Непосредственно образовательная деятельность «Познание» (ФЭМП) для детей подготовительной группы

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 30.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Непосредственно образовательная деятельность «Познание» (Формирование Элементарных Математических Представлений) для детей подготовительной группы. Материал подобран для открытого занятия в подготовительной группе. Я его использовала для прохождения соответствия занимаемой должности. В ходе занятия всё подробно расписано (слова воспитателя, желаемые ответы детей, длительность в минутах каждой части занятия).Непосредственно образовательная деятельность «Познание» (ФЭМП) для детей подготовительной группы. Подходит для открытого занятия.
Иконка файла материала Ващенко Ю.А НОД ФЭМП.docx
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ханты – Мансийского района «Детский сад «Светлячок» д. Шапша» Технологическая карта Непосредственно образовательная деятельность  «Познание»  (ФЭМП) для детей подготовительной группы Возраст: 6­7 лет Тема: «Поможем Королеве страны Математики». Программное содержание Обучающие задачи: 1. Закреплять знания о составе чисел в пределах 10 2. Развивать умение моделировать, ориентируясь по правилам, ориентировка на  листе бумаги в клетку. 4. Упражнять в придумывании и составлении рисунка из геометрических фигур. 5.Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать  геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и  величине).  6.Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года. 7.Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше,  меньше, равно. Развивающие задачи: 1. Развивать творческое воображение, восприятие умения анализировать,  сравнивать предметы, умение обобщать. 2. Развитие мелкой моторики и координации движений руки. 3.Создать условия для развития логического мышления, сообразительности,  внимания. 4.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,  умению аргументировать свои высказывания. Воспитывающие:  1. Совершенствовать стиль партнёрских отношений (умение договариваться,  учитывать мнение другого). 2. Воспитывать умение работать в коллективе, паре.3. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и  выполнять её самостоятельно. Организация непосредственно образовательной деятельности «Познание» (ФЭМП)Методы, приёмы  Предварительная работа  Словарная работа  Материалы для занятия  Аппаратное и программное обеспечение Образовательные ресурсы Игровой, словесно – логический, частично – поисковый,  проблемный, самостоятельный. художественное слово (чтение письма), пояснения, поощрение,  самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа,  анализ занятия. Чтение математических сказок с примерной проблемной  ситуацией, решение задач. Предварительная работа воспитателя: подготовить  демонстрационный и раздаточный материал, подготовить  письмо. королева, страна, проблема. Гелевый шар с письмом, украшенное цифрами и  геометрическими фигурами; карта­ схема; мяч; числовые  карточки от 1 до 10; знаки БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, плюс,  минус, РАВНО; счетные палочки на каждого ребенка; медали,  листок в клетку со схемой корабля; фуражка капитана,  картинки­ определители названия города (как на карте). компьютер Основная общеобразовательная программа дошкольного  образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.  Вераксы; Интернет ресурсы http://www.maam.ru/ Интеграция полученных умений и навыков ребенка через все  образовательные области, применяемые в ДОУ; использование  игровой ситуации. Владение музыкальным репертуаром. Реализация Федеральных Государственных Требований Дополнительные профессиональны е навыки педагога Ход НОДI. Организационный момент. Вводная часть. (5 мин) Воспитатель в группе говорит детям о том, что сегодня они отправятся в страну Математика, где их ждет много интересного.  Воспитатель: Ребята, а на чём мы с вами отправимся в Математическую страну? (Ответы детей). А чтобы узнать, на чем мы отправимся, выполним            задание «Соедини по клеточкам». На   столе   лежит   лист   в   клетку   с   точками   и   цифрами,   дети   соединяют цифры по порядку и смотрят что получилось. ­ Что у вас получилось? (корабль). ­   Кто   на   корабле   главный?   (капитан).   А   какими   чертами   характера   должен обладать капитан? (внимательный, осторожный, смелый, отважный…) ­   Посоветуйтесь   и   решите,   кто   из   вас   будет   капитаном.  Ребенка   одевают   в костюм   капитана   корабля.   Капитану   мы   доверим   карту   (план   –   схема перехода из группы до музыкального зала). ­ Итак, отправляемся в путь на нашем корабле (Звучит шум моря или песня). Дети   с   воспитателем   под   музыку   идут   по   детскому   саду   и   входят   в музыкальный   зал,   украшенный   цифрами,   знаками   и   т.д.   (математическая страна). II. Основная часть (20 мин.) Воспитатель:   Вот   мы   с   вами   и   попали   в   волшебную   страну   Математика. Посмотрите, как здесь интересно… обращает внимание на цифры, знаки и пр. Как и в любой стране, в стране Математика есть разные города: город Счетных палочек, Чисел, Арифметических знаков, город Слов, Игр, Задач и др. Замечает гелевый   шар,  к   которому   привязано   письмо.   Открывает   конверт   и зачитывает письмо. ­   «Здравствуйте   ребята,   в   нашем   математическом   королевстве   произошла путаница.  Все  цифры   перепутались   в  числовом   ряду,  геометрические   фигуры забыли свои имена, а дни недели и времена года забыли в каком порядке должны находиться. Я за вами долго наблюдала и уверена, что вы мне поможете. Карту для решения каждой проблемы я вам отправляю. Королева Математической страны». Воспитатель: Ребята, ну что вы согласны помочь? (да)Чтобы помочь Королеве, нужно будет выполнить много заданий. Если мы всё выполним   правильно,   то   сможем   навести   порядок   в   стране   и   возможно встретиться с Королевой Математики. Вы готовы?  Дети:  Да! Задания расположены в разных частях зала (города). Воспитатель:  1­ое игровое задание в городе Счетных палочек. Дети садятся на стульчики, перед ними на столах счетные палочки. 1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник). 2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат). 3.   Постройте   фигуру,   у   которой   2   стороны   длинные   и   2   стороны   короткие (прямоугольник). 4. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник). 5. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник). 6. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб). Воспитатель: какие геометрические фигуры у вас получились? (Ответы детей). Итак, первое задание с геометрическими фигурами мы решили. Молодцы! Перемещаются   по   залу   под   муз.   заставки,   со   словами   и   движениями «Плывет по морю пароход набирая полный ход» Воспитатель:  2­ое игровое задание в городе Чисел. Воспитатель:  Ребята,   посмотрите,   все   числа   в   числовом   ряду   перепутались. Давайте расставим их по порядку. Возьмите каждый любую цифру и встаньте по порядку. Отлично, теперь назовите своих соседей (Ребёнок с цифрой 2 называет 1 и 3, ребёнок с цифрой 7 называет соседей 6 и 8 и т. д.). Воспитатель: И со вторым заданием вы справились. Теперь здесь порядок! Перемещаются   по   залу   под   муз.   заставки,   со   словами   и   движениями «Плывет по морю пароход набирая полный ход» 3­е задание  (город Арифметических знаков) ­ Арифметические знаки просят помощи. Они забыли, как они называются и  зачем они нужны? (Ответы детей).Воспитатель: Отлично! Молодцы! Математические знаки вспомнили, как они называются:  плюс,   минус,   больше,   меньше,   равно  и   вспомнили   своё предназначение – сравнивать, складывать и вычитать числа. Воспитатель: Ребята вы справились и с этим заданием! Молодцы! Знаки теперь очень довольны. Перемещаются по залу……. 4­ое задание в городе Слов. Дети становятся в круг.  Игра с мячом «Скажи наоборот»: День ­…ночь. Зима ­…Лето Холодно ­…Тепло Много ­…Мало Начало­…Конец Добро­…Зло Радость­…Печаль Далеко ­…Близко Дождь­ снег Высокий – низкий Шире – уже и т.д. Молодцы, всё знаете! Едем дальше. Перемещаются   по   залу   под   муз.   заставки,   со   словами   и   движениями «Плывет по морю пароход набирая полный ход» 5­е задание в городе Задач.     Воспитатель:  Дети, садитесь на стульчики (стулья полукругом) А сейчас будем решать веселые задачки, готовы?  (ответы детей)  1.Сколько ушей у трех мышей? (6) 2.Сколько лап у двух медвежат? (8) 3.Ежик поставил в вазочку 3 желтых цветочка и 2 красных. Сколько всего цветов  в вазе? (5) 4. У зайчонка было 6 морковок, 1 морковку он подарил медвежонку. Сколько  морковок осталось? (5) 5. Около моста растут 5 берез и 2 липы. Сколько всего деревьев? (7)  6. Три мышонка сели в ряд, рядом 5 еще сидят.Сколько всех мышей мы спросим,       Их конечно, стало…… (8). Воспитатель: Молодцы, ребята, какие вы умные и сообразительные!  Перемещаются   по   залу   под   муз.   заставки,   со   словами   и   движениями «Плывет по морю пароход набирая полный ход» 6­е задание в городе Игр. Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Эта игра «Верно­неверно».  Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то,  что неправильно – покачайте головой: ­ утром солнышко встает; ­ а после вторника четверг идёт; ­ нужно умываться по утрам ­ а после осени зима; ­ после пятницы суббота; ­ а перед вторником среда; ­ после зимы весна ­ а за понедельником среда ­ в неделе 7 дней ­ нужно кушать сырых карасей ­ после лета осень ­ после пятницы четверг ­ всего 5 времен года ­ а вы хорошие у меня? Дети: Да! 3. Заключительный этап (5 минут) Воспитатель:   Ну,   вот   и   всё,   ребята,   все   задания   и   проблемы   в   стране Математики мы решили. И нас ждет сюрприз. Звучит музыка и появляется Королева математики. Королева: Здравствуйте, ребята! Я пришла поблагодарить вас. Вы побывали в разных   городах   математической   страны,   помогли   геометрическим   фигурам вспомнить,  как   они   называются,  все   цифры   поставили   по   местам   в   числовом ряду, благодаря  вам математические знаки вспомнили,  как  они называются  изачем   они   нужны,   а   дни   недели   и   времена   года   вспомнили   в   каком   порядке должны находится. За это я вас награжу.  Королева вручает детям медали за активность, внимательность и  любознательность. Королева: Давайте, ребята, учиться считать!  Запомните все, что без точного счета Не двинется с места любая работа.  Без счета не будет на улице света,  Без счета не сможет подняться ракета.  И в прятки сыграть не сумеют ребята,  Беритесь ребята скорей за работу Учиться считать, чтоб не сбиться со счету. Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей). Ну, а теперь нам нужно проститься с Королевой и вернуться в наш детский сад. Дети благодарят и под музыку уходят в группу.Самоанализ НОД Ващенко Юлии Алексеевны, воспитателя муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Светлячок» д. Шапша» Образовательная   деятельность   проводилась   в   подготовительной   группе   с подгруппой   детей   в   количестве  10  человек.   НОД   состояла   из   трех   этапов взаимосвязанных   между   собой,   в   ходе   которых   дети   поэтапно   выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап образовательной   деятельности   направлен   на   решение   определенных   задач   и предлагает выбор методов и приемов.  Цели   и   задачи   соответствуют   целевым   ориентирам   ФГОС   ДО.   Задачи   были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.           В   ходе   проведения   образовательной   деятельности   была   использована личностно­ориентированная   модель   деятельности.   Дети   показали   знания программного материла, закрепили пройденный материал. Преобладали вопросы проблемно­поискового   характера.   Для   активизации   детей   были   использованы следующие методы: 1. Словесный (чтение письма, беседа, вопросы к детям, поощрение); 2. Наглядно ­ демонстрационный (письмо, карта­схема, указатели­определители названия города); 3.   Практический   (решение   задач,   проблем   с   помощью   атрибутов   в   каждом городе: счётные палочки, карточки с цифрами, арифметические знаки, мяч для игры);4. Игровой (игра с мячом «Скажи наоборот», игра «Верно­неверно»); и   приемы:   игровой,   пояснения,   указания,   показ,   художественное   слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа. Выполнению   поставленных   мной   задач   так   же   помогали   наводящие   вопросы, которые   подталкивали   детей   на   самостоятельные   высказывания.   Вопросы   и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась  проблемная  ситуация,  что  активизировало  мыслительную   речевую деятельность,   приводило   к   необходимости   самостоятельно   находить   решение. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразный материал и   задания,   создать   доброжелательную   атмосферу   в   процессе   образовательной деятельности, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам образовательной деятельности (создание и решение проблемных ситуаций).  В ходе всей образовательной деятельности придерживалась позиции взрослый – «координатор» и «наставник». В   работе   с   детьми   использовала   беседу,   задачи   на   сообразительность   и логическое   мышление   ­   все   это   способствовало   эффективности   занятия, мыслительной   деятельности   и   развитию   речи   детей.   Все   элементы   занятия логически между собой объединены общей темой. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности. Объем информации был достаточный. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы: ­групповая; ­индивидуальная. Старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности. Во время образовательной деятельности прослеживалась следующая интеграция образовательных   областей   «познавательное   развитие»,   «социально­ коммуникативное   развитие»,   «речевое   развитие»,   «физическое   развитие», которые   реализовывались   в   соответствии   с   возрастными   возможностями   и особенностями детей. Образовательная деятельность состояла   из мотивационно ­ ориентировочного, поискового,   практического,   рефлексивно­оценочного   этапов.   Для   развития познавательного   интереса   и   познавательной   активности     на   протяжении   всего образовательного   процесса,   дети   проявляли   инициативу,     самостоятельность.При   выполнении   заданий   были   использованы   следующие   виды   деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная. Один вид деятельности   плавно   переходил   в   другой.   Для   реализации   каждой   задачи   я подобрала   приемы,   которые   помогли   их   решить.   Приемы   были   основаны   на обучающих   ситуациях,   в   которых   я   старалась   побуждать   детей   к   активной речевой деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были   активны,   внимательны,   чувствовали   себя   комфортно.   Во   время образовательной   деятельности   преобладал   диалогический   стиль   общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования   поисковой   деятельности.   Поощряла   и   поддерживала   детей   в выдвижении   разных   гипотез,   нахождении   и   применении   различных   вариантов решения проблем. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность   сюжетной   линии,   наличие   логической   связи   между   этапами, сохранение   целевых   ориентиров,   мотивации   и   осмысленного   отношения   к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности. Я   считаю,   что   выбранная   мной   форма   организации   занятия   была   достаточно эффективной,   динамичной.   Стиль   общения   преобладал   демократический. Старалась   быть   для   детей   партнером,   помощником,   соблюдать   нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей. В рефлексивно ­ оценочном этапе занятия деятельность всех детей была оценена положительно, дети получили подарки. Считаю, что поставленные мною цели и задачи НОД были достигнуты.