Непрерывное образование по системе "Техникум-ВУЗ-Предприятие"
Оценка 4.7

Непрерывное образование по системе "Техникум-ВУЗ-Предприятие"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
другое
Взрослым
20.02.2020
Непрерывное образование по системе "Техникум-ВУЗ-Предприятие"
Подготовка к непрерывной профессиональной деятельности требует четкого распределения получаемых знаний, умений и навыков. Так, в техникуме будущий высококвалифицированный специалист получает основные фундаментальные представления о будущей профессии, в университете происходит изучение смежных дисциплин в более глубоком рассмотрении, а на предприятии отработка полученных знаний умений и навыков на протяжении всего срока обучения.
непрерывное образование по системе Техникум-ВУЗ-предприятие.docx

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО СИСТЕМЕ

«ТЕХНИКУМ – ВУЗ - ПРЕДПРИЯТИЕ»

 

 Селихова Н.В.,

мастер производственного обучения

ГБПОУ ВО «Лискинский промышленно-транспортный

техникум имени А.К.Лысенко»

 

В      современной профессиональной деятельности многие специалисты сталкиваются с проблемой неспособности эффективно выполнять свои функции в трудовой деятельности вследствие быстрого устаревания приобретенных профессиональных и общекультурных знаний, опыта, навыков. В этих условиях традиционное образование, предполагающее получение общих и профессиональных знаний в течение определенного периода обучения, сменяется непрерывным образованием, обеспечивающим приобретение знаний и умений в течение всей социально активной жизни. Именно в этом случае эффективна система образования «техникум-вуз-предприятие», которая позволяет получить информацию о нововведениях в технологический процесс определенной профессии.

Непрерывное образование привело к изменению роли образования в современном мире. Оно сделало необходимым переосмысление традиционных педагогических представлений о системе образования в целом. Подготовка кадров в системе «техникум-вуз-предприятие» привела к соединению личностно - ориентированной педагогики с непрерывным образованием, практическим опытом и определила основу развития непрерывного личностно-ориентированного образования [1].

Подготовка к непрерывной профессиональной деятельности требует четкого распределения получаемых знаний, умений и навыков. Так, в техникуме будущий высококвалифицированный специалист получает основные фундаментальные представления о будущей профессии, в университете происходит изучение смежных дисциплин в более глубоком рассмотрении, а на предприятии отработка полученных знаний умений и навыков на протяжении всего срока обучения. Каждый студент сам вправе выбирать каким образом он будет осваивать ту или иную специальность. Образование приобретает персонифицированный, личностно - ориентированный характер. [2].

Процесс подготовки кадров в системе «техникум-вуз-предприятие»» к тому же является более экономным по сравнению с существующими локальными образовательными структурами за счет сокращения расходов и сроков на подготовку специалистов со средним и высшим профессиональным образованием, а так же с последующим трудоустройством на предприятие. Кроме того, имеет безграничные возможности и преимущества для развития, самосовершенствования и получения полноценного образования каждой личностью в современных условиях информационного общества независимо от территории проживания и общественных условий. Итак, непрерывное образование отличается масштабностью и доступностью к образованию широкой массы населения страны.

Как показывает реальная действительность, успешная реализация непрерывного многоуровневого образования происходит посредством образовательного комплекса как «техникум-вуз-предприятие» в нем созданы социально-организационные и психолого - педагогические условия обеспечения этого процесса.

 

Профессиональное становление обучающихся должно подкрепляться развитием их творческого потенциала на основе широкого привлечения к поисково-исследовательской и производственной работе на предприятии . Это обеспечит опережающее формирование профессиональной готовности студента на следующей ступени образования. Более того, необходима реализация принципа фундаментализации образования, которая позволит приобрести обучающимся фундаментальные теоретические знания и реального практического опыта для дальнейшего профессионального развития и самосовершенствования [4].

В       процессе многоуровневой подготовки специалистов существенную роль играет междисциплинарный подход к образованию, способствующий формированию системных и обобщенных фундаментальных знаний, необходимых для дальнейшего профессионального развития и самосовершенствования. Характерной особенностью ступени «техникум» является то, что на этом этапе имеются потенциальные возможности и ресурсы для успешного формирования у студентов значимых личностных качеств, которые необходимы в профессиональной деятельности.

Основные действия и усилия кадров на ступени «техникум» направлены на формирование личности специалиста, на развитие его профессионального, нравственного и творческого потенциала. Однако, на этой ступени не всегда возможна эффективная подготовка студентов к обучению в вузе, особенно по ускоренной форме подготовки специалистов. Во-первых, это связано с недостаточной готовностью педагогических кадров обеспечивать преемственность в образовании на следующей ступени. Во-вторых, образовательные программы и учебные планы ступеней «техникум» и «вуз» разработаны без должного учета преемственных связей. В-третьих, техникум в целом имеют слабую оснащенность материально-технической и лабораторной базы, что отражается негативно на обеспечение преемственности в образовании при изучении специальных дисциплин. В-четвертых, уровень фундаментальной подготовки в техникуме значительно отличается от вузовского по многим позициям [5].

 

Для устранения выявленных недостатков и несоответствий необходимо привести в определенное соответствие государственные образовательные программы дисциплин и учебные планы, а так же производственные потребности в специалистах тем самым, обеспечивая, прежде всего, преемственность в образовании на стыке «техникум – вуз- предприятие». Эта проблема является многоплановой, ее решение требует глубокого изучения и сравнительного анализа образовательной ситуации «техникум-вуз-предприятие».

Безусловно, дальнейшее продолжение учебы в вузе и стажировка на предприятии, начиная с первого курса, обеспечивает выпускнику среднего профессионального учреждения высокую готовность к профессиональному становлению.

Особенно велика роль в процессе непрерывной многоуровневой подготовки высококвалифицированных специалистов реализация принципа мотивации на получение конкретных знаний, умений и навыков на предприятии. Формирование позитивной мотивационно - познавательной сферы - ключ к эффективному самообразованию, саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию, благодаря опыту наставников на базовых предприятиях.

Необходимые условия обеспечения непрерывного образования в системе «техникум-вуз-предприятие»:

-                     финансово-экономическая поддержка и стимулирование;

-                     формирование позитивной мотивационно-познавательной сферы;

-                     создание материально-технической и лабораторно-экспериментальной

базы;

-       профессиональная компетентность кадров, способных реализовать творческое развитие личности на основе сближения учебного и научно-исследовательского и производственного процессов;

-                     обеспечение преемственности в образовании;

-                     осознание субъектами образовательной деятельности профессиональной направленности процесса обучения и обществом необходимости широкого развития непрерывного образования;

-                     реализация основных педагогических принципов (системность, обобщение и уплотнение знаний).

Формирование творческой, всестороннеразвитой личности - главная миссия непрерывного образования. Ее решение приближает к стратегической цели - подготовке конкурентоспособного специалиста на современном рынке труда.

Необходимость изменения содержания профессионального образования объективно обоснована рядом положений:

-     с позиции общества — содержание профессионального образования должно обеспечить подготовку не только квалифицированного и компетентного профессионала, но и образованную и культурную личность;

-      с позиции многоукладного производства - содержание образования должно отвечать требованиям автономной, самостоятельной, творческой, социально-адаптированной производственной деятельности;

-    с позиции обучающихся - содержание профессионального образования должно реализовать их профессиональные потребности, гарантировать достижение профессионального мастерства и востребованность на рынке труда.

Эффективная реализация требований предприятий к профессиональному образованию становится невозможной в рамках традиционных образовательных структур, в связи с чем появились новые типы многоуровневых образовательных учреждений, предлагающие не только разнообразие профессий, но и различные профили и уровни квалификации: от рабочего до инженера [6].

В отличие от общего образования система профессионального образования предполагает, что на первой ступени последовательного движения студента по пути становления личности формируются первоначальные знания, умения и навыки в выбранной профессии, мировоззрение и поведение, качества, обеспечивающие достижение элементарной профессиональной деятельности.

На второй ступени студент приобретает необходимые и достаточные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности, овладевает общими способами и средствами деятельности, которые определяют достижение профессионального образования.

Третья ступень развития связана с формированием профессионально значимых для студента качеств, позволяющих реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности на предприятии. Возникает профессиональная компетентность определенной квалификации и профиля.

На четвертой ступени студент осознанно воспринимает и духовные ценности общества и проявляет способность вносить свой вклад в непрерывный культурообразующий процесс социума, что подчеркивает овладение им культурой как явлением цивилизации.

         На высшей ступени развития формируется индивидуальный менталитет личности - устойчивое мировоззрении. Наиболее эффективным и результативным условием развития творческих способностей является научно-исследовательская работа. Анализ накопленного в этом направлении опыта, современные требования общества к подготовке специалиста ставят на повестку дня необходимость разработки научно - обоснованной стратегии и методики организации поисково - исследовательской работы студентов в образовательных комплексах. В этом видится перспективы и ресурсы формирования высокой профессиональной готовности выпускников в едином пространстве «техникум-вуз-предприятие» [7]

 

список литературы и источников

 

1.      Галанов, В.А.. Непрерывное образование: опыт развитых стран: Учебник. / Под редакцией В.А. Галанова, А.И. Басова. - М.: ИНФРА, 2009. -352 с.- ISBN 5-1008-0359-1.

2.      Колесников, К.А. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние: учебное пособие / Под редакцией К.А. Колесникова. - М.: ИНФРА, 2009.- 127 с.- ISBN 5-1895-0230-2.

3.         Клещев, Н.Т., Федулов, А.А. Проблемы методологии и методики дидактических исследований в профобразовании: Учебник -2-е издание.- М.:

ИНФРА, 2009. -476 с.- ISBN 5-88103-112-1.

4.    Грязнова, А.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: Учебное пособие / Под редакцией А.Г. Грязновой. - М.: ИНФРА, 2010. – 187 с. -ISBN 5-1754-3215-8

5.       Нуреев, Р.М. Новая педагогическая технология и ее звенья: Методическое пособие /Р.М.Нуреев.- 2-е изд.,– М.: Норма, 2009.- 576 с.-ISBN 5-1105-0326.

6.       Архипов, А.И. Оценка качества научно педагогических исследований: учебное пособие /под ред. В.К. Сенчагова.– М.: «Проспект», 2010. – 496 с. ISBN-5-8369-0037.

7.       Сажина, М.А. От педагогической парадигмы к образовательной: учебное пособие / М.А. Сажина.-М.: Норма, 2009. – 456 с.- ISBN 5-1008-0359



 

Скачано с www.znanio.ru

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО СИСТЕМЕ «ТЕХНИКУМ –

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО СИСТЕМЕ «ТЕХНИКУМ –

Как показывает реальная действительность, успешная реализация непрерывного многоуровневого образования происходит посредством образовательного комплекса как «техникум-вуз-предприятие» в нем созданы социально-организационные и психолого - педагогические условия обеспечения…

Как показывает реальная действительность, успешная реализация непрерывного многоуровневого образования происходит посредством образовательного комплекса как «техникум-вуз-предприятие» в нем созданы социально-организационные и психолого - педагогические условия обеспечения…

Особенно велика роль в процессе непрерывной многоуровневой подготовки высококвалифицированных специалистов реализация принципа мотивации на получение конкретных знаний, умений и навыков на предприятии

Особенно велика роль в процессе непрерывной многоуровневой подготовки высококвалифицированных специалистов реализация принципа мотивации на получение конкретных знаний, умений и навыков на предприятии

На второй ступени студент приобретает необходимые и достаточные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности, овладевает общими способами и средствами деятельности, которые определяют достижение профессионального…

На второй ступени студент приобретает необходимые и достаточные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности, овладевает общими способами и средствами деятельности, которые определяют достижение профессионального…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020