«Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»
Оценка 5

«Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Оценка 5
docx
18.07.2021
«Нетрадиционные  методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»
Муртазина -.docx

 

 

 

 

 

« Нетрадиционные  методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

 

 

 

 

 

 

Актуальность:

Тема внедрения нетрадиционных  методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных  методы работы.

Использование нетрадиционных  методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных  методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Цель: Осуществление коррекционно-логопедической работы с применением нетрадиционных  методов

Задачи:

  1.  Изучить литературу по теме самообразования.

  2. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.

 3. Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.

Важную роль в профилактике речевых нарушений у дошкольников играет совместная  деятельность логопеда, воспитателя и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи ребенка. Так как речь формирует личность ребенка и формируется по подражанию, т.е. в процессе общения окружающими его взрослыми и не правильное речевое окружение  и воспитание может стать причиной возникновения речевого дефекта. Своевременная профилактика речевых нарушений у дошкольников тесно связана с предупреждением нервно- психических отклонений в состоянии здоровья.

В настоящее время сложилась  ситуация, в которой мы видим, что  количество детей, которые имеют отклонения в речевом развитии, значительно выросло. Среди них большая  часть -  это дети дошкольного возраста, страдающие  общим недоразвитием речи. Имея полноценный слух и интеллект, они не готовы к усвоению школьной программы из-за несформированности лексической, грамматической и фонетической сторон речи.  У дошкольников, страдающих общим недоразвитием речи,  часто отмечаются недостаточная устойчивость внимания, снижение объема  памяти, эмоциональная возбудимость, отставание в двигательной сфере, недостаточным  развитием  моторики пальцев рук  и т.д.

В связи увеличением числа детей, страдающих речевыми нарушениями  на сегодняшний день,  актуален поиск новых форм,  методов и приемов  коррекционной работы. В данном случае актуальность проявляется в выборе системного и комплексного подхода при коррекции речевого,  психического и соматического развития ребенка. В специальной литературе, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми в дополнение к традиционным методам. Можно отметить работы таких авторов как  Е.А. Пожиленко, В.В. Коноваленко,  М.И. Чистякова,  М.А. Поваляева,  и др.

Специфика нетрадиционных методов  направлена на: развитие ребенка и  процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Она включает в себя  коррекционную работу, которая направлена на исправление либо ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, которая направлена на раскрытие возможностей ребенка и достижение им оптимального уровня развития.

Для вырабатывания чётких и согласованных движений органов артикуляции помогают не только проведение артикуляционных упражнений в традиционном виде, но и разнообразные упражнения с применением ложек, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Дети помогают ложками поднимать свой язык к верхнему небу, делая при этом  массаж языка и  губ, при помощи поколачивания, похлопывания и поглаживания  ложкой.

Следующий метод, применяемый в логопедической практике - упражнения с водой, которые способствуют усилению кинестезий, т.к. вода  активнее раздражает чувствительные зоны в полости рта, стимулируя при этом иннервацию.

Активно используемый нетрадиционный метод в коррекционной работе - логопедический массаж и обучение самомассажу, который  способствует быстрой нормализации тонуса артикуляционных мышц и формированию координированных артикуляционных движений. Возможно применение различных видов логомассажа, комбинирования  и дополнения отдельными элементами: классический, точечный, с применением массажёров, силиконовых напалечников, чупа-чупсов, зубных щёток, леденцов, прорезывателей для зубов, и т.д. Так же  для более активного воздействия на артикуляционные мышцы применяют  криотерапию - поочерёдное прикладываниегорячего и холодного на короткое время к мышцам губ, щёк, языка.

К относительно новым нетрадиционным методам в логопедической практике относятся песочная терапия, т.к. игра с песком - это естественная и доступная форма деятельности для ребенка, где он может выразить свои переживания, страхи; Су – Джок терапия; парадоксальная гимнастики А.Н. Стрельниковой, которая способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха; «куклотерапия» - применяется при нарушении поведения ребенка, страхах, с любимым образом героя из сказки, мультфильма или любимой игрушкой разыгрываются с детьми истории, связанные с травмирующей ситуацией, где сюжет заканчивается бурными эмоциональными реакциями, снятием напряжения.

Сказкотерапия, еще один из  нетрадиционных методов, которая позволяет расширять кругозор и формировать представления об окружающем мире. Через сказку у дошкольника развиваются навыки ролевого поведения. Она оказывает влияние на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. На логопедических занятиях так же  можно использовать приёмы музыкотерапии, например, прослушивание музыкальных произведений во время штриховки или рисования; выполнение ритмических движений под музыку; пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение и т.д.

Таким образом, используя нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников в коррекционной деятельности, мы сможем достичь высоких результатов, так как важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно взаимодействовать и способность к проявлению волевых усилий для достижения успеха [1].

 

 

Планируемая работа

 

 

Планируемая работа на 2014-15 учебный год

 

1

       Изучение новинок  логопедической литературы

В течение года

2

       Психолого-педагогические основы использования нетрадиционных  методов в ДОУ

Ноябрь

3

       Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения нетрадиционных  методов  в дошкольном возрасте

Сентябрь

4

         Подготовить теоретический материал по теме самообразования.

Май

5

         Подготовить буклет по теме: «Нетрадиционные методы работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Октябрь

6

         Подготовить фотоматериал: «Логопедические игры с использованием нетрадиционного материала»

Январь

7

       Систематизировать развивающие игры, упражнения с использованием нетрадиционных  методов в помощь логопеду.

Август

8

         Изготовить дидактический материал по применению камушков марблс в коррекционно-логопедической работе.

Июнь

9

         Подготовить  материал к проведению мастер-класса для учителей-логопедов города по теме: «Использование нетрадиционных методов и форм  в логопедической работе»

Октябрь

10

Разработать перспективный план на  учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи воспитанников.

Декабрь

11

  1. Разработать памятку для родителей по использованию нетрадиционных  методов в домашних условиях

Май

12

  1. Систематизировать практический материал по данной проблеме.

Апрель

13

    Участие в работе методического объединения учителей-логопедов города по теме «Использование нетрадиционных форм и методов в логопедической работе» 

Апрель

14

Изучать опыт работы логопедов через интернет-ресурсы.

В течение года

15

Распространение опыта работы: добавление разработок на личную страницу сайта.

В течение года

16

Участие в конкурсе «Лучшие разработки  коррекционных занятий по логопедии».

Подготовить  конспект индивидуального коррекционного занятия с воспитанниками ФФН с использованием нетрадиционных методов.

Февраль

17

Подготовить отчет

май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационные ресурсы:

1.    Журнал «Логопед». №3 -8,  2006г.

2.    Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 2000г

3.    Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг – СПб.: ИД «МиМ», 2004

4.    Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов–на-Дону: «Феникс», 2001

5.    Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов–

      на-Дону: Изд. РГПУ, 2002

 

 


 

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Актуальность : Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни

Актуальность : Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни

Важную роль в профилактике речевых нарушений у дошкольников играет совместная деятельность логопеда, воспитателя и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи ребенка

Важную роль в профилактике речевых нарушений у дошкольников играет совместная деятельность логопеда, воспитателя и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи ребенка

Специфика нетрадиционных методов направлена на: развитие ребенка и процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений

Специфика нетрадиционных методов направлена на: развитие ребенка и процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений

Су – Джок терапия; парадоксальная гимнастики

Су – Джок терапия; парадоксальная гимнастики

Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения нетрадиционных методов в дошкольном возрасте

Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения нетрадиционных методов в дошкольном возрасте

Информационные ресурсы: 1.

Информационные ресурсы: 1.

на-Дону: Изд. РГПУ, 2002

на-Дону: Изд. РГПУ, 2002
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2021