«Нетрадиционные формы работы по физическому воспитанию дошкольников с применением степ-платформы»
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного физического развития ребенка.
Проблема оздоровления детей дошкольного возраста всегда занимала и занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья и правильного физического развития.
В нашем дошкольном образовательном учреждении проводится системная работа по физическому развитию и воспитанию детей. Проанализировав динамику здоровья дошкольников, с уверенностью можно сказать, что уровень хронических заболеваний увеличивается с каждым годом. Восновном это заболевания органов дыхания, сердечно – сосудистой системы, нарушение осанки и плоскостопие. Ежегодные результаты диагностического обследования в ДОУ на начало учебного года также показывают недостаточный уровень общей физической готовности: у воспитанников отмечаются слабые скоростные способности, координационные нарушения, уровень развитияосновных видов движений не соответствует возрастной норме и др. Все это заставляет быть в постоянном поиске новых современных технологий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Интересной находкой для меня и моих воспитанников стала степ-аэробика, которая постепенно становится популярной в дошкольной физической культуре. Использование степ – платформ – одно из новых направлений оздоровительной работы, которое я не первый год успешно применяю в своей работе.В отличие от других форм физической культуры степ – аэробика позволяет решать очень широкий круг задач:
1. Развивать силу, ловкость, выносливость, гибкость.
2. Повышать тренированность мышц ног и тела.
3. Развивать чувство ритма, музыкальный слух, умение согласовывать движения с музыкой;
4. Формировать навыки выразительности, пластичности и грациозности движений.
В переводе с английского языка «степ» означает «шаг». Степ-аэробика для детей – это целый комплекс различных упражнений, различные по темпу и интенсивности; идет работа всех мышц и суставов, в основе которой ритмические подъемы и спуски. Ее выполняют под ритмическую музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой). Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребенка, его жизненный тонус. Ритмические движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления. Степ-аэробика представляет собой разновидность занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности с использованием степ- платформы. Степ – платформа высота, которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений, является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.
Снаряд очень полезен в работе с детьми. Первый плюс – это огромный интерес детей к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года. Второй плюс – у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры. Третий плюс – это развитие у ребенка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений. Четвертый плюс – воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др. Повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма.
Но самое главное достоинство степ – аэробики – ее оздоровительный эффект.Степ-аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные и точные движения, способствует гармоничному развитию.
В своей практике я выделяю три этапа обучения:
1. Этап ознакомления основных движений степ – аэробики;
2. Этап разучивания основных движений;
3. Этап совершенствования.
На этапе ознакомления я вырабатываю умение правильно вставать на степ. Для этого мы проговариваем и закрепляем с детьми основные правила степ-аэробики:
1. Подъем на степ происходит с правой ноги – стопа должна полностью встать на степ, ребенок должен почувствовать ногой опору.
2. Таким же образом поднимаем левую ногу.
3. Сходим со степа тоже поочередно: сначала опускаем одну ногу, затем вторую.
4. Ходьба на степе должна быть ровной, чтобы ноги не уходили в сторону (можно сопровождать ходьбу с движением рук).
На этапе разучивания знакомлю детей с комплексом степ-аэробики, который состоит из базовых шагов:
1. Обычная ходьба на месте.
2. Ходьба на степе.
3. Приставные шаги вперед – назад с подъёмом на степ.
4. Приставные шаги влево-вправо с подъемом на степ.
5. Шаги с движением рук вперед-назад, в стороны, круги и махи руками.
Для того, чтобы двигательные умения ребенка в дальнейшем совершенствовались вплоть до перехода в навык, использую процесс многократного повторения отдельных движений и двигательного действия в целом.
На этапе совершенствования добиваюсь выразительности движений и сформированные умения и навыки довожу до автоматизма.
Для того, чтоб не нарушать ритмическую согласованность выполняемых двигательных действий, на занятиях степ – аэробикой применяю визуальные команды – показ упражнений с правильной техникой выполнения. Помогает также и мимика – кивок головой, улыбка, что в свою очередь подбадривает ребят и способствует правильному выполнению упражнений.
Степ-аэробикой я занимаюсь с детьми в различных вариантах:
1. в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера;
2. как часть занятия в виде ОРУ;
3. в форме утренней гимнастики,
4. в показательных выступлениях детей на праздниках;
5. как степ-развлечение;
6. в форме активной двигательной деятельности.
Степ-платформа, используется разнообразно:
1. в качестве оборудования для формирования основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, ползание;
2. для подвижных игр;
3. для проведения эстафет;
4. для выполнения ритмических композиций;
5. для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих воспитанников, поэтому вопросы оздоровления ребенка должны решаться в тесном контакте с педагогами и с семьей. От того, как правильно организован режим дошкольника, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Работа с родителями – это консультирование родителей по вопросам оздоровления детей, здорового образа жизни, беседы, совместные досуги, развлечения и т. д. Совместно с педагогами проводим утреннюю гимнастику с элементами степ – аэробики, разрабатываем подвижные игры с использованием степ – платформ, проводим дополнительные занятия «Ритмика для дошколят».
Считаю, что в ходе проделанной мной работы по включению степ – аэробики в физкультурно – оздоровительную работу, были достигнуты положительные результаты. В процессе двигательной деятельности на степах дети познали себя, изучили перемещения в пространственной среде. Ребята стали более самостоятельны, у них появилась уверенность в себе и чувство удовлетворения достигнутым результатом в процессе преодоления трудностей, а также появился стимул для занятий степ – аэробикой.
Проанализировав свою работу по данной теме, наметила перспективу на будущее:
1. Продолжать использовать элементыстеп – аэробики на занятиях по физической культуре в целях общего оздоровления дошкольников.
2. Продолжать изучать новую методическую литературу по данному вопросу и внедрять в свою педагогическую практику.
3. Усилить интерес к занятиям степ – аэробикой, стимулируя детейна придумываниесвоихигровых комплексов.
Таким образом, использование элементов степ-аэробики на занятиях по физической культуре позволило повысить эффективность процесса физического развития и оказало положительное влияние на состояние здоровья наших воспитанников.
1.История возникновения степ – аэробики.
«Step» в переводе с английского языка означает «шаг». В конце 20 века Джина Миллер разработала новую методику - степ – аэробику. Она приспособила его для своих ежедневных тренировок после перенесенной ею травмы колена. Первым тренажером, которым она воспользовалась, для выздоровления были ступеньки крылья ее собственного дома. Джина так увлеклась движениями, в которых было множество элементов спуска и подъема, что не замечала, как пролетало время, и опомнилась только тогда, когда совсем выздоровела и приобрела свою прежнюю спортивную форму. Она на собственном опыте убедилась, что простейшие тренировки на ступеньках дали просто замечательные результаты. Воодушевившись полученными результатами, Джина Миллер решила превратить реабилитационную программу в новый вид фитнеса, который увлек миллионы людей, поддерживающих свое тело в тонусе. Со временем данная программа стала называться «степ – аэробика» и получила широкое распространение среди приверженцев здорового и активного образа жизни.
Степ – аэробика, джазовый танец и танцевальная аэробика - все это производные классической аэробики.
Степ – аэробика – это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы (степ – платформы) под танцевальную музыку.
Степ – аэробика – один из самых простых и эффективных стилей в аэробике.
«Step» в переводе с английского языка означает «шаг». В конце 20 века Джина Миллер разработала новую методику - степ – аэробику. Она приспособила его для своих ежедневных тренировок после перенесенной ею травмы колена. Первым тренажером, которым она воспользовалась, для выздоровления были ступеньки крылья ее собственного дома. Джина так увлеклась движениями, в которых было множество элементов спуска и подъема, что не замечала, как пролетало время, и опомнилась только тогда, когда совсем выздоровела и приобрела свою прежнюю спортивную форму. Она на собственном опыте убедилась, что простейшие тренировки на ступеньках дали просто замечательные результаты. Воодушевившись полученными результатами, Джина Миллер решила превратить реабилитационную программу в новый вид фитнеса, который увлек миллионы людей, поддерживающих свое тело в тонусе. Со временем данная программа стала называться «степ – аэробика» и получила широкое распространение среди приверженцев здорового и активного образа жизни.
Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы занятия были более интересными и насыщенными, мы приобрели для детей индивидуальные снаряды - степы.
При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т. е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150—160 уд. /мин.
Занятие по степ - аэробике состоит из 3 взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей Степ – аэробика – один из самых простых и эффективных стилей в аэробике.
«Step» в переводе с английского языка буквально означает «шаг». Шаговая аэробика проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений.
Степ - аэробика оказывает положительное действие на весь организм, укрепляя дыхательную, сердечно - сосудистую, мышечную и нервную системы, а также нормализуя артериальное давление и деятельность вестибулярного аппарата.
Все упражнения в степ – аэробике направлены на тренировку мышц сердца и выработку лучшей координации движений. Главное отличие степ-аэробики от классической – выполняя аналогичные упражнения, можно достичь гораздо большей нагрузки и результат даст о себе знать намного быстрее. Степ – аэробика воздействует на тело комплексно, при этом деликатно корректирует форму ног, развивая нужную группу мышц. Тело будет более стройным, гибким, пластичным и выносливым.
Такова история появления еще одного прекрасного вида спорта – степ – аэробики, которая не только улучшает фигуру, но и оздоравливают весь организм.
1). Подготовительная часть (разминка, направлена на то, чтобы размять и разогреть мышцы спины и конечностей, составляет 15-20% времени.
2). Основная часть (физические упражнения по оздоровительной гимнастике) по времени занимает 65-70%.
3). Заключительная часть (восстановление, постепенное снижение физической и психологической нагрузки, занимает 10-20% времени.
Занятие проводится под четким руководством инструктора, за физическим состоянием обучающихся и воспитанников осуществляет контроль медицинский работник.
Методы и приемы, используемые на занятиях степ - аэробикой : объяснение, показ упражнений инструктором, ребенком, использование наглядных пособий, имитация, звуковые ориентиры, индивидуальная работа, игровые методы, ритмическая гимнастика для повышения интереса к занятиям.
Меняется современный мир, меняются
и люди, которые в нём живут и, конечно же, дети. Современные дошкольники
намного способнее и любознательнее чем раньше. Поэтому главная цель дошкольного
образования на данном этапе - помочь каждому ребёнку раскрыться, создать
каждому дошкольнику все условия для реализации его потенциала.
В настоящее время проблема физического воспитания
детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе.
Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физического
развития, формируются двигательные способности, интерес к физической культуре.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования
работа в рамках образовательной области «Физическое развитие» требует особой
компетентности. Решение задач по сохранению и укреплению здоровья ребёнка,
формирования начал и привычки здорового образ жизни, воспитания у детей
потребности в физическом совершенствовании предполагает использование различных
форм организации детей, применение методик как традиционных, так и
инновационных.
Так же стандарт планирует новое отношения участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребёнка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие. Появилось понятие культурных практик. Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.
Она обладает рядом достоинств и в целом оказывает положительное влияние на детский организм. Регулярные занятия степ-аэробикой позволяют укрепить сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную и мышечную системы.
Цель: обогащение двигательного опыта и развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством степ-аэробики.
Задачи:
Обучающие задачи:
Обучать технике выполнения движений на степ-платформе, совершенствовать двигательные умения.
Развивающие задачи:
Развивать общую выносливость, мышечную силу, физические качества, чувство ритма, формировать устойчивое равновесие, координацию движений;
Развивать творческую активность, инициативу и самостоятельность при выполнении физических упражнений.
Воспитательные задачи:
Закреплять умение осуществлять самоконтроль, формировать интерес к занятиям по физической культуре и спорту.
Степ-аэробика для детей – это целый комплекс упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов, в основе которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа. Её выполняют под музыку и сочетают с движениями различными частями тела. Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус. Новизна моего опыта заключается в систематичном использовании степ-аэробики с детьми старшего дошкольного возраста.
Степ - это ступенька высотой не более 8 см, шириной - 25 см, длиной - 40 см.
Занятия степ - аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение.
Степ-аэробику применяю в разных формах:
· в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—35 мин.;
· как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);
· в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
· в показательных выступлениях детей на праздниках;
· как степ-развлечение.
· акции;
· дни здоровья;
· мастер-класс;
· индивидуальная работа;
Один комплекс степ - аэробики, как полного занятия, выполняется детьми в течение одного месяца, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться.
Технология подразумевает 3 этапа обучения:
1.Этап ознакомления основных движений степ – аэробики на занятии мною решаются следующие задачи: создать у детей представление об основных базовых упражнениях, заинтересовывать их в сознательном и активном овладении упражнением, ознакомить с техникой безопасности работе на степе.
2.На этапе разучивания я ставлю задачи по формированию двигательного умения и дальнейшего его совершенствования вплоть до перехода в навык. В основе формирования умения лежит процесс многократного повторения, усложнения (танцевальные связки, переходы, разные подходы к степ-платформе) отдельных движений, шагов и двигательного действия в целом.
3.На стадии совершенствования двигательного действия происходит завершение формирования основного варианта выполнения упражнений, и проявляются некоторые признаки двигательного навыка.
В ходе работы с детьми, появилась необходимость в еще одном этапе обучения:
4.Пользуясь приобретенными двигательными навыками, дети самостоятельно придумывают собственную композицию.
Широко использую линейный метод обучения – многократное повторение того или иного элемента ногами, с последующим добавлением движений рук и головы. Комбинационный метод (блоковый) - представляет собой разучивание комбинации из нескольких шагов. Подготовка и разучивание комбинаций – это методический процесс, включающий определение целей комбинации, определение методов разучивания, составление комбинаций.
При проектировании занятий степ-аэробикой учитываю физическую подготовленность и развитие:
- рациональный подбор упражнений;
- равномерное распределение нагрузки на организм;
- постепенное увеличение объёма и интенсивности нагрузки.
Дошкольники знакомятся с базовыми шагами степ-аэробики, техникой работы и безопасности работы со степ-платформой, выполняют словесные команды во время тренировки. В результате дети выполняют движения на степ-платформе, могут оценивать свои движения, совершенствуют двигательные умения, развивают выносливость, быстроту и мышечную силу, что способствует формированию правильной осанки, укреплению мышечно – связочного аппарата ног и туловища, стимулированию работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма.
На занятиях по степ-аэробики особое внимание уделяю детской инициативе и самостоятельности. Воспитанники сами принимают участие в выборе подвижных игр, музыки, а также в разучивании и показе собственно придуманных комбинаций. Для самостоятельного построения детьми собственной композиции применяю схемы и таблицы, на которых показаны базовые шаги, движения рук и головы, положения степ-платформы. Что способствует развитию инициативы и творчества.
Чтобы занятия были яркими, стараюсь постоянно находить интересную музыку. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений. Так же в занятия включаю подвижные игры, дыхательную гимнастику, самомассаж, игривой стрейчинг и т. д. Для этого постоянно пополняю картотеку подвижных игр, комплексов оздоровительных гимнастик, аудио материалы.
Данный педагогический опыт может быть полезен не только инструкторам по физической культуре, воспитателям, но и родителям которые заинтересованы в оздоровлении своих детей. В домашних условиях можно изготовить степ-доску и проводить полноценные занятия по степ-аэробике. Так же для родителей организую презентации, открытые занятия.
Дошколята с большим удовольствием посещают утреннюю гимнастику, в результате заметно повысился интерес к физической культуре и спорту. Дети стали увереннее, выносливее, улучшилась координации, равновесие, чувство ритма и согласованность движений с музыкой.
Проводя в течение года оздоровительную работу по методике И. Кузиной "Степ-аэробика для дошкольников" и проработав методическую литературу, мной приобретен большой опыт в данной области. В заключении можно сделать следующий вывод, что работа которая была проведена в течении года принесла свои плоды : родители стали более серьезно относится к оздоровлению своих детей, больше интересоваться чем мы занимаемся в детском саду с детьми на дополнительном занятии по оздоровлению, а проведенные занятия по оздоровительной степ - аэробике доставляют детям большое удовольствие, поднимают настроение, повышают жизненный тонус, дети приобретают необходимые двигательные навыки и умения, укрепляют дыхательную систему и развивают в них уверенность. У детей хорошо стало развито ориентировка в пространстве, общая выносливость, совершенствуется точность движений, а также идет большая физическая подготовка детей к школе. Но самое главное достоинство степ-аэробики - ее оздоровительный эффект.
Степ - платформы есть у нас, мы покажем мастер класс!
Под песню «Доброта»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.