Непризнанные государства мира
Оценка 5

Непризнанные государства мира

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
история
Взрослым
05.10.2021
Непризнанные государства мира
в современном мире реально существуют самопровозглашённые государства, обладающие всей полнотой реального суверенитета. Цель данной работы: установить, существует ли возможность признания этих государств мировым сообществом. Задачи исследования: рассмотреть частично признанные государства мира и существующие самопровозглашенные государства на территории СНГ; установить проблемы, связанные с существованием этих государств; выявить факторы урегулирования данных конфликтов и возможность признания этих государств мировым сообществом.
Непризнанные государства мира.doc

 

Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги»  2009- 2010

 

 

 

Номинация: проблемы, поставленные нам современной жизнью (политика)

 

 

 

 

Тема:

 

Непризнанные государства мира: есть ли шансы на признание?

                                                                         

 

 

 

        Автор работы: Литвишко Даниил Владимирович

Тел: 8 – 951- 160 -43 -53.

Место выполнения работы:  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», 11 класс, 653000, г. Прокопьевск, Кемеровская область, ул. Прокопьевская, 75

Тел: 8- 3846- 61-47- 27

 

  Научный руководитель:

Екимов Андрей Владимирович,

Зав. музеем, педагог дополнительного образования  МОУ ДОД «Дворец детского творчества имени Ю. А. Гагарина».

Тел: 8-3846- 61-30-50, сот: 8- 951- 164- 23- 09

 

 

 

 

 

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ТЕЗИСЫ__________________________________________________________________ 3

Введение_________________________________________________________________   4

ГЛАВА I. Непризнанные государства мира сегодня ___________________________ 5

ГЛАВА II  Основные проблемы непризнанных государств ____________________ 10

ГЛАВА III. Есть ли шанс на признание? ____________________________________  15

Заключение ______________________________________________________________ 20

Список использованной литературы_________________________________________21  

ПРИЛОЖЕНИЯ ____________________________________________________отдельно

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ____________________________________________________ 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непризнанные государства мира: есть ли шансы на признание?

Автор: Литвишко Даниил Владимирович

Научный руководитель: Екимов А. В.

МОУ «Средняя Общеобразовательная школа № 3» , г. Прокопьевск

        Выдвигаем гипотезу: в современном мире реально существуют самопровозглашённые государства, обладающие всей полнотой реального суверенитета.                Цель данной работы: установить, существует ли возможность признания этих государств мировым сообществом. Задачи исследования: рассмотреть частично признанные государства мира и существующие самопровозглашенные государства на территории СНГ; установить  проблемы, связанные  с  существованием этих государств; выявить факторы урегулирования данных конфликтов и возможность признания этих государств мировым сообществом. Временные рамки охватывают период с 1949 г. по 2009 г. Методы исследования: работа с источниками данных, опрос (анкетирование),  аналитический. Таким образом, объекты нашего исследования – самопровозглашенные государства мира и способы мирного урегулирования конфликтов.

        У самопровозглашенного государства возникают главная проблема: признание государства мировым сообществом. Существуют несколько подходов к урегулированию правового статуса «де-факто» непризнанных государств, на сегодняшний день. Первый подход заключается в том, чтобы продолжая настаивать на территориальной целостности государств с «непризнанными образованиями» на собственной территории, пересмотреть правовой статус непризнанных образований внутри государств-«метрополий», учитывая интересы национальных меньшинств, путем перераспределение компетенции власти на основе определенной территориальной организации – автономии региона или создания федеративного государства. Второй подход: постепенно, путем реформ и демократизации, вести «де-факто» государства к международному признанию, возлагая на них всю ответственность за полученную независимость. Поэтому, именно ООН официально признает или не признает независимость того или иного политико-территориального образования и обеспечивает некоторую защиту основ легитимности государственной власти, являясь определённым гарантом политической стабильности в мире. В качестве оптимального варианта мирного урегулирования проблем самопровозглашенных государств на территории СНГ является создание ассоциативного государства Молдова- Приднестровье и конфедеративного государства Азербайджан - Нагорный Карабах. В мире существуют государства, частично признанные отдельными странами мира, и непризнанные мировым сообществом, однако вопрос об их международном признании остается открытым.

Введение.

           На начало 2010 года на Земле существует около 200 независимых государств (См. приложение № 1), и столько же «проблемных территорий». (См. приложение № 2, 3) По прогнозам некоторых американских географов, к 2050 г. количество независимых государств в мире может увеличиться до 300. При этом следует заметить, что, по мнению некоторых политологов, из этого огромного количества суверенных государств примерно 1\3 представляет собой недеформированные государственные образования, и увеличение их числа отнюдь не будет способствовать стабилизации в отдельных регионах и мире в целом. Так, 18 февраля 2008 года автономный край Косово в одностороннем порядке провозгласил свою независимость. Независимость Косово признали США и крупнейшие страны Европейского Союза. В мире существуют непризнанные государства, которые являются реальностью сегодняшнего дня. На политической  карте мира мы не найдем Турецкой республики Северного Кипра, Республики Сомалиленда, Тайваня, Приднестровской Молдавской республики, Нагорного Карабаха и множества других самопровозглашенных государств. (См. приложение № 4) Поэтому, выдвигаем гипотезу: в современном мире реально существуют самопровозглашённые государства, обладающие всей полнотой реального суверенитета.

          Цель данной работы: установить, существует ли возможность признания этих государств мировым сообществом.

          Задачи исследования:

  • Рассмотреть частично признанные государства мира и существующие самопровозглашенные государства на территории СНГ.
  • Установить  проблемы, связанные  с  существованием этих государств.
  • Выявить факторы урегулирования данных конфликтов и возможность признания этих государств мировым сообществом.

Временные рамки охватывают период с 1949 г. по 2009 г.

Методы исследования:

  • Работа с источниками данных, 
  • Опрос (анкетирование), 
  • Аналитический

Таким образом, объекты нашего исследования – самопровозглашенные государства мира и способы мирного урегулирования конфликтов.

Данное исследование может быть использовано на уроках географии, истории  и  обществознания, будет интересно всем, кто интересуется современными политическими процессами, происходящими в быстро меняющемся мире начала XXI века. 

Глава 1.  Непризнанные государства мира сегодня.

           Непризнанные государства – общее название государственных образований, которые обладая всеми признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет), в тоже время не имеют признания со стороны мирового сообщества, или частично признаны отдельными странами мира.

          Основные частично признанные государства мира по состоянию на август 2010 года:

           Демократическая республика Косово. Территория -11 000 кв.км, население – 1,9 миллионов чел., основной состав - албанцы (более 90%), остальные - сербы, цыгане. Столица - Приштина. Находится на Балканском полуострове. Граничит с Сербией, Черногорией, Албанией и Македонией. Согласно конституции Сербии входит в состав государства, как Автономный край Косово и Метохия. С 18 февраля 2008 года – независимое государство.  Территория под контролем сил НАТО. В 1999 году Косово было фактически изъято из юрисдикции суверенитета Югославии с помощью ввода международных сил и установления внешней администрации. Вице-премьер края Хайредин Кучи, выступая в Приштине, 21 февраля 2008 г.  сказал: «Признание Косово - это ключевой вопрос для существования и функционирования Косово как нового государства». 9 мая 2009 г. была принята в Международный Валютный Фонд. А 21 мая 2009 года эту страну посетил вице-президент США.  Признана 69 государствами мира.(9, с.744)

          Государство Палестина. Территория - 6257 кв.км, население – 3 миллиона человек., основная часть – палестинцы – арабы. Столица – Восточный Иерусалим. Расположена на Ближнем Востоке. Граничит с Израилем, Египтом, Иорданией. Официально оккупирована Израилем. Создание арабского государства было предусмотрено резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 181 от 29 ноября 1947 года. Однако, в ходе войн 1948-1949 г.г. с соседними арабскими странами, Израиль захватил территории арабского государства. Оставшаяся часть Западный берег реки Иордан отошла к Иордании, а сектор Газа – к Египту. И в 1967 году были также захвачены Израилем. В настоящее время идет сложный процесс становления арабского самоуправления. Палестина признана 97 государствами мира. Дипломатические отношения с СССР / Россией установлены 18 ноября 1988 года.(7, с.673)

            Сахарская Арабская Демократическая республика (Западная Сахара). Территория- 266 700 кв.км, население – 274 тыс. человек., основная часть – арабы (мавры) и берберские племена Столица – Эль – Аюн. Расположена на северо-западе Африки, на побережье Атлантического океана. Граничит с Марокко, Алжиром и Мавританией. Официально находится под контролем Королевства Марокко. Независимое государство с 27 ноября 1976 года. Бывшая испанская зависимая территория  Западная Сахара. В ноябре 1976 года Испания передала административные функции Марокко и Мавритании. В 1979 году Мавритания отказалась от притязания на Западную Сахару и страну полностью оккупировала Марокко. В 1991 году достигнуто соглашение о прекращении огня между фронтом освобождения ПОЛИСАРИО и марокканскими войсками. ООН требует проведения референдума о судьбе территории. Подлежит урегулированию между ООН и Африканским Союзом. Признана 49 государствами мира. (9, с.485- 488) 

          Республика Китай (Тайвань). Территория – 36000 кв. км., население – свыше 23 миллионов чел., основная часть китайцы – 97%, а также потомки коренных жителей острова - гаошань- 2 %.   Столица - Тайбэй. Страна расположена на острове Тайвань. С 1 октября 1949 года, после установления коммунистического строя на материковом Китае, гоминдановское правительство бежало на остров Тайвань. До начала 1970-х. годов представляли Китай в ООН. Официально – одна из 23 провинций  Китайской Народной Республики. Государство сохраняет фактически полновесные межгосударственные отношения с большинством стран мира через систему своих экономических и культурных представительств, которые играют роль фактических посольств Республики Китай в этих странах. Население – этнические китайцы. Признана  30 государствами мира.(3, с. 102)

         Республика Сомалиленд.  Территория –138000 кв.км,  население – около 1,9 миллионов чел., полностью заселен кланом иссак. Территория бывшего британского Сомали. Рассоложена в северо-западе Африке. Граничит с Джибути и Эфиопией. Омывается водами Аденского залива. Столица – Харгейса. 6 января 1991 года, после свержения режима Барре, в результате гражданской войны и борьбы между кланами, Сомалиленд объявил л своей независимости. В отличие от Сомали, которое в 2006-2008 г.г. окончательно распалось и опустилось в анархию и смуту, став пристанищем пиратов XXI века у морского побережья Африканского рога; Сомалиленду удается поддерживать мир и стабильность на своей территории. Признан 6 государствами мира. (9, с.572)

           Турецкая республика Северного Кипра (Федеративное турецкое государство Республика Кипр). Территория – 3500 кв. км., население – 150 тысяч чел. Столица - Никозия. Занимает  северную треть острова Кипр и сформирована после вторжения турецких вооруженных сил в 1974 году.  Независимое государство с 15 ноября 1983 года. ТРСК отделена от остальной территории Республики Кипр т.н. «зеленой линией», которая контролируется разъединяющими силами ООН. В 2004 году территория ТРСК – как международно-признанная часть Республики Кипр – де - юре вошла в состав Евросоюза, оставаясь фактически вне него. При вхождении в Евросоюз в обеих частях Кипра был проведен референдум, на котором была осуществлена попытка воссоединения страны. По этому плану предполагалось создание на федеративных началах единого кипрского государства, состоящего из двух конституирующих частей – турецкой и греческой. ТРСК признана только Турецкой республикой и через нее осуществляет легальную торговлю с зарубежными странами, а также Нагорным Карабахом.  (7, с. 675) 

Пространство СНГ: 

           Республика Абхазия. Территория- 8700 кв. км, население – 214 тысяч чел., основная часть населения - абхазы, армяне, русские. Столица – город Сухум. Расположена между Кавказскими горами и Черным морем. Граничит с Россией и Грузией. Согласно конституции Грузии, является автономной республикой. Независимое государство с 30 сентября 1993 года, провозглашенное в ходе войны, начатой вооруженными силами тогдашнего центрального правительства Грузии против автономной республики, находившейся юридически в составе Грузии. С 1994 года действовало соглашение о прекращении огня, в соответствии с которым в зоне разъединения сторон в конфликте были размещены Коллективные силы по поддержанию мира (под эгидой СНГ). Абхазия и Грузия до 7 августа 2008 года были вовлечены в переговорный процесс с международным посредничеством. Но после грузинской агрессии против Южной Осетии, 26 августа 2008 года Россия официально признала независимость Абхазии, заключив множество военно-политических и  экономических договоров с этим молодым государством:

20 марта 2009 года Европейский Союз заявил, что не признает Абхазию, но готовы к сотрудничеству с властями этого региона. Абхазия имеет развитые экономические и культурные связи с Россией, в том числе на уровне отдельных субъектов Южного федерального округа. РФ.  По состоянию на 15 сентября 2009 года, признана 4 государствами – членами ООН – Россией, Никарагуа (4 сентября 2008 г.), Венесуэлой (10 сентября 2009 г.) и Науру (15 декабря 2009 г.) (1, с. 3-6)

           Республика Южная Осетия. Территория – 3900 кв. км, население- 136 тысяч чел., основная часть - осетины, русские, незначительное число грузин. Столица - Цхинвал.  Расположена на южных склонах Кавказских гор.  Граничит с Россией и Грузией. Согласно конституции Грузии входит в состав нескольких районов Грузии.   Провозглашена  как независимое государство в 1992 году в ходе вооруженного конфликта с центральным правительством Грузии. С лета 1992 года действовало Сочинское российско-грузинское соглашение, по которому в зоне конфликта размещены Смешанные силы по поддержанию мира. Юрисдикция властей Грузии сохранялась в восточной части Южной Осетии. Южная Осетия и Грузия до 7 августа 2008 года были вовлечены в переговорный процесс с международным посредничеством. Но после грузинской агрессии, 26 августа 2008 года Россия официально признала независимость Южной Осетии, заключив позднее множество военно-политических и  экономических договоров с молодым государством. Имеет развитые социально-экономические связи с Северной Осетией и другими субъектами Южного федерального округа РФ. По состоянию на 15 сентября 2009 года, признана 3 государствами – членами ООН – Россией, Никарагуа (4 сентября 2008 г.) и Венесуэлой (10 сентября 2009 г.). (8, с. 210)

          Самопровозглашенные  государства мира:

Пространство СНГ:

            Нагорно-Карабахская республика. Территория – 4400 кв.км, население - 120 тысяч чел., основная часть – армяне, евреи и русские. Столица – Степанакерт (Ханкенды). Непризнанное государство в международных границах Нагорно-Карабахской автономной области, а также прилегающего к ней бывшего Шаумяновского района Азербайджана. На западе граничит с Арменией, на севере и востоке – с Азербайджаном, на юге – с Ираном. Провозглашено в 1991 году в ходе параллельно развивающихся процессов внешнего самоопределения Азербайджанской ССР (в отношении СССР) и Нагорно-Карабахской автономной области (в отношении самой Азербайджанской ССР). Фактический статус НКР как независимого от Азербайджана государства обеспечен победой карабахских армян в кровопролитной войне 1991-1994 гг. В 2009 году Россия приняла активное участие в урегулировании конфликта. (7, с.672)

           Приднестровская Молдавская Республика. Территория – 2900 кв.км, население- 600 тысяч чел. Столица - Тирасполь.   Непризнанное  государство в международных границах Молдовы со смешанным русско-украинско-молдавским населением. Находится в левобережной по Днестру части бывшей Молдавской ССР и частично город Бендеры. На востоке граничит с Украиной, на западе – с Молдовой. Провозглашено как независимое образование в ответ на угрозу включения Молдовы в состав Румынии и в ходе вооруженного конфликта, инициированного центральными властями Молдовы. ПМР и Молдова с 1993 года вовлечены в переговорный процесс с международным посредничеством.  Немалую роль в этом процессе играет Россия. (7,  с.674).       

         Таким образом, сегодня реально на политической карте существуют частично признанные государства мира, а также самопровозглашённые государства, в том числе и на пространстве Содружества Независимых государств.

         Частично признанные государства, таким образом, вышли из международной изоляции, и постепенно будут вовлекаться в мировое сообщество, заключая полноценные международные, торгово-экономические и военные договора. Так МИД России уже заключил ряд договоров, в том числе об охране государственных границ молодых кавказских республик. А также заключены соглашения о представительстве интересов Абхазии и Южной Осетии в третьих странах. Европейский Союз  и США упрочняют свои интересы в Косово. Но, заявляют о своем категорическом непризнании независимых кавказских республик. На мой взгляд, эта политика в интересах поддержки грузинского лидера не поддается здравому демократическому смыслу. Признание должно быть справедливым, тем более, что положение Абхазии, Южной Осетии и Косово было не равнозначным. В случае с Косово – это отрыв сербской территории ради интересов НАТО.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Основные проблемы непризнанных государств.

          Еще в 1933 г. в  столице Уругвая - Монтевидео была принята Конвенция о  правах  и  обязанностях  государств, которая установила основные критерии независимого государства: 

  • наличие  постоянного  населения; 
  • наличие определенной  территории; 
  • наличие  правительства; 
  • способность  входить  в  сношения  с другими государствами. 

Самопровозглашенные государства на территории  СНГ отвечают первым трем критериям, но не удовлетворяют последнему. Они не обладают внешним суверенитетом, а наличие правительства не равнозначно легитимности образования.

         У самопровозглашенных государств изначально возникает проблема сепаратизма.

Мы решили рассмотреть данную проблему более подробно. Очаги сепаратистических конфликтов в 2003 г. занимали территорию в 12,7 млн. кв.км, с населением в 290 млн. чел.

Признаки сепаратизма как конфликта проявляются в столкновении сил, сторон, интересов. В качестве объекта конфликта могут выступать как фрагмент материальной, социально-политической или духовной реальности, так и территория, её недра, социальный статус, распределение власти, язык и культурные особенности. Сепаратизм, в конечном счете, представляет собой стремление к выделению территории из границ существующего государственного пространства.    

Исходя из этого, мы полагаем, что сепаратизм можно определить как политическое движение, в территориально неоднородных (этнически, конфессиально, культурно, экономически и т.п.) государствах, направленное на выход части территории из состава единого государства с целью создания нового независимого государства (сецессия) или вхождения в состав другого государства (ирредентизм).

         С учетом всего вышеизложенного, нами была найдена географическая типология современных очагов сепаратизма разработанная Д.В. Заяцом. Все наиболее крупные очаги сепаратизма сгруппированы в региональные блоки на основе следующих критериев: географическая близость; этнокультурная  общность; единый  цивилизационно-культурный фундамент (например, христианский, исламский, буддистско-индуистский); сходство исторического развития сепаратизма; уровень политической стабильности; интенсивность конфликтов.

При этом было выделено шесть региональных типов сепаратизма, охватывающие три континента.

1. Западноевропейский тип сепаратизма, к которому были отнесены очаги конфликтов в Северной Ирландии, Стране Басков, на Корсике и некоторые другие, характеризуется ведущей ролью этно-конфессионального и социально-экономического факторов. Здесь преобладает высокая общественная мобилизация населения, не выплескивающаяся (за исключением Северной Ирландии, Корсики и Страны Басков) за пределы «цивилизованной» политической борьбы. Как правило, основными целями западноевропейский национальных и региональных движений (в том числе в Уэльсе, Галисии, Северной Италии, Сицилии) является не немедленное создание независимого государства, а достижение максимальной национально-культурной, экономической и политической автономии, а рамках существующих ныне государственных границ. В Западной Европе нет запрета на использование любых национальных языков в образовании, общественной жизни и местных органах управления. Открыто отмечаются  национальные праздники. Интересы сепаратистских движений представляют национальные партии: каталонская партия Конвергенция и Союз, Баскская националистическая партия, североирландская Шинн - Фейн и др.

2. Восточноевропейский тип сепаратизма (примеры: Косово, Приднестровье, Нагорный Карабах и др.) охватывает пространства Центрально-Восточной Европы (страны бывшего СЭВ в бывшей Югославии), европейской части СНГ, а также Кавказский регион (Северный Кавказ и Закавказье) и остров Кипр. Хотя Кипр географически не входит в состав Восточной Европы, сформировавшийся на острове очаг сепаратизма географически и структурно (драматичное противостояние христиан  мусульман напоминает конфликты в Косово, Боснии, Абхазии) близок к восточноевропейскому типу сепаратизма. С восточноевропейским типом сепаратизма Кипр сближает и присутствие не признаваемого уже около тридцати лет государства турецкой общины острова. Данный тип отличается от западноевропейского недавней актуализацией очагов сепаратизма (конец 1980-х –1990-е годы.). Здесь уже существуют целый ряд непризнанных государств, имеющих, тем не менее, все атрибуты государственности, которые в литературе получили названия «зон транзитной государственности»: Нагорный Карабах, Приднестровская Молдавская Республика.

 В отличие от националистов Западной Европы, восточноевропейские националисты отдают предпочтение требованиям политического характера, хотя экономическое развитие большинства стран этого региона оставляет желать лучшего. Трудности экономики не дают возможности сконцентрироваться  на решении  проблем повышения уровня жизни национальных меньшинств, что, естественно приводит к протестным действиям последних.

Для восточноевропейских очагов конфликтов характерна повышенная ожесточенность, которая проявляется в большом количестве жертв. Особенно этим отличаются конфликты, локализованные на Кавказе и на Балканах, один из которых – косовский – за короткие сроки в конце 90-х годов сумел стать символом жесточайшей и бессмысленной конфронтации, приведшей к тысячам жертв, преимущественно среди мирного населения.

3. Исламский тип (примеры: Курдистан, Белуджистан, Южный Йемен и др.) господствует в исламских странах Ближнего и Среднего Востока, Северный Африки, Центральной Южной Азии. Решающее значение играет фактор этнического самосознания меньшинств, подавляемых в национальных государствах своих единоверцев. Также в странах исламского пояса ряд внутренних и межгосударственных конфликтов обусловлен не только этническими , но и религиозными разногласиями. Такими примерами являются конфликты между шиитами и суннитами в Ираке, между пуштунами  и хазарейцами в Афганистане, между исмаилитами Горного Бадахшана и равнинными таджиками в Таджикистане. Одним из наиболее кровопролитных сепаратистских конфликтов во всем мире является курдский. Число его жертв с момента возникновения превысило 40 тыс. чел.

4. Азиатский тип (примеры: Пенджаб, Кашмир, Северная Шри-Ланка, Южные Филиппины, Тайвань, Ачех на севере индонезийской Суматры и др.)

Конфликты имеют корни в до колониальном  историческом периоде, но возродились после получения странами государственной независимости (1940-е–1950-е  годы). Очаги конфликтов этого отличает большое количество жертв (десятки тысяч). Например, по оценкам СИПРИ, с начала вооруженных столкновений в Кашмире и Пенджабе погибло более 37 тыс. чел., в Шри-Ланке – более 32 тыс. чел., на юге Филиппин – от 21 до 25 тыс. При этом, важный факт, эти конфликты нередко поддерживаются извне (кашмирский – из Пакистана, уйгурский – из исламского государства Передней и Южной Азии, тибетский из Индии, Европы и США).

Перед большинством государств региона стоят трудноразрешимые экономические проблемы. В странах с наименьшими душевыми доходами (Индия, Шри-Ланка, Мьянма) риск сепаратизма для национальных окраин максимален. В более благополучных в экономическом плане Малайзии и Филиппинах очаги сепаратизма медленно, но верно сокращаются в размерах и снижают свою активность.

5. Африканский тип (примеры: Южный Судан, Оромоленд в Эфиопии, Северное Сомали, Кабинда в Анголе, Коморские острова, Королевство Квазулу в ЮАР) во многом близок предыдущему типу сепаратизма. Отличие заключаются в более поздних сроках получения странами региона государственной независимости (главным образом, 1960-е годы). Помимо этого в Африки отмечается  меньшая, чем в Азии, сформированность сепаратистских движений, сказывающаяся и на их активности. Этот факт можно объяснить тем, что большинством африканских этносов до сих пор находятся на племенной стадии, обычна межплеменная вражда, препятствующая созданию крупных этнических группировок, которые могли бы выдвинуть сепаратистские требования.

Африка – континент древней государственности. Еще до прихода европейских колонизаторов к югу от Сахары существовали и развивались автохтонные государства – Гана, Мали, Сонгай, Борну, Бенин, Занзибар и др. Именно тогда начался процесс национального строительства у африканских этносов, возникли первые межэтнические конфликты. Вмешательство европейцев, к началу XX века подчинивших почти весь африканский континент, затормозило этническую консолидацию. Ведущими стали процессы этнической фрагментации: различные племена противопоставлялись колониальными режимами друг другу.

Главная угроза в возникновение сепаратизма – пестрый этнический состав большинства стран континента:  в Нигерии и Демократической Республике Конго – около 200 этносов, в Танзании -  свыше 120. Колониальная структура Африки создавалась в свое время без учета этнической, экономической и культурной общности ее районов.

6. Американский тип (примеры: канадская провинция Квебек, мексиканский штат Чьяпас, самоуправляющаяся территория Дании Гренландия, остров Невис в составе Сент-Китс и Невис определяется наименьшим, по сравнению с другими регионами, распространения сепаратизма  (всего четыре ярко выраженных очага).

В последние десятилетие наиболее значительными конфликтами с выдвижением сепаратистских или автономистских требований имели место в Гренландии (движение эскимосов-индуитов за независимость от Дании), в Канаде (борьба все тех же эскимосов за создание отдельной федеральной территории Нунавут) и в Чьяпасе (основное население этого мексиканского штата – индейские этносы в январе 1994 г. предприняли вооруженную попытку выхода из состава федерации). И подводя итоги американского типа нужно заметить, что наибольшее влияние на сепаратистские конфликты оказали этно-конфессиональный и социально-экономический факторы. Здесь велико значение сепаратистских политических организаций: Квебекская партия (Канада), Сапатиская армия национального освобождения (Чьяпас в Мексике), партия Инуит-атакватигиит (Гренландия).      

 

 

Отсюда, мы констатируем, что у самопровозглашенного государства возникает проблема признания этих государств со стороны мирового сообщества. При решении этой проблемы возникают два вопроса, которые делают вопрос о независимости этих территорий открытым:

  • Как констатировать ситуацию фактически состоявшегося возникновения нового государства? 
  • Как обосновать признание отделения тогда, когда действующее международное право этому препятствует и является вызовом не только международному политико-правовому порядку, но региональной и даже мировой безопасности?

Следовательно, решение этой проблемы напрямую связано с мировым сообществом, Организацией Объединенных Нации, Советом Безопасности ООН. Именно от  этой международной организации и политических решений крупнейших держав зависит будущее этих государственных образований.

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Есть ли шанс на признание?

          Рассмотрим некоторые подходы мирового сообщества к решению проблем непризнанных государств.

         Одним из них является признание на неофициальном уровне. Так, Тайвань признан тридцатью государствами мира, однако, на международных форумах он выступает самостоятельно под названием «Тайбэй, Китай».

           Однако, в большинстве случаев, самопровозглашенные государства игнорируются мировым сообществом. Игнорирование Республики Сомалиленд, приводит к постепенному закреплению статус-кво, а это не создает стимулов  к разрешению конфликта. Также способствует сохранению статус-кво и гуманитарная помощь, поддерживающая население и тем самым снижающая возможность социального взрыва или массового протеста.

          Еще один подход – введение экономических санкций. Так, запрет на экспорт введенный  в 1994 г. в страны ЕС цитрусовых и томатов – двух основных экспортных культур Северного Кипра особенно тяжело сказался на экономике этой страны. А Нагорный  Карабах  находится  в  блокаде  со  стороны  Азербайджана  и  Турции. Экономические санкции приводят к тому, что в зонах конфликтов происходит слияние нелегальной экономики с властными и силовыми структурами. (5, с.23-26)

           Некоторые члены мирового сообщества используют военную силу для ликвидации самопровозглашенных государств. Печальный опыт имеют власти Грузии. Так режим Михаила Саакашвили, ликвидировавший до этого непризнанную Республику Аджарию, в ночь на 8 августа 2008 года начал агрессию против тогда непризнанной республики Южная Осетия. В Тбилиси, опираясь на военную помощь США, решили путем открытого геноцида уничтожить малочисленный народ, назвав военную операцию против «сепаратистов» «Чистое поле». Утром, после мощного ночного обстрела началась сухопутная операция грузинских войск. Режим Саакашвили обвинил Россию в помощи «сепаратистам». А Совет Безопасности ООН в течение нескольких августовских дней не смог принять никакого решения по ситуации в регионе.

Российские миротворцы, приняв на себя огонь грузинских войск, за считанные дни вытеснили грузинские войска за пределы линии разграничения сторон, не допустив уничтожения югоосетинского народа. В ходе военных действий погибли 2100 мирных жителей и 15 российских миротворцев. Свыше 34 тысяч жителей Цхинвала стали беженцами.

17 мая 2009 года военные власти Шри-Ланки официально заявили о ликвидации тамильских сепаратистов (непризнанное государство Тамил - Илам) и окончании 30 – летней гражданской войны.

          В случае «замороженных» конфликтов на примере Приднестровья и Нагорного Карабаха мировое сообщество могло бы использовать промежуточный вариант между игнорированием и уничтожением непризнанных государств - «политику вовлечения», которая предусматривает:

  • снятие экономических санкций со стороны мирового сообщества,
  • вовлечение в законные экономико-хозяйственные связи,
  • повышение привлекательности экономических моделей, к примеру, Молдовы и Азербайджана для интеграции в них экономик Приднестровья и Нагорного Карабаха, 
  • полноценное участие Европейского Союза в переговорном процессе для создания  у сторон конфликта стимула к урегулированию.

Перспектива вступления Кипра в ЕС послужило стимулом к активизации переговорного процесса. Учитывая положительное голосование турков-киприотов, Брюссель пообещал выделить Северному Кипру 260 млн. евро в качестве экономической помощи, а также ослабил санкции на импорт товаров из непризнанного государства, торговля  с которым регулируется Еврокомиссией, а не правительством Кипра.

         На сегодняшний день существуют несколько подходов к урегулированию правового статуса «де-факто» непризнанных  государств:

         первый подход заключается в том, чтобы продолжая настаивать на территориальной целостности государств с «непризнанными образованиями» на собственной территории, пересмотреть правовой статус непризнанных образований внутри государств-«метрополий», учитывая интересы национальных меньшинств, путем перераспределение компетенции власти на основе определенной территориальной организации – автономии региона или создания федеративного государства.

При решении «национального вопроса», существуют три варианта урегулирования сложных этнических конфликтов:

  • Победа одной стороны над другой - применение позиции силы. В этом случае у проигравшей стороны накапливается горечь поражения и стремление взять реванш. В будущем возможен всплеск нового насилия.
  • Взаимное поражение обеих сторон, при истощении противоборствующих сил. В этом случае конфликт будет находиться в «замороженном состоянии», а стороны будут рассматривать друг друга как врага.
  • Достижения противоборствующими сторонами соглашения о начале переговорного процесса при посредничестве ООН или великих держав. (10, с. 320)

Однако, урегулирование этнических конфликтов – сложный политический процесс, который требует разумных подходов к решению межэтнических проблем и наличие твердой политической воли к разрешению конфликтов.

          Второй подход: постепенно, путем реформ и демократизации, вести «де-факто» государства к международному признанию, возлагая на них всю ответственность за полученную независимость. Но, поскольку полное правовое признание независимости «де-факто» государств представляется сложным, возможны следующие промежуточные варианты:

       Ассоциация. Данная форма предусматривает внутренний суверенитет - верховенство власти над собственной территорией, но отказываются в пользу «управляющего  государства» от  внешнего суверенитета - т.е. конституционно не признана независимость этого образования  от  другого  государства.  Опыт такого правового разграничения может оказаться полезным в урегулировании конфликтов на территории СНГ. Ведь именно отсутствие промежуточной формы суверенитета подталкивает сепаратистские государства стремиться к полной независимости.

         Конфедерация - форма  государственного устройства, при которой государственные образования, входящие в конфедерацию, имеют собственный суверенитет. Отношения между субъектами конфедерации носят договорной характер. Конфедеративные органы власти имеют только те полномочия, которые делегированы им субъектами конфедерации. Но это переходная форма государственного устройства, которая  возникает на недолгий срок для решения каких - либо общественных целей - объединение усилий в той или иной сфере: внешней или внутренней политике, экономике. (2, с.122-124)

        В качестве оптимального варианта мирного урегулирования проблем самопровозглашенных государств на территории СНГ является  создание ассоциативного государства Молдова – Приднестровье. В этом случае Приднестровье получило бы полную внутреннюю самостоятельность, передавая Молдове право обороны и внешних сношений. И конфедеративного государства Азербайджан – Нагорный Карабах. В этом случае, оба государства, признавая друг друга, заключили конфедеративный военно-политический союз в рамках Содружества Независимых государств. Что в конечном итоге только способствовало установлению прочного мира на Кавказе.

       В декабре 2009 года среди учащихся 10 – 11 классов (40 чел) был проведен опрос по данной теме (см. приложение № 5). Предложены несколько вопросов. И вот, какие результаты были получены:

        1. Одобряете ли вы политику одностороннего провозглашения независимости Косово?

Да    - 15 %,

Нет  - 85 %.  

      2. Считаете ли правильным признание независимости Косово США и странами ЕС?

Да – 20 %, 

Нет – 80 %,

      3. Какие непризнанные государства мира вы знаете?

Тайвань – 91%,

Приднестровье – 47%,

Нагорный Карабах – 13 %,

Сомалиленд– 9%,

      4. Как вы думаете, должно ли мировое сообщество признать независимость Абхазии, Южной Осетии?

да,  все должно быть на равных – 60 %,

нет, тогда и отказаться от признания Косово – 40 %,

     5. Как вы считаете, Россия поступила правильно, признав независимость Абхазии и Южной Осетии?

Да – 90 %, 

Нет – 10 %, 

     6. Ваши предложения решения проблем непризнанных государств?

Принять в ЕС – 20 %,

Создать конфедерацию или ассоциацию – 30 %,

Предоставить широкую автономию в рамках федерации – 20 %,

Предоставить экономическую самостоятельность – 20%,

Создать зоны свободной торговли – 10 %.

      Таким образом, большинство опрошенных:

  • не одобряют одностороннее провозглашение независимости Косово, и его признание США и крупнейшими европейскими странами;
  • Предлагают в качестве решения проблемы принять непризнанные страны в ЕС,  создать конфедерацию, ассоциацию, предоставить самую широкую автономию и экономическую свободу, зоны свободной торговли.     

Необходимо разработать общий механизм международного признания непризнанных государств. На мой взгляд, следует:

  • Провести общенациональные референдумы под контролем ООН или ЕС.
  • Установить переходный период, сроком до пяти лет для урегулирования всех спорных моментов.
  • На время переходного периода установить власть ООН над «проблемными территориями».

        Мы установили, что на сегодняшний момент можно говорить о множествах способов мирным путем разрешить проблемы самопровозглашенных государств. Наиболее эффективными для непризнанных государств на территории СНГ являются создание ассоциативных и конфедеративных государств. Однако до официального решения Совета безопасности ООН и мирового  сообщества вопрос о признании независимости самопровозглашенных государств остается открытым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

          Наша гипотеза оказалась верна, на современной карте мира действительно существуют самопровозглашённые государства, частично признанные отдельными странами мира, и непризнанные мировым сообществом вообще, но обладающие практически всей полнотой реального суверенитета.  Проблемы с непризнанными государствами остаются и воспроизводятся сегодня во многих регионах мира. Признавать или нет нового субъекта международного права – это, как сказал в одном из интервью президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, суверенное дело независимых государств мира. Это очень деликатный вопрос, требующий взвешенных подходов к его решению.

          Проблемы с признанием уже частично признанных государств мира постепенно разрешится по мере увеличения числа государств, признавших то или иное государство. К примеру, с молодыми кавказскими республиками, уже в начале октября 2009 года парламент Белоруссии рассмотрит вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. А в середине сентября 2009 года США официально заявили, что никогда не признают Абхазию и Южную Осетию и будут всячески препятствовать процедуре их признания. 

        Поэтому, в масштабах мирового сообщества главным арбитражем, который должен регулировать процесс перехода непризнанных государств в состав признанных и обеспечивающий своего рода гарантии от резкого всплеска агрессивного сепаратизма в странах мира, остается ООН.

       Именно ООН официально признает или не признает независимость того или иного политико-территориального образования. Подобная позиция ООН обеспечивает некоторую защиту основ легитимности государственной власти и служит определённым гарантом политической стабильности в мире.

            На сегодняшний день вопрос о  международном признании самопровозглашенных государств мира остается открытым, с сохранением их реального статус-кво.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы.

1.Абхазия – Апсны. Туристическая. Путеводитель. – Сухум. – 2007.

2.Бьюкенен А. Сецессия: Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства. - М. -  2001.

3. Все о станах мира. Атлас- справочник. – СПБ. – 2005.

4.Колосов В.А. Непризнанные государства на карте мира и бывшего СССР.// География- 2003. -  № 43

5. Малахов В.Н.  Отделяй и властвуй // Отечественные записки. 2002. -  № 4-5.

6. Маркедонов С.А. СНГ-2: Непризнанные государства на постсоветском пространстве: к определению природы феномена // Мысль. -  2005. -  №1.

7. Непризнанные государства // Малая энциклопедия стран. М. - 2000

8. Новая Иллюстрированная Энциклопедия.- М. – 2003. - т. 20

9. Страны мира. Современный справочник -  Ростов - на- Дону . - 2009.

10. Тавадов Г.Т. Этнология. – М. – 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В оргкомитет

Всероссийского открытого конкурса

научно- исследовательских, проектных и

творческих работ учащихся

«Первые шаги»

Заявка

Просим принять на конкурс работу: Непризнанные государства мира: есть ли шансы на признание?

Номинация: проблемы, поставленные нам современной жизнью (политика)

Автор:  Литвишко Даниил Владимирович.

11 класс, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», 27.10. 1992 г. рождения.

Адрес автора:

  653000, Прокопьевск, ул. Литвинова, 63. тел: 8 – 951- 160 -43 -53.

Данные об учреждении образования:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», 653000г. Прокопьевск, ул. Прокопьевская, 75,    тел: 8- 3846- 61-47- 27

Научный руководитель:

Ф.И.О полностью: Екимов Андрей Владимирович

Должность: заведующий музеем, педагог дополнительного образования

Предмет преподавания: история

Домашний адрес руководителя: 653000, Кемеровская область, город Прокопьевск, ул. Горняцкая, д. 5, кв. 32.

Домашний тел: 8 (3846) – 61- 30-50, сот. - 8 -951 – 164 – 23 – 09.

e- mail: andre0699@ rambler.ru

Сведения об оплате оргвзноса:

Квитанция №_____________ от «_____» января 2010 г.

Подпись автора__________________________________

Подпись научного руководителя___________________

Дата отправки работы «____» января 2010 г.

 

 


Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» 2009- 2010

Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» 2009- 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ ТЕЗИСЫ__________________________________________________________________ 3

ОГЛАВЛЕНИЕ ТЕЗИСЫ__________________________________________________________________ 3

Непризнанные государства мира: есть ли шансы на признание?

Непризнанные государства мира: есть ли шансы на признание?

Введение. На начало 2010 года на

Введение. На начало 2010 года на

Глава 1. Непризнанные государства мира сегодня

Глава 1. Непризнанные государства мира сегодня

Атлантического океана. Граничит с

Атлантического океана. Граничит с

Республики Кипр – де - юре вошла в состав

Республики Кипр – де - юре вошла в состав

Южная Осетия и Грузия до 7 августа 2008 года были вовлечены в переговорный процесс с международным посредничеством

Южная Осетия и Грузия до 7 августа 2008 года были вовлечены в переговорный процесс с международным посредничеством

Так МИД России уже заключил ряд договоров, в том числе об охране государственных границ молодых кавказских республик

Так МИД России уже заключил ряд договоров, в том числе об охране государственных границ молодых кавказских республик

Глава 2. Основные проблемы непризнанных государств

Глава 2. Основные проблемы непризнанных государств

Западноевропейский тип сепаратизма , к которому были отнесены очаги конфликтов в

Западноевропейский тип сепаратизма , к которому были отнесены очаги конфликтов в

Для восточноевропейских очагов конфликтов характерна повышенная ожесточенность, которая проявляется в большом количестве жертв

Для восточноевропейских очагов конфликтов характерна повышенная ожесточенность, которая проявляется в большом количестве жертв

Помимо этого в Африки отмечается меньшая, чем в

Помимо этого в Африки отмечается меньшая, чем в

Отсюда, мы констатируем, что у самопровозглашенного государства возникает проблема признания этих государств со стороны мирового сообщества

Отсюда, мы констатируем, что у самопровозглашенного государства возникает проблема признания этих государств со стороны мирового сообщества

Глава 3. Есть ли шанс на признание?

Глава 3. Есть ли шанс на признание?

Шри-Ланки официально заявили о ликвидации тамильских сепаратистов (непризнанное государство

Шри-Ланки официально заявили о ликвидации тамильских сепаратистов (непризнанное государство

Достижения противоборствующими сторонами соглашения о начале переговорного процесса при посредничестве

Достижения противоборствующими сторонами соглашения о начале переговорного процесса при посредничестве

Одобряете ли вы политику одностороннего провозглашения независимости

Одобряете ли вы политику одностороннего провозглашения независимости

Установить переходный период, сроком до пяти лет для урегулирования всех спорных моментов

Установить переходный период, сроком до пяти лет для урегулирования всех спорных моментов

Заключение. Наша гипотеза оказалась верна, на современной карте мира действительно существуют самопровозглашённые государства, частично признанные отдельными странами мира, и непризнанные мировым сообществом вообще, но обладающие…

Заключение. Наша гипотеза оказалась верна, на современной карте мира действительно существуют самопровозглашённые государства, частично признанные отдельными странами мира, и непризнанные мировым сообществом вообще, но обладающие…

Список использованных источников и литературы

Список использованных источников и литературы

В оргкомитет Всероссийского открытого конкурса научно- исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги»

В оргкомитет Всероссийского открытого конкурса научно- исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги»

Непризнанные государства мира

Непризнанные государства мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2021