Нетрадиционные формы урока истории
Оценка 5

Нетрадиционные формы урока истории

Оценка 5
Лекции
doc
история
Взрослым
04.06.2021
Нетрадиционные формы урока истории
В последнее время в обществе часто обсуждается проблема снижения интереса к обучению у детей, которые считают учебу скучным и неинтересным занятием. Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их удивить, заинтересовать. Как сделать урок интересным? Способствовать воспитанию познавательного интереса у детей может проведение учебных занятий в нетрадиционных формах.
нетрадиционные формы урока истории.doc

Нетрадиционные формы урока истории как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Власова Наталья Ивановна

Учитель истории МАОУ СОШ № 23

 

       В последнее время в обществе часто обсуждается проблема снижения интереса к обучению у детей, которые считают учебу скучным и неинтересным занятием. Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их удивить, заинтересовать. Как сделать урок интересным? Способствовать воспитанию познавательного интереса у детей может проведение учебных занятий в нетрадиционных формах.

       В методических изданиях встречаются термины «нестандартный урок», «нетрадиционный урок». Нетрадиционный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. По поводу проведения нетрадиционных уроков среди педагогов существуют различные мнения. Кто-то видит в них прогрессивное направление. Кто-то считает такие уроки нарушением педагогических принципов, отступлением педагогов перед обленившимися обучающимися, не желающими и не умеющими серьезно трудиться. Но, интерес и занимательность не исключают серьезного труда, наоборот, яркий, интересный урок стимулирует активность, повышает мотивацию к обучению, создает условия для более глубокого изучения материала, для повышения уровня сложности в обучении. Кроме этого, проведение нетрадиционных уроков требует от педагога серьезной теоретической и методической подготовки, организаторских способностей. Проведение нестандартного урока, является показателем уровня развития отношений между педагогом и обучающимися, так как предполагает открытое общение, которое невозможно без доверительных отношений и взаимного уважения.

Нестандартные уроки отличают следующие особенности:

·                       наличие творческой деятельности;

·                       наличие проблемы и организация самостоятельного поиска обучающимися путей и вариантов ее решения;

·                       наличие необычных элементов, условий работы;

·                       наличие ситуаций, в которых обучающиеся активно воспроизводят, используют полученные ранее знания.

·                       отказ от шаблонов в организации урока;

·                       максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность;

·                       применение различных форм групповой работы;

·                       основа эмоционального фона урока не развлекательность, а занимательность и увлечение;

·                       создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;

·                       уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;

·                       оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;

·                       использование оценки не только в качестве результирующего, но и формирующего инструмента

       Классификация форм нестандартных уроков достаточно широка. Рассмотрим некоторые из них.

       Например, Вингливскт Н.Н. предлагает классифицировать нестандартные уроки следующим образом: урок-конференция, урок-КВН, урок-диспут, урок-ярмарка, урок-аукцион, урок-концерт, урок-путешествие, урок-знакомство, урок-проба на роль, урок-интервью, урок-тренинг и т.п.

       Щенев В.А. в классификации использует традиционную типологию уроков, дополняя их нестандартными формами:

·                       урок формирования новых знаний (уроки лекционной формы, уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции, интегрированные уроки);

·                       уроки обучения умениям и навыкам (уроки-диалоги, уроки с деловой/ролевой игрой, практикумы);

·                       уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений (семинары внеклассного чтения, КВН, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, урок на асфальте);

 

     

·                       уроки проверки и контроля знаний и умений (зачетные викторины, защита творческих работ, проектов, соревнования, творческие отчеты).

 

     Зачетная викторина

 «Из истории интернета»                                               Защита проекта

                 

·                       интерактивные технологии кооперативного обучения работы на уроке (сократовская беседа, работа в парах, карусель, работа малых группах (диалог, синтез мыслей, круг идей…), аквариум и др.);

·                       интерактивные технологии коллективно-группового обучения (обсуждение проблемы в общем круге, «микрофон», «Броуновское движение», анализ ситуации и др.);

·                       интерактивные технологии обсуждения дискуссионных вопросов («неоконченная цепочка», «займи позицию», ток-шоу, дебаты и др.).

·                       на основе игровой деятельности: игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей), игры обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности), игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъект-объектных отношений).

·                       на основе дискуссионной деятельности: семинары (индивидуальная работа), структурированные дискуссии (групповая работа), проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса).

·                       на основе исследовательской деятельности: практические занятия (коллективная деятельность класса), проблемно-лабораторные занятия (групповая работа), исследовательские уроки (индивидуальная работа).

Короткова Н.В. предлагает классификацию нетрадиционных уроков, в основе которой находятся различные виды учебной деятельности. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

·                       уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, кроссворд, викторина, квест.

 

 

Квест  «Все дороги ведут в Рим».

·                       уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

·                       уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок «Дублер начинает действовать».

·                       уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

·                       уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок XXI века.

·                       уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.

При проведении традиционных уроков возможно использование нестандартных приемов, таких как: «аквариум», «круг идей», «микрофон», «ученый совет», «найди ошибку», «интересный вопрос», «запретный вопрос», «конкурс сказочников», «дерево мудрости», «почта», «почемучка», «ключевое слово», «напишите письмо», «радуга» и др.

Выделяют три периода подготовки и проведения нестандартных уроков.

Первый период – подготовительный. Здесь активное участие принимают как педагог, так и обучающиеся (они делятся на группы, команды, получают задания, готовят материалы и т.п.)

Второй период – урок, в структуре которого:

1) организация постановки проблемы, нахождения путей ее решения, мотивации деятельности;

2)сообщение нового материала;

3) организация работы по формированию умений и навыков обучающихся.

Третий период – анализ урокагде дается оценка итогам обучения, сформированным умениям, характеру поведения и общения обучающихся.

Эффективность проведения нестандартных уроков заключается в том, что:

·                       учебные занятия становятся более запоминающимися, эмоциональными;

·                       форма организации урока способствует глубокому усвоению материала;

·                       создаются условия для развития творческих способностей, логического мышления, любознательности, интереса к предмету;

·                       используются межпредметные связи, что способствует разностороннему развитию личности обучающегося.

Следует помнить, что:

·                       нецелесообразно слишком частое использование нестандартных форм урока, это может привести к потере устойчивого интереса к процессу учения;

·                       нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка;

·                       при выборе формы нетрадиционных уроков необходимо учитывать уровень подготовленности, особенности класса в целом и каждого обучающегося в отдельности;

·                       рекомендуется использовать нестандартные уроки при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков обучающихся.

Целесообразно привлекать обучающихся к работе по поиску и подбору материала, изготовлению дидактических пособий, составлению вопросов и проведению урока с целью повышения у них интереса к обучению, познавательной активности, стимулирования учебно-познавательной деятельности.

Особого внимания требует подготовка заданий для работы на нетрадиционном уроке. Задания:

·                       направлены на развитие логики, смекалки, образного мышления, сообразительности;

·                       отличаются уровнем сложности;

·                       имеют практическую значимость и межпредметное содержание;

·                       занимательные по форме, содержанию, сюжету, способу решения;

·                       имеют неожиданный результат.

       Наша школа 5 лет участвует в областном проекте «Музей и школа: пути взаимодействия». Обучающиеся 5-х классов 1 раз в четверть посещают музейный класс Областного краеведческого музея , где проходят повторительно-обобщающие уроки по истории Древнего мира. При изучении материала активно применяются музейно-педагогические технологии: на уроках, во внеклассной работе, а также во внеаудиторных занятиях.

Виды технологий, используемых в нестандартных уроках:

-диалогические экскурсии

                                            

 

-погружение в среду

-технология театрализации

-творчество, создание образа

 

 

-технология инсценировки                                                                    

                               

 

       Нестандартные уроки должны быть в арсенале каждого преподавателя. Они больше нравятся обучающимся в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации. При подготовке к проведению нестандартного урока педагогу необходимо учитывать общий уровень развития классного коллектива, готовность обучающихся к работе в условиях нестандартного урока, степень освоения ими учебного материала. Разработанные методики проведенных уроков позитивно влияют на познавательный интерес, активность учеников в процессе выполнения предлагаемых заданий, а также на уровень сформированных знаний и умений.

 

 

Список литературы

       Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.

       Оцабрик И.В. Теоретические аспекты интерактивных технологий в дидактике// Зарубежная литература. – 2005. - № 8. – с. 28 – 31.

       Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

       Вингливскт Н.Н. Элементы интерактивной методики – каждому уроку - 2002. - № 1. – с. 149 -158.

       Волович М.Б. Методические рекомендации учителю : Как обеспечить усвоение математики в 6-м кл. с помощью комплекта средств обучения / М. Б. Волович. - М. : ТОО "Фирма "Линка-пресс", 1995.

       Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Р-н/Д.: «Феникс», 2004

 

 


Нетрадиционные формы урока истории как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями

Нетрадиционные формы урока истории как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями

Нестандартные уроки отличают следующие особенности : · наличие творческой деятельности; · наличие проблемы и организация самостоятельного поиска обучающимися путей и вариантов ее решения; · наличие…

Нестандартные уроки отличают следующие особенности : · наличие творческой деятельности; · наличие проблемы и организация самостоятельного поиска обучающимися путей и вариантов ее решения; · наличие…

Щенев В.А. в классификации использует традиционную типологию уроков, дополняя их нестандартными формами: · урок формирования новых знаний (уроки лекционной формы, уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции,…

Щенев В.А. в классификации использует традиционную типологию уроков, дополняя их нестандартными формами: · урок формирования новых знаний (уроки лекционной формы, уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции,…

Броуновское движение», анализ ситуации и др

Броуновское движение», анализ ситуации и др

Квест «Все дороги ведут в Рим»

Квест «Все дороги ведут в Рим»

Третий период – анализ урока , где дается оценка итогам обучения, сформированным умениям, характеру поведения и общения обучающихся

Третий период – анализ урока , где дается оценка итогам обучения, сформированным умениям, характеру поведения и общения обучающихся

Особого внимания требует подготовка заданий для работы на нетрадиционном уроке

Особого внимания требует подготовка заданий для работы на нетрадиционном уроке

-погружение в среду -технология театрализации -творчество, создание образа

-погружение в среду -технология театрализации -творчество, создание образа

Нестандартные уроки должны быть в арсенале каждого преподавателя

Нестандартные уроки должны быть в арсенале каждого преподавателя

Оцабрик И.В. Теоретические аспекты интерактивных технологий в дидактике//

Оцабрик И.В. Теоретические аспекты интерактивных технологий в дидактике//
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2021