Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе (речевое развитие) на тему "Поэты и писатели"

  • docx
  • 09.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия по речевому развитию.docx

 

Конспект непрерывной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

(речевое развитие)

Тема: «Поэты и писатели»

 

 

Цель: формировать грамматический строй и развивать навыки связной речи через расширение представлений о профессиях «поэт и писатель».

Задачи:

1.      Развивать навыки построения грамматически правильного предложения из набора слов и связного рассказа из набора предложений;

2.      Развивать слуховое восприятие и анализ услышанной речи;

3.      Формировать представление о «рифме», развивать умение слышать рифму, рифмовать слова.

 

Ход занятия

- Ребята, буду ли я права, если скажу, что мы все любим читать? Читать сказки, энциклопедии, истории, стихотворения? (ответы детей). Но без кого чтение было бы невозможно? (ответы детей).

- Действительно, без поэтов и писателей нам бы нечего было читать! И сегодня мы с вами попробуем себя в роли авторов, чтобы узнать поближе эту профессию. Как вы думаете, что должен делать писатель? (ответы детей). А поэт? Чем они отличаются? (ответы детей). Вы совершенно правы, писатели описывают истории или придумывают их, чтобы люди могли прочесть и узнать что-то новое, получить знания и приятно провести время. А поэты делают это, используя рифму. Вы готовы попробовать себя? (ответы детей).

- Но прежде, чем мы телепортируемся в страну писателей, нам нужно прочесть магическое заклинание:

- В волшебство чтобы попасть

Всем сначала надо встать,

Хлопнуть, топнуть и нагнуться.

Вновь подняться, улыбнуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть,

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, волшебство, Ура!»

- Вот мы и попали в страну писателей, и сейчас мы поупражняемся быть поэтами, придумывая рифмы на разные слова. Напомню, рифма — это слова, окончания которых звучат одинаково. Например: оса – лиса, Иринка – мандаринка.

Игра с мячом. «Поймай рифму на звук [Р]». Я буду кидать мяч, и называть слово, а вы должны заменить первый звук в этом слове на звук [Р] и назвать, новое слово. Например, хобот. А со звуком [Р], будет – … робот. Получилась рифма: хобот – робот. (слова для игры: козы – розы, мак - рак, пугать -ругать, Тома – Рома, мука – рука, кот – рот)

- Как здорово, вы большие молодцы! А теперь, усложняем задачу: рифму нужно будет придумать самостоятельно. У каждого из вас будет картинка и вам нужно будет придумать рифму на это слово. (раздаются картинки, проводится упражнение)

- Но стихотворения – это непросто набор рифм, это связанные по смыслу предложения. Это сложный и долгий труд. И сейчас мы переключимся на профессию писателя и попробуем составлять связные предложения в прозе, т.е. без рифмы.

- Давайте поупражняемся в составлении предложений из набора слов.

1. Идти весна к нам. (К нам идет весна!)

2. Начать снег таять (Снег начинает таять.)

3. Ручеек проталинки появиться и. (Появляются ручейки и проталинки.)

4. Запускать по ручей кораблик Коля и Света.

     (Коля и Света запускают по ручейку кораблик)

5. Нравится, а весна тебе (А тебе нравится весна?)

- А теперь из получившихся предложений нам нужно составить с вами рассказ. (составление рассказа из предложений). У каждого произведения есть название, давайте и мы с вами придумаем название к нашему рассказу. (выслушать варианты детей)

- Здорово получилось! Вы большие молодцы. А теперь рассаживайтесь за столы, и мы попробуем с вами записать рассказ с помощью схем предложений. Прежде чем начать записывать рассказ, нам нужно записать название. Название мы запишем не с помощью букв, а с помощью звукового анализ. Приготовьте карандаши и проведите, пожалуйста, звуковой анализ слова «ВЕСНА». (выполняют фонематический анализ). Проверим, что получилось. Ваня, запиши пожалуйста схему звукового анализа.

- Хорошо. А теперь я продиктую вам получившийся рассказ по предложениям, а вы будете записывать предложения с помощью схем. (выполняют схематический диктант).

- Вот так! Сейчас я попрошу по очереди некоторых ребят записать схемы на доске, и мы с вами проверим, так ли и у всех ли получилось?

- Вы большие умницы! Получилось очень здорово! Теперь вы тоже прикоснулись к писательству и может кто-то из вас в будущем захочет стать автором, но помните, для этого нужно много трудиться и проявлять внимание и усердие.