Вам случалось отправиться на рыбалку и взять с собой не ту наживку и неподходящие снасти?
Если вы знаете, что наживка и снасти неподходящие, вы расстраиваетесь, понимая, что ваши успехи могли бы быть большими, нежели те, что есть. Вы думаете про себя: «Если бы я взял с собой правильное снаряжение, все было бы намного проще».
Но что, если вы не знаете о том, что наживка и снасти неправильные? Тогда у вас создается впечатление, что рыба в выбранном вами месте или в выбранное вами время ловится очень плохо. Вам даже не придет в голову винить в этом свое снаряжение. Предположим, вы вообще не знаете, что снасти могут быть другими. Существуют только такие снасти и такая наживка, которые есть у вас. Все ими пользуются. И у всех ловится плохо. И вы принимаете это как должное.
НЕПРАВИЛЬНЫЕ СНАСТИ
Вам случалось отправиться на рыбалку и взять с собой не ту наживку и
неподходящие снасти?
Если вы знаете, что наживка и снасти неподходящие, вы расстраиваетесь,
понимая, что ваши успехи могли бы быть большими, нежели те, что есть. Вы
думаете про себя: «Если бы я взял с собой правильное снаряжение, все было
бы намного проще».
Но что, если вы не знаете о том, что наживка и снасти неправильные? Тогда
у вас создается впечатление, что рыба в выбранном вами месте или в
выбранное вами время ловится очень плохо. Вам даже не придет в голову
винить в этом свое снаряжение. Предположим, вы вообще не знаете, что
снасти могут быть другими. Существуют только такие снасти и такая
наживка, которые есть у вас. Все ими пользуются. И у всех ловится плохо. И
вы принимаете это как должное. С какой стати вам ожидать, что кто-то
придет и предложит другую наживку и другие снасти? В лучшем случае вы
можете винить себя за то, что недостаточно хорошо умеете пользоваться тем
снаряжением, которое у вас есть. Если вы кому-то пожалуетесь, что рыба
плохо ловится, вам посоветуют развивать навыки использования
стандартного снаряжения.
Представим теперь, что наши стандартные «снасти мышления» являются
единственно возможными. Если ваш «улов» небогат, значит, вам надо
развивать в себе навыки использования этих стандартных «снастей». Однако
вправе ли мы предположить, что существуют лучшие снасти? Можно ли
представить, что наши стандартные, традиционные методы мышления не
являются единственно возможными и наилучшими? Рыболовные снасти на
протяжении веков значительно усовершенствовались. Может быть,
улучшилось и мыслительное снаряжение, или мы должны гордиться тем, что
до сих пор пользуемся методами мышления, разработанными двадцать пять
веков назад?
Мы можем с гордостью заявлять, что наши методы мышления достаточно
хороши, поскольку с их помощью мы добились огромного прогресса в науке и
технике и повысили уровень жизни части населения земного шара. Наше
поведение и система ценностей также стали значительно менее
«варварскими», чем были когда-то. Во многих странах отменена смертная
казнь и почти побеждена привычка к курению. Мы можем с самодовольным
видом утверждать, что бедность, загрязнение окружающей среды, локальные
войны и хаос являются неизбежным результатом перемен и самой
человеческой природы. Такие вещи будут происходить всегда, и мы все более
компетентно справляемся с ними. В этой гордости нет ничего ужасного, и
достигнутые результаты действительно заслуживают того, чтобы
их'защищать.
Однако если бы у нас возникли сомнения в справедливости этой
самоуспокоенности (сомневающаяся самоуспокоенность — классический
оксюморон), мы могли бы задаться следующими тремя вопросами:Возможно ли, что хотя бы часть существующих проблем вызывается на
самом деле неадекватным образом мышления?
Возможно ли, что нам трудно, а порой и не под силу, решать эти проблемы
из-за сбоев в существующих методах мышления?
Возможно ли, что, изменив к лучшему образ мышления, мы изменили бы к
лучшему и все остальное?
Здесь аналогия с рыбаком заканчивается. Большинство рыбаков не стали бы
возражать против того, чтобы испытать новые снасти и наживку. С
мышлением дело обстоит иначе, потому что мы прочно погрязли в
традиционном мышлении.
Возможно ли, что нам трудно, а порой и не под силу, решать проблемы из-за
сбоев в существующих методах мышления?
Во времена стремительных перемен существует повышенный спрос на
более конструктивное, более креативное и более эффективное мышление.
Очевидно, что это применимо к глобальным проблемам, и не только. Это столь
же применимо и к внутренним проблемам стран, обществ, семей и индивидов.
Мир во всем мире — достойная цель, но мир в душе не менее важен.
Традиционный западный стиль мышления был разработан знаменитой
греческой троицей — «Бандой Трех»: Сократом, Платоном и Аристотелем. Они
отлично потрудились, но, может быть, пора двигаться дальше? Традиционный
стиль мышления, заданный этими тремя, не способен адекватно справляться
с требованиями быстро меняющегося и все более усложня
ющегося мира. В этой книге я намерен исследовать адекватность наших
привычек мышления. Моя цель не просто подвергнуть их критике, что было
бы несложным интеллектуальным упражнением, но предложить
альтернативы в тех случаях, когда традиционный метод оказывается
неудовлетворительным.