Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у младших школьников.
Оценка 4.7

Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у младших школьников.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
классное руководство +2
Взрослым
13.11.2018
Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у младших школьников.
Можно говорить о том, что самостоятельность младшего школьника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению (Агеев В. В., 2008).В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали» Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у младших школьников.doc
Нестандартные приемы формирования  самостоятельности и инициативы у младших  школьников. В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш  слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от  того, как вы его воспитали» Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности,  критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою  деятельность и поведение. Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. Можно говорить о том, что самостоятельность младшего школьника, понимаемая как  стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности,  относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя  поисковые действия, является значимым фактором социально­личностного созревания и  готовности к школьному обучению (Агеев В. В., 2008). Самостоятельность проявляется в  создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения  взрослых (родителей и педагогов, способности адекватно оценивать собственную  деятельность и поведение и деятельность и поведение других детей. В "Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков" инициативность  определяется, как "характеристика деятельности, поведения и личности человека,  означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от  реактивности ­ поведении, осуществляемом на внешние стимулы. Инициативность  показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении,  предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель  детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием  совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности,  содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному  желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В школьном  возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума,  изобретательностью.  Проблема воспитания самостоятельности у детей рассматривается в двух аспектах:  умственном и нравственном.  Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности: 1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности.  Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники  занимается одним делом в течение 15­20 минут, и если они будут производить уборку  после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи  озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить  все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку. 2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например,  «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не  «надо убирать за собой! ». 3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий.  Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова,  считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том,  сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться  или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика  про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или  подольше поиграть в песочнице. В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду  соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный  момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя. Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты  самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не  сформированы навыки разных типов деятельности. Например, взрослые часто пресекают  попытки детей выполнить какое­либо действие, например, подмести пол. Потому что  знают, что вместо желанной чистоты в помещении будут клубы пыли. Выходит, еще один  способ развития самостоятельности – тренировка конкретных навыков. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию  себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта  трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции.  Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного  характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности. “Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это  скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой­либо сферы деятельности  и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется  сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли,  терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий,  доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается  объединить свои усилия с кем­то из окружающих. В нашем случае – воспитателем. Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в  нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на  этапе школьного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно  преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах.  Так, в федеральном государственном образовательном стандарте младшего школьного  воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и  самостоятельности». В своей практике в целях пробуждения у детей инициативности и  самостоятельности я применяю различные методические приемы. Сегодня мне хочется  поделиться нестандартными методами и приемами, которые я использую в своей работе. Наиболее действенными приемами, на мой взгляд, являются: «Мастер­ классы»; «Ритуал планирования самостоятельной деятельности»; Прием «Три варианта». Хочется поделиться одним замечательным приемом – ритуал планирования  самостоятельной деятельности. Данный прием у нас прижился и я с ребятами использую  ежедневно. А начинали мы с того, что учитель садится перед детьми и пишет план – чем он будет  заниматься сегодня в течении дня. Проговаривает и отмечает, что удалось выполнить, что  нет. Дети заинтересовались таким приемом. Следующим шагом было то, что в течении  какого – то времени дети садились и зарисовывали символами, а некоторые уже писали,  чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем все планы вывешивались на  доску и дети проговаривали – кто чем будет заниматься. Часто дети уже знали с кем они  будут играть и в какую игру, кто–то куда­то пойдет  (группы по интересам) .Далее учитель готовит предметно – развивающую среду. Выполняют дети, отмечают на своих планах – что им удалось сделать, а что нет. Ребята используют различные варианты планирования своей  деятельности: на целый день, на первую или на вторую половину дня. Так же дети  научились пользоваться в своей деятельности планами как индивидуальными, так и  коллективными. Планы хранятся в определенном месте. Это помогает детям  самостоятельно организовывать и контролировать свою деятельность. Прием «Три варианта» Я считаю, что данный прием – это просто находка для формирования у детей  самостоятельности и инициативности. Суть данного приема в том, что ребенок  самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций. Например, если ребенок приходит к вам с каким –то вопросом, проблемой и просит о  помощи. Я ему говорю: «Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи три своих  варианта решения данной проблемы». Тем самым я даю информацию к размышлению.  (Практическая работа с аудиторией) . Итог работы: В результате проведенной работы заметила, что дети стали более самостоятельными  инициативными, повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом  разнообразные информационные средства. Могут анализировать информацию, делать выводы. Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности  ребёнка как самостоятельность, инициативность необходимо развивать на протяжении  всего периода младшего школьного возраста. Главная цель развития личности ­ возможно более полная реализация человеком самого  себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и  самораскрытие. Поэтому активность, инициативность, стремление к самореализации ­  сущностные характеристики личности. Развитие инициативности: 1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу. 2. Давать задания интересные или такие, в которых у человека есть личный интерес что­то  делать. 3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи). Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача  педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в раннем  школьном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью  нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает:  нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения  детьми закономерностей композиции и колорита, и могут обеспечить развитие детского  изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его  богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что­то новое  и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и  эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и  свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с  различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя  определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве,  чувство цвета. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития  зрительно­моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в  обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и  крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности  сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками  постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения  способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и  личностной сферы ребенка в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школе, благодаря рисуночной  деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон  карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима. Укладываться в определенное  время, оценивать работу и доводить начатое до конца. «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость  сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство  мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином». Китайская пословица гласит: «Расскажи ­ и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать ­ и я пойму»

Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у младших школьников.

Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у младших школьников.

Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у младших школьников.

Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у младших школьников.

Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у младших школьников.

Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у младших школьников.

Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у младших школьников.

Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у младших школьников.

Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у младших школьников.

Нестандартные приемы формирования самостоятельности и инициативы у младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.