Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности
и фантазии.
«Нестандартные формы работы учителя музыки
во внеурочной деятельности»
Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время
осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального
образования – воспитанию музыкальной культуры детей как части всей
духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как
уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного
искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности,
сотворчества вот характерные черты занятий искусством.
Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить
следующие
школьников:
углубление теоретических знаний и развитие практических навыков
учащихся,
способности;
способствование возникновению интереса у большинства учеников,
привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;
организация досуга учащихся в свободное от учебы время.
музыкального
музыкальные
проявивших
воспитания
задачи
К традиционным формам внеурочной деятельности по музыке относят
массовые и кружковые формы. Массовые – это общешкольный хор, оркестр
народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры, конкурсы,
коллективные посещения оперных спектаклей, концертных залов, дискотеки,
просмотр видеофильмов. Кружковые – это сольные, инструментальные,
хоровые, ансамблевые (ВИА, фольклорный ансамбль), танцевальные. Участие
школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не
только их познавательные интересы, но и способствует расширению
музыкального кругозора.
В прошедшем учебном году была создана музыкальная группа. Я давно
уже грезила идеей создания музыкальной группы в лицее, и вот эта мечта
стала осуществляться.
Приметив на одном из концертов в РДК
талантливых ребят
десятиклассников, а также обучающихся в Школе искусств по классу баяна ,
стала заниматься с ними вокалом. Как признались ребята, они никогда не
пели, а только играли на инструментах. Я предложила им выступать в
группе, на что ребята охотно согласились. Рассматривались разные варианты
названия группы.
Я предложила назвать группу «Спектр», ребята
единогласно согласились. Всем известно, что слово «спектр» в физике – это
«многоцветная полоса, получающаяся при прохождении светового луча через
стеклянную призму или какуюлибо другую преломляющую свет среду». А в
музыкальном плане это предполагает исполнение разнохарактерной музыки.
Репертуар группы еще небольшой, поют песни на русском и на татарскомязыках, планируется исполнение песен на английском языке. Также в планах
исполнить собственную песню.
Ребята грезили выступить на телевизионном конкурсе
детского
самодеятельного творчества «Тоньяк балкышы – Северное сияние» на призы
главы Администрации муниципального района Янаульский район Республики
Башкортостан. Ребята уже и не надеялись выступать на конкурсе, так как эти
инструменты не успевали прибыть к моменту начала закрытого отборочного
тура. Но, к счастью, они успели прийти, чему ребята были несказанно рады и
начали усиленно репетировать буквально сутки напролет. Результат –
дипломанты данного конкурса. Так же, как и в любой школе, у нас есть
талантливые исполнители, которые активно и успешно участвуют на
всевозможных конкурсах муниципального уровня.
Как и в любой другой школе, в нашем лицее есть замечательные
традиции. Мне кажется, что приверженность к школьным традициям помогает
ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой,
одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых
форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Посвящение в лицеисты»,
«День Учителя»,
«День Матери», «День Победы» и многие другие.
Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие
чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление
вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально
окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству.
Наряду с традиционными формами организации внеурочной
деятельности по музыке стоит отметить и нетрадиционные формы для
предмета «Музыка», в частности, проектноисследовательскую деятельность.
Всем известно, что именно проектная деятельность является одним из
приоритетов современного образования. Учебные проекты позволяют лучше
учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их
активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию,
социализации. Организация проектноисследовательской деятельности имеет
следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы,
план, действия, результаты, рефлексия. Такие занятия для учащихся –
переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения,
положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя,
исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие
способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Глубоко убеждена, что музыка как искусство и музыка как учебный
предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация
которого зависит от продуманной организации воспитательной среды,
содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Каким бы ни был
объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема
позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь
исследования, выбрать методы, необходимые для работы.Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное
русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности
проектной деятельности становятся:
личный интерес учащегося;
четкость и конкретность постановки цели проекта;
определение планируемых результатов;
констатация исходных данных.
Системная и целенаправленная работа по созданию условий для
формирования навыков проектноисследовательской деятельности позволила
достичь положительных результатов.
Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней
чувствуют себя на уроках, грамотно задают вопросы, у них расширился
кругозор, активно участвуют в конкурсах исследовательских работ разного
уровня. Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает
эффективность педагогического процесса, создает условия для его
интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой
деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать
свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными
возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор
детской изобретательности и фантазии. Учебный процесс и внеурочная
работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном
итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики
воспитание духовно богатой личности.
Благодарю за внимание!