Технологическая карта урока «Нервная система – дирижер нашего организма»
Программа: Авторы: И.Н.Пономарёва, В.М.Константинов, Р.Д.Маш, Н.Д.Андреева, Н.М.Чернова./ Под редакцией проф. И.Н.Пономарёвой.
Тип урока: проблемный
Вид урока: урок - исследование
Цели урока:
1. Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:
- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиологические понятия – центральная нервная система: головной и спинной мозг, периферическая нервная система: нервы и нервные узлы, рефлекс, рефлекторная дуга; разъяснять особенности строения и функционирования нервной системы;
- обучающиеся получат возможность научиться объяснять механизм осуществления рефлекса; доказывать важность рефлекторной деятельности нервной системы в жизнедеятельности организма.
2. Цель-способ / цель-метапредметные результаты / цель развивающая:
-обучающиеся научатся разъяснять особенности строения и функционирования нервной системы; продолжат развивать умения формулировать проблемы и предлагать пути их решения, развивать творческое мышление, монологическую речь и умение публично выступать;
- обучающиеся получат возможность научиться структурировать информацию, выделять главное, объяснять новые понятия, анализировать результаты своей деятельности и делать выводы, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
3. Цель-ценность /цель-личностные результаты / цель воспитательная:
- обучающиеся убеждаются в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью;
- обучающиеся демонстрируют навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи;
- обучающиеся осуществляют сотрудничество в ходе групповой и парной формы работы на уроке;
- обучающиеся проявляют интерес к учебному материалу и осознают важность приобретённых на уроке знаний и умений.
Исходное состояние обучающихся:
- знают и называют основные системы органов в организме, в том числе нервную систему;
- знают и называют основные виды тканей в организме, в том числе нервную ткань;
- знают строение и свойства нервной ткани, строение нервной клетки – нейрона;
- имеют представление о рефлексах и их влиянии на жизнедеятельность организма.
Проектирование учебного занятия (урока)
№ |
Структура занятия |
Психолого-педагогический комментарий деятельности |
Деятельность учащихся ( ожидаемый результат) |
1. |
Организационный момент: 1 мин. Приветствие, представление учителя классу: - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок биологии, и сегодня его проведу я – учитель биологии лицея № 87 Бирюкова С.В. - Каким вы хотите, чтобы был наш урок? (Интересным, полезным.) - Вместе мы постараемся сделать урок интересным и полезным. |
Создаётся психологический климат в классе для дальнейшей работы на уроке. Цель организационного момента - психологический переход от одного урока к другому, побуждение учащихся к активной деятельности, создание настроя на работу во время урока. |
Настраиваются на урок. Происходит установление эмоционального контакта с учителем. |
2.
3.
|
Учитель: - Послушайте одну из симфоний Моцарта. Ее мелодию создают смычковые, духовые, ударные инструменты, каждый из них играет важную роль в оркестре, гармонично сливаясь в одно целое, огромное значение имеет дирижер. Вся жизнедеятельность организма человека – это симфония жизни, в которой каждая система играет свою партию, а какая система исполняет роль дирижера в сложном функциональном оркестре? (Нервная). - В чём состоит важнейшая задача дирижера? (в объединении частей организма, их согласованной работе). - Глубокая осень. Больная девушка, лежа у окна, считает, сколько листьев осталось на оголенных ветвях дерева. “Я умру, — говорит она, — когда упадет последний лист”. И вот остается всего один лист. Проходит много дней, и он не падает. Девушка постепенно поправляется. Только тогда узнает она, что сосед — старый художник — нарисовал лист на стене противоположного дома в ту ночь, когда с дерева упал последний лист. Подобный случай мог иметь место в жизни. Что может помочь человеку в такой ситуации? (Надежда, воля, эмоциональный настрой, мышление, чувства…Девушка могла бы умереть, не будь на дереве последнего листа, поддерживавшего ее надежду выздороветь). -Без какой системы невозможно существование организма, почему? (Она регулирует и согласует работу органов, обеспечивает постоянство внутренней среды, приспособление организма к внешней среде, психическую деятельность человека). Учитель: - Ребята, давайте сформулируем проблему нашего урока? (Какое значение имеет состояние нашей нервной системы для поддержания здоровья человека?) - Что мы должны сделать с вами для решения этой проблемы? (должны выяснить строение и принцип работы нервной системы в организме человека). Это и будет задачей нашего урока. Учитель предлагает учащимся сформулировать тему занятия (если учащиеся не формулируют тему, то её называет учитель): «Нервная система – дирижер нашего организма» Учитель предлагает учащимся записать тему урока в рабочих листах.
Этап формирования новых знаний, умений и навыков: 15 мин. Учитель: ребята, ваша оценка за урок будет складываться из выполнения заданий в рабочих листах и активной работы. - Любая система жизнеспособна, когда она внутренне раздвоена. Почему? (Две части системы выполняют разные функции, а вместе объединяются для обеспечения согласованной работы) - Из каких двух частей (отделов) состоит нервная система? (Нервную систему (по месту расположения) подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания). Если учащиеся не отвечают на вопрос, то учитель предлагает посмотреть видеофрагмент о строении НС и даёт задание заполнить схему строения НС в рабочих листах). Учитель предлагает проверить правильность заполнения схемы со слайда презентации. - А что особенного у каждой из этих частей нервной системы? Что общее, а что единичное? (Общее: обе части нервной системы состоят из нервной ткани и нервных клеток - нейронов. Различие: ЦНС образована головным и спинным мозгом, периферическая состоит из нервов и нервных узлов). Учитель дополняет: Различие в функциях частей НС: ЦНС регулирует все жизненно важные функции организма, воспринимает и обрабатывает поступающую информацию, регулирует работу всех органов. ПНС участвует в осуществлении рефлексов и передает нервные импульсы от центральной нервной системы к органам и обратно). - Давайте проиллюстрируем эту функцию НС. - Возьмитесь за руки (впереди сидящий ученик берёт за руку сзади сидящего в своём ряду – варианте и т.д. по цепочке). - По моей команде лёгким пожатием руки вы передаёте сигнал по цепочке от первого ученика к последнему. - Что же происходит с информацией, которая поступает через органы чувств? Куда она отправляется? Каким образом? Это и предстоит вам выяснить, т.е. исследовать путь прохождения информации. Учитель: - Все учащиеся являются сотрудниками 3-х лабораторий: 1- лаборатория (1 ряд учащихся), 2 – лаборатория (2 ряд), 3 – лаборатория (3 ряд). - Техничность задания заключается в том, чтобы выяснить принцип работы нервной системы, научиться составлять схемы рефлексов в ходе собственного исследования, организованного в парах. Задание для 1 лаборатории (задания не озвучиваются, а раздаются парам учащихся): Почему нам кажется, что когда мы отдернули руку от горячего
предмета – это произошло мгновенно, на самом деле нервному импульсу
приходиться пройти большой путь? Составьте и запишите схему данного рефлекса.
Раздражение рецепторов кожи (1) вызовет поток нервных импульсов, которые пойдут к телам нейронов нервного узла (2), по аксонам этих нейронов возбуждение дойдет до спинного мозга и вызовет возбуждение вставочных нейронов (3). Двигательный нерв (4) передаст решение спинного мозга мышцам руки (5). Задание для 2 лаборатории: Составьте последовательность прохождения нервного импульса в процессе безусловного рефлекса чихания при попадании пыли в носовую полость человека. Запишите и объясните схему данного рефлекса. Пыль, попадая в носовую полость, раздражает рецепторы, расположенные в ее слизистой оболочке и вызывает поток нервных импульсов, которые пойдут к телам нейронов нервного узла, по аксонам этих нейронов возбуждение дойдет до головного мозга и вызовет возбуждение вставочных нейронов. Двигательный нерв передаст решение головного мозга и произойдёт сокращение межрёберных мышц, диафрагмы и прямых мышц живота, мышц гортани. Возникает защитный рефлекс - чихание - сильный и быстрый рефлекторный выдох через ноздри. Задание для 3 лаборатории: Составьте последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге при автоматизированном прямолинейном движении спортсмена (бег, ходьба). Запишите и объясните схему данного рефлекса. При растяжении мышцы возбуждаются чувствительные нервные окончания в мышечных веретенах. Импульсы от них направляются по толстым афферентным волокнам в передние рога спинного мозга, где непосредственно (без участия вставочных нейронов) передаются на альфа-мотонейроны и вызывают сокращение мышц. Учитель организует процесс отчёта пар о проведённых ими исследованиях (одна пара из каждой лаборатории отчитывается перед классом о выполненном задании, вывешивая на доску схему рефлекса, остальные выполняют исследование в рабочих листах). - После отчёта лабораторий для проверки правильности выполненного парами задания учитель предлагает учащимся посмотреть видеоролик о строении рефлекторной дуги. Учащиеся за защиту своего образовательного продукта получают оценку. - Какой вывод можно сделать о роли рефлексов в работе нервной системы и в жизни человека? (Рефлексы обеспечивают сохранение целостности организма (защита от повреждающих факторов внешней среды); позволяют точно ориентироваться в пространстве и времени; избегать опасности, устранять вредные для организма воздействия). |
Идёт обращение к компьютерной презентации, где звучит симфония Моцарта. Презентации удобны тем, что при подготовке отбираю материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Кроме того, компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Актуализация знаний проводится в форме размышления с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Акцент делается на выявление индивидуального опыта учащихся по отношению к предстоящему изучению и пониманию нового материала.
Постановка проблемы урока побуждает к активной самостоятельной деятельности учащихся по её разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей. Постановка проблемы урока является логическим переходом к изучению новой темы. Проблема, задача урока и тема наглядно демонстрируются на слайдах компьютерной презентации к уроку.
В ходе размышления происходит активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.
Акцент делается на выявление индивидуального опыта учащихся по отношению к предстоящему изучению и пониманию нового материала.
Использование средств ИКТ (компьютерной презентации) делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Происходит повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности. Использование видеометода обеспечивает возможность дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемом объекте. повысить роль наглядности в учебном процессе. Использование на уроках биологии заданий по построению схем способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Перед учащимися ставится проблемная задача, приводящая их к осознанию необходимости постоянного наращивания, пополнения своего индивидуального опыта. Учитель обращает внимание учащихся на необычную форму урока - урок-исследование, в ходе которого учащиеся будут выступать в роли исследователей своего организма, раскрывая рефлекторный принцип работы нервной системы.
Учитель определяет конечный результат – форму отчёта пар перед классом. В ходе парной работы в форме диалога происходит активное речевое развитие, достигается и личностный рост ученика, осознание не только своего успеха, но и успеха того, с кем он связан в парной или групповой работе. Практика организации парной работы учащихся на уроках биологии показала, что это эффективное средство развития самостоятельности мышления разных категорий детей, как отличающихся высоким уровнем мыслительных операций, так и слабых учеников. Повышается интерес к предмету, вырабатываются навыки социального общения.
Учитель помогает суммировать информацию и подвести итоги проделанной работы. Поощряет и поддерживает выступающих посредством реплик.
Происходит повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов; развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся.
|
Активизируется познавательная деятельность учащихся, они менее скованны в своих мыслях и действиях. Учащиеся поддерживают и усиливают значение полученной ранее информации в форме образа.
Учащиеся самостоятельно формулируют проблему, задачу и тему урока. Активизируется познавательная деятельность учащиеся. Учащиеся записывают тему занятия в своих рабочих листах.
Использование видеометода с применением компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.
У детей развивается сообразительность, логика и прочие способности, необходимые для творчества.
Учащиеся осуществляют самопроверку заполнения схемы со слайда презентации.
Активизируется познавательная деятельность учащиеся. Учащиеся получают наглядное представление об изучаемом объекте. Учащиеся выявляют личный опыт и проблематику к обозначенной учебной задаче.
В результате решения проблемной задачи учащиеся формируют умения высказывать позицию, услышать и воспроизвести позицию другого, обобщить позиции.
Учащиеся выявляют личный опыт и проблематику к обозначенной учебной задаче.
В результате решения проблемной задачи учащиеся формируют умения высказывать позицию, услышать и воспроизвести позицию другого, обобщить позиции. Ученики, объединённые в пары, обсуждают новый материал, готовят выступление. На данном этапе урока создаётся атмосфера увлечённости и интеллектуального поиска с целью получения новых знаний. Учащиеся обсуждают в парах поставленную задачу, дискутируют, стремятся понять друг друга. Это открывает возможность сотрудничества, обогащения смыслами. Такая форма организации учебной деятельности даёт возможность учащимся творчески развиваться, саморазвиваться, самообучаться и комфортно чувствовать себя на уроке. Во время выступлений учащиеся демонстрируют умение анализировать информацию, отвечать на поставленные вопросы, ощущают важность собственных «открытий» знаний. Учащиеся осваивают навыки диалогического общения, для которого очень важно уметь ясно излагать свои мысли и уметь слышать других. В ходе обсуждения, сопоставления мнений учащиеся демонстрируют свои образовательные продукты в виде идей.
Учащиеся осуществляют самопроверку составленной ими рефлекторной дуги, сравнивая с доской и слайдом компьютерной презентации. |
4. |
Применение новых знаний в новой ситуации: 8 мин. Организуется эвристическая беседа: - Организм — это единый сложный комплекс, нервная система обеспечивает взаимосвязь между отдельными органами и функционирование организма как единого целого. Учёные подсчитали, что на здоровье человека (просмотр слайда) в 50% случаев оказывает влияние образ жизни. Какой из этого можно сделать вывод? (нашим здоровьем мы можем управлять сами при помощи нервной системы, поэтому важно знать и соблюдать правила её гигиены). - Сформулируйте правила гигиены нервной системы в своих рабочих листах? - Ребята, а теперь озвучьте те правила, которые у вас получились? - Давайте проверим все ли правила мы назвали? (просмотр слайда). 1. Не переутомляться. 2. Соблюдать режим дня (правильно чередовать отдых, труд и сон). 3. Получать положительные эмоции. 4. Вести здоровый образ жизни, не иметь вредных привычек. 5. Соблюдать гигиену физического и умственного труда (делать гимнастику во время перерывов в работе). 6. Закаляться, заниматься физкультурой и спортом. 7. А ещё для снятия напряжения помогает классическая музыка Моцарта, Брамса, Чайковского. (Звучит музыка) Учитель подводит итоги урока под музыку: -Ребята, мы решили поставленную на уроке проблему? - Было ли вам интересно? |
Учитель в ходе эвристической беседы подводит учащихся к размышлениям о том, что поняли и чего достигли на уроке в сфере получения новых знаний. Выявляет понимание учащимися важной роли нервной системы в укреплении собственного здоровья. Формируется чёткая обратная связь на уровне личности ученика. Формируется система целостных знаний по данной теме. Учитель выявляет понимание учащимися ценности собственного здоровья и необходимости гигиены нервной системы для сохранения и укрепления здоровья. Для наглядности диаграмма зависимости нашего здоровья от разных факторов демонстрируется на слайде презентации. Правила гигиены нервной системы представлены на слайде. Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока. Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время для записей на доске. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у учащихся сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала. |
Имеют возможность проанализировать значимость для себя лично информации данного урока. Осознают и дают понять учителю и своим товарищам, как этот материал вписался в их систему знаний. Имеют возможность проанализировать значимость для себя лично информации данного урока. На данном этапе урока происходит развитие самосознания учащихся, повышение мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений; сохранение психического и физического здоровья учащихся; изменяется отношение к проблеме своего здоровья учащихся. Решение поставленных задач служит основой для создания оптимальных условий для здоровьесбережения. Происходит обсуждение того, что узнали, и как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленной в начале урока задачи, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе. В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Ощущение успешности помогает учащимся впоследствии показать хорошие результаты при контроле знаний. |
6.
|
Домашнее задание – 1 мин. 1. Изучить параграф 43 и 44, ответить на вопросы в конце параграфов. 2. Написать эссе, содержащее личный взгляд на тему урока: «Нервная система – дирижер нашего организма». |
Учитель записывает домашнее задание на доске, комментирует его. Создаёт условия для более активного осмысления изученного материала.
|
Записывают задания в дневники. Учащиеся получают возможность самостоятельного поиска ответов на вопросы. Возникает заинтересованность предметом. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.