Нетрадиционные формы урока истории как один из способов повышения качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС.
Власова Наталья Ивановна
Учитель истории МАОУ СОШ № 23
В последнее время в обществе часто обсуждается проблема снижения интереса к обучению у детей, которые считают учебу скучным и неинтересным занятием. Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их удивить, заинтересовать. Как сделать урок интересным? Способствовать воспитанию познавательного интереса у детей может проведение учебных занятий в нетрадиционных формах.
В методических изданиях встречаются термины «нестандартный урок», «нетрадиционный урок». Нетрадиционный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. По поводу проведения нетрадиционных уроков среди педагогов существуют различные мнения. Кто-то видит в них прогрессивное направление. Кто-то считает такие уроки нарушением педагогических принципов, отступлением педагогов перед обленившимися обучающимися, не желающими и не умеющими серьезно трудиться. Но, интерес и занимательность не исключают серьезного труда, наоборот, яркий, интересный урок стимулирует активность, повышает мотивацию к обучению, создает условия для более глубокого изучения материала, для повышения уровня сложности в обучении. Кроме этого, проведение нетрадиционных уроков требует от педагога серьезной теоретической и методической подготовки, организаторских способностей. Проведение нестандартного урока, является показателем уровня развития отношений между педагогом и обучающимися, так как предполагает открытое общение, которое невозможно без доверительных отношений и взаимного уважения.
Нестандартные уроки отличают следующие особенности:
· наличие творческой деятельности;
· наличие проблемы и организация самостоятельного поиска обучающимися путей и вариантов ее решения;
· наличие необычных элементов, условий работы;
· наличие ситуаций, в которых обучающиеся активно воспроизводят, используют полученные ранее знания.
· отказ от шаблонов в организации урока;
· максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность;
· применение различных форм групповой работы;
· основа эмоционального фона урока не развлекательность, а занимательность и увлечение;
· создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;
· уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;
· оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;
· использование оценки не только в качестве результирующего, но и формирующего инструмента
Классификация форм нестандартных уроков достаточно широка. Рассмотрим некоторые из них.
Например, Вингливскт Н.Н. предлагает классифицировать нестандартные уроки следующим образом: урок-конференция, урок-КВН, урок-диспут, урок-ярмарка, урок-аукцион, урок-концерт, урок-путешествие, урок-знакомство, урок-проба на роль, урок-интервью, урок-тренинг и т.п.
Щенев В.А. в классификации использует традиционную типологию уроков, дополняя их нестандартными формами:
· урок формирования новых знаний (уроки лекционной формы, уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции, интегрированные уроки);
· уроки обучения умениям и навыкам (уроки-диалоги, уроки с деловой/ролевой игрой, практикумы);
· уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений (семинары внеклассного чтения, КВН, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, урок на асфальте);
· уроки проверки и контроля знаний и умений (зачетные викторины, защита творческих работ, проектов, соревнования, творческие отчеты).
Зачетная викторина
«Из истории интернета» Защита проекта
· интерактивные технологии кооперативного обучения работы на уроке (сократовская беседа, работа в парах, карусель, работа малых группах (диалог, синтез мыслей, круг идей…), аквариум и др.);
· интерактивные технологии коллективно-группового обучения (обсуждение проблемы в общем круге, «микрофон», «Броуновское движение», анализ ситуации и др.);
· интерактивные технологии обсуждения дискуссионных вопросов («неоконченная цепочка», «займи позицию», ток-шоу, дебаты и др.).
· на основе игровой деятельности: игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем, распределение ролей), игры обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности), игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъект-объектных отношений).
· на основе дискуссионной деятельности: семинары (индивидуальная работа), структурированные дискуссии (групповая работа), проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса).
· на основе исследовательской деятельности: практические занятия (коллективная деятельность класса), проблемно-лабораторные занятия (групповая работа), исследовательские уроки (индивидуальная работа).
Короткова Н.В. предлагает классификацию нетрадиционных уроков, в основе которой находятся различные виды учебной деятельности. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:
· уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, кроссворд, викторина, квест.
Квест «Все дороги ведут в Рим».
· уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
· уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок «Дублер начинает действовать».
· уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
· уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок XXI века.
· уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.
При проведении традиционных уроков возможно использование нестандартных приемов, таких как: «аквариум», «круг идей», «микрофон», «ученый совет», «найди ошибку», «интересный вопрос», «запретный вопрос», «конкурс сказочников», «дерево мудрости», «почта», «почемучка», «ключевое слово», «напишите письмо», «радуга» и др.
Выделяют три периода подготовки и проведения нестандартных уроков.
Первый период – подготовительный. Здесь активное участие принимают как педагог, так и обучающиеся (они делятся на группы, команды, получают задания, готовят материалы и т.п.)
Второй период – урок, в структуре которого:
1) организация постановки проблемы, нахождения путей ее решения, мотивации деятельности;
2)сообщение нового материала;
3) организация работы по формированию умений и навыков обучающихся.
Третий период – анализ урока, где дается оценка итогам обучения, сформированным умениям, характеру поведения и общения обучающихся.
Эффективность проведения нестандартных уроков заключается в том, что:
· учебные занятия становятся более запоминающимися, эмоциональными;
· форма организации урока способствует глубокому усвоению материала;
· создаются условия для развития творческих способностей, логического мышления, любознательности, интереса к предмету;
· используются межпредметные связи, что способствует разностороннему развитию личности обучающегося.
Следует помнить, что:
· нецелесообразно слишком частое использование нестандартных форм урока, это может привести к потере устойчивого интереса к процессу учения;
· нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка;
· при выборе формы нетрадиционных уроков необходимо учитывать уровень подготовленности, особенности класса в целом и каждого обучающегося в отдельности;
· рекомендуется использовать нестандартные уроки при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков обучающихся.
Целесообразно привлекать обучающихся к работе по поиску и подбору материала, изготовлению дидактических пособий, составлению вопросов и проведению урока с целью повышения у них интереса к обучению, познавательной активности, стимулирования учебно-познавательной деятельности.
Особого внимания требует подготовка заданий для работы на нетрадиционном уроке. Задания:
· направлены на развитие логики, смекалки, образного мышления, сообразительности;
· отличаются уровнем сложности;
· имеют практическую значимость и межпредметное содержание;
· занимательные по форме, содержанию, сюжету, способу решения;
· имеют неожиданный результат.
Наша школа 5 лет участвует в областном проекте «Музей и школа: пути взаимодействия». Обучающиеся 5-х классов 1 раз в четверть посещают музейный класс Областного краеведческого музея , где проходят повторительно-обобщающие уроки по истории Древнего мира. При изучении материала активно применяются музейно-педагогические технологии: на уроках, во внеклассной работе, а также во внеаудиторных занятиях.
Виды технологий, используемых в нестандартных уроках:
-диалогические экскурсии
-погружение в среду
-технология театрализации
-творчество, создание образа
-технология инсценировки
Нестандартные уроки должны быть в арсенале каждого преподавателя. Они больше нравятся обучающимся в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации. При подготовке к проведению нестандартного урока педагогу необходимо учитывать общий уровень развития классного коллектива, готовность обучающихся к работе в условиях нестандартного урока, степень освоения ими учебного материала. Разработанные методики проведенных уроков позитивно влияют на познавательный интерес, активность учеников в процессе выполнения предлагаемых заданий, а также на уровень сформированных знаний и умений.
Список литературы
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
Оцабрик И.В. Теоретические аспекты интерактивных технологий в дидактике// Зарубежная литература. – 2005. - № 8. – с. 28 – 31.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
Вингливскт Н.Н. Элементы интерактивной методики – каждому уроку - 2002. - № 1. – с. 149 -158.
Волович М.Б. Методические рекомендации учителю : Как обеспечить усвоение математики в 6-м кл. с помощью комплекта средств обучения / М. Б. Волович. - М. : ТОО "Фирма "Линка-пресс", 1995.
Кукушин В. С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Р-н/Д.: «Феникс», 2004
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.