Неполная семья как объект социально-педагогической работы

  • docx
  • 24.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Неполная семья как объект социально-педагогической работы.docx

Неполная семья как объект социально-педагогической работы

 

Семья является незаменимым социальным институтом, её функции частично пересекаются с функциями других социальных институтов, но не могут быть полностью этими другими социальными институтами замещены. Так, экономические, бытовые и даже воспитательные функции могут выполнять и другие институты, но существует ряд функциональных, содержательных и процессуальных моментов, которые полностью не воспроизводятся. Дошкольные образовательные учреждения, школы, интернаты, правоохранительные органы участвуют в воспитании ребёнка, но механизмы, процедуры и результаты различны. В силу этого, семья как социальный феномен является объектом различных научных исследований [2; 4; 5; 9; 14; 16; 28 и др.].

Семье принадлежит и исключительная роль в воспроизводстве населения и в воспитании будущих родителей из сегодняшних детей. Она, подобно всем другим общественным явлениям, представляет собой «живую единораздельную и целостную историческую систему» [14], при этом динамические изменения семьи как социального феномена требуют повышенного внимания к эффективности её функционирования.

Теоретическое осмысление семьи насчитывает не одну тысячу лет, начиная с работ Конфуция, Платона и Аристотеля [24]. При этом с этих древних времён семья не только вызывала теоретический интерес, но и не прекращались эксперименты как мысленные, так и вполне реальные, её трансформировать или преобразовать её функции (например, «обобщение» жён и детей в гипотетическом государстве Платона).

Изучение семьи не сводится к описанию её как одной из структур общества, со специфическими и неспецифическими функциями. Семья не просто исполнитель неких заданных, регламентированных, детерминированных устоями общества функций: регулятора половых отношений, рождение и воспитание детей, организации совместного быта и досуга [30; 40; 43]. Семья – активный субъект, элемент и агент социальных отношений, нечто не только подчиняющееся изменениям в обществе, но и инициатор.движущая сила этих изменений.

С другой стороны, широко и небезосновательно в отношении характеристик современной семьи закрепились такие понятия как «кризис семьи», и «падение престижа семьи». Результаты различных исследований [5; 6; 20; 26; 40; 41 и др.] свидетельствуют об углублении долгосрочных негативных изменений в структуре и функционировании семьи. Так, динамика количества семей и семейной структуры населения характеризуются снижением рождаемости и уменьшением числа детей в семьях, увеличением числа разводов и внебрачных рождений. Известные изменения внесли программы по поддержке семьи, направленные на увеличение рождаемости – учреждение и выплаты так называемого материнского (семейного) капитала. Вместе с тем, семьи по-прежнему остаются преимущественно малодетными (1-2 ребёнка). Статистические данные подтверждают отрицательные явления и проблемы в жизни современной российской семьи [21]. Так, рост цен на потребительском рынке привел к структурным изменениям в семье:

·     выросло количество семей с неблагоприятным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями, а, следовательно, возросло количество разводов;

·     возросло количество проявлений насилия в семье (особенно в отношении детей);

·     возросло количество молодожёнов, нежелающих рожать детей в ближайшие 5 лет после заключения брака, а также не планирующих рождение детей вообще.

Исследования социологов, психологов, социальных педагогов [27; 29; 38 и др.] показывают, что на функционирование семей воздействуют объективные процессы изменения брачно-семейных отношений, характерные для всех стран: семья становится менее зависимой от социального окружения, растет доля семей, простых по структуре (нуклеарных), а также неполных (монородительских) семей. В настоящее время 13% семей в России являются неполными, при этом более половины из них испытывают материальные проблемы и все – проблемы с дефицитом педагогических ресурсов, времени психологические проблемы внутрисемейных взаимоотношений и др. На наш взгляд,, важным является не только снижение количества официально зарегистрированных браков или снижение рождаемости, но и то, что каждая четвёртая многодетная семья (семья, в которой трое и более детей) – неблагополучная [1; 7; 32]. Иными словами, снижение рождаемости – не самая острая проблема в современной семье. А именно, семейное неблагополучие, невозможность создать для ребёнка благоприятную социально-педагогическую среду и благоприятный психологический микроклимат – остро отражаются на современной динамике семьи и ведут к дальнейшему падению престижа семьи и престижа родительства.

Несмотря на некоторые позитивные изменения в экономическом положении страны в 2012-2018 гг, большинство российских семьи на сегодняшний день оценивают свой уровень жизни как низкий и не рассчитывают на его улучшение в будущем. Системный кризис общества затронул и социокультурные функции различных институтов. Семья, испытывая серьезные трудности в выполнении своих социокультурных функций. Семье всё труднее осуществлять формирование и развитие социально значимых ценностей и установок личности детей, в социализации и воспитании подрастающего поколения, прежде всего потому, что стали неясными сами эти ценности и их значение. А такие важные функции как передача семейных традиций порой вообще не возможны – новые социальные реалии меняют традиции, время и качество проводимого семьёй совместного досуга. Он становится всё более разобщённым и дистанцированным у разных поколений семьи.

Традиционно, семья является важнейшей формой организации личного быта, сферой удовлетворения индивидуальных потребностей. Семья организует и контролирует многосторонние отношения с родственниками по средствам важнейших для личности психологических механизмов, учит взаимопониманию, взаимодоверию, взаимопомощи. Однако и эти функции семьи подверглись значительным изменениям – в условиях отказа от регистрации браков, разводов, отсутствии заботе о детях и супругах, престарелых родителях не уместно говорить о доверии, помощи и уверенности в завтрашнем дне [14].

Рассмотрим же, как происходит социализация в семье, каково влияние семьи на воспитание, развитие и социализацию личности ребёнка. Можно выделить множество экспликаций понятия «семья». Самое простое понимание термина: семья – это «группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков, либо проживающих вместе» [17, 11]. Встречается и такое определение семья – «совокупность лиц, проживающих совместно, связанных родством и общим бюджетом» [23, 13]. Эти определения создают наиболее общие, схематичные параметры обсуждаемого термина. И.А.Зимняя [8] предлагает под семьёй понимать «вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

В этой трактовке понимание семьи расширено до таких параметров как «единая общесемейная деятельность», «супружество», «родительство», «родство», «воспроизводство населения», «преемственность семейных поколений» и т. д. При этом важно, что эти признаки и факторы по отдельности семью не формируют. Может иметь место супружество, но нет совместной деятельности, жизни – тогда семья фактически не существует, совместное проживание студентов в общежитии – это ещё не семья (нет родства, супружества и т.д.). Иными словами, семья возникает там, где встречаются все эти факторы, признаки и качества в совокупности. В то же время наличие одного или двух из названных признаков-отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших ранее семьей (взросление и отделение детей, распад семьи из-за болезней, смерти её членов, развода и других видов социальной дезорганизации семьи), либо не сформировавшихся ещё семей (молодожены на начальной стадии брака) [25].

Важнейшей характеристикой семьи и семейных отношений является брак. Брак – социально одобренные формы поведения, с помощью которых люди образуют семью. Каждое общество развивает собственную систему брачного поведения – нормы, требования, права и обязанности, санкции за неисполнение различных норм. Эти нормы складывались исторически и в разных историко-экономических условиях приобретают собственные черты [10; 18; 44]. Одной из самых распространённых в современном обществе является моногамное супружество - брак одного мужчины с одной женщиной. В историческом контексте моногамия встречается реже полигамии - брака одного из супругов с несколькими персонами. Полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак). Дж. Мэрдок на основе исследования множества обществ различных народов на разных ступенях своего социального развития установил, что в 145 из них существовала полигиния, в 40 – моногамия, и лишь в 2 наблюдалась полиандрия.

Экзогамные браки – групповые браки, где супругов выбирают вне данной группы, среди членов другого рода. Иными словами, одна группа выбирает себе супругов из другой группы. Здесь как бы группа людей в браке с другой группой людей. Эндогамные браки, напротив, заключаются внутри племени, состоящего из двух экзогамных родов. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими родственниками [34; 44].

По критерию власти, главы семьи различают семьи патриархальные (глава семьи – муж, отец) и матриархальные семьи (глава семьи жена, мать). Если в семье нет явно и однозначно выраженного доминирования, где преобладает ситуативное распределение власти между супругами, между отцом и матерью, то такую семью называют эгалитарной. Этот тип семей выделен социологом М. Зельдич и обозначен как партнерская семья с совместным обсуждением семейных решений. Здесь один из супругов может иметь более или менее выраженной перевес в авторитете: если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена, то с доминированием жены [12; 16].

Самыми распространенными в современных социальных условиях развитых обществ являются нуклеарные семьи – состоящие из супругов (родителей) и их детей. Расширенная семья представляет собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством, и состоящую из трех или более поколений – прародителей (бабушек, дедушек), родителей и детей (внуков) [21]. Типология и классификация семей может быть различной, но приведённые выше типы семей описывают наиболее важные характеристики семьи: супруги, их дети и ближайшие родственники супругов и, соответственно, их детей, влияющие на результаты воспитания и социализации детей. В классификации семей В.С. Торохтий [36] выделяет такие признаки современных семей, которые носят важные социальные характеристики:

· количество детей: бездетная (инфертильная) семья, однодетная, малодетная (1-2 ребёнка), многодетная (3 и более детей);

· состав семьи: неполная семья (нет одного из супругов, одного из родителей детей), отдельная (изолированная от других родственников нуклеарная семья), простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;

· структура семьи: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;

· главенство (лидерство) в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;

· семейный быт, уклад: семья – «отдушина»; семья дето-центрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

· однородность социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

· семейный стаж: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

·     качество отношений и атмосфера в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

·     географические признаки проживания семьи: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);

·     тип потребительского поведения семьи: семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д., семьи с промежуточным типом потребления;

·     особые условия семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья (супруги длительное время проживают отдельно друг от друга или, проживая вместе, общаются  минимальных объёмах по причине работы в разные смены и др.), «внебрачная семья» - супруги не оформляют брачные отношения;

·     характер проведения досуга: открытые или закрытые;

·     социальная мобильность: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;

·     степень кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические;

·     состояние психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.

Рассмотрим функций семьи.

Первая функция семьи в плане её исторического складывания – репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения. Одновременно рождение детей имеет личностный смысл для родителей – удовлетворить эмоциональную потребность в детях, состояться как родитель. Однако в неполной семье рождению ребёнка может предшествовать отрицательные эмоции и переживания – «не вовремя», «не сейчас», «не для кого» и т.д. [28; 41].

Экономическая функция семьи – получение материальных средств, материальной поддержки одними членами семьи других, например, несовершеннолетних, нетрудоспособных, занятых на неоплачиваемой, но важной для семьи работе (по уходу за детьми, стариками и др.). Очевидно, что в неполной семье возможность экономической поддержки резко снижается – материальное обеспечение семьи переходит в обязанность единственного родителя, как и другие заботы о семье.

Функция первичного социального контроля связана с моральной регламентаций поведения членов семьи, ответственности за своё поведение, выполнение обязательств в отношениях с различными членами семьи. В неполной семьи эта функция, казалось бы, не должна пострадать. Однако перегруженный родительскими обязанностями единственный присутствующий в семье родителей ограничен во времени и физических ресурсах. Кроме того, вероятность нервно-психического переутомления ведущего за собой снижения контроля за поведением детей и собственным поведением здесь резко возрастает [19; 22].

Социально-статусная функция семьи связана с тем, что она предоставляет определенный социальный статус членам семьи – статус супруга, статус ребёнка с родителями, статус родителей и т.д. Статус важен в силу того, что он воспроизводит социальную структуру, придаёт значение как семье в целом, так и отдельному её члену. Каждый человек, воспитанный и социализированный в семье, получает набор статусов, связанных со статусами членов его семьи – это дети Ивановых, это супруга Сидорова и т.д. Статусы отражают не только микро-социальные, но и другие более общие социальные характеристики: национальность, конфессиональную принадлежность, место в городской или сельской культуре, принадлежность к профессиональным сообществам и др. Социальные статусы и социальные роли тесно связаны друг с другом, поэтому семья осуществляет и социально-ролевую подготовку ребенка – знакомство детей с ролью сына (дочери) и ролью отца (матери), ролью брата и сестры, супруга (супруги) и т.п.

Эмоциональная функции семьи определяется получением её членов психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация от других членов семьи, а также их психологической терапией в семейном общении и взаимодействии. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие тепла, любви и полноценного интимного общения в семье [27; 29; 39]. В неполной семье возникает проблема дефицита одного из родителей для детей и отсутствия супруга, которые бы могли бы участвовать в эмоциональной функции семьи.

Защитная функция семьи определяется тем, что семья как социальный институт осуществляет физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Важно не только то, что члены семьи буквально физически выступают в защиту своего члена (в особенности ребёнка), но и компенсируют всевозможные лишения, также разделяют негативные последствия общественных санкций – осуждение, порицания и др.

Досуговая функция семьи определяется организацией рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи. Члены семьи знают об интересах других, разделяют их или поддерживают. В семье возникают свои досуговые традиции и ритуалы, любимое дело, объединяющее ее членов [19; 21; 28]. В неполной семье, которая чаще всего является материнской, отсутствует пример рационального досуга, организуемого мужчиной. Такие семьи не ходят в походы и не ездят на рыбалки, не выполняют чеканку и не мастерят скворечники – досуг семьи становиться более феминным. Ребёнок не знакомится с формами досуга с мужчиной или интересными мужскими занятиями – как поставить палатку, как разжечь костёр…

Важнейшей функцией семьи является воспитательная, в ней осуществляется передача культурных ценностей и норм, их развитие. Именно эта функция в наибольшей степени важна для исследований социального педагога и школьного психолога. Здесь необходимо отметить, что на результатах воспитания в значительной степени сказываются все демографические факторы – полная семья или неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д. В полной семье заботу о воспитании детей, об их разностороннем развитии несут и мать и отец, обеспечивая психологическую, экономическую и социальную устойчивость семьи. Однако в неполной семье возникают другие социально-психологические и социально-педагогические особенности. Рассмотрим их.

Наиболее распространенная причина появления неполных семей – распад семьи: смерть одного из супругов, развод. В последней ситуации чаще неполная семья в составе матери и ребенка (детей) – материнская семья. Вторая причина возникновения неполных семей – рождение ребёнка вне брака. Этой ситуации, по естественным причинам, так же возникает неполная материнская семья.

В любом случае неполная семья ограничена в различных ресурсах, но в ситуации развода положение детей усугубляется тем, что бывшим супругам не удается сохранить сколько-либо неконфликтные отношения, столь важные для полноценного развития ребенка. Поэтому все параметры неполной семьи отягощаются ещё и параметрами (характеристиками) конфликтной семьи. В таких ситуациях, согласно статистическим данным [29; 31; 33; 37], мать (вопреки семейному законодательству) препятствует участию отца в воспитании ребенка, и даже встречам детей с отцом. Мотивы жены могут быть любыми, но для ребёнка это всегда ситуация утраты. Отсутствие возможности общаться с одним из родителей, прибегать к его помощи, сочувствию, одобрению травмирует психику ребёнка. Еще больше обостряется ситуация, если родители втягивают ребёнка в свои враждебные взаимоотношения. Тогда дети должны обманывать, приспосабливаться, угождать.

Следующей существенной характеристикой неполной семьи является перестройка внешних социальных связей. Одинокая мать теряет ряд приобретённых знакомств, т.к. они были со стороны мужа, а также дефицит времени заставляет сокращать внешние контакты. Это естественно обедняет и социальные контакты ребёнка. Это ограничение во внешних связях сопровождается сложностями эмоциональных состояний матери в неполной семье. Неустойчивое настроение, повышенная раздражительность на фоне переутомления, преобладание негативного настроения – всё это формирует психологический микроклимат неполной семьи. Подобные переживания, конечно же, возникают и в неполной отцовской семье [33; 43]. Однако, во-первых, неполные отцовские семьи встречаются реже, во-вторых, такие семьи часто более интенсивно поддерживаются помощью бабушек внуков.

Существенные сложности возникают и при повторных браках разведённых родителей [43]. Появление отчима (мачехи) приводят к различным отклонениям в эмоциональной сфере ребёнка. Наиболее распространенное следствие таких повторных браков – ухудшение взаимоотношений ребёнка с матерью (отцом). При этом родители не всегда замечают переживания ребенка, не могут понять причин в перемене настроения.

В неполных семьях другого типа, особенно в материнских изначально, складывается иная воспитательная ситуация – повышенной родительской ответственности. Материнство выступает в такой семье и как путь самоутверждения. Статус такой матери целиком и полностью, по её мнению зависит от успешного выполнения этой роли [26; 41].

Обсуждая вопрос об особенностях неполной семьи стоит отметить, что различные авторы по-разному оценивают социально-педагогические особенности неполных семей [13; 19; 29 и др.]. Существуют представления о том, что неполная семья – это однозначно негативное влияние на результаты воспитания и социализации. Дефицит одного из родителей создает проблемы с поло-ролевой идентификацией, формированием представлений о супружеских отношениях, родительских функциях отца и матери, осложняет впоследствии заключению благоприятных семейных союзов повзрослевших детей [34]. Некой промежуточной позицией является предположение, что для ребенка неважно, кто его воспитывает, полная семья или неполная. Важно только как родители справляются с этой функцией, обеспечивают ли необходимой информацией и формируют ли определённые отношения. Наконец, третья позиция, предполагает, что в ряде случаев неполная семья имеет даже некоторые преимущества перед полной семьей. В неполной семье родитель несет персональную ответственность за всё, что происходит, не перекладывает вину на других членов семьи, не соперничает и не конкурирует за внимание ребёнка. Кроме того, здесь проще добиться единства педагогических требований [1; 13; 34]. Примером тому могут служить выдающиеся люди, воспитанные в неполных семьях. В этом случае, на наш взгляд, не уместно приводить это в качестве решающего довода, ведь достаточно выдающихся людей воспитано и в благополучных полных семьях и в неблагополучных полных и неполных. В рамках нашего исследования важно учитывать особенности неполных семей и оказывать им необходимую социально-педагогическую помощь.

Статистические данные позволяют выделять эти особенности, чтобы проектировать социально-педагогическую работу с неполной семьёй. Так, отмечается прямая статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака резко возрастает, если будущие супруги воспитывались в неполной семье [26; 29; 37]. Здесь отсутствует пример успешных брачных отношений, опыт семенного взаимодействия, ограничена возможность формирования культуры чувств. Мальчики, воспитывающиеся без отца, чаще всего усваивают женский тип поведения, а представления о мужском поведении искажены. Мальчики мужское поведение оценивают в отрицательных смыслах и оттенках – оно агрессивное, резкое, жестокое. Девочки, воспитывающиеся без отца, затрудняются понимать поведение своего мужа и сына. Поэтому в семьях, где супруги – дети из неполных семей, изначально больше причин для конфликтов и выше уровень разводов [3; 34].

В любом случае, воспитательные возможности в неполной семье ограничены:

·        затрудняется контроль и надзор за детьми,

·        отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития,

·        отсутствуют образцы сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем,

·        супружество не воспринимается как социальная ценность,

·        в неполной семье возникают множественные материальные и материально-финансовые трудности и т.д.

Основные трудности, испытываемые неполной семьёй

 

Все испытываемые неполной семей трудности в организации её жизнедеятельности, воспитании и социализации детей можно разделить на четыре условные группы:

·     социально-экономические,

·     педагогические,

·     медицинские,

·     психологические.

Как отмечено в литературе [22; 30; 34; 37] для современных российских неполных семей в наибольшей степени проявляются социально-экономические, а именно материально-финансовые аспекты проблемы, проблемы жизнеобеспечения. Одна единственная заработная плата чаще всего не может обеспечить проживание двоих, а порой и троих человек. Нужно учитывать, что расходы на детей составляют ведущую статью расходов родителей. Ситуация усугубляет тем, что единственная зарплата является условно говоря «женской». Средняя зарплата женщин в целом по Российской Федерации ниже, чем у мужчин [37]. В случае, если отец уклоняется от финансовой поддержки ребёнка, то неполная семья испытывает серьёзные затруднения.

Низкий уровень материально-финансового обеспечения автоматически приводит к падению качества питания. В этой связи необходимо напомнить, что качество питания – одна из основных составляющих здорового образа жизни [20]. Качество питания наиболее важно для растущего организма – для ребёнка. Но низкий уровень материального обеспечения сказывается не только на материальной стороне жизни – игрушках, одежде, обстановке, но и на моральном, и эмоциональном самоощущение ребёнка, как, впрочем, и единственного родителя в этой семье. Возникает проблема удовлетворить хотя бы первичные потребности. А это означает, что дополнительные потребности – образовательные, духовные, культурные, лишаются полностью возможности быть осуществлёнными.

В рамках социально-экономических проблем возникает и проблема совмещения профессиональной и родительской ролей, а также вопрос о распределении домашних обязанностей. В неполной семье мать обычно должна работать, необходимо не просто работать, но и работать «за двоих», чтобы компенсировать отсутствие финансирования со стороны отца. Казалось бы, что очевиднее – мать в неполной семье должна делать карьеру или «брать подработки». Однако, при этом никто не может освободить её от домашней работы и подметить в уходе и присмотре за детьми сколько-либо систематично. Иными словами, нужно работать вне семьи за двоих, работать дома – за двоих, быть родителем – за двоих.

Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются не долеченными. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей, по некоторым экспертным оценкам, болеют в 1,7 раза чаще и длительнее [33]. Таким образом, социально-экономические проблемы как минимум, дважды оказывают влияние на возникновение медицинских проблем неполных семей.

Однако низкое качество питания и ограниченность в качественном лечении не единственные медицинские проблемы, возникающие в неполных семьях. К таким проблемам следует отнести:

·     уровень общей заболеваемости выше у детей из неполных семьей в 2 раза выше,

·     хроническая патология встречается у детей из неполных семей в 3 раза чаще, чем в полных семьях,

·     более распространены вредные привычки (курение, употребление алкоголя) у детей из неполных семей,

·     чаще встречается несоблюдение гигиенических норм жизни у детей из неполных семей,

·     отказ от обращения к медицинской помощи в случае болезни детей, самолечение и т.п. значительно выше в неполных семьях.

Педагогические и психологические трудности неполной семьи сосредоточены вокруг отсутствия одного из родителей, дефицита заботы, внимания и любви с его стороны к детям. Даже если отсутствующий родитель изъявляет желание общаться с ребёнком, это не то же самое, что совместное проживание и ежедневное участие в жизни ребёнка. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе – «у меня есть и мать и отец», хотят иметь обоих родителей.

Психологические проблемы в неполной семье могут обостряться тем, что при разрыве отношений, родители занимают противоположные и взаимоисключающие позиции в воспитании. Это создаёт ситуацию социально-психологической дезориентации ребёнка [33; 34; 42; 43]. Расхождение воспитательных позиций родителей вызывают у ребенка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми.

На основе анализа литературы [19; 22; 34; 35; 41] можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:

1. Гиперопека – повышенная забота о ребёнке, усиленный контроль за его поведением, обучением, достижениями и др. В этой схеме взаимоотношений ребенок и проблемы, связанные с ним, занимают первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций семьи, возникают утрированные формы привязанности и любви к нему. Гиперопека рассматривается как форма деформации воспитания, потому, что она не предполагает ответственность ребёнка, признание ценности других членов семьи.

2. Сосредоточенность родителя на удовлетворении материальных потребностей и запросов ребёнка и отстраненность от самого воспитательного процесса. В этой схеме взаимоотношений быть хорошим родителем – это обеспечить всеми материальными ценностями. Но эта педагогическая позиция матери совершенно некритично воспринимается ребёнком. Как следствие, запросы ребёнка непрерывно растут, а мать должна за ними «дотягиваться». Наступает момент, когда она уже не может выполнять возрастающие запросы. На фоне этого создаются многочисленные конфликты.

3. Препятствие со стороны матери контактам ребенка с отцом. Эта схема взаимоотношений может приобретать самые различные формы от простого физического препятствия встречам, до конфронтационного искоренения всех черт сходства ребёнка с отцом. Неприемлемым становятся походка или манера говорить. Это неприязненное отношение связано с историей взаимоотношений с бывшим мужем, оно имеет объективные объяснения, но ребёнок воспринимает это как неприятие его лично.

4. В силу нестабильности жизни семьи формируется двойственное отношение к ребенку. Оно заключается в чередующихся бессистемно, с точки зрения ребёнка, «приступах» чрезмерной любви и вспышках неприязни и раздражения.

5. Стремление матери сделать ребенка образцовым, не учитывая его возможностей, интересов и др. В этом стремлении преобладает желание доказать всему миру, что отсутствие отца благоприятно для этого ребёнка. Осуществляя свои планы по воспитанию «образцового» человека, мать становится «домашним надзирателем», жёстко регламентирует все стороны жизни ребёнка. Иногда, напротив, мать включается во все сферы окружения ребёнка – школьное обучение, уличные компании, кружки и секции. Но и здесь попытка всё всегда контролировать.

6. Гипоопека и полная отстраненность матери от забот о ребёнке. Причин формирования таких взаимоотношений множество (от результатов воспитания самой матери в детстве до психических расстройств). Как правило, во всех случаях в мотивах поведения матери преобладают личные примитивные интересы, эгоизм, отсутствие родительских чувств. Развитие этих взаимоотношений с ребёнком приводит к формированию различных конфликтных и асоциальных видов неполных семей.

Каждая из перечисленных педагогических трудностей может сочетаться с другой из этого же списка.

Если говорить о препятствии общения детей из неполных семей с отцами, то по данным социологических опросов [22], 34% мальчиков и 19% девочек общаются с отцом часто; 41% и 56% соответственно – видятся редко и иногда разговаривают по телефону, 23% детей – не встречаются совсем. Среди тех, кто рожден вне брака, практически никто не общается с отцом. Примечательно и то, что, по мнению матерей, инициаторами встреч являются дети, а отцы – бывшие мужья «не проявляют никакого интереса». При всём критичном восприятии мнения недовольных бывшими мужьями матерей в разводе, необходимо признать, что такое мнение выразили подавляющее большинство.

Обсуждая трудности неполных семей необходимо отметить, что в отечественной судебной практике сложилась традиция передачи детей при разводе матери. Передача детей на воспитание отцу была и остаётся исключительной ситуацией. Это происходит в случае алкоголизма или психического заболевания матери. Вместе с тем, расслоение населения по уровню доходов требует учёта этого фактора и при определении места жительства детей при разводе. Как выше отмечалось, «женская» оплата труда в стране ниже, чем «мужская».

При разводах в обеспеченных семьях, где основной доход принесён мужьями, они всё чаще заявляют свои права на воспитание детей. Созданы предпосылки для новой практики воспитания детей в разведённых семьях, так возникла Всероссийская ассоциация «Союз защиты детства и отцовства». Представители ассоциации приводят в качестве примера положительный опыт «одиноких отцов» в западных странах. Признавая значение такого опыта, мы должны признать, что сугубо механическое перенесение такого опыта сомнительно. Сомнения вызваны тем, что сама инициатива отцов встречается не часто.

Исследования психологов, педагогов и социологов [20; 33; 41] показали, что одиноких отцов и одиноких матерей характеризуют общие особенностей:

·     ограничения в их социальная жизни,

·     демократизация стиля семейной жизни – отношений с детьми, родственниками;

·     возникновение трудностей при вступлении в новый брак.

·     социально-психологические трудности самовосприятия, самооценки, сложности в эмоциональной и физической реабилитации.

Вместе с тем в неполных отцовских семьях есть и отличительные черты. Так, отцы с детьми получают больше помощи со стороны друзей и родственников, они вызывают больше симпатий. Вместе с тем, они в большей степени, чем матери с детьми сужаются круг своего общения. Матери с трудом формируют дисциплинированность детей, но отцы затрудняются установить эмоциональную близость с детьми, особенно с дочерями. И. Кон [10] по этому поводу отметил «хотя в обоих случаях неполная семья создает разного порядка трудности, отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния».

Следующая проблема неполной семьи связана с тем, что отсутствие одного родителя может стать причиной отрицательной социализации. Педиатр Е.В. Андрюшина [2] считает, что существует непрямое влияние фактора «отсутствия отца». Известно, что ребенок формирует стереотипы поведения, руководствуясь образцами поведения родителей. Внеполной семье (особенно, если ребёнок дошкольного возраста) нет возможности наблюдать различные схемы поло-ролевого поведения.

В рамках обсуждения психологических трудностей неполной семьи следует отметить, что все указанные проблемы обостряются, если в семье воспитывается ребёнок-инвалид. Ребёнок-инвалид нуждается в повышенном и постоянном присмотре и уходе. В этом случае мать (или отец) не имеет возможности улучшать своё материальное положение, отдыхать, личностно развиваться, строить карьеру, строить новую семью.

Таким образом, если социально-экономические проблемы присущи большинству, но не всем неполным семьям; то психологические трудности и проблемы встречаются во всех неполных семьях без исключения. Эти проблемы в полной мере касаются тех неполных семей, которые образуются под влиянием социальной катастрофы. Родители этих детей погибли, лишены родительских прав, находятся в заключении и т.д. Зачастую этих детей берут под опеку бабушки и дедушки или другие родственники (дяди и тёти, старшие совершеннолетние братья и сёстры) [3; 13; 15]. Психологические проблемы этих неполных семей связаны с тем, что опекуны являются близкими родственниками и участвуют в возникшей социальной катастрофе, они остро переживают произошедшие события. Им самим нужна психологическая помощь и поддержка, они нуждаются в социально-психологической адаптации и реабилитации. Ребёнок, лишённый родителей, не признаёт авторитета опекунов, не поддаётся их влиянию и контролю, поэтому эти дети демонстрируют девиантные формы поведения.

В итоге такие неполные семьи испытывают специфические психические и педагогические трудности. Здесь наблюдаются деформации хозяйственно-бытовой, досуговой и других социальных функций. В целом неполная семья, возникшая вследствие социальной катастрофы, перестает быть для ребёнка психологическим убежищем от общественных катаклизмов. Психическая напряженность родителей в неполной семье усиливает психологическую напряженность ребёнка [18; 19].

Создаётся впечатление, что неполная семья обречена на проблемы, трудности и провалы в воспитании. Тем не менее, наличие благополучных неполных семей, показывает, что понимание проблем и трудностей может давать положительные результаты. Поэтому для неполной семьи важно чётко знать, с какими проблемами она столкнётся, и какие социальные институты могут оказать ей помощь.


 

Скачано с www.znanio.ru