деятельности для ученика.
Наиболее большие проблемы выявлены при воссоздании последовательности действий учителя во время организации проектной деятельности учеников. Сами же студенты отмечают, что самое сложное для них «Ставить перед учащимися учебно-исследовательские задачи в понятной форме», «Увлекать личностно-ценной образовательной задачей», «Стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых тем и способов исследования», «Организовывать образовательные действия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных исследований». Возникшие сложности респонденты связывают с недостаточным количеством практических умений и небольшим опытом организации проектной деятельности в начальных классах.
Для того чтобы исследование отличалось большей достоверностью мы предложили той же группе студентов IV курса института педагогики и психологии Алтайского государственного педагогического университета поработать над созданием собственного проекта по теме «Проект организации совместной исследовательской деятельности младших школьников». В рамках этой темы студенты могли разработать план любого интересующего их проекта, самостоятельно определяя его цели, задачи, сроки поведения и т. д. В итоге для работы были выбраны следующие темы: «Как решать задачи, у которых несколько способов решения?», «Зачем учить таблицу умножения?», «Познай себя!», «Нужны ли игры на уроке?», «Моя энциклопедия», «Необычный мир фразеологизмов» и т. д.
Все студенческие проекты оценивались по следующим критериям: A) актуальность проекта — востребованность проблемы; B) согласованность целевого компонента – согласованность целей и задач; C) теоретическое обоснование — анализ научной литературы с целью выявления перспективных идей, нуждающихся в проектном воплощении; D) Практическое обоснование — исследование актуальной ситуации, требующей изменений, подбор методов и методик; E) фиксированность критериальной базы — наличие чётких критериев реализации проектной идеи, возможности их диагностического использования; F) структура и представление содержания проекта – презентация результатов.
По результатам оценивания студенческих проектов оказалось, что полностью всем критериям отвечали только 3 работы из 21. Ранее авторы именно этих работ сообщали, что их знания об организации проектной деятельности находятся на среднем уровне.
Работы 12 студентов соответствовали требованиям всего на 60–70%, но были проработаны достаточно хорошо. В группе этих студентов оказались и те, кто ранее сообщал о среднем уровне своих возможностей, так и те, кто ранее указывал, что их знания о проектной деятельности можно оценить только на «удовлетворительно».
Последние 6 работ были оценены довольно низко, так как в них были допущены грубые ошибки. Как ни странно, но в эту группу попали 2 студента, считающие, что их знания о проектной деятельности были средними. Оставшиеся 4 студента изначально сообщали о наличии затруднений при организации проектной деятельности.
Сравнительный анализ проектных работ и результатов анкетирования показал, что студенты были предельно объективны при оценке собственных знаний, и, несмотря на изучение теории организации исследований в начальной школе, имеют пробелы в этапах организации проектной деятельности на уроке. Ключом к решению этой проблемы, по мнению самих респондентов, может стать направленное обучение будущих педагогов именно практической организации проектной деятельности.
Список литературы:
1. Алексеев А.Я., Саламатова Т.А. Проектная деятельность студента на занятиях по дисциплинам общеобразовательного цикла как условие становления субъектности будущего учителя // Инновационное развитие профессионального образования. — 2014. — № 1. — С. 38–40.
2. Бондаревская Р.С. Педагогическое проектирование в контексте инновационной образовательной деятельности // Человек и образование. — 2009. № 4. — С. 94–96.
3. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2001. - С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. - М. 1982. - С. 192
4. Игтисамова Г.Р. Проектная деятельность студента как социально-педагогический фактор развития общетехнологической культуры// Вестник университета Российской академии образования. — 2010. — № 5.— С. 41–44.
5. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". – М., 2004.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.