Непосредственно образовательная деятельность «Познание» (Формирование Элементарных Математических Представлений) для детей подготовительной группы. Материал подобран для открытого занятия в подготовительной группе. Я его использовала для прохождения соответствия занимаемой должности. В ходе занятия всё подробно расписано (слова воспитателя, желаемые ответы детей, длительность в минутах каждой части занятия).Непосредственно образовательная деятельность «Познание» (ФЭМП) для детей подготовительной группы. Подходит для открытого занятия.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты – Мансийского района
«Детский сад «Светлячок» д. Шапша»
Технологическая карта
Непосредственно образовательная деятельность
«Познание» (ФЭМП)
для детей подготовительной группы
Возраст: 67 лет
Тема: «Поможем Королеве страны Математики».
Программное содержание
Обучающие задачи:
1. Закреплять знания о составе чисел в пределах 10
2. Развивать умение моделировать, ориентируясь по правилам, ориентировка на
листе бумаги в клетку.
4. Упражнять в придумывании и составлении рисунка из геометрических фигур.
5.Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать
геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и
величине).
6.Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
7.Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше,
меньше, равно.
Развивающие задачи:
1. Развивать творческое воображение, восприятие умения анализировать,
сравнивать предметы, умение обобщать.
2. Развитие мелкой моторики и координации движений руки.
3.Создать условия для развития логического мышления, сообразительности,
внимания.
4.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
умению аргументировать свои высказывания.
Воспитывающие:
1. Совершенствовать стиль партнёрских отношений (умение договариваться,
учитывать мнение другого).
2. Воспитывать умение работать в коллективе, паре.3. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и
выполнять её самостоятельно.
Организация непосредственно образовательной деятельности
«Познание» (ФЭМП)Методы, приёмы
Предварительная
работа
Словарная работа
Материалы для
занятия
Аппаратное и
программное
обеспечение
Образовательные
ресурсы
Игровой, словесно – логический, частично – поисковый,
проблемный, самостоятельный.
художественное слово (чтение письма), пояснения, поощрение,
самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа,
анализ занятия.
Чтение математических сказок с примерной проблемной
ситуацией, решение задач.
Предварительная работа воспитателя: подготовить
демонстрационный и раздаточный материал, подготовить
письмо.
королева, страна, проблема.
Гелевый шар с письмом, украшенное цифрами и
геометрическими фигурами; карта схема; мяч; числовые
карточки от 1 до 10; знаки БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, плюс,
минус, РАВНО; счетные палочки на каждого ребенка; медали,
листок в клетку со схемой корабля; фуражка капитана,
картинки определители названия города (как на карте).
компьютер
Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.
Вераксы;
Интернет ресурсы
http://www.maam.ru/
Интеграция полученных умений и навыков ребенка через все
образовательные области, применяемые в ДОУ; использование
игровой ситуации.
Владение музыкальным репертуаром.
Реализация
Федеральных
Государственных
Требований
Дополнительные
профессиональны
е
навыки педагога
Ход НОДI.
Организационный момент. Вводная часть. (5 мин)
Воспитатель в группе говорит детям о том, что сегодня они отправятся в
страну Математика, где их ждет много интересного.
Воспитатель: Ребята, а на чём мы с вами отправимся в Математическую страну?
(Ответы детей). А чтобы узнать, на чем мы отправимся, выполним задание
«Соедини по клеточкам».
На столе лежит лист в клетку с точками и цифрами, дети соединяют
цифры по порядку и смотрят что получилось.
Что у вас получилось? (корабль).
Кто на корабле главный? (капитан). А какими чертами характера должен
обладать капитан? (внимательный, осторожный, смелый, отважный…)
Посоветуйтесь и решите, кто из вас будет капитаном. Ребенка одевают в
костюм капитана корабля. Капитану мы доверим карту (план – схема
перехода из группы до музыкального зала).
Итак, отправляемся в путь на нашем корабле (Звучит шум моря или песня).
Дети с воспитателем под музыку идут по детскому саду и входят в
музыкальный зал, украшенный цифрами, знаками и т.д. (математическая
страна).
II. Основная часть (20 мин.)
Воспитатель: Вот мы с вами и попали в волшебную страну Математика.
Посмотрите, как здесь интересно… обращает внимание на цифры, знаки и пр.
Как и в любой стране, в стране Математика есть разные города: город Счетных
палочек, Чисел, Арифметических знаков, город Слов, Игр, Задач и др. Замечает
гелевый шар, к которому привязано письмо. Открывает конверт и
зачитывает письмо.
«Здравствуйте ребята, в нашем математическом королевстве произошла
путаница. Все цифры перепутались в числовом ряду, геометрические фигуры
забыли свои имена, а дни недели и времена года забыли в каком порядке должны
находиться. Я за вами долго наблюдала и уверена, что вы мне поможете. Карту
для решения каждой проблемы я вам отправляю.
Королева Математической страны».
Воспитатель: Ребята, ну что вы согласны помочь? (да)Чтобы помочь Королеве, нужно будет выполнить много заданий. Если мы всё
выполним правильно, то сможем навести порядок в стране и возможно
встретиться с Королевой Математики. Вы готовы?
Дети: Да!
Задания расположены в разных частях зала (города).
Воспитатель:
1ое игровое задание в городе Счетных палочек.
Дети садятся на стульчики, перед ними на столах счетные палочки.
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие
(прямоугольник).
4. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).
5. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
6. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура
получилась? (ромб).
Воспитатель: какие геометрические фигуры у вас получились? (Ответы детей).
Итак, первое задание с геометрическими фигурами мы решили. Молодцы!
Перемещаются по залу под муз. заставки, со словами и движениями
«Плывет по морю пароход набирая полный ход»
Воспитатель:
2ое игровое задание в городе Чисел.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, все числа в числовом ряду перепутались.
Давайте расставим их по порядку. Возьмите каждый любую цифру и встаньте по
порядку.
Отлично, теперь назовите своих соседей (Ребёнок с цифрой 2 называет 1 и 3,
ребёнок с цифрой 7 называет соседей 6 и 8 и т. д.).
Воспитатель: И со вторым заданием вы справились. Теперь здесь порядок!
Перемещаются по залу под муз. заставки, со словами и движениями
«Плывет по морю пароход набирая полный ход»
3е задание (город Арифметических знаков)
Арифметические знаки просят помощи. Они забыли, как они называются и
зачем они нужны? (Ответы детей).Воспитатель: Отлично! Молодцы! Математические знаки вспомнили, как они
называются:
плюс, минус, больше, меньше, равно и вспомнили своё
предназначение – сравнивать, складывать и вычитать числа.
Воспитатель: Ребята вы справились и с этим заданием! Молодцы! Знаки теперь
очень довольны.
Перемещаются по залу…….
4ое задание в городе Слов.
Дети становятся в круг.
Игра с мячом «Скажи наоборот»:
День …ночь.
Зима …Лето
Холодно …Тепло
Много …Мало
Начало…Конец
Добро…Зло
Радость…Печаль
Далеко …Близко
Дождь снег
Высокий – низкий
Шире – уже и т.д.
Молодцы, всё знаете! Едем дальше.
Перемещаются по залу под муз. заставки, со словами и движениями
«Плывет по морю пароход набирая полный ход»
5е задание в городе Задач.
Воспитатель: Дети, садитесь на стульчики (стулья полукругом)
А сейчас будем решать веселые задачки, готовы? (ответы детей)
1.Сколько ушей у трех мышей? (6)
2.Сколько лап у двух медвежат? (8)
3.Ежик поставил в вазочку 3 желтых цветочка и 2 красных. Сколько всего цветов
в вазе? (5)
4. У зайчонка было 6 морковок, 1 морковку он подарил медвежонку. Сколько
морковок осталось? (5)
5. Около моста растут 5 берез и 2 липы. Сколько всего деревьев? (7)
6. Три мышонка сели в ряд, рядом 5 еще сидят.Сколько всех мышей мы спросим,
Их конечно, стало…… (8).
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие вы умные и сообразительные!
Перемещаются по залу под муз. заставки, со словами и движениями
«Плывет по морю пароход набирая полный ход»
6е задание в городе Игр.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Эта игра «Верноневерно».
Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то,
что неправильно – покачайте головой:
утром солнышко встает;
а после вторника четверг идёт;
нужно умываться по утрам
а после осени зима;
после пятницы суббота;
а перед вторником среда;
после зимы весна
а за понедельником среда
в неделе 7 дней
нужно кушать сырых карасей
после лета осень
после пятницы четверг
всего 5 времен года
а вы хорошие у меня?
Дети: Да!
3. Заключительный этап (5 минут)
Воспитатель: Ну, вот и всё, ребята, все задания и проблемы в стране
Математики мы решили. И нас ждет сюрприз.
Звучит музыка и появляется Королева математики.
Королева: Здравствуйте, ребята! Я пришла поблагодарить вас. Вы побывали в
разных городах математической страны, помогли геометрическим фигурам
вспомнить, как они называются, все цифры поставили по местам в числовом
ряду, благодаря вам математические знаки вспомнили, как они называются изачем они нужны, а дни недели и времена года вспомнили в каком порядке
должны находится. За это я вас награжу.
Королева вручает детям медали за активность, внимательность и
любознательность.
Королева:
Давайте, ребята, учиться считать!
Запомните все, что без точного счета
Не двинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета.
И в прятки сыграть не сумеют ребята,
Беритесь ребята скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей). Ну, а
теперь нам нужно проститься с Королевой и вернуться в наш детский сад. Дети
благодарят и под музыку уходят в группу.Самоанализ НОД
Ващенко Юлии Алексеевны, воспитателя
муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Светлячок» д. Шапша»
Образовательная деятельность проводилась в подготовительной группе с
подгруппой детей в количестве 10 человек. НОД состояла из трех этапов
взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли
различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап
образовательной деятельности направлен на решение определенных задач и
предлагает выбор методов и приемов.
Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Задачи были
сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.
В ходе проведения образовательной деятельности была использована
личностноориентированная модель деятельности. Дети показали знания
программного материла, закрепили пройденный материал. Преобладали вопросы
проблемнопоискового характера. Для активизации детей были использованы
следующие методы:
1. Словесный (чтение письма, беседа, вопросы к детям, поощрение);
2. Наглядно демонстрационный (письмо, картасхема, указателиопределители
названия города);
3. Практический (решение задач, проблем с помощью атрибутов в каждом
городе: счётные палочки, карточки с цифрами, арифметические знаки, мяч для
игры);4. Игровой (игра с мячом «Скажи наоборот», игра «Верноневерно»);
и приемы: игровой, пояснения, указания, показ, художественное слово,
поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.
Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы,
которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и
задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе.
Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то
создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую
деятельность, приводило к необходимости самостоятельно находить решение.
Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразный материал
и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе образовательной
деятельности, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития
детей, задачам образовательной деятельности (создание и решение проблемных
ситуаций).
В ходе всей образовательной деятельности придерживалась позиции взрослый –
«координатор» и «наставник».
В работе с детьми использовала беседу, задачи на сообразительность и
логическое мышление все это способствовало эффективности занятия,
мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия
логически между собой объединены общей темой.
Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности. Объем информации был
достаточный. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы
работы:
групповая;
индивидуальная.
Старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой
деятельности.
Во время образовательной деятельности прослеживалась следующая интеграция
образовательных областей «познавательное развитие»,
«социально
коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие»,
которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями детей.
Образовательная деятельность состояла из мотивационно ориентировочного,
поискового, практического, рефлексивнооценочного этапов. Для развития
познавательного интереса и познавательной активности на протяжении всего
образовательного процесса, дети проявляли инициативу, самостоятельность.При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности:
коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная. Один вид
деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я
подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на
обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной
речевой деятельности. Материал для образовательной ситуации был подобран на
доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным
особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети
были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время
образовательной деятельности преобладал диалогический стиль общения.
Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались
индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и
стимулирования поисковой деятельности. Поощряла и поддерживала детей в
выдвижении разных гипотез, нахождении и применении различных вариантов
решения проблем. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась
выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами,
сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к
деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно
эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический.
Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы
педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и
доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и
самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.
В рефлексивно оценочном этапе занятия деятельность всех детей была оценена
положительно, дети получили подарки.
Считаю, что поставленные мною цели и задачи НОД были достигнуты.