Так писал когда-то об именах Гомер, и сказанное им по сей день остается правдой. У каждого человека есть имя, и каждое имя, нравится это его обладателю или нет, хранит в себе огромное количество информации о его носителе. Действительно, ведь "просто так" человека никто не называет, его "нарекают", исходя из тех или иных соображений. Дальше - больше, имя начинает влиять на своего носителя, формировать его, "подгонять" под себя.
К сожалению, немногие из взрослых интересуются значением своего имени. И уж совсем неизвестным для большинства людей оказались особенности имен, их информационная насыщенность. А ведь не случайно наши предки верили, что имя определяет судьбу... Действительно, нет в языке такого слова, которое по влиянию на ваш характер и судьбу, по силе выражения чувств, по употребительности можно было бы сравнить с вашим именем. Имя может звучать как просьба или как приказ.
"Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных.
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар от родимых своих получает…"
Так писал когдато об именах Гомер, и сказанное им по сей день остается правдой. У
каждого человека есть имя, и каждое имя, нравится это его обладателю или нет, хранит в
себе огромное количество информации о его носителе. Действительно, ведь "просто так"
человека никто не называет, его "нарекают", исходя из тех или иных соображений. Дальше
больше, имя начинает влиять на своего носителя, формировать его, "подгонять" под себя.
К сожалению, немногие из взрослых интересуются значением своего имени. И уж совсем
неизвестным для большинства людей оказались особенности имен, их информационная
насыщенность. А ведь не случайно наши предки верили, что имя определяет судьбу...
Действительно, нет в языке такого слова, которое по влиянию на ваш характер и судьбу, по
силе выражения чувств, по употребительности можно было бы сравнить с вашим именем.
Имя может звучать как просьба или как приказ.
Тема проекта достаточно актуальна, поскольку каждый ребёнок спрашивает у
родителей :"А почему меня назвали именно так?", что предполагает высокую активность
детей и родителей в ходе участия в проекте.
В рамках проекта учащиеся совместно с родителями проводят анализ значений имён как
наиболее распространенных и востребованных, так и редких. Изучая семейную историю,
дети знакомятся с редкими именами своих прародителей, получают основы
исследовательских умений и навыков: поиск и обработка информации, анализ имеющихся
данных, умение сравнивать и классифицировать, обобщать и делать выводы, умение
ставить проблему(выдвигать гипотезу) и находить пути решения. В ходе работы дети
получают колоссальный опыт от общения с разными группами людей:сотрудники
организаций, одноклассники, родители и родственники.
Кроме того, проект имеет большой воспитательный потенциалдети изучают историю своей
семьи, знакомятся с традициями передачи имени знаменитого родственника младшему
поколению, в детях формируется чувство ответственности за свой будующий выбор.
Дидактические основы проекта
Требования к ученику начальной школы отражены в стандарте, в котором определены
планируемые результаты освоения основной образовательной программы :
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов
опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов
научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Работа в проекте способствует:
в сфере личностных универсальных учебных действий:формированию внутренней
позиции обучающегося, адекватной мотивации учебной деятельности, ориентации на
моральные нормы и их выполнение, способности к моральной децентрации.
в сфере регулятивных универсальных учебных действий: овладению основными типами
учебных действий,направленных на организацию своей работы в образовательном
учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планировать её реализацию , контроль и оценка своих действий, внесение соответствующих
корректив в их выполнение.
в сфере познавательных универсальных учебных действий: восприятие и анализ
сообщений, информации из разных источников , использование знаковосимволических
средств.
в сфере коммуникативных универсальных учебных действий: приобретение умения
учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и
передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в
сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
После завершения проекта ожидаемые результаты таковы:
Предметные результаты. Учащиеся будут иметь представление о ценностносмысловом
содержании понятий "Имя","Отчество", "Фамилия", "Родословная".Учащиеся будут уметь
составлять схему родословного древа.
Личностные результаты.Учащиеся смогут повысить интерес к изучению истории своей
семьи.Дети получат навыки в общении и сотрудничестве со сверстниками,представителями
различных организаций, родителями и другими членами семьи в учебноисследовательской,
творческой и других видах деятельности.Учащиеся получат возможность почувствовать
личную ответственность за общий результат.
Метапредметные результаты. Учащиеся смогут :самостоятельно ставить новые учебные и
познавательные цели и задачи,выделять из них наиболее приоритетные; выстраивать
стратегию для достижения поставленных целей, определять все возможные способы
достижения цели, выбирать из предложенных наиболее эффективный способ ;оценивать
свои шаги по достижению цели, соотносить и корректировать их в соответствии
действиями учащихся своей группы, класса , аргументируя правильность или ошибочность
результата;проводить простейшие статистические исследования методом анализа
полученных результатов;применять разнообразные способы визуализации ; овладеть
средствами ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных
действий.
Вопросы, направляющие проектОсновополагающий вопрос
Что в имени тебе моём?
Проблемные вопросы
1.Можно ли мальчика и девочку назвать одинаково?
2.Есть ли мода на имена?
3.Почему фамилии одинаковы, а люди не родственники?
4.Может ли один человек иметь несколько имён?
5.А где записывается имя человека?
Учебные вопросы
1.Что такое " имя, фамилия, отчество"?
2.Кто такие "тёзки"?
3.Какие имена встречаются чаще?
4.Какими именами называли детей в прошлом?
5.Что такое "именины"?
План проведения проекта
Подготовительный этап. Планирование проекта
Подготовительный этап занимает по времени 12 недели.Учитель подбирает материал для
проекта, определяет цель и задачи проекта,делит учащихся на 4 группы : "Исследователи",
"Статисты", "Творцы", "Историки". Для деления можно использовать следующие способы .
Составляется план работы для каждой группы, определяются ответственные и сроки
выполнения работы.
Основной этап. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий
Группа "Исследователи""
Девиз группы "Исследуй мир,познай себя!"
Задание для группы:провести исследование имеющейся литературы, Интернетресурсов и
подготовить информацию в форме презентации по следующим вопросам:
Что такое "ФИО"?
Какими именами называют мальчиков, а какими девочек?
Отчество от слова "отечество"?
Группа "Историки""
Девиз группы "Дерзай быть мудрым!"Задание для группы:провести исследование материалов архивной службы ЗАГСа
г.Татарска, историкокраеведческого музеяимени Н.В.Савченко, взять интервью у
родителей, бабушек и дедушек.
В результате работы группа должна получить ответ на следующие вопросы:
Какими именами называли детей раньше?
Какие редкие имена были в семье и какова история их появления?
Что такое "генеалогия" и "генеалогическое древо"?
Представить результаты работы в форме документов Word, фотоколлажей, мини
сочинений.
"Группа "Статисты""
Девиз группы "Посчитаем, проанализируем и дадим ответ!"
Задание для группы: провести беседу с сотрудниками отдела статистических исследований
г.Татарска , провести самостоятельное статистическое исследование в классе, в
школе,провести анкетирование родителей, анализ Интернетресурсов.
В результате работы группа получит ответ на вопросы:
Какое мужское и женское имя самое распространённое в нашем городе? В мире?
Какие имена являются наиболее распространёнными в классе, школе?
Соостветствует ли значение имени характеру человека?
Результаты работы представить в форме диаграмм, графиков, анкет, фотографий,банка
сайтов.
Группа "Творцы""
Девиз группы "Сегодня должен думать человек, каким он вступит в следующий век!"
Задание для группы:сочинить стихи про имена своих одноклассников, найти песни в
которых упоминаются имена.
Результаты работы представить в форме рисунков, текстов Word.
Заключительный этап. Итоги
Заключительный этап работы над проектом включает в себя следующие мероприятия:
1.Итоговое собрание групп для подготовки продуктов деятельности к публичному
представлению на "Классных именинах", консультация учителя.
2.Определение детей, ответственных за представление результатов.
3.На заключительной встрече каждая группа представляет результаты своей деятельности
соотнося их с заданием полученным для выполнения.Дети совместно с учителем
анализируют степень реализации цели и задач проекта, проходит рефлексия всех
участников проекта(детей, родителей).Вводная презентация (публикация) учителя
Для знакомства детей с тематикой и триадой вопросов по проекту учитель предлагает
стартовую презентацию, которую мы советуем демонстрировать с помощью интерактивной
доски .В ходе диалога с учащимися учитель акцентирует визуально внимание детей на
особенно важных местах. Совместно с детьми определяются рабочие группы и
составляется план работы для каждой из них.
Стартовая презентация
Визитная карточка проекта
Визитная карточка проекта
Карта проекта
Примеры продуктов проектной деятельности учащихся
Информация от сотрудников ЗАГСа
Презентация о именах
Стихи
Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
В начале проекта
Карта "ЗнаюХочу узнатьУзнал"