Нестандартные формы проведения педсовета
Педсовет – деловая игра: это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях. Необходимое условие эффективности деловой игры – добровольное и заинтересованное участие всех педагогов, открытость, искренность ответов, их полнота. Широкое применение игровых технологий в учебном и воспитательном процессе школы захватило и сферу методической работы, в частности, педагогические советы. Специфической особенностью игры является возможность создать эмоциональный настрой, который повышает интерес учителей к обсуждаемой проблеме, активизирует творческую деятельность, делает игру действенной и экономичной формой управления учебно-воспитательным процессом. «Деловая игра» - эффективна в том случае, ели педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.
Именно такая форма работы позволяет за короткое время активизировать участников педсовета, вовлечь их в коллективное обсуждение проблемных вопросов, поиск правильного варианта. И конечно, при проведении таких форм работы с коллективом не стоит забывать о большом помощнике в создании положительных эмоций и хорошего настроения – о юморе, который даже при ответах на серьезные вопросы раскрепощает людей, объединяет их и снимает напряжение.
Педсовет-семинар-практикум:
одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет
более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить
теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и
способов работы. Главными задачами семинаров-практикумов являются:
- совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде
деятельности;
- развитие творчества и фантазии педагогов;
- обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий
- создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в
решении проблемы;
- создание реально выполнимых рекомендаций.
Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические
задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют
возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему
организации деятельности с детьми в определённых условиях.
Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность
обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций,
которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.
Важным условием организации данной формы работы является включение всех
участников семинара в обсуждение темы. Для этого используются перфокарты,
рассматриваются противоположные точки зрения, применяются методы игрового
моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов.
Содержание семинаров-практикумов – это творчество и осознание поставленных
целей их организаторов. Однако можно выделить универсальную структуру
проведения данной формы методической работы:
Подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых
занятий, взаимопосещение и т.д.) – целью является выявление проблемы;
Организационный момент (психологические упражнения, элементы деловой
игры, обсуждение высказываний и т.д. фронтально или в творческих группах) –
целью является конкретизация проблемы;
Теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, члена
творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы» и т.д._ - целью
является теоретическое обоснование обсуждаемого;
Практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа
распространение педагогического опыта, приобретение воспитателями новых умений;
Подведение итога мероприятия - итогом работы могут быть наглядные
материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т.д.), изготовленные руками
воспитателей, рекомендации к их использованию которыми могут воспользоваться
все педагоги.
Педсовет-аукцион педагогических идей: Аукцион- это публичная продажа
товара с использованием торгов.
Педсовет-дискуссия: требует, чтобы заранее педагоги разделились на
подгруппы и предложили свои концепции обсуждаемой программы. В ходе дискуссии
совместно продумывается план решения проблемы. Педсовет-диспут - разновидность
педсовета - дискуссии.
Диспут (от лат., - рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение
различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон
убеждённости, ясного и определённого взгляда на предмет спора, умения
отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное
размышление на заданную тему, проблему.
Законы диспута
Диспут - свободный обмен мнениями.На диспуте все активны. В споре все
равны. Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не
согласен.Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.Главное в диспуте - факты,
логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не
принимаются. Острое, меткое слово приветствуется. Перешёптывание на месте,
неуместные шутки запрещаются. Предметом диспута должна быть проблема, которая
вызывает противоречивые суждения, решается по - разному. Диспут не исключает, а
предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета
спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные
доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа. Формулировка темы должна
быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос,
который на практике и в литературе решается по - разному, вызывает различные
мнения
Педсовет - конференция объединяет качества и педагогического совета, и научной
конференции. Проводится педсовет такой формы в виде серии коротких (до 10-15
мин.) докладов, содержащих итоги творческой, учебно-воспитательной, научно -
методической работы педагогов и руководителя.Тематика педсовета - конференций
может быть посвящена как итогам работы учреждения в целом, так и отдельной
общепедагогической проблеме, носить научно - практический характер. Их
особенность - обязательные поощрения и награждения (по итогам года), оформление
и выпуск материалов, обобщающих педагогический опыт, учёт и реализация
предложений и рекомендаций педагогов в планах следующего учебного года.
Если тема педсовета - конференции затрагивает отдельную педагогическую проблему, то педсовет может состоять из нескольких частей, например, из основного сообщения и диалога, который организует старший воспитатель с группой специалистов (музыкальным руководителем, психологом, воспитателем по физкультуре, логопедом). Их ответы на заданные вопросы будут побуждать остальных участников развивать тему, высказывая своё мнение. В заключении принимаются соответствующие рекомендации.
Педсовет в форме коллективной творческой деятельности (далее - КТД) - все члены педагогического коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества.
Главная цель КТД - создать условия для самореализации каждого педагога, проявления и развития всех его способностей и возможностей. Поэтому КТД опирается на творческую, созидательную деятельность. Система коллективных отношений - сотрудничества, взаимопомощи складывается в процессе творческой деятельности, включающей несколько стадий - этапов:
· поиск идеи и предварительная постановка задач;
· сбор-старт;
· выборы совета дела (деятельности);
· коллективное планирование деятельности;
· работа микроколлективов;
· проверка готовности;
· проведение КТД;
· коллективный анализ («огонек»);
· стадия последствия.
В этих этапах присутствует большая доля игры, занимательности, которые соединены с высокой идейностью, целеустремлённостью, что и составляет главное своеобразие КТД.
Педсовет-презентация педагогических инноваций: Данная форма используется для ознакомления с педагогическими инновациями, для официального представления новых образовательных программ, литературы, нового опыта по определенной педагогической проблеме. Цель презентации – привлечь внимание к чему-либо, познакомить с новым начинанием, дать ему общественную оценку. На педсовете-презентации активно используются информационно-коммуникационные технологии.
Интенсифицированные формы
проведения педагогических советов могут применяться не только при проведении
тематических педагогических советов, но и для обсуждения итогов прошедшего учебного
года, плана работы школы. В какой бы форме не проводился педсовет, решения
принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах. Их число зависит от
повестки дня, следовательно, если в ней пять пунктов, то решений должно быть не
менее пяти. Но по одному из вопросов можно принять несколько решений. В
единстве они помогут справиться с возникшей проблемой. Формулировки решений
должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими
словами, такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет
начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего. Комплексная
еятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и
распространению новшеств.Инновационная деятельность в образовании имеет свои
особенности:
-первая особенность заключается в том, что субъектами инновационного процесса
являются дети, родители и педагоги.
-второй отличительной особенностью педагогической инновации является
необходимость системного охвата возможно большего числа педагогических проблем.
Условием, определяющим эффективность педагогической инновации, является
исследовательская деятельность педагогов, которые, решая проблемы частной
методики, задаются общими вопросами и начинают по-новому переосмысливать
существующие дидактические принципы.
Что заставляет заниматься некоторых учителей инновационной деятельностью?
Любому учителю приходится сложно, творческому учителю – особенно. Потому что творческому учителю приходится не просто послушно следовать инструкциям, а самостоятельно переворачивать груды научной, методической, публицистической литературы, чтобы, перемешав эту информацию с собственным (и чужим) опытом, найти точные приёмы и технологии, которые эффективно сработают при педагогическом общении именно с данным классом, с данным ребёнком.
Инновации могут быть представлены в виде:
1. Абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов)
2. Относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику)
В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретный характер, т.е. может возникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть.
Педсовет-методический
день: Методический день можно определить как день, когда
функционирует образовательная организация, но:у педагогического работника,
который ведет преподавательскую работу, отсутствуют учебные занятия; внутренние
документы образовательной организации не предусматривают выполнение другой педагогической
работы непосредственно в образовательной организации; в этот день работник не
выполняет дополнительные виды работ за дополнительную оплату непосредственно в
образовательной организации. В методический день работник не обязан находиться
в образовательной организации. Для самообразования;для подготовки к занятиям.То
есть методический день – не дополнительный выходной день для педагогического
работника. Работодатель предусматривает его только для указанных действий, В данном
случае под понятием «работодатель предусматривает» необходимо понимать то, что
при составлении расписаний занятий, графиков, планов работ и других документов
в определенный день у работника нет работы, которую он должен выполнять
непосредственно в образовательной организации. Под дополнительным
профессиональным образованием нужно понимать обучение по программам: повышения
квалификации либо профессиональной переподготовки. Педагогический работник в
методический день может повышать свою квалификацию или получать новую
компетенцию.Нормативные правовые акты не предусматривают, в чем конкретно
заключается самообразование и в какой области его необходимо получать. Также
нет требований к подготовке к занятиям. Вместе с тем, если Правила трудового
распорядка предусматривают такие дни, например, в целях самообразования, такое
самообразование работник должен осуществлять применительно к своей должности.
Педсовет-творческий отчет: Незаменимый способ передать свой опыт
молодым. Обычно слово предоставляется одному опытному педагогу или представителю
метод объединения, который может поделиться дельными советами и опытом
преподавания.Творческий отчет может предварять предметная неделя или ряд
открытых уроков у данного преподавателя. Кому же не захочется получить
мастер-класс и вооружиться целым списком интересных приемов преподавания и
методических разработок?
Предполагает выступление отдельных педагогов или методического объединения
воспитателей. Обобщается передовой педагогический опыт, отбираются
наиболее эффективные пути совершенствования обучения и воспитания. Такой
педагогический совет- один из важнейших способов повысить методический уровень
воспитателей.
Как превратить скучный педсовет в интересное и увлекательное мероприятие?
Возможно ли такое? Вполне, если подойти творчески. Если на педсовете решать
вопросы, которые волнуют всех, и изменить форму проведения, то все меняется.
Педсовет – фестиваль: проходит как празднество, широкий общественный
смотр достижений, сопровождающееся показом, смотром форм, методов,
приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.
Педсовет-мастер-класс: это форма занятия, на котором педагог передает
опыт своей работы путем прямого комментирования и демонстрации наиболее
эффективных методов, приемов, форм педагогической деятельности и используется
способ самостоятельного построения плана применения их всеми участниками
занятия. «Мастер-класс» как форма обучения нужен для стимулирования
познавательного интереса, самоорганизации и самоконтролю педагогической
деятельности; осуществления индивидуального похода по отношению к каждому
участнику мастер-класса; отслеживания позитивных результатов
учебно-познавательной деятельности каждого участника мастер-класса. Цель
мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования
учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной
образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой
педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Задачами мастер-класса являются обобщение опыта учителя –мастера по
определенной проблеме;
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.