Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 п. Карымское» в с. Маяки
«Нестандартные домашние задания на уроках химии»
Учитель Копина Л.В.
8-9 класс
“Знание
только тогда знание, когда приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью…”.
Л.Н. Толстой
Пояснительная записка
Введение
Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому.
Домашнее задание выполняет различные функции.
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел или много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.
Третья функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Актуальность.
Сегодня современное образование направлено на развитие индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Сейчас важно не только дать знания, но и суметь подвести ребёнка к самостоятельному получению знаний. Нужно научить детей использовать свои реальные возможности при освоении того или иного учебного предмета. Химия - сложнейший предмет. Очень важно заинтересовать школьников, увлечь новым для них предметом. Проблема домашних заданий по химии, стала особенно актуальной. Учащиеся безответственно и недобросовестно, без интереса подходят к их выполнению, предпочитая списывать у своих же товарищей, решебниках, а чаще всего не делать их вообще.
Один из факторов активизации учебной познавательной деятельности учащихся – разнообразие форм организации обучения. Нетрадиционные организационные формы оживляют процесс обучения, способствуют повышению качества знаний, умений и навыков, развитию личности учащихся. Поэтому использование нестандартных форм домашнего задания является основой развития познавательной компетентности школьника. Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка, придают ему самобытность и уникальность, помогают проявить себя.
Цель: Создание более интересного и эффективного процесса обучения, активизация интереса обучающихся к учебным материалам и развитие их креативных и критических навыков.
Задачи:
1. Стимулировать интерес обучающихся
2. Развивать креативность.
3. Повышать самостоятельность
4. Содействовать критическому мышлению
5. Поддерживать социальное взаимодействие
6. Оценка и обратная связь.
«Нестандартно» дома.
Как вариант, для выполнения заданий дома, для проверки домашнего задания, предлагаю вниманию коллег некоторые примеры из системы творческих, нестандартных домашних заданий:
- В 8 классе можно предложить учащимся домашнее задание творческого характера. Например, напишите мини-сочинение «О пользе или вреде химии».
- При изучении темы «Химические знаки» учащиеся составляют кроссворды, ребусы.
- После изучения темы «Классы неорганических соединений» получают задание: представьте, что Вы — представитель турагенства. Придумайте рекламу, призывающую посетить виртуальные страны «Оксиды», «Основания, «Кислоты», «Соли»
– Сообщения на различные темы. При составлении сообщения ученики должны придерживаться определенного плана. Приветствуются собственные рисунки, стихи о химических знаках, реакциях, явлениях и т.д.
- Сказки по химии. Здесь ученики демонстрируют не только свои творческие способности, но и в интересной непринужденной форме запоминают тему.
- Плакаты, буклеты по темам «Здоровый образ жизни», «Химия и окружающая среда» «Мы и химия» и т.д. (рисунки развивают зрительную память и образное мышление).
- Тесты собственного сочинения на заданную тему.
-Опорный конспект по теме в качестве домашнего задания с целью обобщения материала.
- Можно предложить составить «родословную» химического вещества.
- Даю слова или предложения из будущей темы и прошу дома составить последовательный текст, а на уроке проверяем, приводим в порядок, дополняем. Или из будущей темы задаю построить проблемный вопрос…
Задания на логику (для продвинутых)
1.
На рисунке изображены пересекающиеся понятия. Как можно назвать символы химических элементов, входящие в круг 1, круг 2, область пересечения?
На рисунке изображены пересекающиеся понятия. Как можно назвать вещества, входящие в круг 1, круг 2, область пересечения? (ответ: круг один-простые вещества, круг два- вещества, содержащие кислород, область пересечения- простые вещества, образованные атомами кислорода)
2. Дан список:
А) названий химических элементов: водород, менделевий, плутоний, уран, селен, кислород, тантал, нильсборий, рутений, фосфор, скандий, эйнштейний.
Б) символов химических элементов: N, Al,H,Fe,K,Ca,O,Si.Mg, Cu, Na,S,Ag,C,P,Cl,Zn
Составьте из названий элементов (химических символов), похожих друг на друга по одному или нескольким признакам, группы и дайте им названия.
Найдите как можно больше способов выполнения задания.
(ответ: названия химических элементов могут быть объеденены в группы по след.признакам: этимологические начала названий; положение названных химических элементов в таблице (период, группа и подгруппа); число слогов в названии; буква, с которой начинается название; четный или нечетный номер у названного химического элемента в ПС и др).
3. Подберите и запишите по два-три примера, относящиеся к каждой группе:
a) Al, Ca, Na, Fe в) Li, Na, K
б) C, F, O, N г) Si, Mg, Cl, Na
Ответ поясните, назвав каждую группу
(ответы: а) – символы элементов - неметаллов, состоящих из двух букв
б) – символы элементов-неметаллов, состоящие из одной буквы
в) – символы элементов главной подгруппы первой группы
г) – символы элементов третьего периода
Нашла очень интересные задания и стараюсь тоже использовать как дополнительное задание на дом:
Сами дети найти загадки по химии найти не могут, или не хотят, поэтому можно давать загадки на дом, чтобы искали отгадки:
Загадки
Первоначальные химические понятия
1. В холод прячется в нору,
поднимается в жару.
2. ''Она идет'', ''она прошла'', никто ни скажет, что пришла.
3. Кто с кем в родстве – дает ответ пером написанный портрет.
4. Не руками решетка построена: блестящая, плотная, стройная.
5. Действует как решето, но выглядит иначе: на столе стоит и плачет.
6. Только в воду окунется, невидимкой обернется.
7. Пусть математик удивится: один прибавить к одному, у химика – один.
8. Скажите, что это такое: один нырнул, а всплыло – двое.
Воздух. Вода. Растворы
1. Океан ветрам послушен, над водой
висит, над сушей.
2. Получишь газы из воды, смешаешь вместе – жди беды.
3. Скажи, когда и как бывает, что море полю помогает.
4. Лопата, стоя у дверей, без дела стала тяжелей.
5. Адрес точный, если спросят: 32,16,8.
6. Мы говорим: "В морях вода" и ошибаемся всегда.
7. Купаются в холодную погоду, а в теплую их не затащишь в воду.
8. Если крупинки в жидкости найдет, как такую муть химик назовет?
Классы неорганических соединений
1. Кислота тепла боится, быстро в воду превратится.
2. Самой сильной из кислот имя галоген дает.
3. Капля воды попала на кусок и превратилась в кипяток.
4. Молоко не скисло, на стене повисло.
5. Природной соли маленький кусок отвечать урок помог.
6. Стояла решетка, на солнце покрылась, но дождик прошел и она растворилась.
7. Порознь каждый ядовит, вместе будет - аппетит.
8. Расскажите в чем тут дело: гасили то, что не горело?
9. На полях они витамины, а на складе вроде мины.
10. Только в воду соль попала, холодней в стакане стала.
11. Красив, наряден карбонат, ему строитель очень рад.
12. Хлеб из муки не испекут, но от нее привеса ждут.
13. Поташ, селитру, сильвинит, какой металл объединит?
14. Какой элемент называют по имени одной части света?
15. Соль на треть состоит из азота, крестьянину помощь она и работа.
16. Шпаты, глины, мусковит, какой металл объединит?
17. Имя натрия хлорид 6 раз по - разному звучит? Как?
18. Это и в учебнике читали вы не раз: его прославил Глаубер, а он Кара-Богаз.
Неметаллы
1. Гость из космоса пришел, в воздухе приют себе нашел.
2. В доме выше всех живем, вдвоем тепло и свет даем.
3. Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается.
4. Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх.
5. Из горы кусочек вынули, в деревянный ствол задвинули.
6. Гордиться уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным.
7. Прокаленный уголек дышать пожарнику помог.
8. Белый воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться.
9. Хоть многие вещества превращает в яд, в химии она достойна всяческих наград.
10. Какой газ утверждает, что он – это не он?
11. Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества рождать?
12. Какой неметалл является лесом?
Неорганическая химия.
Тема «Металлы».
Задание. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?
(Ответ. После сгорания в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта. Кровь отличается от любой ткани более высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина. Если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь.)
Задание. На западе Франции, в Бретани, улитки стали обгрызать краску с наружных стен домов, заползая на высоту до четырех метров. Попытайтесь объяснить этот факт и предложить варианты решения проблемы.
(Ответ. Улиткам требуется кальций, идущий на построение раковины. Если заменить меловую краску краской на масляной основе, то проблема, по-видимому, будет решена.)
Задание. Художники-реставраторы отмечают, что картины, написанные масляными красками, очень быстро тускнеют. Особенно белая краска со временем приобретает серый оттенок, что, естественно, влияет на качество картины. Что же происходит с белыми красками на воздухе и как это можно предотвратить?
(Ответ. Белый пигмент — это свинцовые белила. Это вещество представляет собой карбонат свинца (II). Он реагирует с сероводородом, содержащимся в воздухе, образуя сульфид свинца (II) соединение черного цвета:
РЬСО3 + H2S = PbS + H2COs
Если же обработать накопившийся PbS пероксидом водорода, то образуется сульфат свинца (II) - соединение белого цвета
PbS + 4Н202 = PbS04 + 4Н20
Таким способом можно реставрировать почерневшие картины, написанные маслом.)
Тема «Минеральные удобрения».
Задание. Чем можно объяснить, что в конце лета на огуречных грядках, когда урожай почти весь собран, встречаются огурчики - «уродцы»? Одни из них похожи на скрюченный перец (хвостики огурчиков тонкие и загибаются), другие — на непривлекательную грушу.
(Ответ. Огурцы, похожие на скрюченные перцы,
вырастают на грядках, когда растениям не хватает азота, а плоды напоминающие
грушу, — если недостает калия растениям в больших количествах)
Тема «Неметаллы».
Задание. В педагогических классах старых гимназий, готовящих гувернанток, преподавался обязательный курс гигиены. Курс был основательный и подробный, затрагивающий различные области естествознания. Попытайтесь предложить эксперимент, который бы позволил ответить на следующие вопросы, содержащиеся в учебнике Д.И. Атропова и В.И.Завьялова " Начальный курс гигиены для средних учебных заведений" (1915 г).
Чтобы не заметно было, что молоко прокисло, в него добавляли соду. Как это можно выявить?
(Ответ. Капнуть уксусной кислоты. Выделение СО2 указывало на присутствие гидрокарбоната натрия.
Молоко разбавляли водой, а чтобы прозрачность его не увеличивалась, добавляли крахмал. Как распознать фальсификацию?
Ответ. Капнуть спиртовой раствор йода. Синее окрашивание изобличало нечестных торговцев.)
Задание. Античные сооружения Акрополя в Афинах за пе¬риод времени с I960 по 1980 г. пострадали от загрязнения воздуха больше, чем за два с половиной предыдущих тысячелетия. Чем это объясняется?
(Ответ. Причина такого положения в том, что атмосфера Афин оказалась чрезвычайно загрязненной выбросами промышленных предприятий и транспорта. Специалисты выяснили, что предприятия и транспорт выделяют в атмосферу так много S02, что этот оксид выпадает на землю в виде кислотных дождей. В атмосфере оксид серы (IV) окисляется до оксида серы (VI):
SO2 + 02= 2SO3
Образующийся оксид серы (VI) реагирует с влагой воздуха, и
поэтому появляются облака, которые несут кислотные дожди
SOs + н2о = H2S04
Кислотные осадки воздействуют на мрамор древних статуй и колонн, усиленно их разрушая:
СаСО3 + H2S04= CaS04 + С02+ Н20
(мрамор)
По этой же причине несколько лет назад из Летнегосада в Санкт-Петербурге все подлинные статуи, являющиеся произведениями искусства, были убраны и заменены копиями.)
Органическая химия.
Тема «Белки».
Задание. Почему нельзя сушить обувь из натуральной кожи на батарее отопления?
(Ответ. Из чего обувь? Натуральная кожа
образована из белков - коллаген, кератин, эластин. Как влияет температура?
Происходит денатурация - нарушение естественной структуры белка, разрыв связей,
поддерживающих II и III структуры и деструкция - разрушение макромолекул белка,
с выделением газообразных веществ - NH3 , H2S, CO2 и т.д. (Эти процессы
изменяют прочность кожи и размер обуви).)
Тема «Жиры и мыла».
Задание. Почему женщины, изображённые на картине французского художника Жана Франсуа Милле "Прачки" имеют красные опухшие руки?
(Ответ. В горячей воде происходит гидролиз мыла с
образованием щелочи, которая разъедает руки.)
Задание. Почему самое жирное молоко у дельфинов (40%)?
(Ответ. Жиры молока - источник энергии для детёнышей. Нерегулярное кормление, быстрый рост детёнышей, высокая активность животных и большая отдача тепла во внешнюю среду - причины высокой жирности молока самок дельфинов.)
Задание. У какой рыбы, обитающей в озере Байкал, жир играет роль плавательного пузыря?
(Ответ. Тело голомянки из-за высокого содержания жира (35-40%) прозрачно. Жир позволяет ей обитать на большой глубине (до 1000м) и жить при круглогодичной температуре 3-50 С.)
«Занимательная химия» , как дополнение, можно использовать при выполнении домашних заданий:
1. Ответы на вопросы Вы найдете на игровом поле, вычеркните их в любом в положении.
2. Назовите древнюю науку, из которой выросла химия.
3. Какой древний философ первым высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших и невидимых частиц?
4. Как называется камень, который пытались найти алхимики?
5. Какой химический элемент алхимики изображали в виде огнедышащего дракона?
6. Как называется химический элемент, который можно перевести как «рождающий кислоты»?
7. Как Резерфорд предложил назвать модель атома, которая похожа на Солнечную систему?
8. Что называют «эликсиром бодрости»?
9. Как по-другому называется химический знак?
10. К какому семейству относится и церий, и европий?
11. Как называется элемент с порядковым номером 109?
12. Какой элемент обозначают символом Es?
13. «Серебряный призёр» по электроотрицательности ─ это кислород, а кто же «золотой»?
14. Формула 8-№ показывает число неспаренных …?
15. Какой элемент следует по порядковому номеру после углерода?
16. У какого элемента Ar 89
2. Начав
движение с левой верхней клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или
направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом,
чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось правило по мерам
предосторожности при обращении с химическими реактивами. Запишите его под
таблицей. Каждая клетка может быть использована только один раз.
Х |
И |
Р |
Е |
А |
К |
П |
Р |
О |
Б |
О |
У |
С |
И |
М |
Е |
И |
И |
Т |
Я |
З |
Ь |
А |
В |
К |
В |
Ч |
Е |
С |
К |
В |
Ы |
Н |
Е |
Л |
Т |
Ь |
Н |
А |
3.
Определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение
химического элемента в Периодической системе элементов, численно равны между
собой. Буквы, соответствующие правильным ответам, образуют название химического
элемента, обнаруженного в 1868 году в солнечном спектре. Запишите название
этого элементы под таблицей.
Строение атома |
Положение химического элемента в ПС |
||
Порядковый номер |
Номер периода |
Номер группы |
|
Заряд ядра |
Г |
Д |
Ж |
Число электронов в атоме |
Е |
З |
К |
Число протонов в ядре атома |
Л |
М |
Н |
Число нейтронов в ядре атома |
Ю |
У |
С |
Число электронов на внешнем уровне |
О |
П |
И |
Число электронных уровней |
Ч |
Й |
Я |
Задания, которые можно использовать как практическая работа
Тема |
Практическая работа |
Модель, коллекция (собственного выполнения) |
Атомы химических элементов |
1.Модель строения атома |
|
Простые вещества |
2.Коллекция металлов и неметаллов |
|
Соединения химических элементов |
3.Модели кристаллических решеток |
|
Изменения, происходящие с веществами |
1.Изготовление прибора для разложения воды электрическим током (на батарейках) 2.Действия на металлы различных веществ, необходимых на кухне. |
|
Химический практикум по теме «Массовая доля» |
3.Рецепты блюд, заготовок, где используется приготовление растворов с определенной массовой доли вещества |
|
Соединения химических элементов |
4.Коллекции различных классов веществ имеющихся дома. |
|
Растворение, растворы |
3.Проверка растворимости веществ в воде, имеющейся в аптечке и на кухне, классификация по растворимости. 4.Приготовление бордоской смеси, какие типы реакций при этом происходят. 5.Изготовление прибора для изучения электропроводимости веществ. 6. С какими, веществами реагирует уксусная кислота, где используют эти реакции в быту. |
|
Металлы |
7.Изучение условий влияющих на коррозию металлов. 8.Изучение свойств алюминия: плавление, горение фольги, действие нашатырного спирта и уксусной кислоты. |
4.Коллекция металлы и сплавы. 5.Виды коррозий и способы защиты. 6.Соединения металлов, используемых в быту. |
Неметаллы |
9.Изучение свойств водного раствора аммиака. Действие на природные индикаторы. Взаимодействие с уксусной кислотой. Нагревание. 10.Нетрадиционное использование аммиака в быту. 11.Наблюдение превращения красного фосфора в белый. 12.Нетрадиционное использование поваренной соли, соды. 13.Определение карбонатов среди веществ и горных пород имеющихся дома. 14.Приготовление смеси для получения «шипучки». 14.Изготовление действующей модели пенного огнетушителя. |
7.Коллекция « Виды речного песка нашей местности. |
Теория строения органических веществ |
8.Модель атома углерода в различных гибридных состояниях |
|
Углеводороды |
15.Определение непредельных соединений в светлых нефтепродуктах |
9.Модели молекул метана, этилена, ацетилена, бензола. |
Кислородсодержащие органические соединения |
16.Какие вещества растворяет спирт. Определение спирта в парфюмерных жидкостях. 17.Сравнение свойств уксусной и лимонной кислот. 18.Приготовление искусственного меда. Определение фальсифицированного мёда. 19.Исследования продуктов питания на наличие крахмала. 20.Получение сложного эфира из корок цитрусовых и изучение его свойств.21. Какие вещества вызывают денатурацию белка. 22.Изучение свойств капрона. Превращение волокна капрона в пластмассу и наоборот. |
10.Коллекция пластмасс. 11.Бабушкины рецепты варки мыла. 12.Коллекция волокон. |
При опросе домашнего задания, например, на химические понятия, определения можно использовать:
- опрос «Во сне»
- Прием «Ручеек»
Учащимся предлагается по очереди высказать, что они знают по теме домашнего задания.
- Прием «Опиши меня»
По картине, фотографии, рисунку описать явление, объект, процесс и т.д
- «Тонкие» и «Толстые» вопросы
В конце урока, или на дом, после новой изучения темы, учащиеся готовят по одному вопросу «тонкому» и «толстому». Вопросы помещаются в разные коробочки.
На следующий урок учащиеся вытягивают себе вопрос из любого мешочка и отвечают на него.
1 - ая коробочка «Тонкие» вопросы требуют лишь знания текста: кто, когда, в каком году, как называли, что говорили, какой, о чем думал, что делал и т.д
2-ая коробочка «Толстые»вопросы требуют размышления и анализа: объясните почему, что было бы если, мог ли, в чем сходство и различие между…, можно ли согласиться что…, чтобы вы сделали, если бы оказались в ситуации и.тд
-Компьютер проверяет знания
Можно найти онлайн –тест, или самому составить по пройденной теме. Ученик проходит его, видит свои ошибки, процент правильных ответов
- Прием «Да-нетка»
Учитель загадывает нечто (химический элемент, ученого-химика, химический процесс и тд). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить «да» или «нет»
- «Снежный ком»
Учитель показывает на ученика и говорит: «Слово!». Тот говорит слово, которое касается темы урока (например Металлы). Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение!» Второй ученик составляет предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него.
Данный игровой прием контроля и систематизации знаний учащихся привлекает к активной деятельности большое количество учащихся в классе.
Узнай меня». На уроках химии и др. можно предложить учащимся, приготовившись дома, выступить от имени известной персоны (ученого, химического элемента..), при этом не называя ее, но описывая характерные особенности, открытия, рассуждения и тд.
«Составь инструкцию» Составить инструкцию к темам «Кислоты», «Основания», знакомство с лабораторным оборудованием и т.д
Рекомендации:
1. для задавания на дом необходимо отводить специальное время;
2. давать задания следует при полном внимании всего класса;
3. домашнее задание должно быть понято всеми без исключения;
4. учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д.
5. оно должно быть хорошо объяснено.
6. чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум-максимум» – обязательные для всех и рассчитанные на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.
Заключение
Нетрадиционные домашние задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу и другие источники информации (и не только по химии), что положительно влияет на прочность знаний и качество обученности. В целом, нестандартные домашние задания могут быть очень полезными для подготовки и к ОГЭ. Они помогают ученику развивать свои навыки и лучше понимать материал. Кроме того, они могут помочь учителю оценить уровень знаний ученика и выявить его сильные и слабые стороны.
Таким образом, можно предположить, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями через творческие, нестандартные задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.